Учебная дисциплина – Экологическое право
КУРСОВАЯ РАБОТА
тема:
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН»
САРАТОВ – 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и виды
экологических прав человека ………………..
52. Правовое
регулирование экологических прав человекапо российскому
законодательству ………………………………. 83. Защита экологических прав
граждан в судебном иадминистративном
порядке
………………………………………. 133.1. Защита экологических прав в
сфере деятельности
органов исполнительной власти
………………………………… 14
3.2. Защита экологических прав
граждан в
Конституционном Суде РФ ………………………………………
16
3.3. Защита экологических прав
Уполномоченным по
правам человека в Российской
Федерации ………………………. 17
3.4. Защита экологических прав и
Европейский суд по
правам человека
…………………………………………………… 18
4. Роль общественных объединений
в защитеэкологических
прав граждан
……………………………………… 20Заключение ……………………………………………………………….. 23
Список использованных источников ……………………………….. 24
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос
об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей
среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны
окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах
человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду,
реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам человека,
но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благоприятного состояния
окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1].Но
любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей
стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей
среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и
определяет порядок их регулирования в Российской Федерации.Означает ли, что с
принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране
будут решены, и все экологические права соблюдены? Безусловно, нет. Потребуется
детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов
практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения
фундаментальных исследований в данной предметной области.Целью курсовой работы является теоретическое обобщение
основных положений в области регулирования экологических прав граждан.Данная цель
достигается решением следующих задач:Ø
систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав
человека по видам;Ø
раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав
граждан в соответствии с российским законодательством;Ø
анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в
судебном и административном порядке;Ø
оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.
1. Понятие
и виды экологическихправ
человекаПод
экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные
в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных
потребностей человека при взаимодействии с природой[2].По
уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные
права в области окружающей среды.Основные
права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской
Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми
документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции
РФ являются составной частью правовой системы России. К международным
документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.),
Европейская социальная хартия (1961 г.).Так,
основными конституционными являются право частной собственности на землю
(ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его
здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение
к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право
каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень
прав дается в гл. 2 Конституции РФ.В
соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права
относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека.
Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и
недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными
и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.К
категории иных экологических прав человека относятся права в области
природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных
нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности
таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных
граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации,
на радиационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах
и др.Выделение в предлагаемой классификации категории «иные
экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем
основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.Наряду с представленной выше классификацией, экологические
права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или
сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных
пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические
права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как
самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые
экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в
каждом из названных видов прав[3].Так,
гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его
здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от
вредного воздействия окружающей среды).Политические права граждан выражают возможности индивида
на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения
референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки
и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за
властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных
органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические
права граждан).Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической
культуры человека.Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку
достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на
труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного
воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.С
учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства,
уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в
качестве самостоятельной разновидности прав.
2. Правовое регулирование экологических прав человека
по российскомуЗаконодательству
Признание
и регулирование экологических прав граждан – одна из наиболее существенных
новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то,
что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст.
36, 37, 41, 42),К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и
природы вполне могут быть применимы также некоторые другие конституционные
права – свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих
интересов (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги
и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав
и свобод человека и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же
время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом (ст. 45).Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические
права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны
окружающей среды. Конституционное право каждого на благоприятную окружающую
среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и
гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием
нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Лишь
немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных
формах закрепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не только
закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия
окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан,
способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:а) создавать общественные
объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в
области охраны окружающей среды;б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы
государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные
организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной
информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее
охране;в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях
и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны
окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и
участвовать в ее проведении в установленном порядке;д) оказывать содействие
органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;е) обращаться в органы
государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам,
касающимся охраны окружающей среды;ж) предъявлять в суд иски
о возмещении вреда окружающей среде;з) осуществлять другие
предусмотренные законом права[4].Ряд
существенных прав граждан в области охраны окружающей среды установлен иными
законодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:Ø
на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную
среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание,
потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой
не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека
настоящего и будущих поколений;Ø
на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда,
причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за
собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и
отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;Ø
при обращении на предприятия и в организации – на получение от них в
пределах их компетенции полных и достоверных сведений:а) о состоянии среды обитания и здоровья населения,
эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах;б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия и их результатах;в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления,
в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;Ø
непосредственно или через своего представителя, или через общественные
объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами
государственной власти и управления решений, направленных на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения[5].С
учетом высокой социальной и экологической опасности радиационного загрязнения
окружающей среды Федеральным законом «О
радиационной безопасности населения»
также установлен ряд прав граждан. Согласно ст.
22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без
гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на
радиационную безопасность. Граждане и общественные объединения имеют также
право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность
с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею
функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной
безопасности (ст. 23). Представителям общественных
объединений предоставлено право доступа в организацию, осуществляющую
деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и
на условиях, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26,
граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и
здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных
облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральным
законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской
Федерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение
вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им
убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.Законом
«О защите прав потребителей» (в
редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.) установлено право
потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3). Это
право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в
государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и
профессиональные программы, а также посредством организации системы информации
потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под
потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести
либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги)
исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя – на
безопасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то,
чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его использования, хранения,
транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя,
окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.В
системе экологических прав граждан можно выделить права на
природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для
удовлетворения разнообразных потребностей человека – экономических,
оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права
граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами
законодательства – Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О
недрах», «О животном мире» и др.
3.
Защита экологических прав гражданв
судебном и административном порядкеВ
соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является
гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой
государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и
гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте
РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет
свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ
от 18 октября 1996 г.Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже
самостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена в
структуру Управления по работе с обращениями граждан.Таким
образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует
механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта
экологических прав человека.В
Конституции РФ предусмотрена система юридических гарантий
экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в
рамках которых может осуществляться охрана таких прав:Ø
судебная защита прав и свобод;Ø
право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц;Ø
право на получение квалифицированной юридической помощи;Ø
право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов государственной власти или их
должностными лицами;Ø
право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если
исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты[6].Гарантируя
судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ
устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть
обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим
правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и
бездействие этих органов и лиц (ст. 26).3.1. Защита экологических прав в сфере
деятельности
органов исполнительной власти
Весьма
актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных
интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает
особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином
экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а отдельные
должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это
ответственности. К таким средствам и способам защиты относятся:а)
судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия
общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная
организация административной юстиции);б)
административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор,
осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и
президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных
органов;в)
организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы
исполнительной власти;г)
прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности
отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за
органами местного самоуправления;д)
контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в
рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.Административный
способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан,
регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995
г.).Закон
предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться
для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться
либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности
государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению,
предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке
подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с
Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы
гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи,
он вправе обратиться с жалобой в суд.Закон
определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия,
нарушающие экологические права гражданина, были обжалованы им в
административном порядке, срок подачи жалобы в суд – один месяц со дня
получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения
или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же гражданином не был
получен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает по
истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно
судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три
месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и закон
наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока
подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие
получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.Рассмотрев
жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое
действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным,
обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему
меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и
свободы.3.2. Защита экологических прав граждан в
Конституционном Суде РФ
Важная
роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному
Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов,
конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. Это – федеральные
законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие
нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие
в силу международные договоры Российской Федерации.Конституционный
Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по
собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный
Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна
пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,
Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы
законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.Наряду
с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав
граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на
конституционную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде
Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд с
индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и
свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным
или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким
правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст.
96).По
итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических
прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его
положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных
его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не
соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае
признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим
Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном
порядке.3.3. Защита экологических прав
Уполномоченным по
правам человека в Российской Федерации
Нарушенные
экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным
по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в
соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной
защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными
органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.Институт
Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах,
помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в
отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав
граждан. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной
Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля
1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует
восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о
правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного права, развитию международного
сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав
и свобод человека, форм и методов их защиты.3.4. Защита экологических прав и
Европейский суд по правам человека
С
момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право
обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по
правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.Обращение
направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию по
правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к
рассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель,
правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по
мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены
документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства
правовой защиты.Такими
документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и
др. При этом обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течение
шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции.Европейская
комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его
рассмотрении по существу, если удостоверится, что исчерпаны все доступные
внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок
после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливает
юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к
дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному
результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений
Конвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров
Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В
случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять
в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. По
истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных
предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры
должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение
Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет
министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в
Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам
человека.11
мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду,
неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно
в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из
семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб
решаются комитетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения
Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает
Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до
ее разрешения несет заявитель.
4.
Роль общественных объединений в защитеэкологических
прав гражданВозможности
граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают
при объединении усилий путем создания экологических организаций,
наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.Полномочия
общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной
среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они
выражены в Законе «Об охране окружающей природной
среды»[7].Экологические и иные
общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:а)
разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке
программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы
граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе
граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и
пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных
ресурсов, обеспечения экологической безопасности;в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении
вопросов охраны окружающей среды;г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия,
пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных
мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о
проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении
проектов, касающихся охраны окружающей среды;д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о
получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей
среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной
деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу
граждан;е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных
решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую
среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;ж) обращаться в органы
государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по
вопросам, касающимся охраны окружающей среды;з) организовывать и проводить
слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести
вред окружающей среде;и) организовывать и проводить
экологическую экспертизу;к) рекомендовать своих
представителей для участия в проведении экологической экспертизе;л) подавать в органы
государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать
негативное воздействие на окружающую среду;м) предъявлять в суд иски о
возмещении вреда окружающей среде;н) осуществлять другие
предусмотренные законодательством права.В
России создано более 1000 общественных экологических формирований,
осуществляющих многообразную полезную деятельность.Одним
из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны
окружающей среды может служить опротестование Российским
социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде
решения вологодских властей о строительстве на территории Национального
природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в
марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд
удовлетворил иск общественной организации.По
иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным
выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к
заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения
областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей,
находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы,
посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны
природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под
будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок».Успешно
для российского отделения Гринпис и населения Красноярского края завершилось
рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании
незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и
конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края» от 25
января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному
законодательству.Заключение
Российская
Федерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, что
природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим
разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень
ранима.Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском
обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно.
Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной.
В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых
экологическая ситуация считается очень острой.ЮНЕСКО произвела оценку
экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной
шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость
русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4
балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население
обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые»
поколения будут отличаться физиологической и интеллектуальной
неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных
инстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет
способностей к самостоятельному мышлению[8].Защита
нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к
ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная
государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует
внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и
каждого.Сделанные
государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из
кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали
действовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция
Российской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.2. Федеральный закон от
20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных
свобод». // Российская газета. – 2001, 23 марта.3. Федеральный закон от
10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12
января.4. Федеральный закон от
10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12
января.5. Федеральный закон «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. –
1999, 6 апреля.6. Федеральный закон «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская
газета. – 1997, 30 июля.7. Федеральный закон от
7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». //
Российская газета. – 2000, 9 ноября.8. Федеральный закон
«Об общественных объединениях». // Российская газета – 1995, 25 мая.9. Боголюбов С.А.
Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. –
М.: ЦЭП, 1996.10. Васильева М.И.
Судебная защита экологических прав. – М., 1996.11. Винокурова Н.Ф.,
Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.12. Вронский В.А.
Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.13. Общественное
экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. –
М.: Экология, 1995.14. Экологическое право
России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.15. Экологическая
безопасность России. Выпуск 2. – М., 1996.
[1] Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.2.
[2] Экологическое
право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 227.
[3] Экологическое
право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 246.
[4] Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране
окружающей среды». Ст.11.
[5] Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.
[6] Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.17.
[7] Федеральный Закон от 10.01.2002 г. «Об охране
окружающей среды». // Российская газета 2002, 12 января. Ст. 12.
[8] Винокурова Н.Ф., Трушин В.В.
Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998. С. 210.