Предпринимательство в Республике Казахстан

Дата: 21.05.2016

		

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1 Понятие и
содержание предпринимательства

1.2 Сущность и
функции предпринимательства

1.3 Виды
предпринимательской деятельности

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Виды
предпринимательской деятельности

2.2 Основные
формы предпринимательства

2.3
Предпринимательский потенциал Казахстана

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в
Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое
представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего
имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность
физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли. Возрождение
предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года
предпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развития
производительных сил тогда оно не получило должного распространения. За годы
Советской власти понятие «предпринимательство» практически было исключено из
экономической лексики, а термин «предпринимательство» воспринимался негативно.  

Рыночная экономика по сути своей есть предпринимательская. Намеченные в
Казахстане реформы призваны, в конечном счете, решить извечную социальную
проблему — улучшить жизнь людей. Для этого необходимо перевести экономику в
режим функционирования на потребителя. Мировой опыт показывает, что этой цели
наиболее соответствует предпринимательский тип экономических отношений. Он предполагает
смелую инициативу, полную самостоятельность и ответственность, включая поиск
потребности и оценку рыночной конъюнктуры, выработку тактики конкурентной
борьбы и вопросов инвестирования.

Вопросы предпринимательства имеют не только локальное значение, они
волнуют весь деловой мир. В современную «эру активных действий» добьются успеха
те корпорации, которые будут соблюдать следующие условия: во-первых, как смогут
сконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности и опереться на
ключевые ценности в организации; во-вторых, императив современного
предпринимательства — эффективное распоряжение временем, ускоряющимся потоком
нововведений, идей и экспериментов — надо быть быстрым, чтобы не отстать;
в-третьих, созревают условия использования гибких форм организации, режимов
работы, различных комбинаций ресурсов и усилий работников; в-четвертых,
совместный труд должен приносить удовлетворение всем его участникам.

Эти условия развития
предпринимательства представляют определенную ценность для стран, находящихся
на этапе перехода к рыночной экономике. Это в полной мере относится к
Казахстану.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных
стратегических направлений социально — экономической политики, проводимой
Правительством в Республике Казахстан. За годы рыночных реформ
предпринимательский сектор занял заметное место в обществе, так как он
выполняет ряд важных социальных функций, в число которых входят решение проблем
занятости, смягчение социальной напряженности и демократизация рыночных
отношений.

Актуальность этого вопроса в том, что
малый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях;
обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства,
способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию среди
товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.

Целью курсовой работы является изучить предпринимательство и
предпринимательскую деятельность.

Исходя из этой цели рассмотрим следующие задачи:

— рассмотреть понятие, сущность и виды предпринимательства;

— изучить классификацию предпринимательской деятельности;

— определить виды предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является предпринимательская деятельность.

Предметом исследования является экономическая теория.

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1 Понятие и содержание
предпринимательства

В экономической науке нет общепризнанных определений предпринимателя как
экономической категории, которая выражает сущность субъекта предпринимательской
деятельности, особого ресурса и фактора процесса воспроизводства и
предпринимательства.

Существует представление, что предпринимательство вообще не
является экономическим понятием, а относится к социологии, психологии или
социокультурной сфере. Но все же имеется давняя традиция понимания предпринимательства
как явления экономического. В настоящее время отсутствует общепризнанная теория
предпринимательства в мировой экономической науке. То, что сегодня говорится
теоретиками о предпринимательстве, представляет чаще всего некий конгломерат фрагментарных
суждений. Одна часть из них базируется на предпосылках неоклассической теории и
ведет речь о предпринимательских способностях как одном из факторов производства
наряду с трудом и капиталом, не выделяя при этом ничего специфического в этом
факторе. Другая же часть представляет собой простое обобщение суммы
эмпирических данных, не связанных с концептуальной основой экономической
теории.

Формирование рыночных отношений, повышение качества среды
бизнеса, появление нового подхода к развитию предпринимательства требуют новой
трактовки понятий «предпринимательская деятельность», «предприятие», «бизнес»,
«хозяйственная деятельность», «крупные, средние и малые предприятия».
Нечеткость в определении этих понятий вызваны различиями в культуре, политике,
традициях стран, а также в практике развития предпринимательства.

Методологическим ключом к уточнению терминов может послужить
синергетический подход к экономической теории, который опирается на достижения
новейшей науки о самоорганизации мира – синергетики. Синергетика – направление
междисциплинарных исследований, объект которых – процессы самоорганизации в
открытых системах физической, химической, биологической, экологической и другой
природы. В таких системах за счет потоков энергии и вещества из внешней среды
создается и поддерживается неравновесность. Благодаря этому происходит
взаимодействие элементов и подсистем, приводящее к их согласованному поведению
и в результате – к образованию новых устойчивых структур и упорядочиванию.

В отечественной литературе выделяются четыре «волны» эволюции
концепций предпринимательства, которые дают картину двух глобальных этапов
развития теории предпринимательства, связанных с формированием научной картины
мира и возникновением синергетики как теории самоорганизации [6, 234].

Родоначальник экономической мысли Аристотель, и Платон не
могли составить целостной экономической теории, так как исследовали
экономическую жизнь с точки зрения аристократии, связанной с сельским
хозяйством и противопоставлявшей себя классу торговцев (то есть
предпринимателей).

Классическая политическая экономия осмыслила значение
торговли для экономического развития государств, но предпринимательство еще не
стало самостоятельным предметом исследований, хотя появился уже сам термин: в XVII в. предпринимателем называли купца,
противопоставляя его финансисту. В рамках меркантилизма были сформированы
первые концепции предпринимательства, в которых прибыль представлялась в
качестве доминирующего мотива предпринимательской деятельности. Уже на этом
этапе началось разделение предметно-материального и идеально-творческого начал
в предпринимательской деятельности.

Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» впервые
употребил английский экономист конца XVII- начала XVIII вв.,
относившийся к исследователям первой «волны», Ричард Кантильон, считавший, что
расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность покупать
товары отдельным субъектам рыночных отношений более дешево и продавать более
дорого по сравнению с другими. Он назвал таких бизнесменов предпринимателями,
которые могут заниматься в разных сферах воспроизводства: производстве, обмене
или сразу в обеих сферах. Предприниматель определялся Р.Кантильоном как субъект
рыночных отношений, обладающий способностью предвидеть, брать на себя
ответственность, действовать в условиях риска. Такой подход к определению
предпринимательства был обусловлен тем, что в этот период внешняя и внутренняя
торговля представляла собой чрезвычайно рискованный вид деятельности. Р.
Кантильон отделил предпринимательскую функцию от функций капиталиста-собственника
и управляющего [2, 204].

В современном обществе в рыночные
отношения с целью извлечения прибыли вступают самые разнообразные субъекты:
индивидуальные фирмы, мелкие и крупные товарищества, акционерные общества,
частные и государственные предприятия. Сложность определения субъекта
предпринимательства, очевидно, связана с недостаточной определенностью для
современного общества самого понятия предпринимательства, как оно было дано
Кантильоном.

Этими трудностями можно объяснить то,
что предпринимателями стали называть просто предприимчивых людей, действующих
на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным
действиям. Любая деятельность, направленная на извлечение прибыли и сопряженная
с риском, стала представляться предпринимательством.

Формирование классической политической     экономии, несмотря на различие
научных взглядов ее основателей, в определенной мере способствовало расширению
понимания сути и содержания предпринимательской деятельности.

1.2 Сущность и функции предпринимательства

Предпринимательство, как особый род занятий человека известно, с давних времен.
Только в 18 веке Р. Кантильон дал ему первое теоретическое объяснение. Важным
этапом осмысления сути предпринимательства стали работы Ж.Б. Сэя, в которых
предприниматель определялся как человек, организующий других людей в рамках
производственной единицы. Основы современной теории предпринимательства были
заложены Й. Шумпетером в первой половине XX века.

В частности, его идея «созидательного разрушения» развивала представления
о сути и характере предпринимательской деятельности. В отличие от простого
администратора, который управляет имеющимися в распоряжении ресурсами, для
предпринимателя характерно креативное, творческое поведение в тех или иных
условиях. Если предприниматель приходит к выводу, что сложившейся ситуации
должна соответствовать иная структура производства или его организация, он
разрушает старую и создает новую, адекватную этим условиям. В этом проявляется
«созидательное разрушение». Предприниматель, по Шумпетеру, ориентирован не на
статическую эффективность, связанную с поддержанием работоспособности
существующей системы, а на динамическую, предполагающую своевременное
изменение, развитие управляемой системы.

Современная экономическая теория определяет предпринимательство как
инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей, направленную на
получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях
производства и реализации товара. Если предположить, что организация какого-то
дела потребовала от предпринимателя затрат М, то эта деятельность имеет смысл тогда,
когда полученный результат М1 будет больше М. Превышение полученного дохода над
затратами и составляет прибыль предпринимателя:

М1 — М=? М=Р,

где ?M, Р — прибыль.

Предпринимательские решения исходят, прежде всего, от собственников
предприятий. Однако по мере развития отношений собственности, расширения ее
корпоративных форм предпринимательские решения стали все больше приниматься и
наемными менеджерами. Ведь нельзя же по каждому вопросу, скажем, собирать общее
собрание акционеров. Ситуация нередко требует немедленного принятия решения.
Поэтому собственники и делегируют часть предпринимательских функций наемным
управленцам, сохраняя за собой решение стратегических вопросов. Сегодня можно
говорить о предпринимательском менеджменте как особой форме предпринимательства.

Meнеджер, реализующий предпринимательские полномочия, изыскивает
возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя
усовершенствования на своем предприятии. Риск — это неотъемлемая черта
предпринимательства. Конечно, постоянно рискуют все люди. Выходя из дома в
гололед, мы рискуем получить травму от падения, существует угроза, что сорвет
водопроводный кран у соседа сверху и затопит вашу квартиру; фермер рискует
понести убытки от вымерзания озимых и т. п. Однако избежать потерь в
перечисленных случаях — в принципе возможно. Для этого можно обратиться к
услугам страховых компаний. Последние определят вероятность наступления
страхового случая, возможный ущерб от него и за определенную плату согласятся
взять на себя риск. Предпринимательство же связано с нестрахуемым риском.
Предприниматель сознательно идет на риск. Он не имеет никаких гарантий в том,
что его товар будет куплен, что полученная выручка покроет издержки и принесет
ему прибыль. Конечно, умение делать точные расчеты и предвидеть рыночную
конъюнктуру снижает вероятность неудачи, но устранить полностью риск
невозможно. [1, 67]

Функции предпринимательства

Для лучшего понимания сущности предпринимательства обратимся к выяснению
его функций и роли в экономической системе.

1. Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых,
материальных, информационных и других ресурсов для их производительного
использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность
вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество
потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся
предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому — преобразования множества
запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного
рода магазины, офисы и т. п.

2. Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу
их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они
будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя
функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок
и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных
направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа
дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в
том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей.
Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за
собой.

3. Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых
решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый
предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему
довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое
дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и
организационных решений человечество обязано творческой функции
предпринимательства. [11, 217]

1.3 Виды
предпринимательской деятельности

Поскольку любая экономическая
деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство
– обмен – распределение – потребление), в зависимости от содержания
предпринимательской деятельности и ее связи с основными фазами воспроизводственного
процесса различают следующие виды предпринимательства:

— производственное;

— коммерческое;

— финансовое;

— посредническое;

— страховое.

Производственное предпринимательство
– это деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом
осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации,
духовных ценностей для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым
организациям. При этом функция производства является для предпринимателя
основной.

Результатом производственно —
предпринимательской акции является реализация покупателю определенного объема
произведенных товаров и получение за них денежной выручки.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли
коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц,
потребителя, покупателю. В таком предпринимательстве фактором является сам товар,
а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей
цену приобретения.

Определяющую роль в коммерческом предпринимательстве
играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Это сделки по
купле-продаже. В нем нет необходимости в обеспечении производственными
ресурсами, связанными с выпусков продукции. Коммерческой сделке должен
предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируются объем закупки
и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого
предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают
деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или
представляемые ему в кредит. Прибыль предпринимателя возникает в результате
продажи финансовых ресурсов с получением их процентов, прибавочного капитала.

Как в прочих видах коммерческой
деятельности, финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка
ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и
привлечением потенциальных покупателей.

Посредничеством
называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не
продает товар, а выступает в роли посредника связующего звена в процессе
товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет
предпринимательской деятельности посредника – соединить две заинтересованные во
взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество
состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг
предприниматель получает доход и прибыль.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует
страхователю имущества, жизни за определенную дату компенсацию возможного
ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья,
жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся
в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачиваемая страховку
только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения
таких обстоятельств невелика, то основная часть взносов образует
предпринимательский доход.

При всем разнообразии видов и способов осуществления предпринимательства любой
предпринимательской операции свойственно наличие определенных процедур,
выполняемых в некоторой последовательности: для предпринимательства характерны
также типичные товарно-денежные отношения между участниками осуществления
операции.

Рассмотрим принципиальную схему предпринимательской операции, на которой
изображены ее участники и возникающие между ними в процессе операции связи,
отношения и товарно-денежные потоки обмена.

Детализируемая схема предпринимательства отличается от упрощенной схемы
тем, что в ней выделены и указаны разные виды факторов, средств, ресурсов
предпринимательской деятельности, денежных платежей и денежных поступлений
предпринимателя.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Виды
предпринимательской деятельности

Всё многообразие предпринимательской деятельности
может быть классифицировано по различным признакам: виды деятельности, формам
собственности, количество собственников, организационно-правовым и
организационно-экономическим формам, степени использования наёмного труда и др.

Различают следующие виды предпринимательской деятельности:

— производственную;

— коммерческую;

— финансовую;

— консультативную. [12, с. 241]

Производственное предпринимательство можно назвать
ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции,
товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. В
условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности претерпела наибольшие
негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось
материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось
финансовое положение предприятий.

К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно
техническая деятельность, непосредственно производства товаров и услуг,
производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих
областях.

Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной
деятельности, прежде всего, должен определить какие конкретно товары он будет
производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее предприниматель
приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, с
проса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями,
покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями.

Следующий этап производственного предпринимательства – приобретение или
аренда (наём) факторов производства: производственных фондов; рабочей силы;
информации.

Осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами.
Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый
стартовый капитал. Не каждый может его иметь. В этом случае предприниматель
обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных
средств за получением кредита.

Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация
продукции (работ, услуг) покупателю, потребителю и выручка определенной суммы
денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит
прибыль предприятия.

Следующим видом предпринимательской деятельности является коммерческое
предпринимательство. Полем деятельности коммерческого предпринимательства
служат товарные биржи и торговые организации.

Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного
осмотра покупателем образцов заранее установленных минимальных партий товаров.
На товарной биржи добровольно объединяются коммерческие посредники и их
служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и
соблюдаемым правилам.

Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с
её помощью с учётом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные
цены.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

— оказание посреднических услуг по
заключению торговых сделок;

— упорядочение товарной торговли,
регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

— сбор и публикацию сведений о ценах,
состояний производства и других факторов, оказывающих влияние на цены. [22, с.
359]

Основное содержание коммерческой купли – продажи, другими словами, по
перепродаже товаров и услуг: приобретается готовый товар, который затем
реализуется потребителю.

Разновидностью коммерческого предпринимательства является финансовое
предпринимательство, с той разницей, что объектом купли – продажи выступает
специфический товар в виде денег, валюты, ценных бумаг. Предпринимательская
деятельность сводится к поиску и привлечению потенциальных покупателей денег
или ценных бумаг, к анализу движение их номинальной стоимости, к выявлению
потребностей в кредитах предпринимательства составляют операции и сделки.
Агентами рынка денег и ценных бумаг выступают коммерческие банки, фондовые
биржи, предприятие, организации, а также отдельные граждане.

Четвертый вид предпринимательской деятельности – консультативное
предпринимательство. Слово «консультант» происходит от лат. Consultans-советующий. Под этим термином понимается специалист в определенной
области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике
коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название
консалтинг.

В промышленно развитых странах с рыночной экономикой вложение средств в
интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее
эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию.

В нашей стране в современных условиях подобного отношения к консультанту
не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области
экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается
парадоксальная ситуация: большинство предприятий находится в тяжёлом
экономическом положении нередко по причинам организационно-управленческого
характера, неприспособленности к рыночным условиям, не используя при этом
имеющийся интеллектуальный потенциал в данной области. Те же руководители,
которые своевременно прибегли к помощи консультантов, уже ощутили пользу и
экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ
оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой
политики и т.д.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме
устных разовых советов. Однако чаще они предоставляются в виде консалтинговых
проектов и включают в себя следующие основные этапы:

— выявление проблем (диагностика);

— разработка решений, проекта;

— осуществление решений, проекта.

Для нынешнего этапа развития экономики Казахстана,
когда экономическая ситуация и деятельность отдельных предприятий претерпевают
существенные изменения и постоянно возникают новые проблемы очень необходимы
консультанты. Однако, учитывая ограниченность финансовых средств большинства
предприятий, следует приглашать консультантов главным образом для выявления и
установления степени важности самих проблем предприятия, фирмы. И начинать надо
с главной проблемы – стратегии развития предприятия. Лишь после этого следует
консультироваться по проблемам маркетинга, развития инновационного потенциала и
прочим проблемам.

2.2 Основные формы предпринимательства

Предпринимательский сектор национального хозяйства
обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического
анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными
являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности,
отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому
статусу.

По формам собственности предприятия подразделяются на:

—  частные;

—  государственные.

По размерам предприятия подразделяются на: малые; средние; крупные,
исходя из двух основных параметров: численность занятых и объём производства
(продаж).

По характеру деятельности предполагается их деление на производящие
материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и услуги. Данная
классификация близка к классификации по отраслевой принадлежности, которая
подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные,
банковские, страховые. [5, с. 287]

Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства
выделяют трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

По правовому статусу:

1. Государственное предприятие – это предприятие, находящееся либо полностью
в собственности государства, либо под его контролем через владения контрольным
пакетом акций.

Проведенный анализ показывает, что государственное предпринимательство на
Западе, вопреки распространяемому иногда мнению о его нежизнеспособности,
играет важную экономическую и социальную функцию. Отсюда следует, что и наше
обновляющиеся общество, переходя к рынку, также не может обойтись без
государственной формы собственности и хозяйствования. Вопрос лишь в том, каковы
её масштабы, сферы распространения, экономические границы, одним словом –
ликвидация монопольного положения государства в хозяйственной системе страны.

Наличие государственного сектора в национальном хозяйстве (наряду с государственным
регулированием) позволяет называть современную рыночную экономику смешанной
рыночной экономикой.

2. Индивидуальное (частное) предпринимательство – если отдельный гражданин
занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического
лица, то он признается индивидуальным предпринимателем. Он является
собственником фирмы. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет
персональную ответственность по всем её обязательствам. Собственник фирмы
обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры, контракты.
Преимущество частнопредпринимательской фирмы – в простоте её организации,
управления, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации
(одно лицо получает всю прибыль)

Недостатки такой фирмы – ограниченность финансовых и материальных
ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и
управления, неограниченная ответственность.

3. Товарищества – это форма предпринимательской деятельности, основанная
на полном или (долевом) объединении имущества разных собственников. Так здесь
играют двоякую роль. В – первых, полученная товариществом прибыль после уплаты
налогов и выделение необходимых средств на накопление капитала распределяется
между участниками товарищества в качестве их дохода. Во – вторых, решение
участниками товарищества принимаются большинством голосов, количество которых у
каждого участника также пропорционально его паю. Товарищества могут выступать в
формах:

а) полное товарищество (общество) – такое объединение физических или
юридических лиц, члены которого отвечают по обязательствам товарищества всем
движимым и недвижимым имуществом. Это значит, что если вы как частное лицо
вошли в полное товарищество на правах одного из учредителей, то в случае
наступления ответственности (банкротства) у вас опишут всё личное имущество,
выходящее за рамки жизненно необходимого: машину, дачу, мебель, картины,
ювелирные изделия и т.п. Как правило, полные товарищества образуются
юридическими лицами крупными предпринимателями. Договор о совместной
деятельности в какой-либо области уже можно рассматривать в качестве
образования такого товарищества. В подобных случаях не требуются ни устав, ни
даже регистрация товарищества.

б) товарищества с ограниченной ответственностью, где имущественная ответственность
ограничивается лишь капиталом товарищества. Его члены (физические и юридические
лица) не несут ответственности за выполнение обязательств общества, а рискуют
лишь в пределах своих вкладов. В этом и состоит смысл понятия «ограниченная
ответственность». В обществах с ограниченной ответственностью в большинстве
случаев существуют тесные взаимосвязи между компаньонами. По этой причине они
весьма подходят для организации семейных предприятий.

Для учреждения общества с ограниченной ответственностью необходимо
заключить учредительный договор, в котором определяется фирменное наименование,
местонахождение и направление деятельности предприятия, а также указывается
размер уставного капитала и долевое участие в нем членов общества.

Права членов общества реализуются на собраниях членов общества, которые
проводятся не реже одного – двух раз в год. Собрание имеет право принимать
наиболее важные решения, в частности, утверждать годовой баланс, определять
способ использования прибыли, описывать расходы, избирать и переизбирать директора
общества, давать ему указания по самым разнообразным вопросам. Контроль за деятельность
общества осуществляется ревизионной комиссией, члены которой назначаются собранием.

в) смешанные (коммандитные) товарищества, которые объединяют часть своих
участников на принципе полной (неограниченной) ответственности (действительные
члены) и часть – на принципе ограниченной ответственности (члены – вкладчики),
т.е. имущественная ответственность которых распространяется на вклад, внесенной
участником в капитал товарищества.

Смешанное товарищество – модифицированная форма полного товарищества. Те
участники, которые отвечают за риск всем своим имуществом, являются внутренними
членами общества и именуются полными товариществами. Остальные, кто рискует
лишь в пределах своего вклада, являются внешними участниками и называются
коммандитистами. Коммандитные товарищества состоят как минимум из одного
комментария и одного коммандиста. В нашей стране форма смешанного товарищества
пока не получила развития.

4. Акционерное общество — является одной из наиболее распространенных организационно
правовых форм предпринимательской деятельности. Оно образуется путем
объединения на долевой основе средств своих участников (акционеров) и относится
к компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечает по своим
обязательствам только собственным капиталом (акциями).

Акционерами могут стать как физические, так и юридические лица.

Акционерное общество имеет свой устав, в котором фиксируется цели общества,
размер капитала, порядок управления, структура руководящих органов и др.

Уставный фонд акционерного общества делится на акции. Номинальная сумма
акций должна соответствовать величине уставного капитала. С экономической точки
зрения, акция представляет собой ценную бумагу, в которой выражается
определенная часть имущества общества. Акции могут быть простыми и
превилигированными, именными и на предъявителя. Акции, которые продаются и
покупаются на биржах, публикуются в биржевой котировке с указанием курсовой
разницы.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание
акционеров.

Исполнительным органом акционерного общества, осуществляющим руководство
его текущей деятельностью, является Правление, которое подотчетно общему
собранию и Совету общества. Работой Правления руководит Председатель, которой
назначается или избирается в порядке, предусмотренном Уставом акционерного
общества (в Уставе указывается, кто назначает или избирает Председателя – общее
собрание, Совет или Правление и если избирает, то открытым или тайным
голосованием, на какой срок и т.п.) Контроль за деятельностью собрания
осуществляет Ревизионная комиссия.

Акционерные общества бывают двух видов:

Закрытые и открытые.

Акции открытых обществ распространяются в свободной продаже. Их могут
приобретать как предприятия, так и частные лица. Такие общества создаются
главным образом в тех случаях, когда требуется привлечение больших капиталов.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) отличается открытого (ОАО) особым
порядком распространения акций. Основная характеристика преимущественное право
покупки акций выходящего из акционерного общества акционера оставшимися.

Важной причиной широкого распространения акционерных обществ является
возможность концентрировать в их рамках гигантские капиталы, позволяющие решать
самые сложные хозяйственные проблемы. Существенным преимуществом АО является
также наличие рынка, где можно свободно купить или продать ценные бумаги.

Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных форм
бизнеса придает современный рыночной экономике характер «смешанной экономики».
Такая экономика доказала неоспоримые преимущества по сравнению с
«одноклеточной» экономикой, поскольку в ней уживаются разные уклады, доказывая
свое право на существование через конкуренцию, эффективное удовлетворение
разнообразных потребностей общества.

предпринимательский коммерческий купля продажа

2.3 Предпринимательский потенциал
Казахстана

Одним из важнейших факторов производства является
предпринимательская способность. В ее состав включаются предприниматели, к
которым относятся владельцы компаний, менеджеры, организаторы бизнеса,
сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.

Помимо предпринимателей в состав данного ресурса включается
вся предпринимательская способность страны, а именно действующие институты
рыночной экономики, т.е. банки, биржи, страховые компании, консультативные
фирмы. Наконец, сюда относятся предпринимательская экономика и культура, а так
же предпринимательский дух общества. В целом предпринимательский ресурс можно
охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских
способностей людей, основанной на существующей модели рыночной экономики.

В странах с высоким предпринимательским потенциалом важнейшую роль обычно
играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой
предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров.

Специфика формирующегося казахстанского
предпринимательского класса состоит в том, что 0,1% казахстанской бизнес —
элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной,
комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой
закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой
государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела
адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль
поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по
старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство
государственных чиновников.

Довольно пестрым является и «неноменклатурный» сегмент
казахстанского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего
молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и
«челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в
посреднических услугах, и высококвалифицированные специалисты, открывающие
консультативные фирмы, например в области управления программного обеспечения.
К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего,
«теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур.
Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес,
облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью казахстанского
предпринимательства.

Предпринимательский сектор экономики насчитывает
огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа
группируются по ряду существенны признаков. Наиболее распространенными являются
классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности,
отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому
статусу. [14, с. 254-255]

В Гражданском кодексе по-иному трактуются и многие важнейшие понятия.
Ранее в законодательстве понятие «юридическое лицо» нередко отождествлялось с
понятием «предприятие». Гражданский Кодекс Республики Казахстан исходит из
того, что предприятие является не субъектом, а объектом гражданских прав.
Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления
предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть
объектом купли-продажи, залога, аренды, других сделок.

В ГК дано следующее определение понятия юридического лица. Юридическим
лицом признается организация, которая имеет в собственном, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный
баланс или смету.

Из этого определения следует, что всякая организация, чтобы, быть
признанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (например,
обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать в
совокупности четырьмя характерными признаками:

—  наличие обособленного имущества;

—  способность отвечать по
обязательствам своим имуществом;

—  способность выступать в
имущественном обороте от своего имени;

—  возможность предъявлять иски и
выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.

В экономике функционируют самые различные юридические лица, которые
отличаются друг от друга по целому ряду признаков: отраслевой их
принадлежности; размерам; степени специализации и масштабам производства
однотипной продукции; методам организации производства и степени его
механизации и автоматизации; организационно-правовым формам и др. Признаками
отраслевой принадлежности предприятия служат: характер сырья, потребляемого при
изготовлении продукции; назначение и характер готового продукта; техническая и
технологическая общность производства; время работы в течение года.

По характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся на
предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.

По назначению готовой продукции все предприятия делятся на две большие
группы: производящие средства производства и производящие предметы потребления.

По признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным
и дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химических
процессов производства.

По времени работы в течение года различают предприятия круглогодового и
сезонного действия.

По признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие.

По специализации и масштабам производства однотипной продукции
предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и
комбинированные.

По методам организации производственного процесса предприятия делятся на
предприятия, в которых преобладает поточный, партионный и единичный методы
организации производственного процесса.

По признаку деятельности различают предприятия: промышленные, торговые,
инвестиционные, транспортные, в сфере услуг и т.д.

В ГК классификация юридических лиц основана на трех основных критериях:

1) на праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или
имущества;

2) на цели экономической деятельности юридических лиц;

3) на организационно-правовой форме юридических лиц. В зависимости от
того, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношении
юридических лиц или их имущества, юридические лица могут быть разделены на три
группы:

—  юридические лица, в отношении
которых их участники имеют обязательственные права. К их числу относятся:
хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские
кооперативы;

—  юридические лица, на имущество
которых их учредители (участники) имеют право собственности, или, иначе, вещное
право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе
дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;

—  юридические лица, в отношении
которых их учредители (участники) не могут иметь никаких имущественных прав (ни
вещные, ни обязательственные): общественные и религиозные организации
(объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц
(ассоциации и союзы).

Приведенная классификация юридических лиц имеет большое
практическое значение, особенно в части выделения первой группы юридических
лиц, в отношении которых их участники и учредители имеют лишь обязательственные
права.

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к
одной из двух категорий:

—  коммерческие организации;

—  некоммерческие организации.

Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие
организации могут создаваться в форме товариществ и обществ, производственных
кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и
распределение ее между участниками.

Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могут
быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных
объединений, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных
фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические
лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку,
поскольку это необходимо для их уставных целей.

По организационно-правовой форме юридические лица, являющиеся
коммерческими организациями, в соответствии с Гражданским Кодексом Республики
Казахстан классифицированы следующим образом:

—  хозяйственные товарищества — полное
товарищество, товарищество на вере (коммандитные товарищества);

—  хозяйственные общества — общества с
ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью,
акционерные общества (открытого и закрытого типа);

—  унитарные предприятия — основанные
на праве хозяйственного ведения, основанные на праве оперативного управления;

—  производственные кооперативы
(артели).

В Гражданском Кодексе Республики Казахстан предприятие не
рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, поскольку
это политэкономическая категория, лишенная юридического смысла. Поэтому, если в
тексте ГК упоминаются государственные и муниципальные предприятия, упор
делается на их унитарный характер, т.е. на то, что их уставный фонд является
неделимым и полностью принадлежит на праве собственности учредителю —
государству или муниципальному образованию. [16, с. 356-357]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая реформа, проводимая в
Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства.
Социально-экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того,
что оно придает рыночной экономике гибкость, способствует привлечению
финансовых и производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольный
потенциал; создает предпосылки для прорыва по ряду направлений
научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие
социальные проблемы рыночного хозяйства. В настоящее время предпринимательство
в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности
– производственное, коммерческое, финансовое, посредническое и страховое. По
размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру
собственности – частное, совместное. По организационной форме – индивидуальное
и коллективное (товарищества, акционерные общества). Своеобразной
организационно-правовой формой предпринимательских предприятий являются
производственные кооперативы. Словом, предпринимательство набирает силу,
охватывая все новые сферы экономики и социальные слои. Динамика и экономические
результаты предпринимательства в стране во многом определяются соответствующими
предпосылками: правовой базой, формированием институциональной
предпринимательской среды, уровнем государственной поддержки
предпринимательских структур и др.

В республике интенсивно создаются все
предпосылки развития предпринимательской деятельности, в частности,
осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой
создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства. Законодательные
основы предпринимательской деятельности в Республике Казахстан начали
создаваться в 90-е годы. Приняты и действуют законы, законодательные и другие
нормативно — правовые акты, направленные на регулирование вопросов становления
и развития этого вида бизнеса.

 Они
охватывают многие вопросы развития предпринимательства, такие как: свобода
хозяйственной деятельности, защита и поддержка частного предпринимательства;
развитие хозяйственных товариществ, акционерных обществ, производственных
кооперативов, государственных предприятий, индивидуального предпринимательства,
крестьянских (фермерских) хозяйств, защита прав граждан и юридических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью, и другие. Динамично развивается
инфраструктура рынка – биржи, банки, страховые компании, аудиторские,
консалтинговые фирмы и другие

Проблемы, препятствующие динамичному развитию малого среднего
предпринимательства в Казахстане, остаются в основном неизменными на протяжении
ряда лет: нехватка кредитных ресурсов, высокие процентные ставки, противоречия
в нормативно — правовых актах, слабое взаимодействие с государственными
органами и т.д. Малый и средний бизнес по-прежнему сильно подвержен различным
внешним и внутренним факторам, испытывает жесткую конкуренцию со стороны
импортеров.

Проведенный анализ
свидетельствует, что, несмотря на достигнутые успехи — сектор малого и среднего
предпринимательства не использует весь существующий потенциал и не играет
отведенной ему роли в решении экономических и социальных задач. Об этом
свидетельствует тот факт, что на протяжении ряда последних лет структура малого
и среднего бизнеса практически остается неизменной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев А.
И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М., 2003 г.

2. Аналитические
записки. Статистический сборник, г. Костанай, 2003 г.

3. Бусыгин А.
Предпринимательство. — М., 2004 г.

4. Гамарник
Г.И. Управление экономикой Казахстана. Алматы, 2002 г.

5. Государственная
программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на
2003-2015 годы.

6. Дабаев А.
Законы страны и развитие предпринимательства// Финансы Казахстана, 2000 г.

7. Жалелева
Р.З. Потребительские рынки Казахстана и обеспечение их сбалансированности. Алматы,
2002 г.

8. Иорданская
Э.Н. Малые и средние предприятия в развитых странах. //Мировая экономика и
международные отношения, 2003 г.

9. Кадзума
Татеис. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. —
М., 2001 г.

10. Кантарбаева
А. Теория предпринимательства и эволюционная экономика. // Вопросы экономики 2003
г.

11. Кенжегузин
М.Б. Экономика Казахстана на пути преобразований. Алматы, ИЭ МОН РК, 2001 г.

12. Общая
экономическая теория (политэкономия). М., 2005 г.

13. Региональная
политика Республики Казахстан: экономический механизм реализации — Алматы:
Институт экономики МОН — АН РК, 2004 г.

14. Региональная
политика. Алматы: Институт экономики, 2005 г.

15. Региональный
статистический ежегодник Казахстана – 2001. Алматы, 2001 г.

16. Сажина
М.А., Чубриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для Вузов – М.: Изд-во Норма,
2002 г.

17. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. — М., 2000 г.

18. Статистический
ежегодник Казахстана. Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике,
2002 г.

19.
Соколинский В.М., Корольков В.Е. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.:
КНОРУС, 2005 г.

20.
Экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П.
Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Полит. лит. «Единство», 2001
г.

21. Курс
экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. –
Киров: АСА, 2002 г.

22. Фишер С.,
Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с анг. – М.: Дело ЛТД, 2003 г.

23.
Экономика: Учебник. – 3 изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф.
А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЬ, 2002 г.

24.
Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И.
Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФА-М, 2002 г.

25.
Экономическая теория / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Д. Камаева. – М.:
ВЛАДОС, 2002 г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий