Основы формирования системы управления акционерной компанией

Дата: 21.05.2016

		

Оглавление

Введение

1. Основы формирования системы управления акционерной компанией

1.1 Понятие и признаки органов управления акционерных обществ

1.2 Классификация органов управления акционерных обществ

1.3 Избрание и порядок проведения совета директоров акционерного
общества

2 Особенности
управления АО «Классика»

2.1 Акционерное
общество «Классика»

2.2 Система
управления А.О.

Заключение

Список используемой
литературы

акционерный общество
управление акция

Введение

В связи с переходом российской
экономики на рыночные механизмы управления и хозяйствования, в последние несколько
лет появилось несколько организационно-правовых форм предприятий. Среди них одно
из основных мест занимает такая форма, как акционерное общество. Важной задачей
в условиях рыночной экономики является получение эффективной системы управления
акционерного общества и реализация преимущества этой перспективной формы предпринимательства.

Одним из
основополагающих документов, регламентирующих деятельность, организацию и управление
акционерного общества является Федеральный
Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ,
вступившего в силу 01.01.1996г.

Успех в
работе любой организации, будь то государственная структура или промышленное предприятие,
может быть достигнут только при условии обеспечения оптимальной структуры управления.
Для создания оптимальной структуры управления в первую очередь необходимы опыт и
профессионализм работников органов управления. Дополнительные трудности в становлении
эффективной системы управления акционерного
общества создаются особенностями российского менталитета, признающего «одного
хозяина». Рынок вызвал к жизни не только изменение менталитета, но и появление новых
функций управления акционерного общества и изменение в организационной структуре
управления фирмой.

Управление
акционерным обществом основано на четком разграничении функций, прав и обязанностей
распорядительных, исполнительных и контрольных органов. К распорядительным относятся
общее собрание акционеров и совет директоров, называемый также наблюдательным советом,
к исполнительным — правление (или дирекция) и генеральный директор (или директор);
контрольным органом является ревизионная комиссия общества, к которой по своим функциям
примыкает независимый аудитор или аудиторская фирма, хотя они и не относятся к органам
управления акционерного общества.

Характерной чертой любого акционерного
общества следует считать разделение функций владения и управления. Отсюда общая
для всех акционерных обществ принципиальная схема управления. Как самостоятельное
юридическое лицо акционерное общество является собственником своего имущества. Однако
управляют этой собственностью акционеры — собственники не имущества, а ценных бумаг
(акций).

Одна из основных функций акционеров
— создание органов управления акционерного общества. Структура этих органов различна.
В Великобритании, например, существует двухзвенная система управления, в Германии
— трехзвенная, а во Франции применяются обе модели.

Европейский Союз после многих
лет дискуссий, имеющих целью установление единых норм, регулирующих структуру управления
акционерного общества, рекомендует введение
трехзвенной системы. Вместе с тем государства — члены Европейского Союза могут передавать
вопрос о структуре управления на усмотрение самих компаний.

В России
установлена обязательная трехзвенная система управления: общее собрание акционеров
— совет директоров (наблюдательный совет) — исполнительный орган (единоличный или
коллегиальный).

Нормативную базу исследования составляют Конституция
РФ, Гражданский кодекс РФ, законы и подзаконные акты Российской Федерации.

1 Основы формирования системы управления акционерной
компанией

1.1 Понятие и признаки органов управления акционерных
обществ

24 ноября 1995 г. принят и 26 декабря 1995 г. утвержден
Федеральный Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах», введенный в действие
с 1 января 1996г. Это один из первых законов, принятых в соответствии с Гражданским
Кодексом Российской Федерации и регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст.
2 ГК РФ (п.2 ст.3 ГК РФ). Для него характерна преемственность с ранее действовавшим
акционерным законодательством, и в то же время в нем содержится ряд принципиальных
новелл.

Их значительная часть касается органов акционерных
обществ, через которые общества как и любые юридические лица приобретают гражданские
права и прини мают на себя гражданские обязанности. Органы юридического лица представляют
собой его составную часть, которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует
и выражает его волю, руководит его деятельностью. Порядок назначения или избрания
органов юридического лица определяется законом и учредительными документами, порядок
их деятельности — законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Таким образом, можно выделить следующие признаки
органов управления акционерного общества: 1) составная часть юридического лица,
которые согласно имеющимся у них полномочиям формирует и выражает его волю, руководят
деятельностью акционерного общества; 2) данные органы управления формируются учредителями
или теми лицами, кто создали данное юридическое лицо; 3) данные органы решают определенные
задачи, которые указаны в документах регулирующих их деятельность; 4) имеют определенную
структуру, которая закреплена в учредительных документах акционерного общества;
5) непосредственно подчиняются учредителям акционерного общества.

Управление акционерным обществом — это комплекс
действий, необходимых для формирования и достижения целей организации. Комплекс
действий включает планирование, организацию, мотивацию и контроль.

К органам управления акционерного общества закон
относит общее собрание акционеров, а также совет директоров (наблюдательный совет),
который обязательно создается, если в обществе более 50 участников. Органами акционерного
общества как юридического лица, то есть исполнительными органами, являются либо
единоличный и (или) коллегиальный орган (правление, дирекция
и т.п.). Их компетенция, процедура формирования и порядок работы определяются
ст. 103 ГК РФ, ст. 47-71 Федерального Закона РФ «Об
акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ и уставом акционерного общества.
Кроме того, управление акционерным обществом может быть
по договору возложено и на сторонних управляющих — юридических или физических лиц.

Соответственно структура органов
управления акционерного общества должна включать такие управленческие звенья, которые
на своем уровне решают определенные задачи либо в рамках обособленного направления,
либо комплексно, по ряду таких направлений.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г.
№ 208-ФЗ, определяя эти звенья, называет следующие органы управления акционерного
общества: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный
исполнительный орган (генеральный директор, директор), коллегиальный исполнительный
орган (правление, дирекция), ревизионная комиссия. Перечисляя эти управленческие
звенья, закон предусматривает различные модели управления акционерным обществом.

Говоря о развитии зарубежного законодательства об
акционерных, обществах, исследователи указывают, что «особого внимания заслуживает
процесс гармонизации права стран ЕС, который должен способствовать созданию единого
внутреннего рынка.

Унификация осуществляется посредством принятия Советом
Министров Союза директив, обязывающих государства — члены союза к определенному
изменению национального законодательства при сохранении за ними свободы в выборе
форм и методов регулирования. Директивы Европейского Союза, например, предусматривают
необходимость законодательного закрепления общей правоспособности акционерного общества,
усиления требований к ревизорам в части публичной отчетности Также директивы уделяют
внимание защите интересов третьих лиц и правовой природе сделок, заключаемых директорами
компаний.

В нашем Законе
немало заимствований из зарубежного законодательства, причем подчас иностранные
понятия в нашей интерпретации меняют свой смысл на полностью противоположный. Так
получилось с Наблюдательным советом, — понятием, заимствованным из немецкого корпоративного
законодательства. В итоге этот термин оказался не то синонимом понятия «Совет
директоров», не то еще одним органом управления, по компетенции полностью совпадающим
с Советом директоров. В немецком же законодательстве этим термином называется активная
часть акционеров, контролирующих деятельность Совета директоров — то есть орган
самоуправления, не наделенный властными полномочиями.

Российское законодательство, в отличие от законодательства
ряда зарубежных стран (например, США, Великобритании, Германии и др.), предусматривает
обязательное наличие в акционерных обществах такого самостоятельного органа внутреннего
контроля, как ревизионная комиссия, избираемая акционерами. С учетом функциональной
нагрузки ревизионной комиссии следует установить, что члены этого органа должны
обладать достаточной компетенцией, чтобы иметь возможность осуществлять проверку
финансово-хозяйственной деятельности общества. Кроме того, для публичных компаний
целесообразно установить, что члены ревизионной комиссии (или по крайней мере их
большинство) должны быть лицами, не вовлеченными в деятельность компании на постоянной
основе на основании трудового или гражданско-правового договора, и должны избираться
кумулятивным голосованием.

1.2 Классификация органов управления акционерных
обществ

Органы юридического лица могут быть классифицированы
по различным признакам, в связи с чем выделяют:

1) 
по порядку формирования или способу приобретения
полномочий — выборные и назначаемые;

2) 
по числу входящих в них, принимающих решение
и несущих ответственность должностных лиц — единоличные и коллегиальные,

3) 
по характеру полномочий и задач — руководящие
и иные структурные;

4) 
по срокам деятельности — постоянные и временные
(с ограниченным сроком или периодической деятельности).

Федеральный Закон Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ однозначно относит к выборным органам акционерного
общества совет директоров (наблюдательный совет) и его председателя (ст. 66, 67
Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г
№ 208-ФЗ), ревизионную комиссию (ст. 85 Федерального Закона Российской Федерации
«Об акционерных обществах» от 26.12.1995г № 208-ФЗ). Из расплывчатой формулировки
ст. 69 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ
«образование… по решению…» можно сделать вывод, что общее собрание акционеров
(или совет директоров, если это отнесено уставом к его компетенции) вправе как выбирать,
так и назначать членов коллегиального исполнительного органа и единоличный исполнительный
орган. Упоминание о договоре (трудовом), заключаемом обществом с единоличным исполнительным
органом и с каждым из членов коллегиального исполнительного органа свидетельствует
больше в пользу второго варианта.

В число коллегиальных органов акционерного общества
по закону входят общее собрание акционеров, совет директоров, правление (дирекция).

К единоличным органам относятся председатель совета
директоров, директор (генеральный директор). Орган контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью общества может быть как коллегиальным — ревизионная комиссия, так
и единоличным — ревизор (ст. 85 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995г № 208-ФЗ).

Федеральный Закон Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ называет руководящие органы — общее собрание
акционеров, совет директоров и его председатель. Согласно ст. 69 Федерального Закона
Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ исполнительный
орган также осуществляет руководство — текущей деятельностью.

Все названные в Федеральном Законе Российской Федерации
«Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ органы кроме общего собрания
акционеров являются временными с ограниченным сроком деятельности. Общее собрание
акционеров — временный орган периодической деятельности. Структурные органы могут
быть как постоянными, так и временными (какая-либо целевая комиссия или комитет,
например, кредитный).

Современное акционерное законодательство предусматривает
два варианта осуществления руководства текущей деятельностью акционерного общества:

1) 
единоличным исполнительным органом общества
(директором, генеральным директором);

2) 
единоличным исполнительным органом и коллегиальным
исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) одновременно (п. 1 ст. 69
Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г.
№ 208-ФЗ).

Образование исполнительных органов акционерного
общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего
собрания акционеров, если это не отнесено уставом к компетенции совета директоров
(п. 3 ст. 69 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах»
от 26.12.1995г. № 208-ФЗ). Член совета директоров или ревизионной комиссии не может
быть одновременно единоличным исполнительным органом (п. 2 ст. 66, п. 6 ст. 85 Федерального
Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ).
Члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять большинства в совете
директоров акционерного общества (п. 2 ст. 66 Федерального Закона Российской Федерации
«Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ). Совмещение должностей в исполнительных
органах акционерного общества и в органах управления других организаций допускается
только с согласия совета директоров общества (п. 3 ст. 66 Федерального Закона Российской
Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ). Это шаг вперед по
пути борьбы с личной унией, перекрестным управлением акционерными обществами. Однако
объективность совета директоров по данному вопросу не может быть вне подозрений,
и было бы лучше однозначно решить его на легальном уровне.

Других специальных требований к членам исполнительных
органов Закон не содержит. Более того, они могут не являться акционерами данного
акционерного общества. Система найма управляющих развита во всем мире, но то, что
мы восприняли этот опыт, достойно одобрения. Непривычно и вызывает сомнения только
введение наряду с индивидуальным предпринимателем (управляющим) понятия управляющей
организации (п. 1 ст. 69 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ). Насколько безопасно передавать все руководство
текущей деятельностью сторонней коммерческой организации, а не нанимать на основе
индивидуального отбора конкретных специалистов, решать общему собранию акционеров.
Отметим только, что, во-первых, это единственный случай в Федеральном Законе Российской
Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ, когда от имени акционерного
общества без доверенности выступает не единоличный исполнительный орган, а председатель
совета директоров или уполномоченное советом директоров лицо (п. 3 ст. 69 Федерального
Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ);
во-вторых, на отношения между акционерным обществом и единоличным исполнительным
органом и (или) членами коллегиального исполнительного органа распространяется (конечно,
в части, не противоречащей Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ) законодательство Российской Федерации о труде,
а не гражданское законодательство о выполнении работ и оказании услуг (п. 3 ст.
69 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г.
№ 208-ФЗ), в-третьих, общее собрание акционеров или совет директоров вправе в любое
время расторгнуть договор с единоличным исполнительным органом акционерного общества
(директором, генеральным директором), членами коллегиального исполнительного органа
общества (правления, дирекции), управляющей организацией или управляющим (п. 4 ст.
69 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г.
№ 208-ФЗ).

Не является органом управления акционерного общества
ревизионная комиссия. Она не осуществляет ни организационную, ни исполнительно-распорядительную
деятельность. В ее компетенцию входит контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
акционерного общества (ст. ст. 85, 87 Федерального Закона Российской Федерации «Об
акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ), а также право требования созыва
внеочередного общего собрания акционеров (ст. 55, п. 5 ст. 85 Федерального Закона
Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ).

Федеральный Закон Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ вслед за действовавшим ранее акционерным законодательством
и в соответствии с разработанным проектом пятой директивы ЕЭС об организационной
структуре акционерного общества продолжает линию на трехзвенную структуру органов
управления акционерного общества: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный
совет), исполнительный орган (единоличный — директор, генеральный директор, управляющий,
коллегиальный — правление, дирекция, управляющая организация). Кроме этого, существуют
образования, подпадающие под понятие органа в теории права, административном праве,
теории управления, но не являющиеся органами управления (ревизионная комиссия).

1.3 Избрание и порядок проведения совета директоров
акционерного общества

Акционерное общество считается одной из наиболее сложных организационно
— правовых форм юридических лиц, для обеспечения деятельности которой требуется
хорошо продуманная и слаженная система органов управления и контроля.

По этой причине Федеральный Закон Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ предусматривает создание трех уровней органов
управления обществом: общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного
совета) и исполнительного органа (органов) общества, а также иных органов, выполняющих
функции внутреннего и внешнего контроля (ревизионной комиссии, счетной комиссии
и пр.).

Совет директоров занимает промежуточное положение между высшим органом
управления акционерным обществом (общим собранием акционеров) и исполнительным органом,
руководящим текущей работой акционерного общества.

Совет директоров в соответствии со ст. 64 Федерального Закона Российской
Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ осуществляет общее
руководство деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных вышеуказанным
Законом и уставом общества к компетенции общего собрания акционеров.

Необходимость создания органа управления — совета директоров — зависит,
во-первых, от количества акционеров — владельцев голосующих акций в обществе. Если
в акционерном обществе более 50 акционеров — владельцев голосующих акций общества,
акционерное общество обязано создать совет директоров.

Напомним, что голосующими акциями общества являются обыкновенные акции
и в некоторых случаях, установленных Законом, — привилегированные акции общества.

При количестве акционеров — владельцев голосующих акций общества менее
50 указанный орган управления может не создаваться, но устав общества должен содержать
указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится
решение вопроса о проведении общего собрания акционеров.

Следует отметить, что при количестве акционеров — владельцев голосующих
акций менее 50 у общества возникает право, а не обязанность по созданию указанного
органа. При этом общество может воспользоваться правом создания совета директоров
независимо от количества упомянутых акционеров, даже если в обществе всего один
акционер.

Вместе с тем по объему предоставленных прав и полномочий
именно совет директоров играет наиболее активную роль в жизнедеятельности общества.
С учетом этого обстоятельства представляется, что вопросы избрания этого органа
управления являются наиболее актуальными при формировании системы управления каждого
акционерного общества.

Голосующими акциями общества всегда являются обыкновенные акции общества.
Случаи, при которых привилегированные акции становятся голосующими, указаны в ст.32
Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995
г. № 208-ФЗ. Акционеры — владельцы привилегированных акций общества не имеют права
голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено Федеральным Законом
Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ. В частности,
Федеральным Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995
г. №208-ФЗ установлен закрытый перечень ситуаций, когда привилегированные акции
приобретают статус голосующих.

Привилегированные акции всегда являются голосующими по установленным
Федеральным Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995
г. №208-ФЗ вопросам, а именно: при решении вопросов о реорганизации и ликвидации
общества, о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права
акционеров — владельцев привилегированных акций, включая случаи определения или
увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения ликвидационной стоимости,
выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления
акционерам — владельцам иного типа привилегированных акций преимуществ в очередности
выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций.

Привилегированные акции становятся голосующими также по всем вопросам
повестки дня общего собрания акционеров, размер дивиденда по которым определен в
уставе общества, за исключением кумулятивных привилегированных акций, начиная с
собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором не было принято
решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов
по привилегированным акциям.

Привилегированные акции, ставшие голосующими по указанной выше причине,
утрачивают статус голосующих с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов
в полном размере.

Привилегированные кумулятивные акции приобретают статус голосующих
по всем вопросам компетенции общего собрания акционеров начиная с собрания, следующего
за годовым общим собранием акционеров, на котором должно было быть принято решение
о выплате по этим акциям в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение
не было принято или было принято решение о неполной выплате дивидендов.

Привилегированные кумулятивные акции теряют статус голосующих с момента
выплаты всех накопленных по указанным акциям дивидендов в полном размере.

В уставе общества может быть предусмотрено считать привилегированные акции
определенного типа голосующими, если этим же уставом общества предоставлена возможность
конвертации акций этого типа в обыкновенные акции. При этом одна привилегированная
акция обладает количеством голосов, не превышающим количество голосов по обыкновенным
акциям, в которые может быть конвертирована принадлежащая ему привилегированная
акция.

К исключительной компетенции
общего собрания акционеров относится избрание членов совета директоров (пп.4 п.1
ст.48 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995
г. № 208-ФЗ). Федеральный Закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. уточнил срок
полномочий членов совета директоров, указав, что они избираются общим собранием
акционеров на срок «до следующего годового собрания», а не на один год, как было
установлено в прежней редакции комментируемой статьи. Дело в том, что следующее
годовое собрание может состояться несколько позже или немного раньше истечения года
со дня принятия решения об избрании членов совета директоров предыдущим общим собранием
акционеров. Члены совета директоров (наблюдательного совета) могут быть переизбраны
неограниченное число раз.

Избрание членов совета директоров находится в исключительной компетенции
общего собрания акционеров и не может «перепоручаться» исполнительному органу общества
(пп.4 п.1, п.2 ст.48 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах»
от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ). При этом в зависимости от целей и оснований общие собрания
акционеров подразделяются на очередные (годовые) и внеочередные.

Согласно п.1 ст.47 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ избрание совета директоров акционерного общества
осуществляется годовым (очередным) собранием акционеров.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от
26.12.1995 г. № 208-ФЗ предписывает ежегодное избрание совета директоров акционерного
общества, которое, тем не менее, может не состояться или быть неправомочным, например,
по причине отсутствия кворума. Между тем Федеральный Закон Российской Федерации
«Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ не говорит о дальнейших действиях,
которые необходимо предпринять для легитимного признания полномочий прежнего совета
директоров на новый срок.

По решению общего собрания акционеров полномочия любого члена (всех
членов) совета директоров общества могут быть прекращены досрочно.

Требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров
общества, могут устанавливаться уставом общества или внутренним документом, утвержденным
общим собранием акционеров.

Членами совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть
только физические лица. Это создает определенные проблемы для акционеров — юридических
лиц в случае прекращения отношений (трудовых, договорных) с лицами, выдвинутыми
ими и избранными собранием в совет директоров (наблюдательный совет) общества, а
также и для лиц, являющихся представителями государства.

Уставом общества или внутренним документом, утвержденным
общим собранием акционеров, могут устанавливаться требования, предъявляемые к лицам,
избираемым в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества. Так, наиболее
распространенным в практике акционерных обществ является требование, предусматривающее,
что членом совета директоров может быть только акционер общества, являющийся владельцем
не менее установленного процента обыкновенных акций общества (или представитель
та кого акционера). Перечень требований к лицам, избираемым в совет директоров,
законом не ограничивается, однако выработка подобных требований с целью более качественного
отбора состава этого важного органа управления не нашла широкого распространения.

Какие же требования могут предъявляться уставом
общества к кандидатам в состав совета директоров? Этот вопрос никакими нормативными
актами не регламентируется, каждое акционерное общество решает его по-своему исходя
из условий деятельности. Иногда руководящие должностные лица акционерных обществ
жалуются, что коммерческие фирмы, частные лица, обладающие значительными пакетами
акций (15 — 20% и более голосующих акций), делегируют своих представителей в совет
директоров, игнорируя требования их компетентности, элементарной экономической или
юридической грамотности, хотя бы общего представления об отраслевой и иной производственной
специфике предприятия. Отказать им в праве
иметь своего представителя в совете директоров невозможно, особенно при кумулятивном
голосовании, да и не следует к этому стремиться.

Выборы членов совета директоров общества с числом акционеров — владельцев
обыкновенных акций общества более одной тысячи осуществляются кумулятивным голосованием.

В обществе с числом акционеров — владельцев обыкновенных акций общества
менее одной тысячи уставом может быть предусмотрено кумулятивное голосование при
выборах членов совета директоров.

При проведении кумулятивного голосования на каждую голосующую акцию
общества должно приходиться количество голосов, равное общему числу членов совета
директоров (наблюдательного совета) общества. Акционер вправе отдать голоса по принадлежащим
ему акциям полностью за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами
в члены совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества
считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

В случае избрания членов совета директоров (наблюдательного совета)
общества кумулятивным голосованием решение общего собрания акционеров о досрочном
прекращении полномочий может быть принято только в отношении всех членов совета
директоров общества.

Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять
большинство в совете директоров общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного
исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров
(наблюдательного совета) общества.

2 Особенности управления АО «Классика»

2.1 Акционерное
общество «Классика»

Предприятие представляет собой акционерное общество
закрытого типа и организовано 26 августа 199 года. Полное название предприятия Закрытое
акционерное общество Классика. Юридический адрес местонахождения предприятия 454074,
г. Челябинск, ул. Сормовская, 21. Учредителями предприятия являются физические лица.

Основные виды деятельности:

— 
закуп лекарственных средств и изделий медицинского
значения;

— 
хранение лекарственных средств и изделий
медицинского значения, в том числе ядовитых и наркотических веществ;

— 
розничная торговля медикаментами;

— 
комерческо-посредническая деятельность.

— 
фармацевтическая деятельность.

Предприятие действует на основе “Устава Акционерного
общества закрытого типа “Классика”, утвержденного решением общего собрания акционеров
в котором ограничены основные законодательные положения Российской Федерации.

Уставной капитал общества составляет 7 790 000 рублей.
Он определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов.

Обществом размещены 15180 именных акций стоимостью
100 рублей. Высшим органом управления общества является собрание акционеров. Собрание
избирает совет директоров, который становится высшим органом управления в промежутках
между собраниями. Совет директоров назначает генерального директора, который осуществляет
все действия от имени общества. Генеральный директор является единоличным исполнительным
органом общества, которому подчиняется весь штат работников предприятия.

В заключение можно отметить, что на предприятии
имеется штат высококвалифицированных работников, имеющих опыт и знающих свое дело.

Основы формирования системы управления акционерной компанией

Рис. 1. Структура управления ЗАО “Классика”

2.2 Система управления А.О.

Высшим органом управления АО является Общее Собрание.
Руководит Собранием Председатель собрания, выбираемый собранием сроком на 1 год.

Собрание считается правомочным, если присутствуют
акционеры, владеющие 75% голосов. В работе собрания могут принимать участие представители
акционеров, действующие на основании доверенности, выданной акционером. Решение
на собрании принимается по принципу — одна акция — один голос.

К исключительной компетенции собрания относятся:

— 
изменение Устава АО;

— 
утверждение годовых отчетов о деятельности
АО;

— 
избрание и отзыв членов Ревизионной комиссии,
Исполнительного органа;

— 
выборы Председателя собрания, Председателя
ревизионной комиссии и Исполнительного директора;

— 
утверждение отчетов и заключений Ревизионной
комиссии;

— 
утверждение порядка распределения прибыли
и покрытия убытков;

— 
внесение решений о привлечении к имущественной
ответственности должностных лиц;

— 
определение нижней границы рентабельности
издержек АО;

— 
принятие решений о прекращении деятельности
АО, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационной комиссии, утверждение
ликвидационного баланса;

— 
решение вопроса о приобретении акций АО;

— 
расширение Уставного фонда и привлечение
новых акционеров;

— 
утверждение документов регулирующих финансовую
и хозяйственную деятельность АО, определение организационной структуры АО;

— 
принятие решений об организации различных
структур АО и открытия счетов;

— 
принятие решения о выпуске облигаций АО;

— 
определение основных направлений деятельности
АО, планов его развития, заслушивание отчетов об их выполнении;

— 
определение порядка образования и использования
фондов АО;

— 
определение условий оплаты труда должностных
лиц АО.

Решения на собрании принимают квалифицированным
большинством (75% голосов от присутствующих + 1 голос).

Председатель собрания организует ведение протокола.
Книга протоколов должна быть в любое время предоставлена учредителю. По их требованию
выдаются удостоверенные выписки из книги протоколов.

Собрание созывается не реже 1 раза в квартал по
инициативе исполнительной дирекции. Внеочередные собрания созываются по решению
Председателя Совета.

Дата и место проведения Собрания и повестка объявляются
путем рассылки письменного сообщения всем учредителям персонально.

Часть полномочий Совета может быть передана решением
Собрания исполнительному директору.

Текущая деятельность АО возлагается на исполнительную
дирекцию АО, оперативное управление текущей деятельностью, которую осуществляет
соответствующее подразделение.

Исполнительная дирекция состоит из Исполнительного
директора и его заместителей, назначенных сроком на два года.

Исполнительная дирекция:

— 
рассматривает и решает вопросы проведения
в жизнь решений Совета, подготавливает штатное предложение по программе деятельности
АО;

— 
утверждает штатное расписание работников
АО, рассматривает кадровые вопросы, устанавливает должностные оклады и надбавки
сотрудникам АО, осуществляет их премирование;

— 
устанавливает порядок делопроизводства и
контроля выполнения в аппарате АО, его филиалах и представительствах и утверждает
соответствующие инструктивные материалы;

— 
предварительно рассматривает вопросы, которые
выносятся на Совет и подготавливает по ним предложения;

— 
готовит предложения о порядке покрытия убытков.

Исполнительная дирекция может решать другие вопросы,
которые не относятся к исключительной компетенции Собрания учредителей.

В пределах своей компетенции Исполнительный директор:

— 
без доверенности действует от имени АО;

— 
заключает договоры, контракты, соглашения
и совершает иные юридические сделки от имени АО;

— 
распоряжается имуществом и средствами АО:
продает, обменивает, сдает в аренду, предоставляет во временное пользование бесплатно
или взаймы, а также списывает его с баланса, если оно изначально или морально устарело;

— 
руководит разработкой или представляет на
утверждение Общему Собранию: годовые отчеты, балансы и счета прибылей и убытков
АО;

— 
принимает на работу, определяет права и
обязанности сотрудников АО, принимает к ним меры поощрения и взыскания;

— 
распределяет обязанности между своими заместителями,
определяет их полномочия;

— 
командирует сотрудников в том числе и за
границу;

— 
принимает решения о предъявлении от имени
АО претензий и исков к юридическим лицам и гражданам;

— 
подает приказы и распоряжения;

— 
несет ответственность за правильность учета
и сохранность документов по личному составу.

Заключение

Создание и деятельность современных акционерных обществ не только открыли
фактически новую правовую нишу в отечественной действительности, но они потребовали
еще раз внимательно вдуматься в позиции, достижения правовой и экономической мысли
в России, а сегодня с их учетом более основательно вести дело обновления экономики
и права, науки и практики, их реструктуризацию, перевод на уровень, соответствующий
достигнутому в развитых зарубежных странах, нашими партнерами и конкурентами.

Управление акционерным обществом основано на четком
разграничении функций, прав и обязанностей распорядительных, исполнительных и контрольного
органов.

Совет директоров
— постоянно действующий орган управления, в компетенцию которого входит решение
всех вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением отнесенных
законом и уставом общества к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Роль совета директоров настолько велика, что трудно себе представить эффективно
и без серьезных конфликтов действующее акционерное общество без активно функционирующего
совета директоров.

Казалось бы, наличие в Федеральном Законе Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ обстоятельного перечня вопросов, решение которых
отнесено к компетенции совета директоров, позволяет четко разграничить его функции
и функции исполнительных органов. Практика деятельности акционерных обществ свидетельствует
о том, что смешение функций распорядительных и исполнительных органов характерно
для многих акционерных обществ, одни и те же вопросы можно встретить в повестке
дня и совета директоров, и правления. Никакой перечень не может быть исчерпывающим,
поэтому на практике при возникновении необходимости ответа на вопрос, не обозначенный
в ст. 65 и других статьях Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных
обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ, в повестку дня совета директоров или правления
на практике он включается по усмотрению генерального директора, хотя формально повестку
дня совета директоров определяет его председатель.

Избрание членов совета директоров находится в исключительной
компетенции общего собрания акционеров и не может «перепоручаться» исполнительному
органу общества (пп.4 п.1, п.2 ст.48 Федерального Закона Российской Федерации «Об
акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ). При этом в зависимости от целей
и оснований общие собрания акционеров подразделяются на очередные (годовые) и внеочередные.
Согласно п.1 ст.47 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах»
от 26.12.1995г. № 208-ФЗ избрание совета директоров акционерного общества осуществляется
годовым (очередным) собранием акционеров.


Список используемой литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.Конституция Российской Федерации // Российская газета от
25 декабря 1993 года.

3.Федеральный Закон РФ «Об акционерных обществах» от
26.12.1995г. № 208-ФЗ (с изм. и доп.).

4.Андреев В.К. Право собственности в России. М.: И-зд-во
БЕК. 2007.

5.Бандурин В.В., Беленький Л.П., Блинов В.В. Корпоративное
управление в условиях рынка. М.: 2002.

6.Берзон Н.И., Ковалев А.П. Акционерное общество: капитал,
правовая база, управление: Практ. пособие для экономистов и менеджеров. М.:
Финстатинформ, 2008.

7.Гончаров В.В. Ключевые элементы управления и их
практическое значение. М.: МНИПУ, 2007.

8.Кашанина Т. В. Корпоративное право. Учебник для вузов. –
М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009.

9.Туманов В. А. Акционерное общество и товарищество с
ограниченной ответственностью. М.: Век, 2006.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий