Формы и методы усовершенствования деятельности ЖКХ (на примере предприятия отрасли)
ВВЕДЕНИЕ
Современное
жилищно-коммунальное хозяйство это сфера ответственности местных органов
власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно
разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных
предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных
производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и
бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий
отрасли.Процесс
реформирования ЖКХ, начавшийся в России в 90 — е годы, сейчас осуществляется на
всех уровнях власти. На федеральном уровне определены цели, направления и
мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, реализация
которых возложена на региональные и местные органы власти.Текущая,
проводимая реформа ЖКХ имеет следующую целевую направленность:—
формирование
и развитие рыночных отношений,—
увеличение
потока частных инвестиций,—
применение
эффективных методов определения тарифов,—
оптимизация
системы распределения льгот и субсидий,—
прекращение
дотирования отрасли и переориентация бюджетных выплат на социальную помощь и на
финансирование инвестиционных проектов.На
сегодняшний день большинство целей и задач, которые ставились федеральными органами
власти, все еще остаются не достигнутыми, а мероприятия носят скорее декларативный
характер и не способствуют формированию конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных
услуг, повышению качества услуг, переходу к прозрачным договорным отношениям
между субъектами ЖКХ и безубыточному функционированию отрасли.Актуальность
выбранной темы выпускной квалификационной работы определена тем, что для выхода
из кризиса и развития рыночных отношений в отрасли недостаточно одного только нормативного
регулирования сверху. Успех в проведении реформы во многом зависит от
совместных действий федеральных, региональных и местных органов власти,
определения ответственности каждого уровня властного регулирования за решение
проблем отрасли. В первую очередь это касается решения проблемы долгов бюджета
перед предприятиями ЖКХ, вызванных неисполнением обязательств всеми уровнями
власти, и предотвращение их возникновения и накопления. Только в этом случае
можно говорить о совершенствовании системы управления ЖКХ, создании
конкурентной среды и повышении инвестиционной привлекательности отрасли.Для
продвижения реформы в ЖКХ потребуется не только оптимизация финансовых потоков,
финансовая прозрачность и сто процентное исполнениесоциальных
гарантий государства, которые в большей степени зависят от федеральных и
региональных органов власти, но и разработка стратегии и мероприятий по
реформированию жилищно-коммунального хозяйства на местах.Далеко
не все муниципальные образования подготовлены к реформе, выбору модели
управления ЖКХ, и здесь потребуется поддержка субъекта РФ. Региональные органы
власти реализуют государственную политику в области реформирования ЖКХ и играют
важную роль в проведении реформы, оказывая содействие местным органам власти.
Оно может быть оказано различными способами, начиная от помощи в осуществлении
наиболее предпочтительных вариантов реформирования ЖКХ посредством
соответствующих законодательных и институциональных изменений на региональном
уровне и до сбора и распространения информации по позитивному и негативному
опыту реформирования. И, конечно же, модернизация основных фондов
жилищно-коммунального хозяйства это одна из проблем, которую не решить без
финансового и организационного участия региональных властей.Степень
разработанности данного вопроса в науке и практической деятельности организаций
по регулированию системы жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний момент
является актуальной и решаемой на высшем федеральном уровне. В рамках данной
проблемы принимаются законодательные и нормативно-регламентированные подзаконные
акты. Проблематика вопроса широко освещается в прессе и других средствах
массовой информации, научные разработки российских ученых основаны на
Западноевропейской концепции развития отрасли ЖКХ, но при этом не исключен и
Российский опыт организации коммунального хозяйства, что говорит о комплексном
походе к совершенствованию всей системы ЖКХ в России.Объектом
исследования в работе является – существующая система организации
жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования ЗАТО Видяево.Предметом
исследования в работе является – рыночный механизм регулирования и ключевые
направления совершенствования системы организации жилищно-коммунального хозяйства
муниципального образования.Целью
выпускной квалификационной работы является создание определенной рыночной
модели хозяйствования с применением современных стратегии совершенствования и
регулирования системы организации жилищно-коммунального хозяйства
муниципального образования.Поставленная
цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:1.
Рассмотреть историю возникновения и развития организации жилищно-коммунального
хозяйства муниципальных образований в России;2.
Определить основные проблемы в развитии системы жилищно-коммунального хозяйства
муниципальных образований;3.
Дать характеристику реорганизационному и оптимизационному управлению
жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований в условиях рыночных
отношений;4.
Проанализировать современное состояние системы ЖКХ в структуре муниципального
образования ЗАТО Видяево;5.
Выявить ключевые проблемы в развитии отрасли жилищно-коммунального хозяйства
ЗАТО Видяево;6.
Разработать
модель эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством ЗАТО Видяево;7.
Обосновать основные направления определенного стратегического развития в
системе организации жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Видяево.Практическая
значимость рассматриваемой темы определена созданием механизма развития с
использованием вариантов перспективного планирования, которые будут влиять на
выбранную политику совершенствования всей системы организации реально
действующего жилищно-коммунального комплекса в хозяйстве муниципального
образования.Информационной
базой исследования являются действующие законодательные акты и нормативные
документы, финансовая отчетность, принятая за основу при анализе финансовых
результатов МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево, научные разработки, публикации отечественных
и зарубежных специалистов по теме исследования. Основными источниками информации
для анализа служат отчеты о прибылях и убытках, информационные данные статистических
и рейтинговых агентств.В
работе использована современная методологическая база совершенствования системы
организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, так же прогнозирования
результатов деятельности и моделирования на основе разработок отечественных экономистов,
таких как: Егорова Н.С., Бузырев В.В., Чекалин В.С., Смирнов Е.Б., Дронов А.А. и
другие.Положения,
выносимые на защиту заключаются в решении следующего ряда вопросов:1.
В теоретическом подходе рассматриваемой темы необходимо определить основные
направления механизма совершенствования системы организации
жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований страны;2.
Рассмотреть стратегические цели развития жилищной сферы, где важным аспектом является
повышение качества жизни при помощи улучшения жилищных условий, повышения
сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан
в соответствии с действующими стандартами качества;3.
Проанализировать факторы взаимодействия существующей системы организации
жилищно-коммунального хозяйства в рамках деятельности муниципального
образования ЗАТО Видяево;4.
Дать объективную оценку и обоснованную характеристику предлагаемой методике
прогрессивного развития системы организации жилищно-коммунального хозяйства
муниципального образования ЗАТО Видяево;5.
Рассмотреть возможность регулирования процессов совершенствования системы
организации ЖКХ ЗАТО Видяево со стороны правительства Мурманской области в
целях повышения его эффективности.Структура
выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех
практико-аналитических глав, заключения, списка использованной литературы
(библиографического списка) и приложений.ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ1.1. Муниципальная
сфера деятельности жилищно-коммунального хозяйства в историческом аспекте
развитияОдним из важнейших
направлений социально-экономических преобразований в стране является
реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для
проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об
основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера – отрасль народного
хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и
элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом,
его содержание и ремонт.[1]Основу жилищной сферы
муниципального образования составляет жилищный фонд: жилые дома,
специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для
ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для
проживания.Жилищный фонд
подразделяется на следующие виды:[2]—
частный
– фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные
жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;—
государственный
– фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также
ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных
предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся
к соответствующему виду собственности;—
муниципальный
– фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также
ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий
или оперативном управлении муниципальных учреждений;—
общественный
– фонд, являющийся собственностью общественных объединений;—
коллективный
– фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности
различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности,
собственности общественных объединений.В течение длительного
времени жилищная сфера городов и муниципальных образований находилась в составе
государственного сектора экономики, получив в советский период значительное
развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались
низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди,
а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его
содержание.Бурный процесс развития
муниципальных образований и жилищного сектора на рубеже ХIХ
– ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней
гражданской войны.[3] Более
того, многие муниципальные образования и города, особенно малые, пришли в
упадок. Практически все системы хозяйства муниципальных образований оказались
разрушенными, а население бежало в большие города, на юг или влачило жалкое
существование и просто вымирало. Жилой фонд фактически был брошен на произвол
судьбы.В начале 20-х годов в
советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике
(нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам,
допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в
проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской
валюты (червонца).[4]Определенное
экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия
для возрождения малых городов и муниципальных образований и как следствие
восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных
вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление
коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора
восстановления жилья и коммунальных объектов в городах и муниципалитетах.
Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты,
восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.В 1926 – 1928 гг. были
приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и
коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того
времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но
и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей.
Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные
товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего
государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное
сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и
жилищную сферу.[5]На данном этапе
наиболее характерным было становление жесткой командно-административной
системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и
хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы
собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским
прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления
стали преобладать и в жилищной сфере.Система управления в
жилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным
органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и
районов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства,
которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководством
Коммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ)
города областного подчинения приведена на рис.1.1. В данной схеме четко
прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим управленческим
звеньям с выделением их ведомственного звена.
Совет Министров СССР |
Союзные
и республиканские ведомства