Кадровый менеджмент

Дата: 12.01.2016

		

Экономика и социология труда

Кадровый менеджмент

1.  
Система управления персоналом в
организации.

2.  
Методы, традиции и стратегии
кадрового менеджмента.

3.  
Практика кадрового менеджмента в
условиях перехода к рыночной экономике.

4.  
Диагностика стратегии кадрового 
менеджмента в трудовых организациях. 

5.    Технология оценок управленческого персонала.

Выполнил: Ахмедзянов С.М.,
ЭиУ — 385

                     
25/11/00

Реализация курса на проведение радикальной
экономической реформы, активной социальной политики, на всестороннюю демократизацию
общества в период перехода к рыночным отношениям связана с повышением роли
человеческого фактора. Особую важность в настоящих условиях приобретают вопросы
работы с кадрами, которые и составляют человеческий фактор развития
общественного производства. Это предъявляет качественно новые требования к
теории управления персоналом как науке, использованию результатов
социально-экономических и психолого-педагогических исследований в практике
кадровой работы, обусловливает создание оптимального механизма управления
персоналом во всех сферах и направлениях человеческой деятельности.

В практику кадровых служб необходимо внедрять научные методы оценки,
расстановки и подготовки кадров с использованием результатов социологических и
психологических исследований, что в итоге повысит эффективность использования
человеческого фактора на производстве.

Современные требования к работе с персоналом обусловливают повышение роли
кадровых служб в использовании творческого потенциала личности каждого
работника, превращению их в научно-практические центры работы по активизации
человеческого фактора. Исходя из этого представляется особенно актуальной
разработка нового научно-практического направления «Основы кадрового
менеджмента», обеспечивающего комплексный подход к решению проблем
оптимального использования персонала в различных отраслях общественного
производства, поскольку современные условия требуют коренного улучшения всей
деятельности по управлению человеческими ресурсами, суть которых заключается в
отходе от привычных представлений о статистико-документальных формах кадровой
работы и переходе к комплексному, системному формированию и проведению
эффективной кадровой политики в масштабе предприятия, организации, отрасли,
региона.

Названные условия обусловливают появление в сфере управленческого труда
новой профессии — менеджера по кадрам, то есть профессионального управляющего,
высококвалифицированного специалиста по работе с персоналом, профессиональная
подготовка которого и обеспечение его непрерывного образования встала сегодня
со всей остротой.

1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В
СОВРЕМЕННУЮ

ДИРЕКТОР

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО ЭКОНОМИКЕ

ЗАМ.ДИРЕКТОРА

ПО КАДРАМ

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО БЫТУ

ЮРИДИЧЕС-    1 КИЙ ОТДЕЛ

2

ОТДЕЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

5

ОТДЕЛ ТРУДА  И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

4

ОТДЕЛ КАДРОВ

5

АДМИНИСТРАТ.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ

1

ОТДЕЛ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

3

ОТДЕЛ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

1

ОТДЕЛ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

2

ЖИЛИЩНО КОМУНАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

3

ОТДЕЛ НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

2

ПАТЕНТНО ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ОТДЕЛ

4

ОБЩЕПИТ

2

БАЗА ОТДЫХА

1

БЮРО РАЗРАБОТКИ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА

1

СПОРТ

1

МЕДПУНКТ

4

ДЕТ. САД

1

МАГАЗИН

Рис. 1. Традиционная организационная структура
управления персоналом с указанием  количества сотрудников работающих в каждом
отделе.

ДИРЕКТОР

Кадровый менеджмент Кадровый менеджмент

ЗАМ.
ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ

Кадровый менеджмент

1

Кадровый менеджмент ОТДЕЛ
ПЛАНИРОВАНИЯ

1

ОТДЕЛ
НАЙМА И УВОЛЬНЕНИЙ

0

ОТДЕЛ
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

5

ОТДЕЛ
УСЛОВИЙ ТРУДА

5

ОТДЕЛ
РАЗВИТИЯ

5

ОТДЕЛ
МОТИВАЦИИ ТРУДА

21

ОТДЕЛ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

2

ОТДЕЛ
ОРГ. СТРУКТУР

1

ОТДЕЛ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

3

ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Рис. 2. Современная
организационная структура управления персоналом с указанием приблизительной
численности сотрудников в каждом новом подразделении (численность получена
исходя из численности старой орг. структуры и выполняемых функций).

Таблица 1. Необходимая численность
каждого нового подразделения определенная исходя из статистических данных по
соотношению трудоемкости в подразделениях ведущих зарубежных фирм.

Наименование
подразделения
Приблизи-тельная
численность, человек
%
соотно-шение трудоемкости. подразд-ний
Необходи-мая
числен-ность
Переме-щение
персонала, человек
ОТДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ 1 2 % 1
ОТДЕЛ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 0 +1   +1 4 % 2

1 из отд. развития

1 из отд. 
условий труда

ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ 5     — 1 9 % 4
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 21 50 % 21
ОТДЕЛ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ 1 2 % 1
ОТДЕЛ НАЙМА
И УВОЛЬНЕНИЙ
1     +1 5 % 2 1 из отд. мотивации труда
ОТДЕЛ УСЛОВИЙ ТРУДА 5     — 1 9 % 4
ОТДЕЛ МОТИВАЦИИ ТРУДА 5     — 1 8 % 4
ОТДЕЛ ОРГ. СТРУКТУР 2     — 1 3 % 1
ОТДЕЛ
ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
3     +1 8 % 4 1 из отдела  о
р г. структур

ИТОГО

44 100 % 44

ДИРЕКТОР

Кадровый менеджмент Кадровый менеджмент

ЗАМ.
ДИРЕКТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ

Кадровый менеджмент

1

Кадровый менеджмент ОТДЕЛ
ПЛАНИРОВАНИЯ

2

ОТДЕЛ
НАЙМА И УВОЛЬНЕНИЙ

2

ОТДЕЛ
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

4

ОТДЕЛ
УСЛОВИЙ ТРУДА

4

ОТДЕЛ
РАЗВИТИЯ

4

ОТДЕЛ
МОТИВАЦИИ ТРУДА

21

ОТДЕЛ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1

ОТДЕЛ
ОРГ. СТРУКТУР

1

ОТДЕЛ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

4

ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Рис. 3. Современная организационная структура управления персоналом с
указанием необходимой численности каждого нового подразделения

Приложение 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  ООО  « САНА »

_________   В. В. Иванов

ПОЛОЖЕНИЕ об отделе ремонта ПЭВМ и порядке технического обслуживания средств ВТ подразделений ООО « САНА ». 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ОТДЕЛА РЕМОНТА ПЭВМ1.1. Отдел ремонта ВТ создан в соответствии с приказом директора ООО «САНА»  № 224 от 1.02.99 г. с целью обеспечения технического обслуживания и ремонта ПЭВМ, применяемых подразделениями ООО «САНА». Отдел выступает в качестве исполнителя, а держатели вычислительной техники заказчиками работ по обслуживанию.1.2. Отдел ремонта принимает на обслуживание все ПЭВМ и соответствующие им периферийное оборудование.1.3. На обслуживание принимается также вся новая техника, приобретенная с согласия отдела ремонта ПЭВМ, с гарантийными обязательствами со стороны поставщика. 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТДЕЛА РЕМОНТА.В функции отдела ремонта ПЭВМ входит следующее:2.1. Организация регламентных работ ПЭВМ по техническому и профилактическому обслуживанию ПЭВМ и комплектующего оборудования. В профилактическое обслуживание входят следующие виды работ:¾                              общая тестовая проверка работоспособности ПЭВМ и основных блоков (память, процессор, видеоконтроллер, НМД и НГМД);¾                              внешний осмотр ПЭВМ и периферийного оборудования с целью выявления видимых неисправностей и условий эксплуатации (отсутствие посторонних шумов, перегрева, проверка вентиляционных отверстий и т.д.);¾                              протирка, продувка блоков и узлов ПЭВМ, удаление пыли и грязи;¾                              чистка контактов разъемов спиртом;¾                              проверка контактных соединений, разъемов, силовых и сигнальных кабелей, проверка креплений плат, панелей, щитков, надежности заземления и т.д.);¾                              визуальная оценка качества изображения монитора ПЭВМ, регулировка уровней яркости, контрастности и фокусировки;¾                              чистка головок НГМД;¾                              проверка работоспособности отдельных устройств ПЭВМ (клавиатура, НГМД, мышь);¾                              проверка качества печати принтера, чистка, смазка направляющих печатающего механизма, замена красящей ленты, тонера.¾                              проверка работоспособности отремонтированных ранее блоков, и устранение дефектов, выявленных в предыдущий период эксплуатации, но не потребовавших немедленного ремонта.¾                              производство сложного ремонта ПЭВМ на базе Исполнителя.  К числу ремонтных (технических) работ относятся:¾                              разборка ПЭВМ или другого оборудования с последующей заменой плат и съемных блоков;¾                              замена вышедших из строя радиокомпонентов электронных схем (микросхемы, транзисторы, диоды, резисторы, конденсаторы, дроссели, элементы индикации и т.д.);¾                              пропайка неконтактов печатного монтажа до получения надежного соединения;¾                              точная регулировка и настройка параметров электронных схем с применением приборов;¾                              тестовый прогон плат и блоков на стенде или на работающей ПЭВМ;¾                              замена, юстировка головок НГМД для достижения совместимости дисководов; 2.2. Осуществление контроля за соблюдением инструкций по эксплуатации;2.3. Обеспечение Заказчика расходными материалами для печатающих устройств;2.4. Разработка планов и графиков работы, технического обслуживания и ремонта устройств ПЭВМ и согласование их с Заказчиком;2.5. Составление заявки на оборудование и запасные части, техническую документацию;2.6. Внедрение новых методов организации ремонта и обслуживания с применением современной диагностической аппаратуры и проверочных стендов;2.7. Изучение возможности подключения дополнительных внешних устройств к ПЭВМ с целью расширения технических возможностей.  3. ПОРЯДОК ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН.3.1. Для оперативного решения возникающих вопросов и связи с отделом ремонта в каждом подразделение назначается ответственный за эксплуатацию средств ВТ.3.2. Представитель отдела ремонта проверяет работу вышеуказанного оборудования и производит регламентные работы по плану-графику с периодичностью и в сроки, согласованные сторонами. Продолжительность регламентных работ (текущих, недельных, месячных, полугодовых) зависит от технического состояния оборудования и может уточняться в процессе эксплуатации.3.3. Все виды работ, проводимых Исполнителем, в обязательном порядке фиксируются в журнале учета с указанием объема выполненных работ, сроков, возможных замен и росписью ответственного представителя Заказчика.3.4. В случае возникновения неисправности или неполадок в работе ПЭВМ ответственный за эксплуатацию вычислительной техники представитель Заказчика подает в отдел ремонта заявку по телефону на ремонт с краткой характеристикой неисправности. Исполнитель обязан прислать специалистов по ремонту ПЭВМ не позже следующих суток после получения заявки и дать заключение о состоянии техники.3.5. Простейшие неисправности устраняются на месте Заказчика. Если неисправность оборудования не удается устранить оперативно, то ПЭВМ подлежит транспортировке в стационарную мастерскую отдела ремонта, о чем Заказчик ставится в известность и составляется сохранная расписка.3.6. Сроки окончания работ по ремонту и наладке оборудования согласуются с Заказчиком с учетом реального объема работ и загруженности Исполнителя.3.7. В случае, если по каким-либо причинам ремонт ПЭВМ не может быть произведен силами Исполнителя, для устранения неисправности подыскивается сторонняя организация, с которой заключается соответствующий договор на проведение ремонта.3.8. По завершении ремонтных и наладочных работ Исполнитель предъявляет Заказчику его оборудование с выполнением тестовой проверки. Заказчик принимает отремонтированную технику, о чем производится соответствующая запись в журнале учета работ. В случае мотивированных претензий Заказчика к качеству предъявленных работ Исполнитель устраняет недоработки вне очереди.     4. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН.4.1. Исполнитель обязан информировать Заказчика пользователя ПЭВМ об условиях нормальной работы средств ВТ и рекомендует обеспечить эти условия:¾                  стабильное энергоснабжение;¾                  наличие заземления¾                  постоянство температуры, влажности, кондиционирование воздуха;¾                  отсутствие шумов и вибраций;¾                  отсутствие электромагнитных излучений и радиопомех;¾                  поддержка чистоты в помещении и на рабочих местах;¾                  отсутствие пыли и загрязнении воздуха (дым и др. примеси); Эксплуатация ПЭВМ в недопустимых условиях, отсутствие надлежащего присмотра за оборудованием и возникновение вследствие этого частых неисправностей дает право Исполнителю снять с обслуживания ПЭВМ Заказчика.Исполнитель несет материальную ответственность за сохранность и комплектацию принятого к ремонту в мастерской оборудования Заказчика. 5. ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ.5.1. Отдел ремонта ПЭВМ является структурным подразделением ООО «САНА», оплата работ п 2. по техническому обслуживанию ПЭВМ и связанных с ними расходов, оплата вышедших из строя и замененных радиокомпонентов, плат, блоков, узлов (НГМД, НГМЛ, БП, мониторов и вентиляторов) и прочих покупных изделий в результате выполненного ремонта производится из средств ООО «САНА», с учетом реальных цен и расходов Исполнителя. 6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ.6.1. Транспортировка ПЭВМ с территории Заказчика к месту стационарной мастерской Исполнителя и обратно производится по договоренности сторон.6.2. Для контроля качества ремонтных работ и учета произведенных замен устройств не реже 1 раза в полугодие назначается экспертная комиссия из числа специалистов в области эксплуатации ПЭВМ. Директор ООО «САНА»                   _______________       В.В. Иванов Начальник отдела ремонта ПЭВМ   _______________       С. П. Семенов

Приложение 2.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  ООО  « САНА »

_________   В. В. Иванов

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
СЕКРЕТАРЯ-РЕФЕРЕНТА.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Секретарь–референт относится к категории специалистов,
принимаемых и увольняемых директором организации.

1.2. Основной задачей секретаря–референта является организация и
совершенствование документационного обеспечения управленческой деятельности
организации.

1.3. Секретарь–референт непосредственно подчиняется директору
организации.

1.4. В своей деятельности секретарь–референт руководствуется:

– законодательными актами государства Украины;

– Уставом организации;

– Положением о службе документационного обеспечения;

– Положением о персонале организации;

– приказами (указаниями) руководства организации;

– нормативно–методическими материалами в области документационного
обеспечения управления;

– настоящей должностной инструкцией.

1.5. На должность секретаря–референта назначается лицо с высшим
образованием или со средним специальным образованием и стажем работы по
специальности в коммерческих структурах не менее одного года.

1.6 Секретарь–референт должен владеть вопросами:

– перспектив развития организации, ее финансово–хозяйственной
деятельности, основных технологических процессов;

– организации работы с документами в фирме, составления
установленной отчетности и документации;

– культуры труда и служебной этики;

– применение средств вычислительной и организационной техники;

– охраны труда и техники безопасности.

1.7. На время отсутствия секретаря–референта (нахождение в
отпуске, командировке, в случае болезни или по другим причинам) установленные
Должностной инструкцией обязанности возлагаются на офис-менеджера в
соответствии с распределением обязанностей между сотрудниками организации.

2. ФУНКЦИИ

2.1. Руководство секретариатом

2.2. Информационно–справочное обслуживание по документам
организации.

2.3. Обеспечение документирования совещательных органов
организации.

2.4. Оперативное обслуживание руководства организации.

2.5. Ведение делопроизводства и его совершенствование.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Секретарь–референт должен:

3.1. Определять порядок работы с документами в фирме,
разрабатывать сводную номенклатуру дел.

3.2. Организовывать по поручению руководства организации
подготовку проектов документов, обеспечивать их оформление и выпуск.

3.3. Организовывать и обеспечивать документационное и
организационно–техническое обслуживание работы совещательных органов
организации.

3.4. Обеспечивать прием, регистрацию, учет, поиск и хранение
документов организации.

3.5. Контролировать выполнение заданий руководства организации по
документам, обеспечивающим основную деятельность организации.

3.6. Обеспечивать единый порядок отбора, учета, сохранности,
обработки и использования документов, образующихся в деятельности организации
для передачи дел на хранение.

3.7. Совершенствовать формы и методы работы с документами в фирме,
ее функциональных службах на основе применения организационной и вычислительной
техники.

3.8. Организовывать обучение работников организации по вопросам
совершенствования документационного обеспечения ее основной деятельности.

3.9. Контролировать качество подготовки, правильность составления,
согласования и утверждения документов, представляемых на подпись руководству
организации.

3.10. Вести прием посетителей.

4. ПРАВА

Секретарь–референт имеет право:

4.1. Требовать выполнения установленных правил работы с
документами в функциональных службах организации.

4.2. Привлекать специалистов функциональных служб к подготовке
проектов документов по поручениям руководства организации.

4.3. Давать рекомендации по сокращению промежуточной документации
и оптимизации работы с документами в фирме.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.

4.5. Возвращать исполнителям документы и требовать их
соответствующей доработки в случае некачественного их исполнения.

4.6. Давать рекомендации функциональным службам по вопросам
внедрения новых информационных технологий.

4.7. Разрабатывать и подписывать Положение о секретариате и
должностные инструкции секретариата.

4.8. Запрашивать от функциональных служб необходимые материалы, а
также объяснения о причинах задержки выполнения отдельных заданий и поручений
руководства организации.

4.9 Требовать от руководства организации создания необходимых
условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов
организации.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

На секретаря–референта возлагается ответственность за:

5.1. Не обеспечение установленного порядка работы с документами в
фирме.

5.2. Невыполнение указаний и поручений руководства организации,
плана работ и несоблюдение условий труда работников находящихся в его
подчинении.

5.3. Нечеткое и несвоевременное выполнение должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.

5.4. Несоблюдение трудовой и производственной дисциплины.

6. СЛУЖЕБНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Секретарь–референт в процессе своей работы взаимодействует с:

6.1. Руководителями функциональных служб организации — по вопросам
работы с документами, контроля и проверки исполнения документов, работы
совещательных органов, подготовки и представления необходимых руководству
организации материалов.

б.2. Службой кадров — по вопросам расстановки кадров, повышения
квалификации сотрудников в области работы с документами.

б.3. Службами хозяйственного и технического обслуживания
организации — по вопросам обеспечения средствами организационной и
вычислительной техник, бланками, бумагой, канцелярскими принадлежностями.

6.4. С другими коммерческими и государственными
структурами по вопросам согласования и утверждения документов, совместного
выполнения работ, архивного хранения и использования документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качественно новый уровень развития экономики не может быть
достигнут без эффективного использования персонала предприятий и фирм всех форм
собственности.

Кадровый менеджмент
становится одним из важнейших факторов выживания предприятий в условиях
рыночных отношений. Порой минимальные вложения и максимальное использование
«человеческих ресурсов» позволяют предприятию выиграть в конкурентной
борьбе.

Центры управления персоналом необходимы на каждом более или менее крупном
предприятии, а роль руководителя этой службы возрастает. Он становится одним из
основных руководителей современного предприятия или фирмы.

Кадровое планирование как инструмент целенаправленной и эффективной
работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания и
развития предприятия при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности
работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы
сотрудников предприятия. Развитие производства все в большей степени нуждается
в планировании его кадрового обеспечения.

Эффективному использованию «человеческих ресурсов» предшествуют
отбор и подбор персонала предприятия. Этому вопросу уделяется обычно наибольшее
внимание в работе центров управления персоналом. Ошибка в подборе кадров влечет
за собой цепь непредвиденных осложнений в работе фирмы, связанных с возможным
перемещением, а иногда и увольнением сотрудника.

В условиях рыночной экономики все большую значимость приобретает проблема
выхода из кризиса трудовой активности работников многих предприятий страны.
Разработка и совершенствование стимулов и мотивов к труду выходят за рамки
научных и познавательных проблем и все больше ставятся в практическую плоскость
как средство в борьбе с конкурентами и выживания в условиях рынка.

Специалисты по управлению «человеческими ресурсами» должны
иметь комплексную систему знаний в области социологии, психологии и права.
Только в этих условиях кадровик из простого статиста может перейти в разряд
управленца в подлинном смысле этого слова.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий