Принципы и стадии налогового планирования

Дата: 21.05.2016

		

Елeнa Cepгeeвна Bылкoвa, доктор экономических наук,
профессор, декан факультета финансовых, кредитных и международных экономических
отношений Санкт-Петербургского государственного универcитeтa экoнoмики и
финaнcов.

Через
влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами
налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового
менеджмента. Налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых
налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов.
Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется
определенным принципам. На практике выделяют четыре основные стадии налогового
планирования.

В
экономической литературе можно выделить два подхода к определению налогового
планирования. В основе первого лежит минимизация налоговых обязательств
налогоплательщика, в основе второго — налоговая оптимизация.

Следует
также различать налоговое планирование как более широкое понятие и планирование
налогов как более узкое понятие.

Налоговое
планирование на уровне хозяйствующего субъекта — это неотъемлемая часть
управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии
его экономического развития, представляющая собой процесс системного
использования оптимальных законных налоговых способов и методов для
установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях
ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. При
этом в понятие будущего финансового состояния целесообразно также включать
уровень налогового бремени.

Планирование
налогов — это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего
субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Через
влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами
налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового
менеджмента.

Здесь
необходимо отметить следующее.

Во-первых,
являясь составной частью системы финансового менеджмента, налоговое
планирование занимает в ней специфичное место, что обусловлено тем, что
налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами
хозяйствующих субъектов.

Во-вторых,
так как налоговые отношения как составная часть финансовых возникают на
перераспределительной стадии воспроизводственного процесса и являются
завершающим звеном любого предпринимательского решения, налоговому планированию
как составной части финансового менеджмента присуща ограниченная
самостоятельность. Как контрольная функция финансов проявляется только в
процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных
денежных фондов, так и налоговое планирование проявляется только в процессе
осуществления соответствующих видов деятельности и решений. Таким образом, налоговое
планирование, не имея четко самостоятельного характера, тем не менее оказывает
существенное влияние на принятие предпринимательских решений и повышение
эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В-третьих,
налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому
конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация
налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности
предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.

Отсутствие
налогового планирования ставит хозяйствующие субъекты в такое положение, когда
они:

недостаточно
полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях;

оказываются
в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной
деятельности;

не
обеспечивают должной системности в своем развитии;

могут
допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей
миссии.

Применение
налогового планирования в деятельности фирмы и деловых отношений создает
следующие важные преимущества для бизнеса:

прояснение
возникающих проблем;

возможность
анализа и использования будущих благоприятных условий;

подготовку
фирмы к изменениям во внешней среде;

стимулирование
участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей
работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки
менеджеров;

обеспечение
более рационального распределения и использования различных видов ресурсов
хозяйствующего субъекта;

повышение
финансовой устойчивости и значимости предприятия.

Основами
налогового планирования являются:

учет
основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики
государства;

разработка
учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их
налоговых последствий;

правильное
и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от
налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

оценка
возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также
различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

Налоговое
планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим
принципам:

платить
минимум из положенного;

осуществлять
уплату налога в последний день установленного периода;

использовать
варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы
налогообложения предприятий;

использовать
льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

не
допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных
методов.

Таким
образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых
налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в
пользу государства.

На
практике выделяют четыре основные стадии налогового планирования.

Стадия
1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования
расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и
зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности
предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Различия
в налоговых режимах между странами помогают уйти от налогообложения с
использованием «принципа неограниченной налоговой ответственности». Например, если
создать компанию по законам Великобритании и в самой Великобритании, где
резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического
руководства, а само руководство расположить в США, где критерием считается
место создания, то компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в
Великобритании. Тогда ни в одной из стран компания не попадет под режим
неограниченной налоговой ответственности. Но считаясь нерезидентом в каждой из
этих стран, фирма будет облагаться налогом только по доходам из источников этих
стран, а если их нет, то налогообложение будет нулевым и, следовательно, нет
необходимости использовать оффшорную зону.

На
практике возможно использование двухстороннего и многостороннего соглашения о
ликвидации двойного налогообложения. В частности, существует налоговое
соглашение, заключенное между Нидерландами и Антильскими островами, которое
получило в международной практике наименование «Голландский сэндвич».

Например,
компания зарегистрирована на Антильских островах. Инвестор учреждает дочернюю
компанию в Нидерландах и использует ее для управления компаниями, создаваемыми
в любых странах, т. е. эти компании принадлежат организации, расположенной на
Антильских островах. Используя соглашение между Нидерландами и Антильскими
островами, можно минимизировать налоговое бремя за счет уменьшения и доведения
до нуля налогов на дивиденды, которые распределяются субдочерними компаниями.

Следует
отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою
налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не
облагают доходы, полученные за рубежом.

Что
касается Российской Федерации, то здесь используются свободные экономические
зоны и закрытые административно-территориальные образования, где происходит
снижение налогового бремени.

Стадия
2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней
структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения
юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

При
этом в западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность
по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства,
и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью
отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не
признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке,
а предприятия в западных странах, как правило, акционерные общества или
общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима
налогообложения прибыли.

Компания,
получающая дивиденды от участия в деятельности других предприятий, имеет право
вычитать либо весь дивиденд, либо его часть из налогообложения прибыли.
Критерием того, сколько вычитать, служит процент участия в капитале другого
предприятия. Чем он больше, тем больше вычитается дивидендов.

В
отдельных странах полностью разрешено вычитать дивиденд из налогооблагаемой
базы, если он получен от контролируемого предприятия, где обеспечено
безусловное принятие или отклонение определенных решений на общем собрании
акционеров.

В
отдельных странах (например во Франции) существует такое положение, что если
фирма владеет 95% акций другой компании, то результаты деятельности последней
включаются в налоговые документы контролирующей фирмы.

В
российских условиях хозяйствующие субъекты должны учитывать, что участие
государства при формировании уставного капитала в размере более 25%
ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и
распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных
групп. Согласно Налоговому и Гражданскому кодексам, при наличии доли одного из
участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной
ответственности по налоговым обязательствам. Важное значение для целей
налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования
уставного капитала. Например, внесение имущества в уставной капитал создает
первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Выбор
основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов
будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание
филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы
организации, а с минимальным — создает дополнительные возможности для
налогового планирования.

Стадия
3. Текущее налоговое планирование.

Текущее
налоговое планирование состоит из следующих элементов:

использование
налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения
налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения,
включая реорганизацию предприятия;

использование
оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого
дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования
сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

разработка
учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Все
перечисленные факторы учитываются при моделировании налогового бремени
хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа
развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

Стадия
4. Принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и
по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное
размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые
льготы, а в отдельных случаях — обеспечить возврат части уплаченных налогов.

На
практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в
отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

В
дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей
и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и
оценки эффективности налогового планирования. На практике стадии налогового
планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельности в
зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

Все
перечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хозяйствующего
субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия
и целей, стоящих перед ним.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finansy.ru

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий