Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы

Дата: 12.01.2016

		

Протест
против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление
помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь
людям обрести существование с человеческим достоинством, часто определяло тему
и направление произведения автора. В «Переступлении и наказании» защита
социального достоинства «маленького человека» занимает одно из ведущих мест. Но
в романе Достоевского эта тема неразрывно связана с протестом не только против
социальной, но и нравственной униженности личности, с поиском той силы, которая
способна помочь людям сохранить своё достоинство в любых социальных условиях.

Раскольников
и его семья, семья Мармеладовых – лишь часть мира «отверженных» в романе. Этот
мир представлен и другими персонажими в романе : девушкой, встреченной на
бульваре Раскольниковым, покорной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой, многочисленными
обитателями района Сенной площади. Символом же загноности бедного человека в
романе, становится засечённая насмерть лошадь из сна Раскольникова. «Уездили
клячу!» — кричит, умирая, Катерина Ивановна.

Справедливости
и сочувствия ждут от общества «униженные и оскарблённые» герои романа.
Справедливость они видят в том, чтобы занять в обществе положение,
соответствующее их личным достоинствам. В результате безграничной власти денег
они обречены на постоянные унижения. Но и Раскольников, и Катерина Ивановна. И
Дуня чувствуют себя выше окружающих, по уму, по культуре, по способностям, по
образованию. Возможность занять в обществе достойное положение им необходима,
чтобы уважать себя. Гордость Раскольникова всё время уязвлена взглядами
прохожих, придирками хозяйки. Соседи и квартирная хозяйка, с нескрываемым
презрением относятся к Катерине Ивановне. Соня вынуждена постоянно чувствовать
себя неполноценно, второсортно. Положение служанки является источником
мучительных переживаний сестры Раскольникова.

Бедность
всегда грозит окончательным превращением человека в вещь, которую можно продать
и купить. В романе Достоевского такая угроза всё больше похожа на реальность.
Именно купить себе жену пытается Лужин, а Свидригайлову это удаётся. Как на
вещь смотрит Лужин на Соню. Власть денег сама по себе опасна для человеческого
достоинства.

И
всё же в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо
выделяет тяжесть одиночества. Право на сочувствие, на понимание и поддержку дороже
для автора романа, чем справедливость, потому что можно прожить и «внизу», если
рядом с тобой люди. А не равнодушная толпа. Между тем ужаснищеты в том, что она
остовляет человека один на один со своими страданями. Жизнь каждого из
«униженных» героев романа – это существование у последней черты. Каждому особо необходима
моральная поддержка, человек, готовый готовый разделить с ним тяжесть
испытываемых переживаний. Но хохотом встречают посетители трактира исповедь
Мармеладова. Чудом кажется Соне вежливость Раскольникова и его сестры. Нет взаимного
понимания между Мармеладовым и Катериной Ивановной, несмотря на их общую
судьбу. Возмущённые высказывания Разумихина о теориях социалистов, сатирический
образ Лебезятникова говорят о негативном отношении автора к революционерам. Для
Достоевского было неприемлимо насильственно приравнивать всех людей. Но в то же
время для него неприемлема и суть Наполеона, частично воплощённая в романе
судьбой Раскольникова. Характерно, что именно неспособность главного героя убить
в себе чувство неразделимой связи с другими страдающими людьми стала залогом
его нравственного преображения.

В
символике романа единственная сила, способная изменить порядок вещей, — это
сострадание. Чувство близости чужого горя. Искренний порыв сердца сильнее и
чище любых теорий. В жестоком мире, изображённом в «Преступлении и наказании», немало
примеров не только человеческого равнодушия, но и активного, действенного
сочувствия. Раскольников помогает семье Мармеладовых, городовой – девушке на
бульваре, раскаявшийся Свидригайлов – детям Катерины Ивановны. Даже
Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню,
обвинённую в краже. Причём это не одиночные, случайные сцены.

Добро
неуничтожимо в мире, оно дано человеку изначально, заложено в нём. Характерно,
что сила сочувствия, жалости, чувство единства в страдании и совершают в конце
романа нравственный переворот в душе главного героя. Для Достоевского это
чувство было неотделимо от русской религиозной традиции, от всемирной жалости к
страдающему человеку. Красота человеческой души была для автора «Преступл! ения
и наказания» добротой и верой, спасающими мир от нравственой гибели.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий