Франчайзинг как особая форма организации бизнеса

Дата: 21.05.2016

		

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Предпринимательство: СОЭ

Вариант № 7

Выполнила студентка 5 курса группы

Проверила:

г. Симферополь, 2009 г.

Содержание

1. Франчайзинг как особая форма организации бизнеса

2. Формы международной предпринимательской деятельности.
Мотивация, процедура и этапы создания СП в международном бизнесе

3. Формы международной предпринимательской деятельности

4. Профессиональная культура предпринимательской
деятельности. Предприниматель как определяющая фигура
в бизнесе

Список литературы


1. Франчайзинг как особая форма организации бизнеса

Организация частного предприятия
на основе франчайзинга представляет собой осуществление совместного
предпринимательства крупного, давно и успешно работающего предприятия и большого
частного, только начинающего. В этом случае крупное родительское предприятие (франчайзер)
предоставляет частному предприятию (франчайзи) определенные привилегии,
например, возможность использования технологии, торговой марки, товаров,
рекламы, площадей, части своего рынка. Франчайзер выступает здесь в роли
продавца опыта, знаний и возможностей. Вы начинаете дело, уже имея репутацию и
имя, но ваш успех будет зависеть только от вашей деятельности.

Франчайзинг объединяет элементы
аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается
самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих
статус юридического лица.

В экономической литературе,
изданной в России, франчайзинг чаще всего называют коммерческой концессией. Однако
в Украине нет пока нормативно-правового акта, определяющего франчайзинг, нет и
методологической литературы, посвященной особенностям его использования, хотя
на практике он уже применяется. Так как коммерческая концессия не рассматривает
важнейшие элементы франчайзинга — вопросы производства, то, видимо,
целесообразно сохранить понятие франчайзинга в том виде, в котором оно
используется во многих странах Запада. Там под франчайзингом подразумевается
совместная деятельность крупного предприятия с рядом небольших предприятий и
отдельными предпринимателями по производству и реализации продукции, работ,
услуг на основе соглашения (договора).

Основными типами франчайзинга
являются товарный, производственный, деловой и конверсионный.

Товарный франчайзинг
представляет собой распределительную систему сбыта товаров, произведенных
франчайзером. Для такого типа франчайзинга в наибольшей степени подходит
продукция, которая имеет известную товарную марку и требует комплекса
предпродажных и послепродажных услуг.

В этом случае франчайзи покупает
у крупного предприятия право на продажу его товаров с его торговой маркой.

При производственном
франчайзинге
крупные преуспевающие предприятия в ряде случаев выдают
лицензии другим предприятиям на использование их технологии, их товарного знака
или торговой марки продукции, которая запатентована или производится с помощью
патентованного процесса.

Деловой франчайзинг имеет
многие общие черты с товарным франчайзингом и является наиболее популярным. Он
обычно представляет собой выдачу лицензии на товарный знак и способ ведения
розничной торговли товарами и (или) услугами и использование соответствующего
«ноу-хау».

Дочерний франчайзинг является
сравнительно новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений франчайзинга и
предполагает организацию независимого предпринимательства под руководством
франчайзера.

Конверсионный франчайзинг
начал развиваться с появлением в начале 70-х годов франчайзинговых программ по
операциям с недвижимостью, а затем его в определенной мере использовали в ряде
других услуг (финансовых, оформлении интерьеров, торговле подержанными
автомобилями, бухгалтерской отчетности). Происходило превращение (конверсия) так
называемой неселективной системы сбыта (при которой изготовитель продает свою
продукцию широкому кругу оптовых и розничных торговцев) в селективные системы
сбыта. Последние характеризуются тем, что продукция продается только оптовым
или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга.

Основными видами франчайзинга
являются индивидуальный франчайзинг и региональный (территориальный).

При индивидуальном
франчайзинге
, являющимся наиболее распространенным видом, лицензия (франшиза)
продается на какой-либо один вид деятельности.

При региональном франчайзинге
создаются 2-, 3-уровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном
регионе (территории) и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера).

Региональный франчайзинг подразделяется
на различные подвиды:

франчайзинг с владением
многими предприятиями
— развивается из индивидуального франчайзинга. В этом
варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие
бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои
предприятия в определенном районе;

субфранчайзинг — головное
предприятие — имеет контракт с франчайзи, который одновременно является
субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных
отношений;

развивающийся франчайзинг
отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными
отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с
условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом
обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую
помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер
выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с
ними прямые контрактные отношения.

Система франчайзинга
ориентирована на достижении успеха всеми ее участниками. Преимущества для
франчайзера:

выгоды от широкого и быстрого
расширения предпринимательства без больших финансовых затрат;

возможность осуществления эффективного
контроля над условиями реализации своей продукции и услуг;

получение дохода в виде платежей
роялти;

получение дополнительной прибыли
за счет снижения издержек производства на единицу продукции или услуги в
результате роста масштабов производства.

Участие в системе франчайзинга
дает преимущества и франчайзи, такие, как:

возможность стать и оставаться
самостоятельным предприятием;

право вести свое дело под
торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке;

использование апробированной
концепции предпринимательства и маркетинга;

возможность получения
квалифицированных управленческих консультаций от экспертов в соответствующей
области;

снижение затрат на рекламу за
счет организации совместной. деятельности;

получение услуг головного
предприятия, организации начального и последующего обучения и повышения
квалификации кадров.

Однако возможности реализации
этих преимуществ зависят от многих условий и в первую очередь от имиджа
франчайзера на рынке, научно-технического уровня передаваемой франчайзи
технологии, качества производимых товаров (работ, услуг), характера спроса на
эти товары и состояния конкурентной среды. Во всех случаях для принятия решения
об участии в системе франчайзинга или ее распространении на те или иные рынки и
области предпринимательства необходима разработка бизнес-плана предполагаемой
деятельности.

Значительным отрицательным
аспектом франчайзинга
является тот факт, что, заключив юридическое
соглашение (договор) с головным предприятием, вы утрачиваете полную
самостоятельность в своих действиях и должны соблюдать принятые на себя
обязательства, иногда жесткие стандарты, сковывающие инициативу, ограничивающие
территориальный рынок, ассортимент, перечислять часть прибыли за услуги,
которых нет.

Не все названные аспекты
франчайзинга можно отнести к недостаткам, некоторых вообще может не быть. Но
тот, кто заранее предупрежден, заблаговременно вооружен.

Для выбора в пользу франчайзинга
некоторые страны издают специальные справочные пособия по франчайзингу, где
подробно рассматриваются вопросы эффективности этого пути предпринимательства,
как защитить свои интересы, что необходимо знать для вступления в эту сферу
деятельности.

Медленное становление рыночной
экономики, тяжелый налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база,
неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринимательства
сдерживают развитие франчайзинга в Украине. Несмотря на это, западные франчайзеры
начинают проявлять инициативу в заключении контрактов с франчайзи Украины.

По существу франчайзинг у на
представлен пока в одной форме:

зарубежный франчайзер сотрудничает
с украинским франчайзи. Так пришли на украинский рынок известные фирмы: «ИБМ»
(компьютеры), «Кодак» (фотоаппараты и фотоматериалы), «Цейс»
(оптика), «Самсунг» (телевизоры)«Форд» (автомобили) и др.

Становление и развитие
франчайзинга наряду с арендой и лизингом позволит быстрее решать проблему
занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции
— движущей силы рыночной экономики.

Масштабный франчайзинговый
проект по созданию сети ресторанов предполагает реализовать известная
американская фирма «Макдональдс». Она планирует открыть в разных
городах Украины около 100 ресторанов, создать около пяти с половиной тысяч
новых рабочих мест и вложить в экономику страны около 100 миллионов долларов.

Компания «Кока-кола» уже
вложила в производство и реализацию безалкогольных напитков в Украине более 100
миллионов долларов и в ближайшие годы намерена вложить еще 250 миллионов
долларов.

Широкие возможности развития
франчайзинга имеются и в самой Украине. Неудовлетворенный спрос на услуги по
обслуживанию бытовой техники, магнитофонов, телевизоров, компьютеров, холодильников,
швейных и вязальных машин, кухонных комбайнов, автомобилей мог бы значительно
уменьшиться при активизации частных предприятий в этом направлении. Частные
предприятия могли бы заключать договоры с крупными предприятиями — производителями
этой продукции на послепродажное обслуживание и ремонт этих изделий, при
условии гарантированного снабжения сменно-запасными деталями.

2. Формы международной предпринимательской
деятельности. Мотивация, процедура и этапы создания СП в международном бизнесе

Современный этап развития
мировой экономики характеризуется интенсивным расширением международной
предпринимательской деятельности т.е. деятельности осуществляемой путем научно-технического,
производственного, торгового, сервисного и другого взаимополезного сотрудничества
субъектов хозяйствования двух и больше стран (международных партнеров). Основным
побудительным мотивом активизации и расширения участия партнеров в международном
бизнесе является возможность увеличения масштабов и эффективности
предпринимательства за счет интернационализации определенных сегментов рынка, использование
новых дополнительных источников необходимых материальных (инвестиционных) ресурсов,
диверсификации производственно-хозяйственной деятельности.

Субъектами международной
предпринимательской деятельности являются ее участники, которые способны эффективно
работать, чтобы реализовывать собственные деловые интересы. Законом Украины
« О внешнеэкономической деятельности» субъектами такой
деятельности признаются:

1) физические лица граждане
Украины, иностранные граждане и лица без гражданства которые имеют дее — и
правоспособность;

2) юридические лица,
зарегистрированы в Украине и постоянно пребывающие на ее территории;

3) структурные единицы субъектов
хозяйственной деятельности иностранных государств (дочерние фирмы, филиалы,
отделения, представительства);

4) совместные предприятия
имеющие постоянное местонахождение в Украине.

3. Формы международной предпринимательской
деятельности

Теория и практика международного
бизнеса предусматривают определенные уровни и формы интернационализации
различных субъектов внешнеэкономической деятельности.

К первой и наиболее низкой по
уровню интернационализации форме предпринимательской деятельности принадлежит
выполнение отдельных внешнеэкономических операций — экспортно-импортных,
лизинговых, посреднических, также консультационных и маркетинговых услуг Вторая
форма предпринимательской деятельности международного характера охватывает
разнообразную промышленную кооперацию — научно-техническую (научно-исследовательские,
проектно-конструкторские и испытательные работы), производственную, сбытовую, сервисную
(послепродажное техническое обслуживание и ремонт изделий длительного
пользования). Она также характеризуется сравнительно невысоким уровнем
интернационализации предприятий и организаций.

Относительно высокий уровень
интернационализации субъектов хозяйствования отражает совместное
предпринимательство, которое осуществляется путем создания и функционирования
совместных предприятий, лицензирования и управления по контракту.

Четвертой формой международной
предпринимательской деятельности с наивысшим уровнем интернационализации
субъектов хозяйствования являются комплексы территориально-производственных и
многосторонних экономических связей (приграничная и прибрежная торговля,
формирование консорциумов, реализация концессионных договоров и т.п.).

Практическая реализация
отдельных форм международной предпринимательской деятельности достигается двумя
способами: первый — без создания нового юридического лица — только на основе
экономического соглашения (контракта); второй — учреждением нового совместного
предприятия или зарубежного филиала (представительства) как субъекта
международного бизнеса.

Совместные предприятия. Международным
совместным предприятием (МСП) считается организационно-правовая форма соединения
усилий разнонациональных партнеров в сферах инвестирования, управления, производства
продукции или предоставления услуг, торговли, использования отходов,
распределения предпринимательских рисков и т.п. Мотивационный механизм
учреждения МСП создается на макро — и микроуровне национальной системы
хозяйствования.

Необходимость формирования и
функционирования МСП как формы реализации стратегии выхода на внутренний и
внешний рынки объясняется:

1) снижением удельных
инвестиционных ресурсов и предпринимательского риска;

2) развитием
предпринимательского потенциала конкретного субъекта хозяйствования;

3) реализацией преимуществ
меньшей стоимости основных факторов производства и, главным образом,
возможностью активизации маркетинга и использования новых каналов сбыта
товаров, а также проникновения на новый территориальный сегмент отечественного
и мирового рынков.

Мотивация непосредственных
партнеров базируется на согласовании их производственно-экономических, маркетинговых,
экологических и имиджевых интересов.

Предварительные переговоры относительно
создания МСП, как правило, завершаются подписанием партнерами протокола о
намерениях, в котором должны быть обозначены:

а) общие объемы производства и
поставок продукции на внутренний и внешний рынки;

б) размер уставного фонда с
выделением доли партнеров в нем; соотношение между собственными и заемными
средствами, возможный банк-кредитор;

в) наличие местной квалифицированной
рабочей силы и потребность в привлечении иностранного персонала;

г) организация продажи изделий,
послепродажного технического обслуживания с указанием длительности последнего;

д) порядок трансферта (репатриации)
прибыли иностранного партнера.

Договоренность партнеров об
учреждении МСП обязательно детализируется в процессе составления технико-экономического
обоснования.

Основным учредительным документом
для создания МСП может служить его устав, который обычно определяет: предмет и
цели деятельности, местонахождение, состав учредителей; размер уставного фонда
и долей партнеров в нем, порядок его формирования; состав и компетенцию органов
управления, порядок принятия решений; процедуру прекращения деятельности (ликвидации).

После завершения переговоров и
подписания учредительных документов осуществляется регистрация МСП в
соответствующем органе общегосударственного управления. Для регистрации МСП
представляются такие документы:

1) письменное заявление
установленного образца;

2) согласие областной (городской)
госадминистрации и руководящего органа отечественного участника на создание МСП;

3) нотариально удостоверенные
копии учредительных документов;

4) обоснование эффективности и
валютной окупаемости деятельности нового МСП;

5) документы, подтверждающие
регистрацию иностранного партнера как юридического лица.

В Украине уже наметились
определенные тенденции, касающиеся развития МСП. Основными из них нужно считать:

активизацию количественного
развития разнопрофильных совместных предприятий с частичным или полным
иностранным капиталом;

преобладание партнёров из
промышленно развитых стран, что объясняется, прежде всего, стратегической
ориентацией таких стран, а также достаточностью и мобильностью их капитала
экспортного направления — создание МСП преимущественно на двухсторонней основе
и для осуществления промышленной деятельности;

слишком осторожное отношение
иностранных партнеров к вложению крупных по размеру инвестиций в совместное
предпринимательство из-за отсутствия надежных гарантий их правовой защиты;

относительно более активное
участие в учреждении МСП малых зарубежных фирм (компаний) отдающих предпочтение
быстрой отдаче небольших инвестиций или коммерческому риску от разовых операций;

сосредоточение МСП прежде всего
в научно-технических и производственно-промышленных центрах (регионах) Украины.

4. Профессиональная культура предпринимательской деятельности.
Предприниматель как определяющая фигура в бизнесе

Профессиональная культура
предпринимательства не только обеспечивает высокий имидж предприятия, но и
способствует повышению эффективности производства, конкурентоспособности продукции
и услуг, а, следовательно и увеличению прибыли.

Понятие «профессиональная
культура предпринимательства» также не отличается единством мнений. Так, Р.
Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система реальных
убеждений и представлений о ценностях персонала предприятия особого типа
хозяйствования рыночной экономики, возглавляемого предпринимателем. Наиболее полное и развернутое
определение дает В.Д. Козлов, отмечая,
что профессиональная культура предпринимательства «есть система формальных
и неформальных правил и норм деятельности, особенностей поведения персонала
предприятия, стиля руководства предприятием, материальных и духовных ценностей,
результатов деятельности, а также труда, взаимного сотрудничества,
идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития».

Сущность культуры
предпринимательской фирмы выражается в предписаниях, принятых формах и правилах
поведения и общения, которые составляют фирменный стиль. Культура
предпринимательства предполагает особый стиль управления, который позволяет так
организовать производственную и коммерческую деятельность, чтобы эффективность
экономического процесса, выраженная в реальных показателях прибыли, сочеталась
с созданием таких условий для деятельности персонала, которые приносили бы
удовлетворение.

Основные факторы, влияющие на
культуру предприятия: цели предприятия; его система ценностей и идей; принятые
на предприятии стандарты и правила; система информационно-интеллектуальных
технологий и т.д. Элементы предпринимательской культуры формируются как под
воздействием опыта деятельности данного предприятия, так и в результате
установок его лидеров. Вместе с тем не следует думать, что культурой
предпринимательства можно манипулировать. Она складывается годами, отличается
динамикой изменений, постоянно совершенствуется. Так, например, Б. Карлоф выделил десять основных признаков
культуры организации предпринимательской организации:

социальная направленность
управления предприятия, так как она влияет на формирование всех или большинства
работников фирмы;

нормы культуры осознанно или
неосознанно принимаемые всеми работниками;

незыблемость соблюдения традиций
и обычаев;

познаваемость;

способность изменяться;

многогранность культуры, то есть
неприемлемость постижения с помощью одного какого-либо подхода;

·постоянство и непрерывность
развития.

Формирование и развитие
предпринимательской культуры осуществляется, во-первых, естественным путем,
когда предприятия на основе изучения опыта прошлого и настоящего поддерживают
те культурные традиции, которые связаны с наиболее результативными итогами в
достижении поставленных целей; во-вторых, волевым путем при помощи силового
давления со стороны лидера в соответствие с его программой управления фирмой. Однако,
чтобы стимулировать внедрение передовых комплексов поведения в культуре
предпринимательской деятельности, влиять на формирование национальных традиций,
необходимо представлять основные закономерности развития предпринимательской
культуры
. И хотя развитие норм и требований культуры предпринимательских
отношений во многом определяется характером условий общественного производства,
эти нормы культуры обладают относительной самостоятельностью и подчиняются
своим внутренним законам развития.

Прогресс в области
предпринимательской культуры — это не только высокое мастерство
производственной деятельности, но это:

новые корпоративные ценности
широкого общественного значения;

новая система распределения и
потребления этих ценностей;

прогрессивная направленность
экономической деятельности;

подъем социальной и
предпринимательской активности народа;

совершенствование экономических
и культурных интересов;

новый уровень взаимодействия
национальных и общечеловеческих взаимоотношений в процессе предпринимательской
интеграции.

Предприниматель как
определяющая фигура в бизнесе

Исследования нравственных
качеств предпринимателя позволили определить наиболее важные черты характера
преуспевающего субъекта предпринимательской деятельности: инициативность,
способность рисковать, целеустремленность, независимость, ориентированность на
эффективность и качество, способность убеждать и устанавливать цели, стремление
к знаниям, систематическое планирование и наблюдение.

Как подтверждает деловая
практика, главной характеристикой современного предпринимателя является
честность и порядочность. Так, например, десятки тысяч акций и других ценных
бумаг продаются на биржах Запада на основе устных сделок; товары на многие
миллиарды долларов реализуются с оформлением контрактов спустя некоторое время,
поэтому честность и порядочность являются неотъемлемой чертой делового мира
цивилизованного общества.

Профессиональная ценность
предпринимателя основывается на его умении организовать и рационально вести
дело, его бережливости, инициативности, стремлении к постоянному обновлению
производства и выпускаемой продукции. Особое значение имеет нацеленность
предпринимательской деятельности на потребителей, удовлетворение потребностей
людей. Будучи заинтересованными в увеличении покупательской способности
потребителей, предприниматели в развитом обществе активно включаются в
совершенствование социальной политики, способствуют развитию культуры, науки.

Выберите верное.

Учредительный договор —
письменный документ, который

Б) свидетельствует
волеизъявление физических или юридических лиц о создании новой организационно-правовой
структуры.


Список литературы

1. Экономика предприятия. Под общ. Ред.
С.Ф. Покропивного. — К.: КНЭУ, 2006 — 608с.

2. Организация частного предприятия
в Украине. Бревнов А. А.2изд. — Х.: ООО Одиссей, 2006. — 504с.

3. Курс предпринимательства. Учебник
для вузов. Узунов В.Н. Узунов Ф.В. — С.: — Таврия, 2003. — 299с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий