Машиностроительный комплекс

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

2. МАШИНОСТРОЕНИЕ

2.1 Место машиностроения в едином народном хозяйстве России

2.1.1 Структура машиностроения

2.1.2 Место тяжелого машиностроения и приборостроения в
хозяйственном комплексе страны.

2.2 Факторы и особенности размещения тяжелого машиностроения

2.2.1 Факторы, определяющие развитие и особенности размещения
тяжелого машиностроения

2.2.2 Факторы, определяющие развитие и особенности размещения
приборостроения

2.3 Сравнительная характеристика современного состояния
тяжелого машиностроения

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Машиностроительный
комплекс – это сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и
металлообработку. В свою очередь машиностроение включает в себя много
специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью.

Машиностроение – наиболее
крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса
во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами,
оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также
металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно
углубление специализации производства и расширение ее масштабов.

К перечисленным
подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию –
производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных
предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству
литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.

В указанной структуре
отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие
подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и
радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная,
подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного
хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и
сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности
(энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное
машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического
оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной
сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин,
военная техника и др.).

Кроме отраслевой
классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического
процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.

По металлоемкости, а
также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее
машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла,
относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство
металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны
средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном
это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и
среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в
географии не имеют.

В машиностроении имеется
хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй
половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения:
электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и
др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX
вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение,
производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и
промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине
XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей
экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Большое значение
приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.

Значение
машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача –
реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной
механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных
отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими
товарами.

2. МАШИНОСТРОЕНИЕ

2.1 Место машиностроения в едином народном хозяйстве России

2.1.1 Структура машиностроения

Машиностроение
– одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии России. Создавая наиболее активную
часть основных производственных фондов – орудия труда – машиностроительная
промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления
научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост
производительности труда и другие экономические показатели, определяющие
эффективность развития общественного производства.

На долю
машиностроения приходится более трети объёмов производства товарной продукции
России, около 2/5 промышленно – производственного персонала и почти ¼ основных
промышленно – производственных фондов.

Машиностроение
занимает важное место в экономике крупных экономических районов России.

Машиностроительный
комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей,
основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с
другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий
функционирования единого народнохозяйственного комплекса РФ. Выпуская орудия
труда для различных отраслей народного хозяйства, он реализует достижения
научно – технического прогресса, обеспечивая комплексную модернизацию и
автоматизацию производства.

Количественный
рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными
сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства.

Индустриализация
вызвала создание многих новых отраслей машиностроения. Под влиянием
научно–технического прогресса выделились в самостоятельные отрасли электротехника
и электроника, приборостроение, вычислительная техника и т.п..

Машиностроительному
комплексу принадлежит ключевая роль в осуществлении научно–технической
революции. Массовое изготовление техники новых поколений, способной дать
многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации
всех стадий производства.

2.1.2 Место тяжелого
машиностроения и приборостроения в хозяйственном комплексе страны

Современное
машиностроение представляет собой множество взаимосвязанных отраслей и
производств.

Отрасль машиностроения
представляет собой совокупность производственных объединений и предприятий, для
которых характерны единство экономического назначения изготовляемой продукции,
однородность производственно – технической базы, специфичность состава кадров и
условий труда.

Признаком,
сыгравшим решающую роль для объединения предприятий в отрасль тяжелое
машиностроение, явилась необходимость использовать крупногабаритное
оборудование в связи с крупными размерами и большим весом выпускаемых изделий. В
зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость
и трудоемкость выделяют тяжелое, общее, среднее и приборостроение (рис. 1).

Если
выделением в отрасль тяжелого машиностроения послужила металлоемкость, то для
приборостроения главным фактором было трудоемкость производства и малая
металлоемкость, необходимость для производства наличие высококвалифицированных
кадров.

В
составе приборостроения выделяют:

· 
производство
средств вычислительной техники;

·  приборов контроля и регулирования технологических
процессов;

·  электроизмерительных приборов;

·  оптических и оптико–механических
приборов и аппаратуры;

·  приборов для измерения механических
величин;

·  приборов времени (часовая промышленность);

·  приборов для автоматизации и
механизации инженерного и управленческого труда;

·  приборов для медицины, физиологии и
биологии.

Тяжелое
машиностроение включает в себя производство металлургического, горного и
подъемно – транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов,
атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других крупногабаритных и
металлоемких изделий.

Для
тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла (заготовка –
механическая обработка – сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже
индивидуального назначения.

Машиностроительный комплекс

Рис. 1. Структура
машиностроения

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий