Развитие экономики в Италии

Дата: 21.05.2016

		

Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального обучения

Дальневосточный
Государственный Университет Путей Сообщения

кафедра:
Логистика

тема:
«Италия»

Выполнил: Мартынова К.С.
533 группа

Проверил: Зуев А. И.

Хабаровск
2009

Содержание:

Введение

1.Краткая история,
площадь, население, национальное состояние

2.Основные экономические
показатели

3.Промышленость

4.Объем ВВП

5.Объем экспорта и
импорта

6.Протяженность различных
дорог

7.Улучшение взаимосвязей
с Россией

Заключение

Список литературы

Введение

В своей
работе мне необходимо рассказать об экономике Италии. Чем занимается Италия,
какая промышленность преобладает. Рассказать об объемах ВВП и объемах экспорта
и импорта. Показать ее достоинства и недостатки и сделать вывод о связях с
Россией. На каком месте стоят отношения между Россией и Италией, какую роль они
играют в экономике России и нужны ли они вообще.

1. Краткая история, площадь, население, национальное состояние

Хотя Италия
стала единой страной только в 1861 году, ее история и культура насчитывает
почти 25 веков. Италией территорию на юге Аппенинского полуострова называли
древние греки, которые поселились там в XVIII-XVII вв до н.э. Сегодня это одна
из самых развитых стран мира, играющая большую роль в мировой политике и
экономике.

Италия
расположена к югу от Альп, на Аппенинском полуострове и островах Сицилия и
Сардиния. Она граничит с Францией, Швейцарией, Австрией и Словенией. Берега
Италии омываются Лигурийским, Тирренским, Ионическим и Адриатическим морями. «Внутри»
Италии расположены государства-карлики Сан-Марино и Ватикан. Общая площадь
Италии – 301 230 км2, протяженность границ – 1 932 км, береговой линии – 7 600 км. Высочайшая точка – Монблан в Альпах (4748м второй пик Mont
Blanc de Courmayeur).

Италия славится своим мягким средиземноморским климатом – 
мягкая влажная зима и сухое жаркое лето.

Идеальное время для туристической поездки — осень и весна.
Зима здесь довольно мягкая, однако в январе и феврале идут постоянные дожди.

Население
Италии – 58,1 млн. (2006). В Италии находятся 3 действующих вулкана — Стромболи
(924 м) на одноименном острове к северо-востоку от Сицилии, Везувий (1277 м) вблизи Неаполя и Этна (3323 м) в восточной части острова Сицилия.

Государственный
язык – итальянский. Более 90% итальянцев – католики: причем около трети из них
постоянно посещают церковные службы. В то же время из-за притока эмигрантов
резко увеличивается количество мусульман.

Италия –
парламентская республика. Глава государства – президент, но фактически
управляет страной премьер-министр, выдвигаемый коалицией партий, победившей на
парламентских выборах. Италия делится на 15 областей (Абруцци, Апулия,
Базиликата, Венеция, Калабрия, Кампания, Лацио, Лигурия, Ломбардия, Марке,
Молизе, Пьемонт, Тоскана, Умбрия и Эмилия-Романья) и 5 автономных областей
(Валле д`Аоста, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже и
Фриули-Венеция-Джулия). Столица Италии – Рим.

Денежная
единица Италии – Евро. До 2002 года национальной валютой была итальянская лира.

Официальный язык — итальянский. Английский и французский
языки понимают почти везде в отелях, ресторанах, в туристических бюро. Немецкий
язык используется на севере Адриатики.

Социально-демографическое устройство

Тенденции современной жизни, непосредственно затронувшие
население Италии (57.679.955 итальянских граждан + 1.270.000 постоянно проживающих
иностранцев), привели к глубоким изменениям в структуре самого населения,
экономики и моделей поведения. Налицо снижение рождаемости и увеличение средней
продолжительности жизни: это происходит при одновременном повышении доходов,
общеобразовательного уровня, улучшения состояния здоровья нации, ее
жизнедеятельности. В прошлом, начиная с 1861 года (год объединения Италии) это
была страна эмиграции, на первом этапе окончательной, а затем временной. Данный
процесс затронул жителей многих областей страны. Сегодня Италия превратилась в
государство, куда хлынул поток иммигрантов из стран Средиземноморского бассейна
и восточно-европейских государств.

Италия — парламентская республика, как почти все современные
демократические страны с формой демократического представительства.
Исполнительная власть находится под контролем парламента (высшего
законодательного органа государства). Политическое руководство, исполняемое
коллегиально правительством, излагает программу, на основе которой выносится
вотум доверия со стороны обеих палат (плата депутатов и сенат). Парламент
разрабатывает основные направления законодательной и распорядительной
деятельности правительства. Она состоит из актов, положений, распоряжений,
назначений на посты в государственные учреждения и учреждения с участием
частного капитала, организации из работы, то есть всего того, что конкретно
отвечает потребностям граждан.

Аппарат местной администрации, находящийся в прямом контакте
с рядовыми гражданами, состоит из областных, провинциальных органов власти и
коммун. В горных районах образованы горные общины.

Национальные особенности и достопримечательности.

Итальянцы общительны. Очень ценят проявление интереса к их
стране. Крепкие напитки пьют редко, обычно употребляют местное вино, которое
является непременным атрибутом каждого обеда.

Среди достопримечательностей в Риме: Капитолий и пьяцца
Венециа, Римский форум и Колизей, Церковь Сан Пьетро ин Винколи, Пьяцца Навона
и Пантеон, Кампо-деи-Фьори, Корсо — виа деи Кондотти — пьяцца ди Спанья и лестница
Тринита деи Монти, Пьяцца дель Пополо и церковь Санта Мария дель Пополо, Фонтан
Треви, Церковь Санта Мария Маджоре, Собор св. Петра, Ватикан — Сикстинская
капелла, станцы Рафаэля, апартаменты Борджа. Недельный срок позволит вам
познакомиться не только с перечисленными выше памятниками, но и со многими
другими, посетить Национальный римский музей (музей Терм), Капитолийские музеи
и Галерею Боргезе, полюбоваться панорамой вечернего Рима из садов Пинчо,
побродить по старым улочкам еврейского гетто и района Трастевере, побывать на
рынке у Порта-Портезе, посмотреть некоторые памятники «за стенами»
(Аппиеву дорогу и катакомбы, Сан Паоло фуори ле Мура), а также уделить один
день посещению раскопок в Остия-Антика. Можно уделить два дня Ватикану, отправьтесь
на экскурсию в Кастелли-Романи или на виллу Адриана близ Тиволи, посетите
богатейшие картинные галереи и музеи Рима.

Любителей прекрасного ждут города-музеи Флоренция, Венеция,
Милан, Падуя, Неаполь.

Если вы любите пляжи и отдых на берегу моря, рекомендуем вам
курорты Римини. Особым шармом обладают небольшие итальянские городки и деревни,
которые можно осмотреть, путешествуя на автомобиле.

Итальянская кухня очень изысканна и разнообразна. Самое
традиционное в Италии блюдо – «паста». Паста — это общее название большого
количества изделий из теста, всевозможных цветов и вкусовых наполнителей.
Наиболее распространенные сорта паст: канелони — похожи на русские блинчики с
начинкой из потрошков, ветчины, сыра, подаются с различными соусами. Ньокки —
клецки. Паппарделле — лапша, нарезанная широкими полосками. Тортеллини —
маленькие квадратные пельмешки. Пенне — толстые короткие макароны, в форме
ромбика. Тальяттеле — плоская длинная лапша. Феттучини — тонкая лапша.

Спагетти — очень длинные тонкие макароны, часто подаются со
съедобными ракушками, их предварительно вычищают, а раковины складывают на
тарелочку. Популярен праздничный рецепт приготовления спагетти: дыню, бананы,
груши или любые другие сезонные фрукты мелко нарезают, затем смешивают с
тмином, петрушкой, солью, перцем и столовой ложкой панировочных сухарей,
смоченных белым вином. Этой массой фаршируют очищенную тушку кальмара и
зашивают шелковой ниткой. Затем кальмара опускают в кастрюлю с кипящей водой и
варят 20 минут в компании с помидорами, луком, чесноком и двумя ложками
оливкового масла. Отдельно отваривают спагетти. Готового кальмара нарезают
ломтиками, укладывают поверх макарон и поливают соусом, образовавшимся при
варке. Продукты моря очень популярны в Италии и имеются в меню всех ресторанов
и кафе.

2. Основные экономические показатели

Италия по
своему экономическому потенциалу занимает место в группе ведущих промышленно
развитых стран мира, в частности, входит в состав «большой семерки», куда,
помимо Италии, входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания и Канада.

В период
после Второй мировой войны итальянская экономика значительно окрепла и
утвердилась на мировом рынке. По темпам накопления Италия уступала только
Японии.

Вместе с тем
ряд специфических причин исторического, политического и социального характера
замедлял и тормозил процесс экономического роста. Поэтому динамика развития
народного хозяйства характеризовалась сменой высоких темпов роста производства
экономическими спадами и стагнацией. Так, высокая общехозяйственная конъюнктура
60-х годов была прервана спадом и депрессией 70-х годов, а впоследствии
затяжным кризисом начала 80-х годов, из которого страна вышла только в середине
десятилетия. С середины 1990 года по конец 1993 года страна пережила очередной
затяжной кризис.

Недуги
итальянской экономики — существенный разрыв в уровнях хозяйственного развития
между Севером и Югом, межотраслевые диспропорции, относительная слабость
научно-технического потенциала, безработица, высокие темпы роста дороговизны и
другие — вели к тому, что в период международных экономических потрясений
Италия более чувствительно реагировала на возникающие трудности и медленнее
других восстанавливала докризисные позиции. Так было, в частности, в середине
60-х годов, а также в годы “нефтяных шоков” в 1974-1975 и 1979-1981 гг.

Существенные
изменения происходят также в структуре экономически активного населения страны.
В 1995 году его доля в сфере услуг составила 63,4%, против 47,3% в 1979 году; в
промышленности — соответственно 28,4 и 37,8%; в сельском хозяйстве — 8,2 и
14,9%. С 70-х годов имеет место абсолютное сокращение рабочей силы в
промышленности: с 7,7 млн. в1979 году до 6,3 млн. человек в 1995 году и в
сельском хозяйстве: соответственно, с 2,8 млн. до 1,8 млн, человек. В 1995 году
в экономике страны работало 22,2 млн. человек (на 1,3 млн. человек меньше, чем
в 1991 году), из которых 69% являлись наемными работниками.

Острой
социальной проблемой Италии является эффективность использования трудовых
ресурсов. Значительная часть молодежи, вступающей в жизнь, переместившиеся из
сельской местности крестьяне, потерявшие работу в промышленности и некоторые
другие группы населения, не могут найти работу и формируют армию безработных.
Если в 1970 году число безработных составило 609 тыс., или 3% экономически
активного населения, то в 1985 году оно выросло до 2327 тыс. (10,2%) и в 1995
году — до 2724 тыс. (12,0%).

Интенсивность
инвестиционного процесса или норма накопления, характеризующаяся долей валовых
капиталовложений в ВВП, колеблется в Италии в зависимости от общехозяйственной
конъюнктуры от 17 до 26%. В 1980-1987 гг. средняя норма накопления составила
21,6%. В 90-х годах наивысшего уровня норма накопления достигла в 1991г. —
20,2%, а в 1995г. она составила 17,6%. Наиболее важную роль в развитии
народного хозяйства Италии играет промышленность. Ее первостепенная значимость
определяется динамизмом, качественными изменениями в производстве и активным
воздействием на весь ход общественной жизни.

Вступление в
ЕС Греции, а затем Испании и Португалии, с одной стороны, обострило конкуренцию
на рынках средиземноморской продукции и осложнило экономические проблемы
Италии, а с другой — способствовало объединению этих стран для отставания их
общих интересов в Сообществе.

3. Промышленость

Развитие
промышленности. Крупная промышленность в Италии возникла поздно.
Однако в период между 1870 и 1914 на Севере был основан ряд крупных
промышленных фирм, в том числе заводы резиновых изделий «Пирелли», химические
заводы «Монтекатини», металлургические заводы «Терни» и автомобильные заводы
«Фиат». Во время Первой мировой войны развитие промышленности приостановилось,
но в 1920–1930-е годы произошел некоторый подъем, хотя экономика и была
деформирована попыткой достичь экономической самостоятельности, расходами на
колониальные авантюры в Африке и большими военными расходами. Бомбардировка и
военные действия на территории Италии во время Второй мировой войны обернулись
катастрофой для экономики. Однако послевоенное восстановление хозяйства было в
целом поразительно быстрым. Оно поощрялось США, которые оказали Италии помощь в
размере 2,4 млрд. долл.

После
Второй мировой войны государство стимулировало развитие экспортных отраслей
промышленности. Это особенно касалось металлургии, машиностроения и химической
промышленности. Новое оборудование и повышение эффективности производства
содействовали заметному росту производства стали, которое за 1951–1980 возросло
более чем в 8 раз. Значительные успехи были достигнуты в машиностроении,
электротехнической и автомобильной промышленности (в последней доминировал
концерн «Фиат» в Турине). Модернизация химической промышленности повлияла на
расширение ассортимента ее продукции – от нефтепродуктов до красителей,
синтетических волокон и пластмасс.

Хлопчатобумажная
и шерстяная промышленность играла ведущую роль в начале 20 в., но после 1950
испытала спад по сравнению с основными, быстро растущими отраслями
промышленности. С начала 1950-х годов быстро расширялось производство одежды.
Обувь и одежда из Италии хлынули на иностранные рынки, итальянские дома моды
успешно завоевывали рынки зарубежных стран.

Обрабатывающая
промышленность – важнейший сектор экономики Италии. На ее долю
приходится почти 25% национального дохода и основная часть поступлений от
экспорта. В этом секторе сосредоточена пятая часть всех рабочих мест в стране.

Главной
отраслью обрабатывающей промышленности является машиностроение. В Италии
производятся офисное оборудование (калькуляторы, пишущие машинки и проч.),
сельскохозяйственные машины (трактора), ткацкие станки, швейные машины,
электронагревательное оборудование. Электромашиностроение включает производство
телекоммуникационной аппаратуры, холодильников, стиральных машин и другой бытовой
электротехники. Продукция машиностроения производится главным образом на
Севере, в районе Милана, Турина, Генуи, Бергамо, Брешии и Флоренции. После
Второй мировой войны ряд машиностроительных заводов был построен в окрестностях
Неаполя и Бари.

Важное
значение имеет автомобилестроение, выпускающее легковые и грузовые автомашины и
мотороллеры. Предприятия отрасли сосредоточены в районе Турина, Милана, Брешии
и Дезио. По производству легковых автомобилей (1627 тыс.) Италия в 1991
занимала шестое место в мире. В том же году было выпущено ок. 260 тыс. грузовых
машин и автобусов.

В
начале 1970-х годов Италия была крупным судостроителем. В 1974 судоверфи Италии
спустили на воду торговые суда водоизмещением 1028 тыс. брутто-регистровых
тонн. К концу того же десятилетия судостроение в Италии и многих других странах
резко сократило объем производства. В период 1978–1980 итальянские верфи
спустили на воду торговые суда общим водоизмещением 499 тыс. брутто-регистровых
тонн (всего 166 тыс. т в год). В 1986–1992 были спущены на воду торговые суда
общим водоизмещением 4438 тыс. брутто-регистровых тонн (в среднем по 634 тыс. т
в год). Судостроение сосредоточено на северо-западном побережье страны, в
основном в Генуе.

В
структуре обрабатывающей промышленности Италии второе место по значению
занимает текстильная и швейная промышленность, уступая только машиностроению
(вместе с автомобилестроением и судостроением). Хлопчатобумажные ткани
выпускаются в Галларате, Бусто-Арсицио, Леньяно, Бергамо и Брешии; шерстяные –
в Бьелла, Виченца и Прато; шелковые – в Брешии, Тревизо и Комо. Льняное полотно
производится в южной части Ломбардии и Кампании. Одежду шьют во Флоренции,
Турине и Риме. Широко развито производство обуви.

Химическая
промышленность, включая нефтехимию и производство синтетических волокон, дает
ок. 1/7 общего объема продукции обрабатывающей промышленности. Эта отрасль
значительно увеличила объем производства после открытия в Италии в конце 1940-х
годов месторождений природного газа и нефти. К началу 1970-х годов Италия была
одним из самых крупных производителей синтетических волокон и серной кислоты.
Среди других важных видов химической продукции – искусственный аммиак,
красители, фармацевтические препараты, фотоматериалы, пластмассы, синтетический
каучук, удобрения и нефтехимические продукты. Они производятся в Генуе,
Венеции, Милане, Равенне, Бриндизи, Феррандине и Джеле.

Металлургия
– относительно новая отрасль промышленности Италии. Испытывая нехватку запасов
угля и железной руды, Италия стала развивать металлургическую промышленность
только после создания в 1952 Европейского объединения угля и стали. За период с
1959 по 1980 производство стали в Италии выросло на 292% (во Франции – на 56%,
в Западной Германии – на 49%). По выплавке стали (28 млн. т) в 1992 Италия
занимала шестое место в мире, опережая Канаду и Бразилию. Она также выпускает
значительное количество алюминия, цинка, свинца, ртути и магния.

Предприятия
пищевой промышленности, специализирующиеся, например, на производстве макарон
(спагетти), продукции из томатов и производстве напитков, рассредоточены по
всей территории страны. Мебель производится в Брианце, возле Милана. Бумагу и
бумажные изделия выпускают в Ломбардии и Пьемонте. Всемирно известная
кинопромышленность размещена в Риме. Объем производства цемента, имеющего
большое значение для строительной индустрии Италии, составил 40,8 тыс. т в
1990.

Строительство
стало быстро развиваться после Второй мировой войны. В 1990 в
этой отрасли было занято 1,9 млн. человек. Были построены электростанции,
автомобильные дороги и другие объекты (особенно на Юге). Итальянские
строительные фирмы активно действовали за границей, в развивающихся странах;
уже в 1960-х годах итальянские фирмы построили пять крупнейших плотин в Африке.

Энергетика. До Второй мировой войны гидроэлектроэнергия являлась единственным
важным отечественным источником получения энергии, и самые крупные отрасли
промышленности зависели от импорта угля. Благодаря открытию крупных
месторождений природного газа в долине р.По в конце 1940-х годов, а позже в
Базиликате на Юге произошло главное структурное изменение в энергетике. Второе
значительное изменение имело место в середине 1950-х годов, когда многие
итальянские компании перешли с угля на нефть, которую им приходилось
импортировать.

С 1950 по
1960 общее потребление энергии выросло на 176%, почти целиком за счет
использования местных ресурсов газа и импортируемой нефти. Уголь, который в
1950 обеспечивал почти половину потребностей энергетики, в 1960 в структуре
энергопотреблении составлял только 20%. Быстрый рост энергопотребления, главным
образом на базе использования импортируемой нефти, продолжался до 1973–1974,
когда цены на нефть выросли в четыре раза. С 1960 по 1974 энергопотребление выросло
на 232%, а потребление нефти на 374%. К 1974 доля нефти в электроэнергетике
Италии достигла 75%. В конце 1970-х годов рост энергопотребления прекратился.
Потребление нефти сократилось на 4%, а потребление газа выросло на 35%. В 1978
доля нефти в производстве электроэнергии Италии составила 71%, газа – 19% (в
1974 – 14%), угля – 6%; 4% давали гидроэнергетика и атомная энергетика. С 1980
по 1990 энергопотребление увеличилось на 11%. В 1990 структура энергобаланса
была следующей: нефть – 61%, газ – 25%, уголь – 9%, гидро- и геотермальная
энергия – 5%.

В 1990 в
Италии было произведено 216,9 млрд. кВтЧч электроэнергии. Около 82% давали
тепловые электростанции, работавшие на жидком топливе (в основном на нефти),
16% – гидроэлектростанции и 2% – геотермальные электростанции. Атомные
электростанции, производившие в 1987 ок. 1% объема электроэнергии Италии, в
1988–1990 после массовых протестов населения были выведены из эксплуатации. На
референдуме 1987 население проголосовало против строительства новых атомных электростанций.

Сельское
хозяйство. Типы сельского хозяйства в Италии сильно
варьируют в зависимости от географических условий. Самые продуктивные
сельскохозяйственные земли находятся на плодородной равнине в бассейне р.По на
Севере, где преобладает интенсивное неспециализированное земледелие с большой
долей крупных хозяйств. Эта территория является также главным поставщиком
молочной продукции в Италии. Ломбардия, на северо-востоке равнины, –
единственный район страны, где животноводство преобладает над земледелием. На
юге равнины область Эмилия-Романья имеет более диверсифицированную систему
земледелия и является важным районом плодоводства и зернового хозяйства, там
развито и животноводство. Восточный Пьемонт и западная Венеция отличаются
высокой продуктивностью сельского хозяйства и славятся своими винами.

Центральные
районы Италии – Тоскана, Умбрия и Марке – тоже характеризуются
неспециализированным земледелием с выращиванием оливковых деревьев, зерновых
культур, винограда и домашнего скота. Природные условия здесь не столь
благоприятны, как на Севере, поскольку преобладает холмистый и горный рельеф.
До 1960 здесь была широко распространена испольная система земледелия (медзадрия).
Поскольку земледелие на склонах стало неэффективным, произошел массовый отток
сельского населения в города.

На Юге
специализация сельского хозяйства весьма разнообразна. Плодородные прибрежные
земли заняты садами, в которых выращивают фрукты, оливки и миндаль, и
виноградниками. Во внутренних районах преобладают малоплодородные почвы, и там
можно выращивать лишь некоторые сорта зерновых и разводить овец. Нехватка воды
остается главной проблемой Юга, здесь развитие сельского хозяйства целиком
зависит от орошения.

Типы
хозяйств. В 1990 в Италии насчитывалось 2940 тыс.
крестьянских хозяйств, а площадь обрабатываемой земли составляла 22,6 млн. га.
Лишь 4% хозяйств можно было отнести к разряду крупных. В хозяйствах работали
сами землевладельцы и члены их семей (всего ок. 2 млн. человек); средняя
площадь земельного надела составляла 5,4 га. Кроме того, многие итальянцы, занятые в других сферах деятельности, получали дополнительные доходы или
продовольствие для собственного потребления с небольших земельных участков
площадью менее 1 га.

После
принятия в 1950 законов о земельной реформе число крупных хозяйств сократилось
(особенно на Юге) за счет перераспределения земли между крестьянами. Однако
число мелких хозяйств в 1960–1970-х годах тоже уменьшилось, так как сельское
хозяйство Италии модернизировалось за счет внедрения дорогостоящих
сельскохозяйственных машин, оказавшихся недоступными для многих крестьян. В
период с 1960 по 1978 количество тракторов в Италии выросло почти в четыре
раза.

Основные
сельскохозяйственные культуры. Зерновые являются
основными продовольственными культурами. Итальянские фермы поставляют ок. 2/3
зерна, потребляемого на внутреннем рынке. Главная зерновая культура – пшеница,
выращиваемая по всей стране. В 1992 было получено 8,9 млн. т пшеницы. Половину
ее урожая собирают на Севере, где, несомненно, самая высокая урожайность этой
культуры. Кукуруза и рис тоже выращиваются на Севере. Прочие важные зерновые
культуры – овес и ячмень.

Большое
значение, особенно на Юге, имеет выращивание таких типичных средиземноморских
культур, как маслины, виноград, цитрусовые и миндаль. Италия – один из
крупнейших в мире производителей оливкового масла и вин, и эти виды продукции,
наряду с томатами, фруктами и ранними овощами (такими, как горох и фасоль),
занимают важное место в экспорте.

Основные
технические культуры – сахарная свекла (в основном в области Венеция), табак (в
основном на Юге), соя, конопля, хлопчатник и лен.

Животноводство.
В 1992 Италия была третьим по величине в Западной Европе
производителем мяса, но, несмотря на это, ей приходится импортировать почти
треть потребляемой в стране говядины и телятины.

Крупный
рогатый скот выращивается на Севере, в основном на больших молочных фермах в
долине р.По. Некоторые выносливые альпийские породы крупного рогатого скота
стали разводить в холмистых районах Юга, где раньше выращивали овец и коз.

Планы
развития сельского хозяйства. В 1960-х годах
правительства Италии поощряли механизацию хозяйств, техническое обучение,
кооперативную переработку и сбыт продукции, охрану почв, ирригацию и
лесовозобновление. Многие из этих программ субсидировались ЕС в 1970-е годы.
Однако общая аграрная политика ЕС состояла главным образом в том, чтобы
установить систему цен, при которой гораздо больше средств тратилось на
поддержание цен на такие виды продукции, производимые североевропейскими
странами, как молоко и говядина, а не на фрукты, овощи, вино, весьма важные для
экономики Италии.

Лесное
хозяйство. Леса и редколесья занимают 6,8 млн. га, или пятую
часть территории Италии, но лесное хозяйство не имеет большого значения для
экономики этой страны. Ежегодно в среднем вырубается 8,5 млн. куб.м древесины.
Основные лесные районы – горные и холмистые районы Альп и Апеннин (включая
районы Сила и Аспромонте в Калабрии). Хвойные породы – пихта и сосна –
произрастают в более возвышенных районах, тогда как в нижних частях склонов
преобладают широколиственные породы – бук и дуб.

Рыбное
хозяйство. Несмотря на большую протяженность берегов, в
Италии улов рыбы невелик, в среднем 543 тыс. т в год, т.е. почти 3/5 уровня
улова во Франции. Рыбная промышленность размещена локально и располагает
небольшими предприятиями.

Горнодобывающая
промышленность. Природный газ, добываемый в долине р.По и на Юге,
является главным минеральным топливным ресурсом Италии. Разведанные запасы газа
оцениваются в 300 млрд. куб.м. В 1990 было добыто 17 млрд. куб.м газа. Запасы
нефти весьма невелики и располагаются главным образом в Сицилии и на Юге.
Разведанные запасы нефти – 91 млн. т, а добыча в 1990 составила 4,6 млн. т.
Некоторое количество каменного и бурого угля добывается на Сицилии. Италия
обеспечивает себя бокситами, свинцом и цинком и производит некоторое количество
ртути и мрамора на экспорт.

4. Объем ВВП

Внутренний
валовой продукт (ВВП) Италии, т.е. общий объем рыночных товаров и
услуг, в 1991 (по данным последней переписи) оценивался в 976 млрд. долл. В
расчете на душу населения ВВП составлял 16 896 долл. (во Франции – 18 227, в
Германии – 19 500 долл.). В 1991 на долю личного потребления приходилось 62%
ВВП, на долю государственного – 17%, а на инвестиции – почти 20%.Объем ВВП
Италии в 2008 году сократился на 1%. Такие данные обнародовал национальный
статистический институт Istat. По данным института, в 2007 году ВВП страны вырос
на 1,6%, в 2006 году — на 2%.При этом дефицит государственного бюджета Италии в
прошедшем году вырос до 2,7% от ВВП (1,5% от ВВП в 2007 году и 3,3% от ВВП — в
2006 году).

5. Объем экспорта и импорта

Внешнеэкономические
связи имеют жизненно важное значение для экономики Италии. Большая зависимость
от внешней торговли определяется с одной стороны, тем, что основные отрасли
итальянской промышленности используют главным образом привозное сырье, топливо
и полуфабрикаты, а с другой — относительной узостью внутреннего рынка, которая
обусловливает необходимость сбыта за рубежом значительной части национального
продукта.

Развитие
экономики Италии

Несмотря на
экономическое лидерство Римской империи в начале нашей эры и торговых городов
Венеции, Флоренции в средние века, к концу XIX века Италия была отсталой
сельскохозяйственной страной. Промышленность начала развиваться после
объединения государства в 1870 году в основном, в северных регионах. В период
между 1870 и 1914 годами возникли такие предприятия, как заводы резиновых
изделий Pirelli и автомобильный завод FIAT и многие другие, положившие основу
итальянской промышленности. Между мировыми войнами произошел некоторый
экономический подъем, несмотря на экономический кризис 30-х годов и большие
военные расходы фашистского правительства Муссолини. Во время второй мировой
войны большинство промышленных предприятий было разрушено.

При
восстановление промышленности, большую финансовую помощь в которой оказали США,
особое внимание уделялось развитию экспортных отраслей. С середины 50-х годов
началось развитие итальянской индустрии моды, которая стала одной из важных
статей экспорта. Италия стояла у основания Общего Рынка, договор о создании
которого был подписан в Риме 25 марта 1957 (в дальнейшем на базе него был
создан ЕЭС, а затем Евросоюз). В то же время, промышленность развивалась, в
основном, на севере, юг Италии оставался аграрным. Из-за большой зависимости от
импорта сырья нефтяной кризис 73-74 гг. привел к резкому увеличению дефицита платежного
баланса и инфляции, которая привела к резкому падению курса итальянской лиры.

Обзор
состояния экономики

Сейчас Италия
входит в число крупнейших экономических держав, ее ВВП и ВВП на душу населения
находится на одном уровне с Францией и Великобританией. Хотя Италия и входит в
зону Евро, ее дефицит бюджета превышает установленную норму в 3%. Экономика
также разделена на промышленный север и аграрный юг, большинство сырьевых
ресурсов и примерно 75% потребляемых энергоносителей импортируются. Достаточно
большую роль в экономике Италии играет туризм и сфера услуг. Уровень
безработицы в среднем по стране 7,9% (2008), но в южных провинциях достигает
20%.

Внешняя
торговля

Состав
экспорта:
высокотехнологичные товары народного потребления, текстиль и одежда,
машиностроительное оборудование, автомобили, транспортное оборудование,
продукция химической промышленности; продукты, напитки и табак.

География
экспорта (2007 г.): Германия 13,6%, Франция 12,4%, США 7,9%, Испания 7,3%,
Великобритания 7,1%, Швейцария 4,2%.

Объем
экспорта (2008 г.) $371,9 млрд.

Состав
импорта:
товары народного потребления, продукция химической промышленности, транспортное
оборудование, топливо и электроэнергия, цветные металлы; текстиль и одежда,
продукты, напитки и табак.. География импорта (2007 г.): Германия 18%, Франция
11%, Нидерланды 5,9%, Испания 4,7%, Бельгия 4,5%, Великобритания 4,3%, Китай
4,1%

Объем импорта
(2008 г.):
$369,2 млрд.

Внешний долг
(2008 г.):
$922,5 млрд.

6. Протяженность различных дорог

Протяженность дорожной
сети в Италии составляет 167.000 км, из которых 6.500 км — скоростные
автомагистрали, 46.000 км — государственные дороги и 114.000 км —
провинциальные дороги. Протяженность дорог в ведении муниципалитетов достигает
669.000 км. Вдоль автострад действует 427 бензозаправочных станций, 402 бара и
закусочных, 370 мест, доступных для инвалидов, 161 ресторан, 19 гостиниц, 118
пунктов обслуживания матерей с новорожденными, 55 авторемонтных мастерских, 28
банкоматов, 21 справочное бюро. Протяженность железных дорог составляет 19.471
км. Их высокий технологический уровень был достигнут путем расширения сети
электрофицированных железных дорог и дорог с двумя колеями.

Протяженность сети
итальянских железных дорог Италии составляют ок. 19,6 тыс. км, половина из них
была электрифицирована. Еще в 1960-е годы пути и оборудование на всех главных
линиях были модернизированы, значительная часть устаревшего подвижного состава
списана, а паровозы заменены тепловозами и электровозами. Скоростные поезда между
Римом и такими центрами, как Милан, Генуя, Венеция и Неаполь, принадлежат к
числу лучших в Европе. Протяженность железных дрог составляет свыше 19.000 км и
насчитывает 3.500 станций. Надо заметить, что стоимость железнодорожных билетов
в Италии одна из самых низких в Европе к тому же можно получить исключительно
выгодные льготы.

Италия имеет одну из
самых развитых (после Западной Германии) автодорожных систем в Европе.
Автомобильная дорога высшего класса «Автострада Солнца» соединяет
Милан и Неаполь с ответвлениями в Бари и через Салерно в Калабрию и Сицилию.
Число автомобилей значительно возросло в 1960-е годы; в 1989 в стране
насчитывалось 26,3 млн. легковых автомобилей, примерно в 10 раз больше, чем в
1960, и 2,1 млн. грузовых автомобилей и автобусов.

Воздушный транспорт также
является важным средством передвижения на территории Апеннинского п-ова.
Самолеты широко используются для связи с островами. Наряду с крупными
международными аэропортами в Риме, Милане и Неаполе существует много небольших
аэропортов на материке и островах. Главная авиакомпания Италии —
«Альиталия». Кроме крупных международных аэропортов Рима, Милана,
Генуи, Римини, Венеции, Турина, Неаполя, через которые осуществляется большая
часть международных пассажирских и грузовых авиаперевозок, в Италии действуют
еще около 50 аэропортов. Между ними активно функционирует сеть внутренних
рейсов, позволяющая связывать между собой крупные города Аппенинского
полуострова и окружающие его острова. Авиарейсы из России на регулярной основе
осуществляют компании «АЛИТАЛИЯ» (тел 258 36 01) и
«АЭРОФЛОТ» (тел 753 55 55), а в самой Италии — кроме авиасообщения с
Миланом, Римом и Венецией — регулярными авиарейсами охвачено еще более 45
аэропортов. Основной сайт системы аэропортов в Италии.

Характерным показателем в
наибольшей степени отражающим вкусы и настроения российских туристов, является
увеличение числа сезонных и чартерных рейсов в Римини, Триест, Геную, Анкону,
Катанию, Неаполь, Форли, Палермо.

Торговый флот Италии
состоит из 1,5 тыс. судов и занимает 10-е место в мире. В составе морского
флота имеются пассажирские суда первого класса, курсирующие по Атлантической и
Дальневосточной линиям, грузовые пароходы, рыбопромысловые суда и паромы. Более
2/5 общего водоизмещения флота приходится на долю танкеров. Функционируют
паромные переправы между материком и Сицилией и Сардинией. Самые крупные порты
страны — Генуя, Триест, Неаполь. Картину завершает наличие многочисленных
портов, система внутренних водныз артерий и паромного сообщения.

Внешняя торговля и платежи.
Промышленность Италии сильно зависит от внешней торговли. Экспортные товары
составляют 18% от ее ВВП.

С конца 1950-х годов
Италия стала экспортировать готовое оборудование, особенно продукцию
машиностроения, металлы и химическую продукцию. Такие товары составляли почти
половину поступлений от экспорта. Ведущие статьи экспорта — легковые и грузовые
автомобили. Другие, более традиционные экспортные товары — ткани, одежда и
обувь.

Экономика Италии в
значительной степени зависит от иностранного сырья и нефти. Нефть и
нефтепродукты составляют почти 1/4 затрат Италии на импорт. Другие виды сырья,
включая металлолом и металлическую руду, текстильные волокна, составляют еще
13% расходов на импорт.

Главными торговыми
партнерами являются Западная Германия, Франция и США. Новыми важными торговыми
партнерами Италии стали Саудовская Аравия, Ливия, Ирак и Иран.

Италия  —  страна
с узкой, вытянутой вдоль территорией с множеством гор и обширными рельефными
местностями, поэтому итальянцы вот уже более  2000 лет делают все возможное,
чтобы обеспечить себя разветвленной сетью внутренних дорожных сообщений.
Благодаря упорному труду в этой области, Италия располагает сегодня
скоростными, удобными и маневренными дорожными артериями.

Протяженность
дорожной сети в Италии составляет 167.000 км, из которых 6.500 км — скоростные автомагистрали, 46.000 км — государственные дороги и 114.000 км — провинциальные дороги. Протяженность дорог в ведении муниципалитетов достигает 669.000 км. Вдоль автострад действует 427 бензозаправочных станций, 402 бара и закусочных, 370 мест,
доступных для инвалидов, 161 ресторан, 19 гостиниц, 118 пунктов обслуживания
матерей с новорожденными, 55 авторемонтных мастерских, 28 банкоматов, 21
справочное бюро. Протяженность железных дорог составляет 19.471 км. Их высокий технологический уровень был достигнут путем расширения сети электрофицированных
железных дорог и дорог с двумя колеями.

В итальянских
морях сообщение с крупными и мелкими островами, архипелагами, населенными
пунктами больших заливов для экскурсий и перевозки пассажиров, автомашин и
камперов обеспечивают паромы, катера на подводных крыльях, катамараны.

7. Улучшение взаимосвязей с Россией

Активно
растущий российский рынок дает итальянским компаниям всё больше оснований для
того, чтобы не ограничивать себя только поставками оборудования или
инвестициями, а перейти к созданию производств на российской земле. Весьма
активны в этом плане производители оборудования для «малой энергетики»,
приближенной к конечному потребителю, то есть для автономных систем отопления.

Хорошая иллюстрация
здесь — компания «Мерлони Термосанитари Русь», известная россиянам по
водонагревателям и газовым отопительным котлам под маркой ARISTON. Логичным в
этой связи стал постепенный переход от поставок нашего оборудования в Россию к
его производству на месте. Начав с открытия линий по сборке электрических
водонагревателей, мы пришли к организации полного цикла производства в городе
Всеволожске Ленинградской области. Новый завод является самым современным в
мире производством MTS Group. Здесь выпускается более 500 тысяч
водонагревателей ARISTON в год и планируется довести эту цифру до 1 миллиона».

Интересно,
что высокоэффективные газовые котлы ARISTON косвенно повлияли и на
совершенствование отечественной нормативной базы. Речь идет об эксперименте по
масштабному внедрению систем поквартирного отопления в Белгороде, проведенном
ДСК — 1 при поддержке городской администрации и Госстроя РФ. Более 5 тысяч
квартир в новых многоэтажных домах получили современные системы автономного
отопления на основе газовых котлов.

По словам
Евгения Егорова, генерального директора белгородского ДСК — 1, «в российских
СНИПах и СанПИНах был большой пробел в области поквартирного отопления. Прежде
всего, существовал запрет на использование газовых котлов в домах выше пяти
этажей. Имелось и множество других неясностей, например, с проектированием
систем дымоудаления. Соответствующие поправки были приняты только спустя два
года после того, как мы начали эксперимент, – и во многом с учетом нашего
опыта».

Под влиянием
сотрудничества с итальянскими компаниями меняются не только законы, но даже
принципы взаимоотношения потребителей и энергетических компаний. Что уж
скрывать: и у тех, и у других накопилось немало обид в отношении друг друга.
Потребители получают счета с «непонятно» откуда набежавшими киловаттами; а
компании подозревают часть своих клиентов в незаконном использовании мощностей.

Снять
взаимные подозрения можно только с помощью цивилизованного построения отношений
двух сторон. Так, в конце 2006 года OAO «МРСК Центра и Северного Кавказа» и
компания ENEL Distribuzione S.p.A. подписали контракт на внедрение уникальной
автоматизированной системы управления абонентской сетью – АММ Solution. Она
позволяет автоматически считывать показания потребления электроэнергии и
управлять распределением электроэнергии конечным потребителям. Например, эта
система способна ограничивать подачу электроэнергии потребителям, нарушающим
правила оплаты или вмешивающимся в работу прибора учета. Основной целью проекта
является повышение эффективности работы энергокомпании и улучшение
взаимоотношений с потребителями.

Важнейшими
статьями российского экспорта являются энергоносители, на долю которых
приходится 70% от всего объема поставок. Второй по величине товарной группой в
экспорте из РФ в Италию являются черные и цветные металлы, доля которых
составляет примерно 10%. Не мене важными статьями является древесина,
драгоценные металлы, кожевенное сырье и химические товары. Удельный вес
российских поставок продукции машиностроения не превышает 1%.

В итальянском
экспорте в Россию примерно 50% занимают машины и оборудование. Номенклатура
этой товарной группы весьма широка: металлорежущие станки, сельскохозяйственные
машины оборудование для пищевой промышленности, строительные машины, двигатели
и генераторы. Другими наиболее крупными статьями экспорта являются: химические
товары – 5,1%, продовольственные товары – 5%, черные и цветные металлы – 4,3%,
табак и табачные изделия – 1,5%.

Общий объем
накопленных инвестиций из Италии составил 1900 млн. долларов. По этому показателю
Италия занимает 6-е место среди других стран-инвесторов в России. Из общего
объема прямые инвестиции составили 158 млн. долларов, прочие – 1742 млн.
долларов. В государственный реестр РФ внесено около 700 совместных
российско-итальянских предприятий.

Сотрудничество
между Россией и Италией в финансовой отрасли осуществляется в форме
предоставления инвестиционных кредитных линий для организации производства
промышленных товаров. В соответствии с межправительственными соглашениями
Италия предоставила России в 90-х годах три кредитные линии на сумму 2,2 млрд
долларов. Были приняты решения о финансировании за счет итальянской кредитной
линии 18 проектов.

Таким
образом, Италия играет важную роль в экономике России, являясь импортером сырья
и крупным кредитором. Поэтому необходимо уделять большое внимание
экономическому положению Италии, так как любые его сдвиги могут существенно
повлиять на экономику РФ.

экономический
показатель экспорт

Заключение

Я считаю что
Италия является важным партнером для России. Италия входит в десятку ведущих
партнеров России и занимает в торговле РФ с Европейскими странами второе место
после Германии. За последние пять лет сохраняется положительное для России
сальдо торговли с Италией. Подобная ситуация характерна для товарообмена Италии
со странами-экспортерами энергоносителей, а в последние годы она обострялась в
связи с ростом цен на нефтепродукты.

Российско-итальянские
отношения переживают небывалый подъем, и большую роль в них играют деловые
связи и инвестиции. И это сотрудничество приносит в нашу страну не только новые
технологии, но и новые подходы, меняя привычные методы работы, повышая
эффективность и качество. Вообще же инвестиции – главный показатель того, что
российская экономика движется в верном направлении: ведь ни один
предприниматель не станет вкладывать свои деньги в ту страну, в которой не
ощущается энергия роста.

Список
литературы:

1. 
Италия
(север и Центр) [Текст]: Путеводитель – 7-е изд. – М.: Авангард, 2007. – 280с.
– (Путеводитель «Пти Фюте»).

2. 
Мировое
хозяйство и экономика стран мира [Текст]: Учеб. пособие для вузов/В.П. Воронин.
– М.: Финансы и статистика, 2007. – 240с.

3. 
География
[Электронный ресурс]: Справочник по основным странам мира. – Электронные данные
и программа. – М.: Адепт, ИДДК ГРУПП, 2004. – 1 CD ROM: цв., зв. – (Домашняя
энциклопедия).

4. 
Новый
справочник школьника. Универсальное пособие. Т. 2. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2007. –
704с., ил.

5. 
Сайт:
http://www.krugosvet.ru/articles/52/1005204/1005204a9.htm

6. 
Сайт:
http://www.businessitaly.ru/italy.html

7. 
Сайт:
http://www.o-italy.ru/articles/about/eco

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий