Стратегия выхода Украины из кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста страны

Дата: 21.05.2016

		

Министерство
транспорта и связи Украины

Одесская
национальная академия связи им. А.С.Попова

Кафедра ОЭТ

«Стратегия
выхода Украины из кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста
страны»

Выполнила

студентка группы МО — 3.02.02

Романенко К.Л

Проверила

Небога Т.В

Одесса
2010год

Содержание

Введение

Характеристика ситуации.
Макроэкономический взгляд

Стратегия для Украины

Финансирование плана действий

Определение направлений кредитования и
отбор проектов

Вывод

Список литературы

Введение

Анализ человеческой
истории показывает, что силой, которая толкала человека вперед, было
эгоистическое желание, развивающееся в нем из поколения в поколение. Чем
сильнее становились эти желания, тем более совершенные способы изобретались,
чтобы удовлетворить их.

Однако в текущем
столетии законы изменились. Если раньше каждый человек
развивался индивидуально, то теперь человечество стало интегральной системой, в
которой все мы взаимосвязаны и полностью зависим друг от друга. Эго, двигавшее
человеком раньше, стало глобальным и связало всех вместе. Как только мы
превратились в глобальную, интегральную систему, подобно любой замкнутой
природной системе, наша сила и стабильность стали зависеть от взаимной
ответственности всех частей человечества.

Замкнутая система
цивилизации вынуждает нас признать важность сознательного участия в ней каждого
гражданина мира. Узы взаимозависимости заставляют нас заботиться о том, чтобы
каждый человек понимал эту систему и грамотно взаимодействовал с другими.

Поэтому решение кризиса
включает в себя перемены в сознании всех граждан мира. Каждый должен осознать,
что в глобальной интегральной системе «маленькой деревни» его судьба зависит от
его отношения к другим.

Подобно тому, как мы
создали систему воспитания, которая готовит к жизни наших детей, сегодня мы
должны создать систему глобального просвещения для подготовки людей к жизни в
новом, глобальном мире по принципу «Возлюби ближнего, как себя», – общему для
всех религий.

Начав организовывать
такую систему просвещения, мы сразу ощутим начало оздоровления общества,
поскольку осознание законов нового мира приведет к построению новых
взаимоотношений между людьми.

При этом понятно, что
нет необходимости перестраивать государственные и экономические институты. Все
прочие сферы жизни перестроятся постепенно, по мере понимания принципа нашей
взаимосвязи.

Перед нами глобальный,
многогранный кризис, и потому именно глобальное воспитание сможет дать полный
ответ на все его частные проявления.

Характеристика
ситуации. Макроэкономический взгляд

На протяжении последних
восьми месяцев (по данным на март 2009г) в Украине наблюдается угрожающее
падение объемов производства в реальном секторе экономики. Что, в свою очередь,
приводит к углублению финансового кризиса, и превращению его в
финансово-экономический. В последствии увеличению времени и объема ресурсов,
которые необходимо будет затратить на возобновление уровня развития
национальной экономики, достигнутого в средине прошлого года, и выхода на
кривую устойчивого экономического роста.

Падение объемов
производства и сокращение на этой основе государственного и частного спроса
приводят к «закручиванию» нисходящей спирали, которое ведет к уничтожению
национального производителя, росту уровня безработицы и обострению социального
напряжения. В случае сохранения деструктивных изменений в экономике Украины и
отсутствия совместных действий всех ветвей власти, финансово-экономический
кризис будет углубляться, в результате чего показатели развития экономики и
соответствующие социальные стандарты жизни населения могут снизиться до уровня
середины 90-х годов прошлого века. Снижение внутреннего спроса в условиях
«замораживания» внешних рынков приведет к свертыванию производства.
Существенное ухудшение финансового состояния предприятий и домохозяйств может
привести к коллапсу банковской системы. Страну может ожидать массовая
безработица и скупка за бесценок активов украинских предприятий.

Стратегия для Украины

Украина является
страной, экономика которой слишком открыта и неконкурентоспособна, а внутренний
рынок неразвит, не имеет свободно конвертируемой валюты и внутренних
сбережений, которые смогли бы быть использованы для инвестиций. Таким образом,
методы и механизмы, которые используют развитые страны для выхода из кризиса, в
Украине вряд ли сработают. В то же время кризис, делая неэффективно работающие предприятия
неконкурентоспособными на отечественном и международных рынках, дает шанс
экономике избавиться от неэффективного производства и провести, таким образом,
долгожданную структурную реформу.

Но любая реформа, для того, чтобы быть эффективной, должна основываться на
тщательным образом разработанных концептуальных принципах, реализация которых
предусматривает общие и согласованные действия всех ветвей государственной
власти.

К сожалению, в Украине
в отличие от других стран не сформулирован ясный и понятный для общества план
выхода из кризиса и экономического возрождения в послекризисный период, который
был бы поддержан и принят к выполнению всеми политическими силами и ветвями
власти. Отсутствие такого плана приводит к принятию многочисленных бессистемных
решений, что в условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов окончательно
опустошает как государственный бюджет, так и финансы субъектов экономики.

Цель Плана совместных
действий:

«Не только преодолеть
кризис в кротчайший срок, но и выйти из него, имея новую, прогрессивную
структуру национальной экономики, ориентированную на использование
инновационных факторов интенсивного экономического роста. Достижение этой цели
будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики,
уровня занятости населения и его социальных стандартов».

Для реализации этой
задачи предусматривается разработать и ввести в действие
организационно-экономические механизмы относительно:

1. Стимулирования
прогрессивных изменений в структуре национальной экономики.

2. Стимулирования
внутреннего спроса, преимущественно инвестиционного.

3. Реструктуризации
банковской системы в целях возрождения в ней главной функций — кредитования
развития экономики, в первую очередь ее реального сектора.

Разрабатывая Концепцию
выхода из кризиса и построения структуры послекризисной национальной экономики,
нужно четко осознавать, что государство, прежде всего, должно помогать не тем,
кто больше всего пострадал из-за временных конъюнктурных факторов, а тем, кто в
дальнейшем может стать «локомотивом» развития.

Вливание средств в
экономику должно быть целевым и иметь наибольшую эффективность для государства
не только с точки зрения стимулирования спроса, но и с точки зрения создания
условий для долгосрочного устойчивого роста экономики, расширения внутреннего
рынка и увеличения экспортного потенциала, а также повышения уровня занятости
населения. Государство должно заботиться об отраслях, вложение средств в
развитие которых, имеет наибольший мультипликативный эффект для развития
смежных отраслей и производств, что, в свою очередь, будет способствовать
повышению уровня конкурентоспособности экономики Украины в целом и предоставит
ей в последующем конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем
рынках.

Предлагаются следующие
приоритетные направления стимулирования:

· 
сельское
хозяйство — возрождение которого имеет существенный социальный
эффект, является залогом обеспечения продовольственной безопасности и
потенциалом для наращивания экспорта. Сбалансированное развитие сельского хозяйства
требует:

а) пролонгации
(продление) кредитов сельхозпроизводителям и смежным отраслям (отечественные
минеральные удобрения и сельскохозяйственная техника);

б) кредитование
национальных производителей сельскохозяйственной продукции для проведения
посевной и уборочной работ (приобретение отечественных минеральных удобрений и
сельскохозяйственной техники);

в) предоставление
целевых кредитов на развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства
и экспорта (сеть элеваторов, животноводческие комплексы, биологическое
топливо);

· 
энергетика
– развитие, которой, гарантирует энергетическую безопасность и уменьшает
зависимость от импорта энергоносителей, а это требует:

а) перестройки сетей
передачи электроэнергии;

б) создание замкнутого
ядерного цикла;

в) модернизации ГТС и
распределительных сетей;

г) увеличения добычи
энергоносителей;

д) развития
альтернативных источников энергии;

· 
машиностроение
— что позволяет создать национальную продукцию с высокой степенью
инновационности и добавленной стоимости, конкурентоспособную на внешних рынках.
В первую очередь нуждаются в поддержке:

а) инновационные
высокотехнологические отрасли, продукция которых имеет высокий внутренний и
внешний спрос (самолетостроение, судостроение, энергетическое машиностроение,
ВПК, другие высокотехнологические отрасли);

б) предприятия по
производству конкурентоспособной продукции импортозамещения
(автомобилестроение, бытовая техника);

· 
малый
и средний бизнес — который в наибольшей мере
способствует повышению уровня занятости и, как результат, приводит к уменьшению
давления на фонд безработицы и гарантирует: социальную стабильность, наполнение
внутреннего рынка товарами и услугами — в том числе в пищевой и легкой
промышленности. Развитие малого и среднего бизнеса требует:

а) пролонгации старых
кредитов;

б) предоставление новых
кредитов на развитие;

в) возможностей учебы и
рекламы;

· 
проекты
Евро — 2012 — которые включены в план работ по подготовке к
проведению Евро — 2012, но из-за кризиса не могут быть профинансированы частными
инвесторами;

· 
строительство
— которое имеет существенный мультипликационный эффект для смежных отраслей, а
также социальный эффект, главный акцент должен делаться на ипотечном
кредитовании населения, а не застройщиков.

Финансирование плана
действий

Поскольку возможности
бюджетного финансирования в Украине являются крайне ограниченными (в отличие от
США и стран Евросоюза), а накопленных стабилизационных фондов в иностранной
валюте (как в России или Казахстане) нет, источники стимулирования и поддержки
развития должны быть диверсифицированы в соответствии со следующими принципами:

а. бюджетные ресурсы
для неприбыльных проектов — поскольку налоговых поступлений
хватает только на текущие расходы, расходы на развитие должны финансироваться
за счет средств дефицита бюджета (Стабилизационного фонда), источниками
наполнения которого являются внешние заимствования, приватизация и внутренние
государственные займы;

b. «Новая программа
финансовых стимулов» — целевое банковское кредитование
развития приоритетных отраслей и сфер (с рефинансированием НБУ) для проектов,
которые являются экономически прибыльными;

c. поддержка на
государственном уровне прямых иностранных инвестиций
в секторах, которые являются приоритетными с точки зрения формирования
внутреннего рынка и высоких технологий, но на развитие которых не хватает
средств внутренних инвесторов.

послекризисный экономика украина проект

Определение направлений
кредитования и отбор проектов

При проведении
мероприятий по выходу страны из кризиса следует уменьшить возможность
вмешательства лоббизма в распределение ресурсов, на уровне правительства должны
быть четко определены 3-5 приоритетных направлений (отраслей или сфер), в
которые будут направляться целевые государственные ресурсы. Этот перечень
должен быть взвешенным, коротким и закрытым, а внесение в него изменений или
дополнений следует запретить.

Направления
использования государственных средств нужно определять исходя из перспективы
долгосрочного устойчивого роста экономики, укрепления экспортного потенциала и
расширения импортозамещения, а также получения масштабного социального эффекта.
Для отбора эффективных проектов по утвержденным направлениями должна быть
создана единственная система оценки, а решения относительно отбора конкретных
проектов должны приниматься на уровне правительства (для больших стратегических
проектов) или общей комиссии Минэкономики, Минфина и отраслевого министерства,
которое отвечает за определенное направление развития (кроме мелких проектов
малого и среднего бизнеса, решения относительно которых могут приниматься
банками самостоятельно). Окончательное решение относительно кредитования
проектов принимается банком, который, в конечном счете, принимает на себя риски
реализации проекта и будет отслеживать целевое использование средств. Целевые
кредиты должны предоставляться на реализацию государственных проектов, которые
вошли в пул проектов, отобранных правительством или специальной
правительственной комиссией, по приоритетным направлениям развития (кроме
микрокредитов и рефинансирования, реструктуризации существующих займов).
Окончательное решение относительно кредитования проектов должен принимать банк
на основе независимой оценки всех связанных с проектом рисков. Первоначально
кредиты (со следующим или одновременным их рефинансированием НБУ) могут
предоставляться через государственные банки, а по мере оздоровления банковской
системы к этой программе могут подключаться и другие банки (особенно в части
программы, которая ориентирована на массовое охватывание заемщиков, — для сфер
АПК, малого и среднего бизнеса).

С целью обеспечения
оперативного мониторинга выполнения Плана совместных действий, оценки их
эффективности и внесения предложений относительно его уточнения целесообразно
создать постоянно действующую Рабочую группу из представителей Министерства
экономики Украины, Министерства финансов Украины и Национального банка Украины
во главе с вице-премьер-министром, который координирует вопрос экономики и
финансов. Рабочая группа должна иметь полномочия привлекать к рассмотрению
отдельных вопросов отраслевые центральные органы исполнительной власти,
научно-исследовательские институты, а также вносить предложения относительно
коррекции политики непосредственно Кабинету Министров Украины.

Вывод

По мнению украинского
правительства, для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо
реализовать стратегический план социально-экономического развития Украины,
включающего в себя комплекс важнейших структурных реформ, среди которых особое
значение имеют:

—  
Налоговая
реформа – снижение налогового давления на хозяйствующие субъекты и доходы
украинских граждан.

—  
Пенсионная
реформа – создание (в дополнение к существующей системе) негосударственных
пенсионных фондов, средства которых могли стать мощным источником внутренних
инвестиций.

—  
Комплекс
мер по обеспечению энергетической безопасности Украины.

—  
Реформа
вооруженных сил – в частности, обеспечение мер по социальной защите
военнослужащих.

—  
Реформа
жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

—  
Меры
по либерализации экономики, которые, в частности, подразумевают умеренное и
рациональное вмешательство государства в политику ценообразования.

НИЭИ проанализировал
стратегические планы по преодолению финансово-экономического кризиса, которые
разрабатываются и реализуются правительствами других стран, а также
рекомендации известных международных организаций по этим вопросам. Стратегии
выхода из современного экономического кризиса, которые реализуются большинством
стран мира, как правило, базируются на «оздоровлении» финансовой системы и
стимулировании внутреннего спроса. Но бессистемное направление денежных потоков
в финансовый сектор даже в странах, которые имеют свободно конвертируемые
валюты, не возобновляет ожидаемого кредитования реального сектора экономики.

Украина является
страной, экономика которой слишком открыта и неконкурентоспособна, а внутренний
рынок неразвит, не имеет свободно конвертируемой валюты и внутренних
сбережений, которые смогли бы быть использованы для инвестиций. Таким образом,
методы и механизмы, которые используют развитые страны для выхода из кризиса, в
Украине вряд ли сработают. В то же время кризис, делая неэффективно работающие
предприятия неконкурентоспособными на отечественном и международных рынках,
дает шанс экономике избавиться от неэффективного производства и провести, таким
образом, долгожданную структурную реформу.

Но любая реформа, для того, чтобы быть эффективной, должна основываться на
тщательным образом разработанных концептуальных принципах, реализация которых
предусматривает общие и согласованные действия всех ветвей государственной
власти.

Литература

1.  Документ
подготовленный Научно-исследовательским экономическим институтом в
сотрудничестве с Министерством экономики Украины и Советом
конкурентоспособности Украины в марте 2009 года.

2.  http://ndei.me.gov.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=89&Itemid=96&lang=russian

3.  http://www.kabmir.org/krisis/1117-g20-realniy-vyhod-iz-krizisa.html

4.  http://strateger.net/The-US-and-Russia_David-Kramer_Foreign-Affairs_CIF

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий