МИНИСТЕРСТВО
АГРАНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫСУМСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТКАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ АПК И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТАРЕФЕРАТ
по
дисципліни «Экономика пищевых производств»на тему:
«Франчайзинг как особенная формаорганизации
бизнеса »Выполнил: студент 3-го курса
специальности «Технология мяса»
факультета пищевых производств
группы ТМЯ 0503-1
Калюжный Денис Валерьевич
Проверила: ст. преподаватель
Дера Ольга Викторовна
Сумы – 2007
План |
I. Что такое франчайзинг |
II. История и определение франчайзинга |
III. Франчайзинг – бизнес – революция |
IV. Типы франчайзинговых систем |
1. Прямой франчайзинг |
2. Последовательный франчайзинг |
3. «Разработка теории |
4. Субфранчайзинг |
5. «Мастер- франчайзинг» |
6. «Представление области» |
V. Выводы |
VI. Список использованной литературы |
I.
Что такое франчайзинг?
Франчайзинг
явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в
развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического
развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только
полезной, но и престижной. Поиск взаимовыгодных партнерских отношений,
существующий в мире уже более ста пятидесяти лет франчайзинг перспективного
пути развития бизнеса основной вопрос, волнующий деловых людей Украины. Один
из правильных вариантов ответов на него это система.
Фактически, франчайзинг
это такая организация бизнеса, при которой предприниматель или компания
(франчайзи) приобретает систему бизнеса (франшизу) у компании (франчайзора), то
есть, в данном случае:
1.
Оборудование;
2.
Технологию;
3.
Торговую марку;
4.
Обучение;
5.
Расходные материалы.
в обмен на
обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги с соблюдением
определенных качественных характеристик, с применением обусловленных
технологий, по разработанной схеме, в четко установленном месте, под
определенным товарным знаком.
Условия
взаимоотношений сторон могут быть разными, и все они определяются договором
франчайзинга, который параллельно является «руководством к действию»
франчайзи. Эта схема является выгодной для обеих сторон.
Так, для
франчайзи она открывает новые границы, дает возможность начать новое дело,
успешно опробованное доселе франчайзором. Франчайзи получает право использовать
«раскрученный» товарный знак, возможность получить все выгоды от
широкой рекламной деятельности франчайзера, технологии ведения бизнеса, а также
доступ к кредитным ресурсам, поскольку франчайзер может выступить гарантом по
кредитам.
При этом
франчайзер также остается не в обиде. Он получает возможность расширить свой
бизнес на новых рынках, приблизиться к потребителю, освобождается от
необходимости оперативного управления, поскольку основная ответственность за
успех бизнеса все же ложится на плечи франчайзи. Кроме того, он уменьшает риск
гибели собственного капитала и даже получает дополнительные доходы за счет
выплат франчайзи.
По своим
внешним признакам франчайзинг похож на процесс создания представительств.
Однако внутренний механизм взаимоотношений франчайзера и франчайзи дает
возможность говорить о существенных различиях между двумя этими моделями
бизнеса.
Во-первых,
франчайзинг характеризуется юридической независимостью франчайзи, чего не
скажешь о представителе.
Во-вторых,
все взаимоотношения франчайзи и франчайзера регулируются соглашением между
сторонами, которое предусматривает наличие свободы волеизъявления.
В-третьих,
основным отличием франчайзинга от представительства является источник
финансирования. Если при создании представительства финансовые инвестиции
приходят со стороны главной компании, то во франчайзинговых отношениях бремя
расходов ложится на плечи франчайзи взамен на блага, предоставляемые
франчайзером (известный товарный знак, технологии, обучение персонала, реклама
и т.д.).
II.
История и определение франчайзинга
В отличие от
распространенного мнения франчайзинг не возник вместе с резким расцветом
франчайзинговых предприятий питания с едой быстрого приготовления (fast-food
franchises) типа ресторанов «Макдоналдс» в 1950-х годах.
Скорее всего, его появление относится к началу 1800-х годов. Однако современный
франчайзинг испытал свой первый действительный подъем в 1898 г., когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство. Все
еще действующая и процветающая сегодня, ее франчайзинговая система может
похвастаться 10 900 дилерами, рассеянными по всей стране.
Аналогичные
франшизные системы были созданы компаниями «Рексолл» в 1902 г. и «Говард Джонсон» в 1926 г., как и многие другие нефтяные, бакалейные, мотельные и
закусочные франшизные заведения в начале столетия. С этого времени франчайзинг
развивался настолько быстро, что проник в большинство отраслей. Согласно данным
Национальной федерации независимого бизнеса ( National Federation of
Independent Business), около 10% из 19 млн. предприятий страны в 1988 г. функционировали на основании какого-нибудь франшизного соглашения, и франчайзинг в 1988 г. охватывал 34% всего объема продаж розничной торговли. Начиная с 1972 г. выручка от продаж по всем типам франшиз в розничной торговле, производстве, оптовой
торговле и сфере услуг выросла со 144 до 640 млрд. долл. в 1988 г.
Слово франчайзинг
(франшизирование) происходит от французского franchir,
которое значит «освобождать»; первоначально оно означало
«освобождать от рабства». Сегодня оно имеет несколько разных значений
в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по
себе, как будто это товар или услуга. Однако типичная франшиза представляет
собой договор между продавцом и покупателем договор, который позволяет
покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или
услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация
(International Franchise Association) дает следующее
определение:
«Франшиза
представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи,
при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы
предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов».
Франчайзи
получает таким образом готовое предприятие. И именно в этом главная
привлекательность франчайзинга. Франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за
шагом, как должен это делать предприниматель, начинающий с нуля. Наоборот,
предприятие франшизополучателя возникает за ночь. И, вероятно, оно будет точной
копией всех остальных предприятий во франшизной цепи.
За
фиксированную плату типичный франчайзи получает квалифицированную помощь,
которая в противном случае оказалась бы слишком дорогостоящей для его
отдельного предприятия, по следующим направлениям:
·
стратегия
маркетинга с акцентом на рекламу;
·
первоначальное
обучение работников и подготовка в области управления;
·
дизайн магазина и
закупка оборудования;
·
унифицированная
политика и процедуры;
·
централизованные
закупки по пониженным ценам
·
постоянное
консультирование по вопросам управления
·
выбор места и
рекомендации по размещению предприятия
·
предоставление
аренды;
·
финансирование.
В сущности,
франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым
предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная
собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к
тяжелой работе.
Международная
франчайзинговая ассоциация предсказывает, что вскоре франчайзинг будет
преобладать в розничной торговле. Он занимает также сильные позиции в сфере
услуг и в меньшей степени в производстве. Предоставленный Министерством
торговли США статистический отчет за 1988г. показал, что выручка франшизных
предприятий от реализации составила 640 млрд. долл.
До последнего
времени слово франчайзинг было синонимом предприятий
общественного питания с едой быстрого приготовления типа «Макдоналдс»
и «Вендиз». Но сейчас франчайзинг проник в большинство отраслей.
Назовите какой-нибудь товар или услугу и не исключено, что имеется кто-то,
предоставивший на них франшизу. Даже давно известные компании типа
«Сирс» и «Монтгомери уорд» заключили франшизные соглашения
на 2100 предприятий розничной торговли по каталогу в малых городах с середины
1960-х годов.
Франшизы
существуют в таких различных областях, как художественные галереи и мастерские
по ремонту обуви, бары для встреч и персональные компьютеры. Франчайзинг проник
даже в сферу таких услуг, как оздоровительные центры для снижения веса.
Обсуждение
этого вопроса позволяет сделать вывод, что франчайзинг часто оказывается лучшим
путем к успеху для будущего предпринимателя. Норма банкротств (failure
rate) является низкой, поскольку более крупная организация защищает
франчайзи путем предоставления рекомендаций и установления стандартов. Согласно
данным Министерства торговли США, только 4% всех франшизированных предприятий в
стране прекратили свое существование в 1988 г. Однако опыт предпринимателя показывает, что франшиза является отнюдь не бесспорным путем к успеху.
III.
Франчайзинг бизнес-революция
Сегодня
многие в Европе воспринимают франчайзинг как чисто американское изобретение.
Хотя, если разобраться, его история началась именно в Европе, а точнее, в
средневековой Франции. Само слово «франшиза» обозначало в те времена особую
привилегию или «вольность», которую французские короли давали своим вассалам:
это могло быть эксклюзивное право торговать какими-то товарами, охотиться в
королевских лесах, держать рынки и ярмарки, паромные переправы, а также право
на постройку дорог, пивоваренных заводов.
В дальнейшем
идея получила распространение по всей Европе, и мэры многих городов стали давать
франшизы рыночным торговцам исключительные права торговать чем-то в пределах
того или иного рынка. В 1840-х годах немецкие пивоварни давали такие же права
некоторым тавернам и барам, разрешая им торговать своим пивом и использовать
символику пивоварен. И, наконец, в 1851 году «Зингер», знаменитая немецкая
компания, производившая швейные машинки, стала давать исключительное право на
продажу ее продукции специально отобранным дистрибьюторам. Так начинался
франчайзинг в своей сегодняшней форме. В 1880 года права на привилегию стали
предоставляться автомобильным, строительным, водным, канализационным, газовым
и, в последующем, электрическим компаниям.
В Америке
идея франчайзинга стала особенно популярной по окончании Второй мировой войны с
возвратом миллионов американских военнослужащих на экономическую сцену и
последующим бэби-бумом, когда десятки тысяч американцев стали приобретать
франшизы знаменитых американских компаний и открывать свои предприятия. Для
людей, которые всегда и во всем полагались только на самих себя, умели разумно
рисковать и искали финансовой независимости, франчайзинг сделался новым
Клондайком. Несмотря на то, что все относились к самой концепции новой формы
бизнеса по-разному и, разумеется, было немало скептиков, в американской прессе
того времени франчайзинг называли бизнес-революцией ХХ века и воплощением
«американской мечты».
Мечта и
вправду становилась реальностью для десятков тысяч предприимчивых американцев,
а франчайзинг как явление действительно стал революцией в бизнесе ХХ века он
навсегда изменил наше отношение к устоявшимся нормам практики деловых
взаимоотношений. Никакое другое экономическое нововведение не оказывало такого
эффекта на экономику США и мира в целом, как франчайзинг. Бэбибумеры всё ещё
управляют экономикой и продолжат это делать в следующем столетии, когда
потребность в услугах и продуктах будет только возрастать. Поэтому франчайзинг
останется идеальной деловой моделью XXI века. В США контроль за рынком и
порядком регистраций франчайзинга осуществляет The International Franchise
Association, которая тесно работает с американским Конгрессом и Federal Trade
Commission (FTC). На основании решения FTC с 1978 владельцы прав на продукцию
и/или технологию обязаны в публичном порядке предоставлять документ под названием
Uniform Offering Circular (UFOC), который содержит очень подробную информацию о
франшизе компании и Положение по продаже, услуге и использовании продукта и/или
технологии.
Именно
франчайзинг сделал малый бизнес крупнейшим источником доходов для большинства
наемных рабочих и обслуживающего персонала Америки. Ежегодно прибыль от
реализации продуктов и услуг через сеть франчайзинговых предприятий только в
Соединенных Штатах составляет более 760 миллиардов долларов. Сегодня в США
каждые три компании из ста являются франчайзерами, но, в то же время, доходы
этих мизерных трех процентов национального бизнеса составляют 34% от всех
продаж на территории США. Идея франчайзинга привлекает все больше
предприимчивых энтузиастов во всем мире. Только в США и Канаде сегодня
оперируют более 3200 компаний-франчайзеров (около 2400 из них в США). Они имеют
600 000 представительств-франчайзи в десятках стран на всех континентах мира. В
Великобритании, где проблема безработицы всегда была национальным бедствием, а
франчайзинг стал практиковаться только в 70-х годах, около 600 франчайзеров,
имеющих более 30 000 франчайзи по всей стране, создали более 260 000 рабочих
мест. Годовой оборот английских франчайзеров в среднем составляет от 6,5 до 7
миллиардов фунтов стерлингов. Сегодня франчайзинг очень отрегулированная
промышленность, которая предлагает огромные возможности тем индивидуумам,
которые преданы своей мечте и хотят её реализовать, вступая в собственный
бизнес под именем владельца франчайзинга.
Как явление,
франчайзинг открывает уникальные, практически неограниченные возможности для
энергичных, преданных делу и предприимчивых людей. Но, как любое новое дело,
для начинающих предпринимателей франчайзинг может оказаться источником
неожиданных сюрпризов, от которых уберечь Вас может только профессиональная
помощь консультантов по франчайзингу, юристов и экономистов. В этой статье мы
попытаемся вкратце познакомить Вас с основными правилами франчайзинга и его
механикой.
IV. Типы франчайзинговых систем
Если Вы хотите начать собственный
бизнес путем покупки франшизы или начать развивать свое дело, используя
концепцию франчайзинга, Вам необходимо знать, что франчайзинг может
существовать в различных формах. Эти формы определяются в зависимости от типа
отношений между франчайзером и франчайзи, а также распределения их взаимных
прав и обязанностей. В мировой бизнес-практике существует множество вариантов
франчайзинговых взаимоотношений, а также их классификаций. Однако можно
выделить пять основных, которые фактически производят остальные типы
франчайзинга.
Для большей наглядности,
назовем предполагаемого франчайзера Вакула . Вакула является
владельцем успешного ресторанного бизнеса сети вареничных «У Вакулы»
и рассматривает возможность развития своего дела через франчайзинг с целью
создания всемирной сети вареничных. Предполагаемого покупателя франшизы
назовем, к примеру, Тарас . Тип франшизы, которую Тарас может
купить у Вакулы, зависит от вида франчайзинговых отношений, выбранных Вакулой
для развития своего дела.
1.
Прямой
франчайзинг
Прямой
франчайзинг предполагает собой передачу прав на использование системы
франчайзера одному лицу или на одно предприятие. Франчайзи (Тарас) в этом
случае имеет право работать по системе франчайзера (Вакулы) на определенной
территории, имея, как правило, одну торговую точку. При прямом франчайзинге
франчайзер может полностью ограничить свободу развития франчайзи до
определенной территории, оградив его «четырьмя стенами» одной вареничной. Стоит
отметить, что право франчайзи на «экспансию» может быть закреплено во
франчайзинговом договоре, однако при прямом франчайзинге этот аспект редко
оговаривается. В результате, Вакула развивает свой бизнес, имея несколько
франчайзи (таких как Тарас), каждый из которых развивает одну вареничную в
разных местах. Следует отметить, что прямой франчайзинг является довольно
пассивным методом развития франчайзинговой сети, т.к. Вакула будет продвигаться
к своей цели очень медленными темпами.
2.
Последовательный
франчайзинг
Последовательный
франчайзинг является более эффективным способом развития, по сравнению с прямым
франчайзингом. При последовательном франчайзинге, Вакула может продать Тарасу
не одну, а две и даже больше франшиз. Однако для этого Тарас должен доказать
Вакуле, что он в состоянии эффективно управлять несколькими вареничными
одновременно. Таким образом, право на использование системы и прав франчайзера
предоставляется последовательно, то есть после того, как франчайзи докажет свои
возможности. Другими словами, после того, как Тарас купит вторую франшизу,
Вакула не продаст ему третью до тех пор, пока он не докажет свою способность
справляться с двумя. Для франчайзи такой вид франчайзинга означает то, что ему
придется нанимать работников для управления торговыми точками, так как самому
ему контролировать их будет нелегко.
3.
«Развитие
территории» или «разработка территории»
Некоторые
франчайзеры рассматривают данный вид построения франчайзинговой схемы
организации бизнеса как разновидность последовательного франчайзинга. В данном
материале рассмотрим его как отдельный вид, т.к. его внутреннее построение
существенно отличается от вышеприведенных видов. Если бы Вакула решил развивать
свой бизнес с помощью этого метода, Тарас стал бы «разработчиком территории». В
отличии от последовательного франчайзинга, где Тарас мог бы получить право на
дополнительные франшизы только после того, как доказал бы свою способность
управлять ими, в случае заключения договора о разработке территории, Вакула
предоставляет Тарасу (за оговоренную плату) право самому открывать торговые
точки на определенной территории. При этом, договор франчайзинга от имени
Вакулы заключается Тарасом на каждую отдельную точку. Основными задачами
разработчика Тараса являются подбор франчайзи, открытие точек и поддержание
франчайзи в будущем на той территории, которая оговорена франчайзером Вакулой.
Используя эту форму франчайзинга, Вакула может требовать от Тараса открыть
определенное количество вареничных за определенное время (безусловно, исходя из
моментов рентабельности бизнеса).
4.
Субфранчайзинг
Четвертой
формой франчайзинговых взаимоотношений является так называемый субфранчайзинг.
Субфранчайзинг является очень агрессивным методом развития франчайзинговой
сети, согласно которому большое количество прав и обязанностей франчайзера
переходят к субфранчайзеру. Субфранчайзер получает не только право развивать и
управлять франшизами на определенной территории, но также берет на себя
некоторые обязанности франчайзера по обслуживанию, в том числе проведению
консультаций на установленной территории и может самостоятельно продавать
франшизы другим лицам (франчайзи). То есть, Вакула (франчайзер), согласно
договору субфранчайзинга, продает Тарасу (субфранчайзеру) право открывать
вареничные, а также продавать франшизы другим лицам (франчайзи). Также Тарас
будет оказывать часть консультационных и других услуг, которые обязан
предоставлять Вакула, на определенной территории. Таким образом, Вакула может
доверить Тарасу, например, Львовскую область, а в Закарпатской и Волынской
областях он будет иметь еще двоих субфранчайзеров. Тарас и другие
субфранчайзеры будут контролировать отдельных франчайзи в своих областях, а
Вакула будет следить лишь за деятельностью субфранчайзеров.
Субфранчайзинг
предполагает, что франчайзер и субфранчайзер делят между собой, пропорционально
их вкладам в формирование франшизы, роялти и другие платежи, которые платят
отдельные франчайзи. Договором, в случае его расторжения, могут быть
предусмотрены различные варианты перехода франшиз как к франчайзеру, так и
субфранчайзеру.
5.
«Мастер-франчайзинг»
Как вариацию
субфранчайзинга, можно выделить так называемый «мастер-франчайзинг». В
некоторой литературе субфранчайзинг и мастер-франчайзинг рассматриваются как
аналогичные понятия, однако мы рассматриваем его отдельно, так как между ними
имеются некоторые отличия. Мастер-франчайзинг
подразумевает трехстороннее взаимодействие между франчайзером, мастер-франчайзи
и франчайзи. В соответствии с договором франчайзинга, франчайзер представляет
мастер-франчайзи эксклюзивное и полное право работать на большой территории по
его системе и с использованием его прав на интеллектуальную собственность.
Мастер-франчайзи имеет право на открытие своих точек, а также на передачу прав
третьим лицам франчайзи и предоставление им всего спектра услуг франчайзера.
Следует отметить, что мастер-франчайзинг выделяется из остальных видов
субфранчайзинга большой степенью полномочий, которыми наделяется
мастер-франчайзи. То есть, если при стандартном субфранчайзинге, субфранчайзер
наделен только частью полномочий франчайзера (в зависимости от условий
договора), то мастер-франчайзинг предполагает полную и эксклюзивную передачу
прав и обязанностей франчайзера мастер-франчайзи для деятельности на
определенной территории. Если при субфранчайзинге, франчайзер может нести
ответственность перед отдельными франчайзи по договорам, которые были заключены
субфранчайзером, то при мастер-франчайзинге, франчайзер может снять с себя всю
ответственность и «возложить ее на плечи» мастер-франчайзи. Мастер-франчайзинг
используется в основном в международной сфере. Часто мастер-франшизы продают на
целую страну или несколько стран. В нашем случае, если Вакула решит продать
Тарасу мастер-франшизу, например, на Россию, то Тарас получит полное и
эксклюзивное право развивать сеть вареничных «У Вакулы» в России. Тарас может
открывать любое количество точек в любых местах и предоставлять весь спектр
услуг российским франчайзи. Вакула в этой ситуации будет получать от
Тараса процент от его дохода (роялти).
Субфранчайзинг
это самый эффективный метод развития бизнеса из всех перечисленных. По
системе субфранчайзинга, а особенно его разновидности мастер-франчайзинга,
развивают свои международные сети крупнейшие франчайзеры мира. Однако этот
метод сопряжен с большим количеством рисков. Франчайзер, по сути, отдает
мастер-франчайзи свою торговою марку и право перепродавать ее другим лицам на
довольно большой территории, поэтому степень доверия к мастер-франчайзи должна
быть максимально высокой.
6.
«Представление
области»
Менее
популярной формой франчайзинговых отношений, чем субфранчайзинг, является
так называемое «представление области». Согласно договору о представлении
области, представитель имеет меньшее количество прав и обязанностей, чем
мастер-франчайзи. Представитель осуществляет, например, поиск потенциальных
франчайзи, предоставляет рекомендации для франчайзера по каждому предлагаемому
франчайзи и осуществляет ограниченную помощь и контроль за деятельностью
франчайзи.
V.
Выводы.
Все
вышеперечисленные формы франчайзинговых отношений являются доступными как для
франчайзеров, так и для потенциальных франчайзи. Выбор одной из них зависит от
личных целей, задач и возможностей отдельного франчайзера или франчайзи. Каждая
форма имеет свои преимущества и недостатки. Для франчайзеров, таких как Вакула,
выбор формы отношений с франчайзи зависит от сферы бизнеса и планируемых темпов
его развития. Что касается людей, заинтересованных в покупке франшизы (в нашем
случае Тарас), такие факторы, как имеющаяся сумма для инвестирования,
управленческие качества и амбиции играют ключевую роль в выборе подходящей
франшизы. Например, если Тарас располагает солидными средствами, большими
амбициями и умеет управлять, прямой франчайзинг вряд ли удовлетворит его
потребности. Он, скорее всего, будет рассматривать покупку франшизы, которая
даст ему возможность в будущем открывать новые торговые точки и развиваться как
мастер-франчайзи, субфранчайзер либо «разработчик
территории».
Моделируя
систему франчайзинга необходимо также учитывать, что при всей полезности
изучения зарубежного опыта система должна работать в рамках законодательства
Украины, с учетом отраслевой, региональной специфики, а также психологического
восприятия, сложившегося в обществе.
Франчайзинг
требует серьезной юридической и экономической проработки многих вопросов,
которые определяют существо вышеназванных отношений. В украинском
законодательстве (глава 76 Гражданского кодекса Украины) вместо термина-понятия
договора франчайзинга, законодатель использует термин-понятие договор коммерческой
концессии (с большой натяжкой аналог договора франчайзинга), являющийся
объектом самостоятельного правового регулирования. По ряду позиций данный
договор оказывает сдерживающие влияние на формирование системы, но это является
предметом самостоятельного изложения.
Франчайзинг
предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет
обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления
длительных и перспективных целей.
В рамках
существующего законодательства Украины франчайзинг можно внедрять в практику
при условии приведения в соответствие с основным договором всей системы
договорных отношений участников, построения организационной структуры и
отработки технологии внутрисистемных связей. Следует также учитывать, что
система франчайзинга индивидуальна для каждой отрасли и каждого конкретного
франчайзера и ее нельзя просто скопировать.
Если говорить
о франчайзинге более серьезно, то утверждать о возможном массовом развитии
франчайзинга в Украине можно будет только в том случае, если будет внесен ряд
изменений в законодательство, регулирующее вопросы интеллектуальной
собственности, включая товарный знак, а также регулирующее правоотношения по
договору коммерческой концессии.