Конкурентоспособность предприятия

Дата: 21.05.2016

		

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономики и управления»

Презентация

на тему: Конкурентоспособность
предприятия

«УП Турнепс Сервис»

Студент

ВШУБ, 5 курс,

ВВП — 1 А.М. Контровский

Руководитель

доцент

МИНСК 2011

Содержание

1. Краткое описание технических
характеристик объекта, предприятие, товара, услуги

2. Анализ конкурентных особенностей
и проблем исследуемого рынка, отросли продукта

3. Краткий SWOT
анализ
конкурентных позиций объекта исследования

1. Краткое описание
технических характеристик объекта предприятие товара, услуги

Объектом исследования является
унитарное предприятие «Турнепс-Сервис» – это самостоятельный хозяйствующий
субъект, обладающий правом юридического лица, созданный предпринимателем для
оказания услуг и выполнения различных работ с целью удовлетворения общественных
потребностей и получения прибыли.

Компания
«Турнепс-Сервис» основана в 2000 году. За это время фирма успела
зарекомендовать себя надежным поставщиком сельскохозяйственной продукции. конкурентоспособность swot рынок продукт

В настоящий момент
времени компания специализируется на оптовой и мелкооптовой торговле продукции
сельскохозяйственного назначения (семена овощных и цветочных культур).

Компания наладила
прочные связи со многими регионами Беларуси, тесно сотрудничает с
производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции из Голландии.

Основными принципами
деятельности УП «Турнепс-Сервис» являются:

1. 
Изучение
потребительского спроса на сельскохозяйственную продукцию;

2. 
Заблаговременное
формирование заказов у поставщиков;

3. 
Повышение
эффективности логистики при закупке и реализации товара для своевременной
доставки продукции потребителю;

4. 
Поддержание
широкого ассортимента продукции;

5. 
Жесткий
контроль за сертификацией и хранением всей продукции;

6. 
Мгновенное
реагирование на требования покупателей;

7. 
Гибкое
ценообразование.

По своей правовой
структуре предприятие является унитарным предприятием. Унитарным предприятием
признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на
закрепленное за ней собственником имущество.

Согласно Уставу,
утвержденному в новой редакции решением учредителя от 23.02.2009 № 1/09 и
зарегистрированному решением Мингорисполкома от 26.02.2009 № 190421418,
предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении
имущество, имеет самостоятельный баланс и печать.

Ассортимент УП
«Турнепс-сервис» представлен разнообразной продукцией сельскохозяйственного
назначения. Это семена овощных культур сортов ведущих голландских компаний
«Syngenta», «Nunems».

Данная
сельскохозяйственная продукция характеризуется высокими качественными
показателями и составляет достойную конкуренцию на отечественном и зарубежном
рынках сбыта.

На семена овощных
культур наибольший потребительский спрос приходится на январь-апрель.

В настоящее время рынок
сельскохозяйственной продукции имеет наибольшую емкость и потенциал роста в
Беларуси – стране с развитым аграрным направлением. Выход на данный рынок в
республике является перспективным направлением развития бизнеса.

Сегодня возрождение и
устойчивое развитие сельского хозяйства немыслимо без формирования эффективного
конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего
продовольственною безопасность страны, интеграцию в мировое
сельскохозяйственное производство и рынки продовольствия.

Вместе с тем
конкурентноспособность и рентабельность сельскохозяйственной продукции зависит
от понесенных затрат на ее производство. Одним из путей снижения затрат в
сельском хозяйстве является внедрение современных ресурсосберегающих технологий
производства растениеводческой продукции. Одним из элементов современных
ресурсосберегающих технологий является внедрение на рынок высокоурожайных
сортов интенсивного типа и комплексных высокоэффективных минеральных удобрений,
содержащих наряду с основными элементами питания множество микроэлементов,
регуляторов роста в более доступной для растений форме, что позволяет избежать
перерасхода денежных средств на закупку каждого элемента, входящего в данные
удобрения, в отдельности.

Интенсивные сорта семян
овощных культур голландских компаний «Syngenta»
и «Nunems» – поставщиков УП
«Турнепс-Сервис», неприхотливы в выращивании, дают стабильно высокие урожаи,
устойчивы к болезням и обеспечивают высокий выход качественной продукции
товарного вида, что позволяет потребителю получать больший доход на рубль
понесенных затрат при выращивании данной продукции.

Таким образом, сорт
является наиболее экономически выгодным средством увеличения производства
сельскохозяйственной продукции. Качество сортов овощных культур голландских
компании позволяют занять лидирующее положение на рынке сбыта
сельскохозяйственной продукции и составит достойную конкуренцию отечественным
производителям.

Доля импортной семенной
продукции на рынке составляет 65%. Параллельно с уменьшением предложения на
белорусском рынке отечественной семенной продукции и снижением объемов
экспорта, импорт семенной продукции в Беларусь увеличивается. Это также
обусловлено гибелью озимых культур и необходимостью их пересева яровыми
культурами. Например, за период с марта по май 2010 г. импорт семенной
продукции увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 25%.

Увеличение ассортимента
сельскохозяйственной продукции, влечет за собой появление конкуренции между ее
производителями, что способствует повышению качества выпускаемой продукции.

Основными клиентами
компании являются государственные и частные организации, занимающиеся
возделыванием сельскохозяйственных культур и пчеловодством, а также оптовые и
розничные предприятия, осуществляющие реализацию и переработку
сельскохозяйственной продукции.

Основные критерии
выбора поставщика для потребителя – это качество продукции, цена, надежность
поставщика, качество обслуживания, условия платежа и другие.

Для клиентов УП
«Турнепс-сервис» на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий
надежности поставки, что вязано с сезонным спросом на сельскохозяйственную
продукцию.

Динамичный и сезонный
характер потребительского спроса на сельскохозяйственной продукции обусловлен
сжатыми сроками посева сельскохозяйственных культур.

Основной упор в
коммерческой политике УП «Турнепс-сервис» делается на расширение и углубление
ассортимента реализуемой продукции в соответствии требованиями рынка сбыта и
своевременном обеспечении потребителей представляемой продукцией, что
немаловажно при реализации продукции сельскохозяйственной отрасли, связанной с
сезонной динамикой потребительского спроса.

Своевременность
доставки данной продукции потребителю позволило УП «Турнепс-сервис»
зарекомендовать себя, как надежного делового партнера, тем самым сохранить и
преумножить созданную клиентскую базу предприятия, что отразилось на его прибыли
и годовом доходе.

Как показывают данные
рисунка 1 общий объем закупок семян овощных культур в 2009 году увеличился на
2110 млн. руб. или на 30%, а в 2011 году – на 10061,3 млн. руб. или 111%.

Конкурентоспособность предприятия

Рис.1. Динамика общего объема закупок УП
«Турнепс-сервис»

Рост числа клиентов
составил в 2009 г. от 189 до 225, в 2010 г – от 225 до 356.

Немаловажным фактором
для клиентов предприятия является оценка затрат на приобретение продукции. Для
каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом
учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов выбирается наиболее
выгодный (по критерию общей прибыли).

Метод интересен с точки
зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика.
Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и
анализа большого объема информации по каждому поставщику.

2. Анализ конкурентных
особенностей и проблем исследуемого рынка, отросли продукта

За последние годы рынок
семян овощных культур и цветов неизмеримо вырос и ежегодно обновляется как
отечественной, так и зарубежной продукцией. Развитию отрасли в Республике
Беларусь , считают специалисты, мешает высокая доля импорта: западные компании
все активнее отбирают рынок у российских производителей.

Причина в том, что
отечественные семена не всегда выдерживают конкуренцию с импортными.
Белорусские институты пытаются развивать производство, но у них не хватает
денег. Основной покупатель овощных семян — фермеры, садоводы и огородники. В Республике
Беларусь дачные участки имеют 5 млн. семей.

По оценкам экспертов, в
2008 г. белорусский рынок пакетированных семян составил $6 млн. В 2009 и 2010
г. году было продано примерно столько же. В Республике Беларусь сажают все
меньше овощей: дачники предпочитают им цветы, которые сегодня отбирают у
овощных семян рынок. Если в 2008 г. соотношение цветочных и овощных семян было
примерно 50% на 50%, то в 2010 г. уже 40% к 60%.

По погодным условиям Республика
Беларусь не предназначена для выращивания томатов и баклажанов, поэтому на
участке стараются лучше посадить цветы. Люди растениями занимаются для души,
считая, что для тела могут позволить себе пойти на рынок и купить там
привезенное из других стран или регионов. Тем не менее на белорусский рынок
семян овощных и цветочных культур с каждым годом выходит все больше новых
игроков. В основном это мелкие компании, которые уже занимают 50% рынка:
фасовщики, которые предпочитают брать семена на вес, раскладывать их по пакетам
и продавать.

Резкий рост импорта —
главная проблема для белорусских компаний. На него приходится уже 75% рынка,
причем иностранцы демпингуют. Причина в том, что Республика Беларусь не может
вырастить качественных семян из-за отсутствия разработок: в последние
десятилетия инвестиций в отрасль не делалось. В итоге ввозятся семена из
Голландии, Франции, Германии, Великобритании и Дании, где на выведение каждого
сорта готовы тратить десятки миллионов долларов. В итоге получается, что
белорусские оптовики эти семена перекупают, поэтому у отечественных компаний
цена выше.

Наибольшим в мире
экспортером овощных семян являются США. Голландия находится на втором месте по
объемам импорта. Все большая часть голландских семян овощей выращивается в
других странах, но доработка, сортировка и упаковка осуществляется в
большинстве случаев в Голландии. Эта страна экспортирует овощных семян на сумму
свыше $ 575 мл. Турция ежегодно импортирует семена на сумму свыше $40 млн. Для
удешевления себестоимости российские компании пытаются развивать собственное
производство, но его доля пока невелика, так как у российских компаний
недостаточно средств для развития конкурентоспособного производства.

Помощи ждут только от
государства, но в бюджете выделяется мало средств — 50-70% от того, что
требуется. Занимается производством семян в настоящее время, к примеру, ООО
«Агрофирма Аллен». Она выращивает семена в 4-х странах самостоятельно
и импортирует недостающий ассортимент из Германии, Франции и Польши. В 2009 г.
площадь семеноводческих посевов превысила 400 га. Здесь специалисты производят
как свои сорта и гибриды, включенные в Госреестр, так и самые популярные сорта
отечественной селекции, составляющие основу товарного производства овощной
продукции. Это стало возможно благодаря самому тесному сотрудничеству с
ведущими селекционными центрами страны: ВНИИССОК, ВИР, ТСХА, целым рядом
опытных станций.

Для производства
качественных семян как для профессионального, так и любительского сегментов
рынка, в «Агрофирме Аллен» имеется все необходимое: семявыделительная
и семяочистительная техника, фасовочное оборудование, собственная слайдотека на
3 500 слайдов, аттестованный апробатор семеноводческих посевов, магазины,
складские помещения. Весной, в период активной покупки семян овощных и
цветочных культур, в оптовой и розничной сети появляются различные каналы их
приобретения.

Самый широкий из них —
специализированные магазины. Семена в этих магазинах, как правило, имеют
сертификаты качества, и по требованию покупателей здесь обязаны выдавать их
копии. Это тот документ, по которому огородник может предъявить претензии в
случае некачественных семян. На белоруском семенном рынке представлены
фактически все основные семенные компании мира, которые сообщают о
стремительном росте объемов продаж качественных семян. Большинство компаний
старается предлагать широкий ассортимент овощных культур, но на рынок, как
правило, продвигаются отдельные, наиболее популярные товарные группы.

Продажу семян
большинство компаний ориентирует на профессиональных производителей и на
овощеводов. Рынок семян овощных, цветочных и других культур в розничной
торговле Минска и Минской области представлен большим разнообразием фирм.
Ассортимент семян, яркая и красивая упаковка с информацией о сорте и
агротехникой выращивания способны обеспечивать спрос самого взыскательного
покупателя. По оценкам специалистов по агротехнологиям, около 40% семян овощей
фермеры покупают непосредственно у компаний-импортеров, а еще 60% — у
региональных представителей, то есть у дилеров и субдилеров. При этом трудно
сказать, какой путь лучше, ведь все зависит от конкретных условий
сотрудничества, которые предлагает компания.

Опыт показывает, что
наибольшего успеха достигают компании, которые предлагают, кроме семян, еще и
детальные технологии выращивания этих культур в агроклиматических условиях
региона с возможностью постоянного контакта с квалифицированным агрономом во
время вегетации. Очень хороший результат дает проведение демонстрационных
полей, причем для семенных компаний, уверенных в качестве своих семян,
идеальным является проведение демонстрационных полей, где представлены также
семена конкурентов. В большинстве случаев семена покупают профессиональные
производители, среди которых наибольшие объемы необходимы фермерам, личным
крестьянским хозяйствам, частным производителям и садоводам.

Процесс покупки семян
зависит от:

· 
цены;

· 
ассортимента
семян;

· 
сервиса,
который предлагает этот дилер;

· 
авторитета
его в регионе и уровня доверия.

Главными факторами при
реализации семян специалисты считают:

· 
качество,
наличие, ассортимент;

· 
конкурентоспособность;

· 
степень
«раскрученности» товара (рекламная поддержка);

· 
красивая
упаковка;

· 
информационная
поддержка (максимальное обеспечение продавцов всех уровней от импортера до села
информацией о данном сорте).

Фермеры покупают в
основном гибриды овощных культур, которые зарекомендовали себя с самого начала
и являются эталонами и стандартами.

Основными факторами
влияния на решение о приобретении гибрида или сорта являются:

· 
полученный
собственный опыт о данном гибриде;

· 
опыт,
полученный хорошим знакомым фермером, и хороший результат;

· 
наличие
и использование определенного гибрида авторитетным фермером этого региона;

· 
сильная
и массовая реклама этого гибрида;

· 
публикация
и распространение информации о весомых преимуществах конкретного гибрида над
конкурентом;

· 
при
выборе из двух гибридов одного класса фермеры выбирают дешевый и более
популярный;

· 
убеждение
фермера продавцом, который непосредственно находится в прямом контакте с
покупателем;

· 
авторитет
фирмы на рынке.

Качество семенного
материала — вопрос злободневный не только для дачников, но и для всего
сельского хозяйство. Ведь от этого зависит и урожайность, и прибыль семеноводов
— поставщиков элитных семян. Так что такой продукции традиционно уделялось
особое внимание на государственном уровне — специалистами были разработаны
жесткие требования, регламентирующие все стадии процесса производства, которые
легли в основу различных стандартов.

Разумеется, ГОСТ
необходим прежде всего для производителей — семеноводческих ферм, селекционных
станций и т. д. Но он имеет значение для любого продавца и потребителя. Если
садовод, направляетесь в магазин за определенным сортом огурцов, который
прошлым летом так порадовал его хорошим урожаем, то, разумеется, он будет
ожидать такого же результата и от новой упаковки семян. Для того чтобы эти
ожидания оправдались, продукция должна обладать такими же свойствами:
всхожестью, жизнеспособностью, чистотой сорта, и т. д. Стабильность свойств
данной продукции и гарантирует ГОСТ, в соответствии с которым она производится.
Особое внимание в соответствии с требованиями федерального закона «О
техническом регулировании» уделяется требованиям безопасности для здоровья
и экологичности продукции. Семена, в которых обнаружены вредители, возбудители
болезней растений, сорняки, имеющие карантинное значение для РФ, а также живые
вредители и их личинки, повреждающие семена, к посеву не допускаются.

Если семена были
обработаны химическими или биологическими препаратами, то они, согласно ГОСТу,
должны иметь соответствующие надписи и сопроводительные документы, содержащие
сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую
среду. Согласно ГОСТу, семена овощных и бахчевых культур, кормовых корнеплодов
и кормовой капусты подразделяют на три категории (или ступени размножения):
оригинальные, элитные и репродукционные семена.

Согласно федеральному
закону «О семеноводстве», оригинальные семена производятся
оригинатором сорта или уполномоченным им лицом, элитные семена получаются в
результате размножения оригинальных семян, а репродукционные семена — это
поколения, следующие за элитными. При этом гибридные семена первого поколения
являются репродукционными семенами. Для посева используют семена овощных,
бахчевых культур, кормовых корнеплодов и кормовой капусты сортов и гибридов,
внесенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к
использованию. По сортовой частоте семена делятся на три категории в соответствии
с требованиями стандарта.

Элитные семена и
репродукционные семена, которые используются для семеноводческих целей, по
сортовой чистоте должны соответствовать требованиям первой категории. Семена
тепличных сортов и гибридов огурца, сладкого перца и томата по сортовой чистоте
и содержанию гибридных семян делят на две категории. Необходимо отметить, что
требования к сортовой чистоте устанавливаются жесткие даже для второй и третьей
категорий: так, для третьей категории ревеня — 85 процентов, для бобов — 95 процентов,
а для сахарных и лущильных сортов гороха с мозговыми семенами — 97 процентов.

Устанавливается и
содержание в примеси сортов и резких гибридов в числе общей примеси в третьей
категории — она должна быть не более 5% для салата, 2% для свеклы и т. д. На
маркировке семян должно быть указано наименование культуры, название сорта или
гибрида, номер партии, масса или количество семян, наименование и номер
документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества семян, обозначение
настоящего стандарта, срок годности, название компании и ее адрес

Если на упаковке не
предоставлена вся необходимая по ГОСТу информация, то содержимое может не
соответствовать высоким требованиям к качеству продукции.

3. Краткий SWOT анализ
конкурентных позиций объекта исследования

1.Одна из первых
компаний на рынке семян овощных культур

2. Узнаваемое
предприятие доверие покупателей

3. Большой опыт

4.Знание особенностей
внутреннего и внешнего рынка

5. Квалифицированный
персонал

6. Постоянное развитие
ассортимента семян овощных культур

7. Конкурентоспособные
цены

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1.Большое влияние
государства постоянный контроль.

2.Постоянный поиск
высококвалифицированного персонала в новых освоенных регионах.

3. Сильная зависимость
компании от человеческого фактора.

4. Зависимость от курса
валюты.

ВОЗМОНОСТИ

1.Постоянное увеличение
посевных площадей в РБ, увеличении числа фермерских хозяйств, кредитная
политика государства.

2. потенциальные
возможности на внутреннем рынке, а также реализация готовой продукции на
внешнем рынке.

УГРОЗЫ

1.Усиление конкуренции

2. Ужесточение законов
направленные на реализацию семенной продукции.

Сравнительный анализ
конкурентных позиций УП «Турнепс сервис»

Покупатель конкурентоспособности Коэффициент значимости УП «Турнепс Сервис» ОАО «Агриматко 96» УП «Белросагросервис»
балл оценка балл оценка балл оценка
Качество товара 13 8 117 9 117 9 117
Доля рынка 11 8 88 7 77 10 110
Ассортимент 10 7 70 7 70 9 90
Эффективность рынка 12 9 95 7 84 8 90
Репутация у потребителя 10 8 80 7 70 9 90
итоговая оценка 40 450 418 497

Таблица. Значение параметров
конкурентоспособности фирмы

Пораметры оцениваемой фирмы Уровни оценки фирмы
УП «Турнепс Сервис» ОАО «Агриматко 96» УП «Белросагросервис»
1 Цена 2 3 4
2 Качество товара 3 3 3
3 Стаж работы на рынке 2 4 3
4 Уровень квалификации персонала 3 3 4
5 Рекламная стратегия 3 4 4

Оценка параметров
конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности Уровни оценки фирмы
УП «Турнепс Сервис» ОАО «Агриматко 96» УП «Белросагросервис»
1 Известность торгующей организации 3 4 4
2 Географическое расположение фирмы на
территории города
4 1 4
3 Время существования фирмы на рынке 2 4 4
4 Наличие сети магазинов 1 2 2
5 Площадь торгового помещения 3 4 3
6 Продажная цена 3 3 4
7 Наличие оптовых продаж 3 4 4
8 Надежность 3 3 3
9 Количество менеджеров по продажам 4 3 3
10 Наличие прайс -листво 4 4 4
11 Вежливость и предупредительность в
обслуживании клиентов
4 3 4
12 Профессиональные консультации 3 3 3
13 Наличие бесплатной доставки 3 2 2
14 Условия предоставления кредита 3 2 2
15 Время доставки товара 3 2 2
16 Наличие скидок 3 2 1
17 Гарантийный срок 3 2 2
18 Общий балл 52 48 51

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий