Экологические права граждан

Дата: 13.02.2016

		

Учебная дисциплина – Экологическое право

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема:

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН»

САРАТОВ – 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….. 3

1. Понятие и виды
экологических прав человека ………………..
5

2. Правовое
регулирование экологических прав человека

 по российскому
законодательству ………………………………. 8

3. Защита экологических прав
граждан в судебном и

 административном
порядке
………………………………………. 13

3.1. Защита экологических прав в
сфере деятельности

органов исполнительной власти
………………………………… 14

3.2. Защита экологических прав
граждан в

Конституционном Суде РФ ………………………………………
16

3.3. Защита экологических прав
Уполномоченным по

правам человека в Российской
Федерации ………………………. 17

3.4. Защита экологических прав и
Европейский суд по

правам человека
…………………………………………………… 18

4. Роль общественных объединений
в защите

 экологических
прав  граждан
……………………………………… 20

Заключение ……………………………………………………………….. 23

Список использованных источников ……………………………….. 24

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос
об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружаю­щей
среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны
окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах
человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду,
реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам чело­века,
но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благо­приятного состояния
окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1].

Но
любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей
стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей
среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и
определяет порядок их регулирования в Российской Федерации.

Означает ли, что с
принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране
будут решены, и все экологические права соблюдены? Безусловно, нет. Потребуется
детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов
практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения
фундаментальных исследований в данной предметной области.

Целью курсовой работы является теоретическое обобщение
основных положений в области регулирования экологических прав граждан.

Данная цель
достигается решением следующих задач:

Ø
систематизация понятийного аппарата и  группирование экологических прав
человека по видам;

Ø
раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав
граждан в соответствии с российским законодательством;

Ø
анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в
судебном и административном порядке;

Ø
оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.

1. Понятие
и виды экологических

прав
человека

Под
экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные
в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных
потребностей человека при взаимодействии с природой
[2].

По
уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные
права в области окружающей среды.

Основные
права
часто называются конституционными и фунда­ментальными. В Российской
Федерации они закреплены Консти­туцией, а также международно-правовыми
документами по пра­вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции
РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­родным
документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.),
Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так,
основными конституционными являются право частной собственности на землю
(ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его
здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение
к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены
(ст. 37), а также право
каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень
прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В
соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологи­ческие права
относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека.
Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу­ция подчеркивает невозможность и
недопустимость лишения чело­века таких прав. Они являются правами субъективными
и естест­венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рож­дения.

К
категории иных экологических прав человека относятся права в области
природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных
нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно­видности
таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей природной среды
, право граждан России, иностранных
граждан и лиц без гражданст­ва, проживающих на территории Российской Федерации,
на ра­диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах
и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иные
экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем
основные. Эти права также подлежат государствен­ному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологичес­кие
права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или
сторон деятельности. Как в Российской Консти­туции, так и в Международных
пактах по правам человека выделя­ются гражданские (личные) права; политические
права; культур­ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как
самостоятельные по содержанию экологические права, так и юри­дически значимые
экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в
каждом из названных видов прав[3].

Так,
гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его
здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от
вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индиви­да
на участие в осуществлении государственной власти (посредст­вом проведения
референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки
и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за
властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен­ных
органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша­ющих экологические
права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо­гической
культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить чело­веку
достойный жизненный уровень с учетом экологических ха­рактеристик, право на
труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного
воздействия загрязненной окружаю­щей среды, право на экологическое образование.

С
учетом важности экологических интересов для человека, об­щества и государства,
уровня развития экологических прав чело­века они должны быть выделены в
качестве самостоятельной раз­новидности прав.

2. Правовое регулирование экологических прав человека
по российскому

Законодательству

Признание
и регулирование экологических прав граж­дан – одна из наиболее существенных
новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то,
что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст.
36, 37, 41, 42),

К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и
приро­ды вполне могут быть применимы также некоторые другие консти­туционные
права – свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространять
информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих
интересов (ст. 30), соби­раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги
и демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав
и свобод челове­ка и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же
время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом (ст. 45).

Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические
права граждан, закрепленные в международных документах в об­ласти охраны
окружающей среды. Конституционное право каждо­го на благоприятную окружающую
среду – одно из фундаменталь­ных и всеобъемлющих субъективных прав человека и
гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с под­держанием
нормальных экологических, экономических и эстети­ческих условий его жизни. Лишь
немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных
формах за­крепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не только
закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагопри­ятного воздействия
окружающей природной среды, но и предус­мотрел ряд важных полномочий граждан,
способствующих обеспе­чению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:

а) создавать общественные
объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в
области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы
государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные
организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной
информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее
охране;

в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях
и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны
окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и
участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие
органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

е) обращаться в органы
государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам,
касающимся охраны окружающей среды;

ж) предъявлять в суд иски
о возмещении вреда окружающей среде;

з) осуществлять другие
предусмотренные законом права[4].

Ряд
существенных прав граждан в области охраны окружаю­щей среды установлен иными
законодательными актами России
. Так, по Федеральному Закону РФ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

Ø
на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную
среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание,
потребляемую или исполь­зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой
не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга­низм человека
настоящего и будущих поколений;

Ø
на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда,
причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за
собой возникновение мас­совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и
отравлений людей, а также профессиональных заболева­ний;

Ø
при обращении на предприятия и в организации – на полу­чение от них в
пределах их компетенции полных и достовер­ных сведений:

а) о состоянии среды обитания и здоровья на­селения,
эпидемиологической обстановке, действующих са­нитарных правилах;

б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпиде­миологического
благополучия и их резуль­татах;

в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб­ления,
в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

Ø
непосредственно или через своего представителя, или через общест­венные
объединения участвовать в разработке, обсуж­дении и принятии органами
государственной власти и управ­ления реше­ний, направленных на обеспечение
санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия населения[5].

С
учетом высокой социальной и экологической опасности ра­диационного загрязнения
окружающей среды Федеральным зако­ном «О
радиационной безо­пасности населения»

также установлен ряд прав граждан. Согласно ст.
22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без
гражданства, про­живающие на территории Российской Федерации, имеют право на
радиацион­ную безопас­ность. Граждане и общественные объединения имеют также
право на получение объективной информации от организации, осущест­вляющей дея­тельность
с использованием источников ионизирую­щего излучения, в пределах выполняемых ею
функций о радиаци­онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци­онной
безопасности (ст. 23). Представителям общест­венных
объ­единений предоставлено право доступа в организацию, осущест­в­ляющую
деятельность с использованием источников ионизирую­щего излуче­ния, в порядке и
на условиях, установленных законо­дательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26,
граж­дане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и
здоровью, и (или) на возмещение причинен­ных им убытков, обусловленных
облучением ионизирующим излучением сверх уста­новленных данным Федеральным
законом основных пределов доз, в соот­ветствии с законодательством Российской
Федерации. А в случае радиацион­ной аварии граждане имеют право на возмеще­ние
вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмеще­ние причиненных им
убытков в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Законом
«О защите прав потребителей»
редакции Федераль­ного за­кона от 9 января 1996 г.) установлено право
потребителей на просвещение в об­ласти защиты прав потребителей (ст. 3). Это
право обеспечивается посредством включения соответствующих требова­ний в
государственные образовательные стандарты и общеобразо­вательные и
профессиональные программы, а также посредством организации системы информации
потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под
потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приоб­рести
либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги)
исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя – на
без­опасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то,
чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его ис­пользования, хранения,
транспортировки и утилизации был без­опасен для жизни, здоровья потребителя,
окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

В
системе экологических прав граждан можно выделить права на
природопользование,
т.е. на использование природных ресурсов для
удовлетворения разнообразных потребностей человека – эко­номических,
оздоровительных, рекреационных, эстетических, на­учных, культурных. Права
граждан на природопользование регу­лируются природоресурсными актами
законодательства
Зе­мельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О
недрах», «О животном мире» и др
.

3.
Защита экологических прав граждан

в
судебном и административном порядке

В
соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос­сии является
гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой
государства его конституци­онных полномочий гаранта прав и свобод человека и
гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте
РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет
свою деятельность на основа­нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ
от 18 ок­тября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже
само­стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю­чена в
структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким
образом, в действующем государственно-правовом меха­низме пока отсутствует
механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта
экологических прав чело­века.

В
Конституции РФ
предусмотрена система юридических га­рантий
экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в
рамках которых может осуществлять­ся охрана таких прав:

Ø
судебная защита прав и свобод;

Ø
право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуп­равления, общественных
объединений и должностных лиц;

Ø
право на получение квалифицированной юридической по­мощи;

Ø
право на возмещение государством вреда, причиненного не­законными
действиями (или бездействием) органов государ­ственной власти или их
должностными лицами;

Ø
право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если
исчерпаны все имеющиеся внутригосу­дарственные средства правовой защиты[6].

Гарантируя
судебную защиту прав и свобод человека и гражда­нина, Конституция РФ
устанавливает, что каждый вправе защи­щать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть
обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим
правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объеди­нений и  должностных лиц, но  и  
бездействие этих органов и   лиц (ст. 26).

3.1. Защита экологических прав в сфере
деятельности

органов исполнительной власти

Весьма
актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных
интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает
особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином
экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от­дельные
должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это
ответственности. К таким средствам и способам защи­ты относятся:

а)
судебный контроль за деятельностью администрации (имеют­ся в виду полномочия
общих судов по рассмотрению администра­тивных споров, а также возможная
организация административ­ной юстиции);

б)
административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор,
осуществляемый в рамках самой испол­нительной власти. Сюда следует отнести и
президентский кон­троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен­ных
органов;

в)
организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы
исполнительной власти;

г)
прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон­ностью деятельности
отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за
органами местного самоуп­равления;

д)
контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в
рамках, определенных законом, и с уче­том принципа разделения властей.

Административный
способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан,
регулируется Зако­ном РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995
г.).

Закон
предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото­рый он может обратиться
для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться
либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности
государст­венному органу, органу местного самоуправления, учреждению,
предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя­щие в порядке
подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с
Законом рассмотреть жалобу в ме­сячный срок. Если в удовлетворении жалобы
гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи,
он вправе обратиться с жалобой в суд.

Закон
определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия,
нарушающие экологические права гражда­нина, были обжалованы им в
административном порядке, срок подачи жалобы в суд – один месяц со дня
получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения
или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани­ном не был
получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще­ния в суд наступает по
истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно
судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три
месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару­шении его прав и закон
наделяет суд правом восстановления про­пущенного по уважительной причине срока
подачи жалобы. Ува­жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд­нившие
получение информации об обжалованных действиях (ре­шениях) и их последствиях.

Рассмотрев
жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно­ванна, он признает обжалуемое
действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным,
обязывает удовле­творить требования гражданина, отменяет примененные к нему
меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и
свободы.

3.2. Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ

Важная
роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному
Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-пра­вовых актов,
конституционность которых проверяет Конституци­онный Суд РФ. Это – федеральные
законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,
Пра­вительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие
нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие
в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный
Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по
собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный
Суд с за­просом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна
пятая членов Совета Федерации или депутатов Государ­ственной Думы,
Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы
законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Наряду
с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав
граждан в рамках Конституци­онного Суда связана с реализацией права граждан на
конституци­онную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде
Российской Федерации» правом на обращение в Конституци­онный Суд с
индивидуальной или коллективной жалобой на нару­шение конституционных прав и
свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным
или подлежа­щим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким
правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст.
96).

По
итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти­туционных экологических
прав принимается одно из двух реше­ний: о признании закона либо отдельных его
положений соответст­вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных
его положений не соответствующими Конституции РФ или созда­ющими возможность не
соответствующего Конституции истолко­вания судом или иным органом. В случае
признания закона, при­мененного в конкретном деле, не соответствующим
Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч­ном
порядке.

3.3. Защита экологических прав
Уполномоченным по

правам человека в Российской Федерации

Нарушенные
экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным
по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в
соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государ­ственной
защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уваже­ния государственными
органами, органами местного самоуправле­ния и должностными лицами.

Институт
Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах,
помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в
отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав
граждан. Он назначается на должность и осво­бождается от должности Государственной
Думой в порядке, пред­усмотренном Федеральным конституционным законом от 26 фев­раля
1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации».
Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует
восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о
правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного права, развитию между­народного
сотрудничества в области прав человека, правовому про­свещению по вопросам прав
и свобод человека, форм и методов их защиты.

3.4. Защита экологических прав и

Европейский суд по правам человека

С
момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граж­дане получили право
обращаться за защитой нарушенных экологи­ческих прав в Европейский суд по
правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.

Обращение
направляется заявителем лично либо через адвока­та в Европейскую комиссию по
правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к
рассмотрению, или не­посредственно в суд. В обращении указывается заявитель,
прави­тельство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи
Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод, которые, по
мнению заявителя, были нарушены. Кроме того,  должны быть представлены
документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства
правовой защиты.

Такими
документами могут быть ответы Генеральной прокурату­ры РФ, Верховного Суда РФ и
др. При этом обращение в Европей­скую комиссию должно быть направлено в течение
шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстан­ции.

Европейская
комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его
рассмотрении по существу, если удосто­верится, что исчерпаны все доступные
внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок
после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавли­вает
юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к
дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному
результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений
Конвен­ции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров
Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В
случае утвердительного ответа он обязы­вает соответствующее государство принять
в течение определенно­го времени предписанные ему решением Комитета меры. По
исте­чении этого периода в случае невыполнения государством вынесен­ных
предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры
должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение
Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет
министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были пере­даны в
Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам
человека.

11
мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду,
неправительствен­ным организациям и группам лиц направлять петиции непосред­ственно
в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из
семи судей и большие палаты из сем­надцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб
решаются коми­тетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения
Суда обязательны для государств-участников, а за их осущест­влением наблюдает
Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до
ее разрешения несет заявитель.

4. 
Роль общественных объединений в защите

экологических
прав  граждан

Возможности
граждан обеспечивать соблюдение и защи­щать свои экологические права возрастают
при объединении уси­лий путем создания экологических организаций,
наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия
общественных экологических объединений в об­ласти охраны окружающей природной
среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они
выражены в  Законе «Об охране окружающей природной
среды»[7].

Экологические и иные
общественные объединения, выполняю­щие экологические функции, имеют право:

а)
разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке
программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы
граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе
граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и
пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных
ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

в)  оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении 
вопросов охраны окружающей среды;

г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия,
пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных
мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о
проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении
проектов, касающихся охраны окружающей среды;

д)  обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о
получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей
среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной
деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу
граждан;

е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных
решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую
среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

ж) обращаться в органы
государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по
вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

з) организовывать и проводить
слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести
вред окружающей среде;

и) организовывать и проводить
экологическую экспертизу;

к) рекомендовать своих
представителей для участия в проведении экологической экспертизе;

л) подавать в органы
государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать
негативное воздействие на окружающую среду;

м) предъявлять в суд иски о
возмещении вреда окружающей среде;

н) осуществлять другие
предусмотренные законодательством права.

В
России создано более 1000 общественных экологических фор­мирований,
осуществляющих многообразную полезную деятель­ность.

Одним
из примеров реализации прав общественных объедине­ний в области охраны
окружающей среды может служить опротес­тование Российским
социально-экологическим союзом в Вологод­ском областном арбитражном суде
решения вологодских властей о строительстве на территории Национального
природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в
марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд
удовлетворил иск общественной организации.

По
иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской об­ласти суд признал незаконным
выделение участка под садоводчес­кие хозяйства на территории, прилегающей к
заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения
областных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора­бельной рощей,
находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани­лись сибирские лиственницы,
посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны
природы, ука­зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под
будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вы­рубок».

Успешно
для российского отделения Гринпис и населения Крас­ноярского края завершилось
рассмотрение иска его представите­лей к Президенту России о признании
незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и
кон­версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр­ского края» от 25
января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному
законодательству.

Заключение

Российская
Федерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, что
природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим
разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень
ранима.

Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском
обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно.
Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной.
В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых
экологическая ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела оценку
экологической ситуации и уровня жизни населения  всех стран мира по 5-бальной
шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость
русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4
балла), по существу рассматривается как смертный приговор  нации. Этот диапазон означает, что население
обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые»
поколения будут отличаться физиологичес­кой и интеллектуальной
неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных
инстинктов. Эти по­коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет
спо­собностей к самостоятельному мышлению[8].

Защита
нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к
ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная
государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует
внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и
каждого.

Сделанные
государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из
кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали
действовать.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.    Конституция
Российской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.

2.    Федеральный закон от
20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных
свобод». // Российская газета. – 2001,  23 марта.

3.    Федеральный закон от
10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12
января.

4.    Федеральный закон от
10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12
января.

5.    Федеральный закон «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. –
1999, 6 апреля.

6.    Федеральный закон «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская
газета. – 1997, 30 июля.

7.    Федеральный закон от
7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». //
Российская газета. – 2000, 9 ноября.

8.    Федеральный закон
«Об общественных объединениях». // Российская газета – 1995, 25 мая.

9.    Боголюбов С.А.
Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. –
М.: ЦЭП, 1996.

10.  Васильева М.И.
Судебная защита экологических прав. – М., 1996.

11.  Винокурова Н.Ф.,
Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.

12.  Вронский В.А.
Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.

13.  Общественное
экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. –
М.: Экология, 1995.

14.  Экологическое право
России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.

15.  Экологическая
безопасность России. Выпуск 2. – М., 1996.  


[1] Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.2.

[2] Экологическое
право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 227.

[3] Экологическое
право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 246.

[4] Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране
окружающей среды». Ст.11.

[5] Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения». // Россий­ская газета. – 1999, 6 апреля.

[6] Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.17.

[7] Федеральный Закон от 10.01.2002 г. «Об охране
окружающей среды». // Российская газета 2002, 12 января. Ст. 12.

[8] Винокурова Н.Ф., Трушин В.В.
Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998. С. 210.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий