Стратегия выхода Украины из кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста страны
Министерство
транспорта и связи УкраиныОдесская
национальная академия связи им. А.С.ПоповаКафедра ОЭТ
«Стратегия
выхода Украины из кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста
страны»Выполнила
студентка группы МО 3.02.02
Романенко К.Л
Проверила
Небога Т.В
Одесса
2010годСодержание
Введение
Характеристика ситуации.
Макроэкономический взглядСтратегия для Украины
Финансирование плана действий
Определение направлений кредитования и
отбор проектовВывод
Список литературы
Введение
Анализ человеческой
истории показывает, что силой, которая толкала человека вперед, было
эгоистическое желание, развивающееся в нем из поколения в поколение. Чем
сильнее становились эти желания, тем более совершенные способы изобретались,
чтобы удовлетворить их.Однако в текущем
столетии законы изменились. Если раньше каждый человек
развивался индивидуально, то теперь человечество стало интегральной системой, в
которой все мы взаимосвязаны и полностью зависим друг от друга. Эго, двигавшее
человеком раньше, стало глобальным и связало всех вместе. Как только мы
превратились в глобальную, интегральную систему, подобно любой замкнутой
природной системе, наша сила и стабильность стали зависеть от взаимной
ответственности всех частей человечества.Замкнутая система
цивилизации вынуждает нас признать важность сознательного участия в ней каждого
гражданина мира. Узы взаимозависимости заставляют нас заботиться о том, чтобы
каждый человек понимал эту систему и грамотно взаимодействовал с другими.Поэтому решение кризиса
включает в себя перемены в сознании всех граждан мира. Каждый должен осознать,
что в глобальной интегральной системе «маленькой деревни» его судьба зависит от
его отношения к другим.Подобно тому, как мы
создали систему воспитания, которая готовит к жизни наших детей, сегодня мы
должны создать систему глобального просвещения для подготовки людей к жизни в
новом, глобальном мире по принципу «Возлюби ближнего, как себя», – общему для
всех религий.Начав организовывать
такую систему просвещения, мы сразу ощутим начало оздоровления общества,
поскольку осознание законов нового мира приведет к построению новых
взаимоотношений между людьми.При этом понятно, что
нет необходимости перестраивать государственные и экономические институты. Все
прочие сферы жизни перестроятся постепенно, по мере понимания принципа нашей
взаимосвязи.Перед нами глобальный,
многогранный кризис, и потому именно глобальное воспитание сможет дать полный
ответ на все его частные проявления.Характеристика
ситуации. Макроэкономический взглядНа протяжении последних
восьми месяцев (по данным на март 2009г) в Украине наблюдается угрожающее
падение объемов производства в реальном секторе экономики. Что, в свою очередь,
приводит к углублению финансового кризиса, и превращению его в
финансово-экономический. В последствии увеличению времени и объема ресурсов,
которые необходимо будет затратить на возобновление уровня развития
национальной экономики, достигнутого в средине прошлого года, и выхода на
кривую устойчивого экономического роста.Падение объемов
производства и сокращение на этой основе государственного и частного спроса
приводят к «закручиванию» нисходящей спирали, которое ведет к уничтожению
национального производителя, росту уровня безработицы и обострению социального
напряжения. В случае сохранения деструктивных изменений в экономике Украины и
отсутствия совместных действий всех ветвей власти, финансово-экономический
кризис будет углубляться, в результате чего показатели развития экономики и
соответствующие социальные стандарты жизни населения могут снизиться до уровня
середины 90-х годов прошлого века. Снижение внутреннего спроса в условиях
«замораживания» внешних рынков приведет к свертыванию производства.
Существенное ухудшение финансового состояния предприятий и домохозяйств может
привести к коллапсу банковской системы. Страну может ожидать массовая
безработица и скупка за бесценок активов украинских предприятий.Стратегия для Украины
Украина является
страной, экономика которой слишком открыта и неконкурентоспособна, а внутренний
рынок неразвит, не имеет свободно конвертируемой валюты и внутренних
сбережений, которые смогли бы быть использованы для инвестиций. Таким образом,
методы и механизмы, которые используют развитые страны для выхода из кризиса, в
Украине вряд ли сработают. В то же время кризис, делая неэффективно работающие предприятия
неконкурентоспособными на отечественном и международных рынках, дает шанс
экономике избавиться от неэффективного производства и провести, таким образом,
долгожданную структурную реформу.
Но любая реформа, для того, чтобы быть эффективной, должна основываться на
тщательным образом разработанных концептуальных принципах, реализация которых
предусматривает общие и согласованные действия всех ветвей государственной
власти.К сожалению, в Украине
в отличие от других стран не сформулирован ясный и понятный для общества план
выхода из кризиса и экономического возрождения в послекризисный период, который
был бы поддержан и принят к выполнению всеми политическими силами и ветвями
власти. Отсутствие такого плана приводит к принятию многочисленных бессистемных
решений, что в условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов окончательно
опустошает как государственный бюджет, так и финансы субъектов экономики.Цель Плана совместных
действий:«Не только преодолеть
кризис в кротчайший срок, но и выйти из него, имея новую, прогрессивную
структуру национальной экономики, ориентированную на использование
инновационных факторов интенсивного экономического роста. Достижение этой цели
будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики,
уровня занятости населения и его социальных стандартов».Для реализации этой
задачи предусматривается разработать и ввести в действие
организационно-экономические механизмы относительно:1. Стимулирования
прогрессивных изменений в структуре национальной экономики.2. Стимулирования
внутреннего спроса, преимущественно инвестиционного.3. Реструктуризации
банковской системы в целях возрождения в ней главной функций кредитования
развития экономики, в первую очередь ее реального сектора.Разрабатывая Концепцию
выхода из кризиса и построения структуры послекризисной национальной экономики,
нужно четко осознавать, что государство, прежде всего, должно помогать не тем,
кто больше всего пострадал из-за временных конъюнктурных факторов, а тем, кто в
дальнейшем может стать «локомотивом» развития.Вливание средств в
экономику должно быть целевым и иметь наибольшую эффективность для государства
не только с точки зрения стимулирования спроса, но и с точки зрения создания
условий для долгосрочного устойчивого роста экономики, расширения внутреннего
рынка и увеличения экспортного потенциала, а также повышения уровня занятости
населения. Государство должно заботиться об отраслях, вложение средств в
развитие которых, имеет наибольший мультипликативный эффект для развития
смежных отраслей и производств, что, в свою очередь, будет способствовать
повышению уровня конкурентоспособности экономики Украины в целом и предоставит
ей в последующем конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем
рынках.Предлагаются следующие
приоритетные направления стимулирования:·
сельское
хозяйство возрождение которого имеет существенный социальный
эффект, является залогом обеспечения продовольственной безопасности и
потенциалом для наращивания экспорта. Сбалансированное развитие сельского хозяйства
требует:а) пролонгации
(продление) кредитов сельхозпроизводителям и смежным отраслям (отечественные
минеральные удобрения и сельскохозяйственная техника);б) кредитование
национальных производителей сельскохозяйственной продукции для проведения
посевной и уборочной работ (приобретение отечественных минеральных удобрений и
сельскохозяйственной техники);в) предоставление
целевых кредитов на развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства
и экспорта (сеть элеваторов, животноводческие комплексы, биологическое
топливо);·
энергетика
– развитие, которой, гарантирует энергетическую безопасность и уменьшает
зависимость от импорта энергоносителей, а это требует:а) перестройки сетей
передачи электроэнергии;б) создание замкнутого
ядерного цикла;в) модернизации ГТС и
распределительных сетей;г) увеличения добычи
энергоносителей;д) развития
альтернативных источников энергии;·
машиностроение
что позволяет создать национальную продукцию с высокой степенью
инновационности и добавленной стоимости, конкурентоспособную на внешних рынках.
В первую очередь нуждаются в поддержке:а) инновационные
высокотехнологические отрасли, продукция которых имеет высокий внутренний и
внешний спрос (самолетостроение, судостроение, энергетическое машиностроение,
ВПК, другие высокотехнологические отрасли);б) предприятия по
производству конкурентоспособной продукции импортозамещения
(автомобилестроение, бытовая техника);·
малый
и средний бизнес который в наибольшей мере
способствует повышению уровня занятости и, как результат, приводит к уменьшению
давления на фонд безработицы и гарантирует: социальную стабильность, наполнение
внутреннего рынка товарами и услугами в том числе в пищевой и легкой
промышленности. Развитие малого и среднего бизнеса требует:а) пролонгации старых
кредитов;б) предоставление новых
кредитов на развитие;в) возможностей учебы и
рекламы;·
проекты
Евро 2012 — которые включены в план работ по подготовке к
проведению Евро 2012, но из-за кризиса не могут быть профинансированы частными
инвесторами;·
строительство
которое имеет существенный мультипликационный эффект для смежных отраслей, а
также социальный эффект, главный акцент должен делаться на ипотечном
кредитовании населения, а не застройщиков.Финансирование плана
действийПоскольку возможности
бюджетного финансирования в Украине являются крайне ограниченными (в отличие от
США и стран Евросоюза), а накопленных стабилизационных фондов в иностранной
валюте (как в России или Казахстане) нет, источники стимулирования и поддержки
развития должны быть диверсифицированы в соответствии со следующими принципами:а. бюджетные ресурсы
для неприбыльных проектов поскольку налоговых поступлений
хватает только на текущие расходы, расходы на развитие должны финансироваться
за счет средств дефицита бюджета (Стабилизационного фонда), источниками
наполнения которого являются внешние заимствования, приватизация и внутренние
государственные займы;b. «Новая программа
финансовых стимулов» целевое банковское кредитование
развития приоритетных отраслей и сфер (с рефинансированием НБУ) для проектов,
которые являются экономически прибыльными;c. поддержка на
государственном уровне прямых иностранных инвестиций
в секторах, которые являются приоритетными с точки зрения формирования
внутреннего рынка и высоких технологий, но на развитие которых не хватает
средств внутренних инвесторов.послекризисный экономика украина проект
Определение направлений
кредитования и отбор проектовПри проведении
мероприятий по выходу страны из кризиса следует уменьшить возможность
вмешательства лоббизма в распределение ресурсов, на уровне правительства должны
быть четко определены 3-5 приоритетных направлений (отраслей или сфер), в
которые будут направляться целевые государственные ресурсы. Этот перечень
должен быть взвешенным, коротким и закрытым, а внесение в него изменений или
дополнений следует запретить.Направления
использования государственных средств нужно определять исходя из перспективы
долгосрочного устойчивого роста экономики, укрепления экспортного потенциала и
расширения импортозамещения, а также получения масштабного социального эффекта.
Для отбора эффективных проектов по утвержденным направлениями должна быть
создана единственная система оценки, а решения относительно отбора конкретных
проектов должны приниматься на уровне правительства (для больших стратегических
проектов) или общей комиссии Минэкономики, Минфина и отраслевого министерства,
которое отвечает за определенное направление развития (кроме мелких проектов
малого и среднего бизнеса, решения относительно которых могут приниматься
банками самостоятельно). Окончательное решение относительно кредитования
проектов принимается банком, который, в конечном счете, принимает на себя риски
реализации проекта и будет отслеживать целевое использование средств. Целевые
кредиты должны предоставляться на реализацию государственных проектов, которые
вошли в пул проектов, отобранных правительством или специальной
правительственной комиссией, по приоритетным направлениям развития (кроме
микрокредитов и рефинансирования, реструктуризации существующих займов).
Окончательное решение относительно кредитования проектов должен принимать банк
на основе независимой оценки всех связанных с проектом рисков. Первоначально
кредиты (со следующим или одновременным их рефинансированием НБУ) могут
предоставляться через государственные банки, а по мере оздоровления банковской
системы к этой программе могут подключаться и другие банки (особенно в части
программы, которая ориентирована на массовое охватывание заемщиков, для сфер
АПК, малого и среднего бизнеса).С целью обеспечения
оперативного мониторинга выполнения Плана совместных действий, оценки их
эффективности и внесения предложений относительно его уточнения целесообразно
создать постоянно действующую Рабочую группу из представителей Министерства
экономики Украины, Министерства финансов Украины и Национального банка Украины
во главе с вице-премьер-министром, который координирует вопрос экономики и
финансов. Рабочая группа должна иметь полномочия привлекать к рассмотрению
отдельных вопросов отраслевые центральные органы исполнительной власти,
научно-исследовательские институты, а также вносить предложения относительно
коррекции политики непосредственно Кабинету Министров Украины.Вывод
По мнению украинского
правительства, для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо
реализовать стратегический план социально-экономического развития Украины,
включающего в себя комплекс важнейших структурных реформ, среди которых особое
значение имеют:—
Налоговая
реформа – снижение налогового давления на хозяйствующие субъекты и доходы
украинских граждан.—
Пенсионная
реформа – создание (в дополнение к существующей системе) негосударственных
пенсионных фондов, средства которых могли стать мощным источником внутренних
инвестиций.—
Комплекс
мер по обеспечению энергетической безопасности Украины.—
Реформа
вооруженных сил – в частности, обеспечение мер по социальной защите
военнослужащих.—
Реформа
жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).—
Меры
по либерализации экономики, которые, в частности, подразумевают умеренное и
рациональное вмешательство государства в политику ценообразования.НИЭИ проанализировал
стратегические планы по преодолению финансово-экономического кризиса, которые
разрабатываются и реализуются правительствами других стран, а также
рекомендации известных международных организаций по этим вопросам. Стратегии
выхода из современного экономического кризиса, которые реализуются большинством
стран мира, как правило, базируются на «оздоровлении» финансовой системы и
стимулировании внутреннего спроса. Но бессистемное направление денежных потоков
в финансовый сектор даже в странах, которые имеют свободно конвертируемые
валюты, не возобновляет ожидаемого кредитования реального сектора экономики.Украина является
страной, экономика которой слишком открыта и неконкурентоспособна, а внутренний
рынок неразвит, не имеет свободно конвертируемой валюты и внутренних
сбережений, которые смогли бы быть использованы для инвестиций. Таким образом,
методы и механизмы, которые используют развитые страны для выхода из кризиса, в
Украине вряд ли сработают. В то же время кризис, делая неэффективно работающие
предприятия неконкурентоспособными на отечественном и международных рынках,
дает шанс экономике избавиться от неэффективного производства и провести, таким
образом, долгожданную структурную реформу.
Но любая реформа, для того, чтобы быть эффективной, должна основываться на
тщательным образом разработанных концептуальных принципах, реализация которых
предусматривает общие и согласованные действия всех ветвей государственной
власти.Литература
1. Документ
подготовленный Научно-исследовательским экономическим институтом в
сотрудничестве с Министерством экономики Украины и Советом
конкурентоспособности Украины в марте 2009 года.2. http://ndei.me.gov.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=89&Itemid=96&lang=russian
3. http://www.kabmir.org/krisis/1117-g20-realniy-vyhod-iz-krizisa.html
4. http://strateger.net/The-US-and-Russia_David-Kramer_Foreign-Affairs_CIF