Формы сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь

Дата: 21.05.2016

		

Министерство
образования Республики Беларусь

Белорусский
Национальный Технический Университет

РЕФЕРАТ

На тему  «Формы
сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики
Беларусь »

Выполнила студентка

Приборостроительного Факультета

IV курса, заочного отделения,      гр. 313813

Евлаш Елена Анатольевна

Научный руководитель

Дубков В.У.

Минск 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

1. 
Внешняя торговля.
Производственное кооперирование и научно-техническое сотрудничество.

2. 
Лицензионная
торговля. Концессии и международный туризм.

3. 
Цели и основные
принципы реализации национальной экспортной политики Республики Беларусь.

Литература

1. 
Внешняя
торговля. Производственное кооперирование и

научно-техническое сотрудничество.

 

 Научно-технический
прогресс ведет к концентрации в одном продукте  затрат труда работников все
большего количества специализированных  отраслей,  что усложняет
производственные связи и вызывает  развитие  кооперирования.  Под кооперированием
понимаются  планово-организованные  производственные  связи между
предприятиями, совместно  изготовляющими  какой-либо  вид  продукции.

Являясь следствием
развития специализации, производственное  кооперирование характеризуется
относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением
технических условий предприятий-смежников.

  Производственное
кооперирование существенно  отличается  от  материально-технического
обеспечения,  которое  не  вытекает  непосредственно  из  форм специализации и
не всегда основано на длительных  производственных  связях. Если кооперирование
охватывает производственные связи  по  деталям,  узлам, агрегатам,
полуфабрикатам, определенным технологическим операциям,  которые осуществляются 
с  конкретными  предприятиями,  то  материально-техническое обеспечение
включает в себя поставки  сырья,  материалов,  топлива,  машин, оборудования и
других средств производства любому потребителю.

  В промышленности
кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному   
признаку.    По    отраслевому    признаку    различают внутриотраслевое   
кооперирование,    когда     производственные     связи устанавливаются между
предприятиями одной отрасли, и межотраслевое  —  если оно имеет место между
предприятиями разных отраслей.

По территориальному
признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные
связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и
межрайонное — между предприятиями, расположенными в разных экономических
районах страны.

В соответствии с формами
специализации  различают  три  формы кооперирования:

Предметное  (или   агрегатное)  
кооперирование   —   это   такой    вид  производственных связей, когда 
головной   завод,   выпускающий   сложную  продукцию,  получает  от  других 
предприятий  готовые  агрегаты   (моторы,  генераторы, насосы, компрессоры и
др.), идущие на комплектование  продукции  этого завода.    Данная форма
кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли  которого
производят сложные машины и оборудование.

Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники  
поставляют  головному заводу детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и
др.),  для  выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща многим
отраслям  промышленности, и прежде всего   машиностроению, деревообрабатывающей,
текстильной и обувной промышленности.

Технологическое (или стадийное) кооперирование 
проявляется  в  поставках одних предприятий другим  определенных 
полуфабрикатов  (отливок,  поковок, штамповок) или в выполнении для  них 
отдельных  технологических  операций, связанных с обработкой выпускаемых
изделий.

Уровень кооперирования определяется следующими показателями:

— удель­ным весом в себестоимости продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов,
получаемых по кооперированию;

— удельным
весом полуфабрикатов, изготавливаемых
предприятием на сторону, в общем их
выпуске и в выпуске всей продукции;

— количеством предприятий, кооперирующихся с данным
предприятием.

Рассмотренные формы общественной организации производ­ства
дополняют одна другую, а часто действуют совместно.

Экономическая эффективность специализации (и коопери­рования)
проявляется главным образом в снижении себестоимо­сти
за счет повышения производительности труда и уменьшения условно-постоянных
расходов, приходящихся на единицу продукции. На
основе специализации и кооперирования производства возникают более устойчивые
связи с поставщиками и потребите­лями, улучшается и упрощается
материально-техническое обес­печение и сбыт.

Экономическая
эффективность коопери­
рования
предполагает расчет годового экономического эффекта, срока
окупаемости капитальных вложений, а также среднегодо­вой
выработки на одного работающего, трудоемкости, материалоемкости,
фондоотдачи, рентабельности.

Научно-техническое
сотрудничество Республики Беларусь с другими странами  Республика Беларусь
развивает тесные научно-технические связи с зарубежными странами. Начиная с
1991 года, заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве с
Республикой Словения, Венгрией, Китайской Народной Республикой, Румынией,
Республикой Польша, Федеративной Республикой Германия, Республикой Индия,
Республикой Болгария, США, Социалистической Республикой Вьетнам, Исламской
Республикой Иран, Соединенным Королевством Великобритания и Северной Ирландией,
Турцией, Союзной Республикой Югославия, Королевством Нидерланды, Республикой
Кипр.

Кроме того, заключены
соглашения со странами СНГ, такими, как Украина и Республика Казахстан.
Наиболее тесные научно-технические связи Республика Беларусь имеет с Российской
Федерацией.

В большинстве стран СНГ в
1997г. продолжалось сокращение численности специалистов, занятых научными
исследованиями и разработками. Наибольшее снижение по сравнению с 1996г.
произошло в Таджикистане – 1,8 раза, Армении, Кыргызстане, Беларуси — в 1,2
раза, Украине – 1,1 раза.

Объем выполненных
научно-технических работ к валовому внутреннему продукту в 1990г. в Беларуси
был 2,13%, то есть один из лучших среди стран СНГ (в России — 2,98%, в Армении
— 2,54%, в Украине — 2,33%). За прошедшее время он существенно уменьшился во
всех странах и составлял уже меньше 0,5%. Только в Беларуси, Молдове, России и
Украине это соотношение было больше (Украина – 1,36%, Россия – 1,06%, Молдова –
0,94%, Беларусь – 0,85%).

Научно-техническое
сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами

Страна Соглашения Год
Республика Словения Соглашение между Правительством
Белорусской Советской Социалистической Республики и Исполнительным Собранием
Скупщины Республики Словения о торгово-экономическом, научно-техническом и
культурном сотрудничестве
1991
Венгрия Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Венгерской Республики о
торгово-экономических связях и научно-техническом сотрудничестве
1991
Китайская Народная Республика Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о
научно-техническом сотрудничестве
1992
Румыния

Соглашение между Правительством
Республики Беларусь

и Правительством Румынии о торгово-экономических связях и научно-техническом
сотрудничестве

1992
Республика Польша

Договор между Правительством
Республики Беларусь

и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области науки и технологий

1992
Украина

Соглашение между Правительством
Республики Беларусь

и Правительством Украины о сотрудничестве в области науки и технологий

1992
США Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством США о сотрудничестве в области науки и
технологий
1992
Федеративная Республика Германия Договор между Республикой Беларусь
и Федеративной Республикой Германия о развитии широкомасштабного
сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники
1992
Республика Индия

Соглашение между Правительством
Республики Беларусь

и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в области науки и техники

1993
Словацкая Республика Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Словацкой Республики о
торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве
1994
Социалистическая Республика Вьетнам Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о
научно-техническом сотрудничестве
1995
Российская Федерация Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о
научно-техническом сотрудничестве
1996
Союзная Республика Югославия Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Союзной Республики Югославия о научно-техническом
сотрудничестве
1996
Королевство Нидерланды Протокол Между Республикой Беларусь
и Королевством Нидерландов о программе технической помощи
1996
Республика Кипр Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Республики Кипр о долгосрочном
экономическом, научно-техническом и промышленном сотрудничестве.
1997
Арабская Республика Египет Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Арабской Республики Египет об
экономическом и научно-техническом сотрудничестве
1997

Исламская Республика

Иран

Меморандум о взаимопонимании между
Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Иран
по вопросам сотрудничества в области высшего образования, науки и технологий
1998
Республика Македония Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Республики Македония о сотрудничестве в
области науки и технологий
1998
Сирийская Арабская Республика Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Сирийской Арабской Республики о
торговом, экономическом и техническом сотрудничестве
1998

2. 
Лицензионная
торговля. Концессии и международный 

туризм.

Лицензионная торговля.

Лицензионная торговля
(англ. license trade) — форма международной торговли технологией, включающая
сделки с «ноу-хау», патентами и лицензиями на изобретения.

Предметом  лицензионной 
торговли  являются  лицензии  на  использование технологического опыта,
изобретений, промышленных секретов, товарных  знаков и др.

Ноу-хау (англ.
«know-how») — знания и практический опыт  технического, коммерческого, 
управленческого,  финансового  и  иного  характера,  которые представляют  
коммерческую   ценность,   применимы   в производстве и профессиональной 
практике  и  не  обеспечены  патентной  защитой.  Ноу-хау включает  в  себя 
техническую  документацию   (чертежи,   проекты, схемы, методики,  инструкции 
и  т.д.),  образцы  изделий,  сведения  коммерческого характера,  данные  об 
организации  производства,  подготовке  персонала  и использовании информации в
производстве.

  Передача  на 
коммерческой  основе,  обмен,  распространение   “ноу-хау” осуществляется,
прежде  всего,  путем  заключения  лицензионных  соглашений, предусматривающий
не только передачу соответствующей документации, но  также  и подготовку
персонала, участие  специалистов  в  налаживании  производства, оказание другой
технической помощи импортеру.

  Продажу за границу
лицензий на  использование  изобретений,  технических знаний,  опыта,  а 
также  товарных  знаков  принято  называть   заграничным лицензированием.

В современных условиях в
развитых странах практически все изобретения и новые товары патентуются. Патентные
лицензии, т.е.  разрешения на передачу прав использования патентов без 
соответствующего  «ноу-хау»,  играют относительно  скромную  роль  в 
лицензионной  торговле.   Это   объясняется необходимостью проведения
дополнительных  НИОКР  и  расходов  на  внедрение, оптимизацией  технологического 
процесса,  а  также риском, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным  
и    технологически неприемлемым.

  Наибольшее
распространение в международной   торговле    получили лицензионные соглашения,
предусматривающие комплексную передачу  одного  или нескольких патентов и
связанного с ними «ноу-хау».

Основные понятия и
принципы лицензионной торговли.

Лицензиар (англ.
lisenser) — юридическое лицо, собственник  изобретения, патента, 
технологических  знаний  и  пр.,   выдающий   своему   контрагенту (лицензиату)
лицензию на использование своих прав в определенных пределах.

Лицензиат  (англ. 
lisensee)  —  юридическое   лицо,   приобретающее   у собственника изобретений,
патентов, производственных и  коммерческих  знаний и пр. (лицензиара) 
лицензию  на  право  их  использования  в  определенных пределах.

Лицензия — разрешение
лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности
(на изобретение, промышленный  образец, товарный знак, “ноу-хау”),  выдаваемое 
другому лицу  (лицензиату)  на  определенных условиях. Эти условия (срок,
объемы, вознаграждение)  составляют  содержание заключаемого ими лицензионного
соглашения.

По характеру и объему
прав на использование технологии,  предоставляемой соглашением лицензиату,   различают    
неисключительные     (простые), исключительные и полные лицензии.
Неисключительная лицензия дает  лицензиару право самостоятельного использования
лицензии и выдачи аналогичных  лицензий любым  заинтересованным  лицам. 
Исключительная   лицензия   предусматривает монопольное   право   лицензиата  
использовать   изобретение   или   секрет производства на  данной  территории, 
при  этом  лицензиар  отказывается  от самостоятельного  использования 
лицензии  и  ее  продажи.  Полная  лицензия предоставляет лицензиату
исключительное право на ее использование в  течение всего срока действия
лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение —
соглашение о передаче  прав  на  использование лицензий, «ноу-хау»,
товарных знаков и др.

Лицензионное  соглашение 
может   предусматривать   передачу   патентной лицензии; комплексную передачу
нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау»; растет также число
лицензионных соглашений на использование  «ноу-хау» без патентов на
изобретение. Лицензионные соглашения  последних  двух  типов предусматривают
помимо  передачи  технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) 
сопутствующих  инжиниринговых  услуг  по  организации лицензионного
производства, а также соответствующие  поставки  оборудования, исходного сырья,
отдельных узлов и т.п.

Лицензионные соглашения
различаются в зависимости от того:

a) разрешают они экспорт
лицензионной продукции, полностью исключают     его  или частично ограничивают;

b) наличием или
отсутствием в них  обязательства  лицензиара  в  течение срока действия
соглашения предоставлять  лицензиату   (покупателю лицензии) информацию  о  
новых   усовершенствованиях   лицензионной  техники;

c)  по  способу 
передачи  технологии,  т.е.  лицензия   предоставляется независимо или
одновременно с заключением контракта на  строительство объекта, поставку комплектного
оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие
лицензионные соглашения).

Лицензионный договор —
договор, по  которому  одна  сторона  (лицензиар) предоставляет право на 
использование  изобретения  или  иного  технического достижения (лицензию), а 
другая  сторона  (лицензиат)  выплачивает  за  это определенное вознаграждение.

 Объектом лицензионного
договора  являются   технические    решения, признаваемые изобретениями по
закону страны,  гражданином  которой  является приобретатель лицензии; ими
могут быть также иные технические достижения,  в т.ч. секреты производства,
«ноу-хау» и т.п.

Условия лицензионного
договора могут устанавливать:

a) территорию применения
лицензии (часть  государства,  одно  или  несколько  государств),

b) форму использования
объекта лицензии (производство  изделий  и  (или)  их    продажа, применение
технологии и т.д.),

c) его объем в
количественном отношении,

d) срок применения
(обычно от пяти до десяти лет) и т.д.

   В  лицензионный 
договор  включаются  также   условия   для   передачи приобретателю лицензии
технической документации,  оказания  ему  технической помощи путем посылки и
приема специалистов,  о  поставке  образцов  машин  и оборудования, взаимной
информации сторон о внесенных  в  объект  технических усовершенствованиях, об
участии сторон  в  защите  прав  владельца  лицензии против нарушения этих прав
третьими лицами, о порядке разрешения  споров  по лицензионному договору и др.
В лицензионном договоре  устанавливается  также размер лицензионного
вознаграждения, порядок его определения и выплаты.

Лицензионное
вознаграждение  —  возмещение  за  предоставление  прав  на использование
лицензий, «ноу-хау» и др., являющихся предметом  лицензионного соглашения.

На практике используют несколько
видов расчетов за лицензии:

 — периодические
процентные отчисления (“роялти”) от стоимости производимой    и продаваемой
лицензионной продукции;

 — одноразовые
вознаграждения (“паушальные платежи”) — определенная твердо зафиксированная в
соглашениях сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая исходя из
оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на
основе использования лицензии.

Паушальный платеж может
производиться как единовременное, в  разовом порядке, так и в рассрочку.
Преимуществом этого  вида  лицензионного вознаграждения является получение
лицензиаром (владельцем  лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно
короткий срок и без  какого  либо риска.

 — в виде взаимного
обмена лицензиями.

 — передача ценных бумаг
и технической документации,

Международный туризм.

Туризм занимает
значительное место в международных отноше­ниях. Около 500 млн. человек ежегодно
посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является
не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой
экономики.

Однако информация о
развитии международного туризма не яв­ляется абсолютно точной, поскольку
достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого
способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных
меж­ду странами.

Кроме того, понятие
«туризм» имеет несколько расплывчатый ха­рактер. Во-первых, туризмом считается
временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в
другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период
до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к ино­странным
туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним
ночлегом) с любой целью, кроме профессиональ­ной деятельности, оплачиваемой в
этой стране.

В настоящее время туризм
классифицируется:

По целям: маршрутно-познавательный;
спортивно-оздоровитель­ный; самодеятельный, в том числе с активными способами
передви­жения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыж­ный;
фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; рели­гиозный; учебный и
др.;

 по степени
мобильности
: передвижной; стационарный; смешан­ный;

 по форме участия:
индивидуальный; групповой; семейный;

 по возрасту: зрелый; молодежный; детский;
смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

 по использованию
транспортных средств
: автомобильный; желез­нодорожный; авиационный;
водный; велосипедный; конный; ком­бинированный;

по сезонности: активный туристский сезон, 
межсезон (полусезон), несезон;

 по географии: межконтинентальный; международный
(межрегио­нальный); региональный; местный; приграничный;

 по способу
передвижения
:
пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с
использованием экзотических ви­дов транспорта (канатная дорога, фуникулер,
дирижабль, воздуш­ный шар, дельтаплан).

 Международный туризм
оказывает влияние на развитие как от­дельных стран, так и мировой экономики в
целом. По мере расши­рения международной торговли и иных форм международных эко­номических
отношений, повышения уровня культуры и образова­ния международный туризм также
будет развиваться.

Туристические услуги  в
международном  товарообороте выступают как «невидимый»  товар.
Характерной  особенностью и  своеобразным достоинством туристических  услуг
как  товара  является  то,  что значительная  часть   этих  услуг  
производится  с  минимальными затратами на  месте
и, как правило, без использования
иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми
предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они
потребляют  или  покупают  и  вывозят  в  качестве  сувениров определенное
количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту.

Международный туризм как
одна из форм международных экономических отношений  приобрел в современных
условиях огромные масштабы и стал оказывать 
существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между
государствами.

Для  международного  туризма  характерны  быстрый  рост  числа туристов и  резкое увеличение денежных поступлений. Если в
1950г. туристским оборотом  было охвачено 25 млн. человек, в 1960г. — 71 млн.
чел.,  то 1982г.  это число  возросло до  280 млн. 
чел.,  в 1988г.- до 
400 млн.  чел., в 
настоящее время перешло за 500 млн человек.
Международный  туризм стал  важным  источником  валютных поступлений для  многих развитых  и развивающихся  стран. В  ряде стран  поступления  
от  туризма  составляют  существенную  часть валютных поступлений  страны.
Например,  удельный вес  доходов от иностранного  туризма  в  общей  сумме 
поступлений  от  экспорта товаров и  услуг составляет  более  Э5%  —  в 
Испании,  Австрии, Греции; около  20% —  в Португалии,  10-12% в
Швейцарии и Италии, 52% —  на  Кипре.  В  большинстве  развивающихся  стран  на  долю иностранного  туризма  
приходится  10-15%  доходов  от  экспорта товаров и  услуг (Индия,  Египет,
Перу,  Парагвай, Коста-Рика). В ряде стран  этот  показатель 
значительно  выше:  в  Колумбии  он составляет 20%, Ямайке — 30%, Панаме — 55%, на Гаити свыше 70%.

Наибольшее   развитие   
международный   туризм    получил   в западноевропейских
странах.  На  долю  этого  региона  приходится
свыше 70%  мирового туристского рынка и 60% валютных поступлений. Примерно 20% 
падают на  Америку, менее  10% —  на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

В классификации  Всемирной туристской  организации  выделяются страны,  являющиеся в  первую   очередь   странами-поставщиками
туристов, и  страны, являющиеся 
в  первую  очередь  принимающими странами. К  странам-поставщикам туристов
относятся США, Бельгия, Дания, ФРГ,  Голандия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада,
Англия. К принимающим туристов странам относятся Австрия, Италия, Швейцария,
Франция,  Кипр, Греция,  Мексика, Португалия, Испания, Турция.

Виды туристских  услуг, 
предлагаемых  в  качестве  товара  на капиталистическом рынке, довольно
разнообразны. К ним относится:

— услуги  по размещению  туристов  (  в  гостиницах,  мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах);

— услуги  по перемещению  туристов до 
страны назначения  и по стране различными видами пассажирского
транспорта;

— услуги по обеспечению туристов
питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах);

— услуги, направленные
на   удовлетворение   культурных потребностей 
туристов (посещение  театров, концертных залов,
музеев, картинных галерей, природных и исторических
заповедников, памятников истории   и   культуры, фестивалей,  
спортивных соревнований);

—  услуги, направленные  на
удовлетворение  деловых интересов туристов  (участие   в   конгрессах,   
симпозиумах,    научных конференциях, ярмарках и выставках);

— услуги  торговых предприятий  (продажа сувениров,  подарков, открыток, диапозитивов);

— услуги по оформлению
документации(паспорта, визы и др.). Туристу могут  быть предоставлены либо
определенные виды услуг по его выбору, либо полный
полный комплекс услуг.
Полный комплекс услуг 
может   предоставляться  путем продажи  так  
называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packade tour).

3. 
Цели и
основные принципы реализации национальной  экспортной политики Республики
Беларусь.

 

Повышение  жизненного
уровня населения,  увеличение  возможностей развития человека и оздоровление  
нации,   провозглашенное  в  Концепции  социально- экономического развития
Республики Беларусь  до 2015 года, может быть обеспечено лишь в условиях
перехода к устойчивому экономическому росту. На 2002 — 2007 годы планируется
обеспечить прирост ВВП на 20 — 25%,  что  при  сохраняющейся высокой импортоемкости 
производства  требует,  во-первых,  адекватного  роста  валютных поступлений
для оплаты критического импорта. Второе,  необходимое  условие роста ВВП  — 
сохранение  и  укрепление  конкурентных позиций, что потребует замены  и модернизации
существующих технологий.  Для технологической модернизации в период с 2002 по
2007 годы инвестиционный импорт   должен  ежегодно  составлять  не менее  2 
млрд.дол.  Обеспечить  такой прирост только за счет прямых иностранных инвестиций 
и продажи части госсобственности  нереально.   Необходим  опережающий прирост
стоимостного объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом ВВП и направление
на  инвестиционный  импорт  до  трети  экспортной выручки. Исходя из этого,
была определена главная цель:  обеспечить  прирост  экспорта  не менее чем на
5,6% в год, т.е. на 30 — 32% за период с 2002 по 2007 годы в первом варианте, и
на 9,6% в год, т.е. на 74 — 75% во втором варианте.

Высокий  рост 
инвестиционного  импорта,  увязанный  с  приростом  экспорта, позволит  также 
получить  выгоды от участия в международном  разделении  труда, облегчит выход
на новые рынки, даст экономию от роста масштабов производства.

Расширение экспорта,
причем  экспорта промышленного, для Республики Беларусь —  цель,  требующая 
колоссальных  усилий   всех   субъектов   хозяйствования  и внешнеторговых  
организаций.   Достичь  ее  возможно  только  путем  реализации широкомасштабных,  
охватывающих   всю экономику мероприятий, а также внешнеполитических и
внешнеэкономических действий  государства. Государственные мероприятия
направлены на решение  четырех  важнейших проблем:

    создание
макроэкономической среды (включая валютно-финансовую и денежно-кредитную
системы), благоприятствующей развитию экспорта;

    создание  на  уровне
предприятий микроэкономических  условий  по  укреплению конкурентоспособности
продукции;

    создание развитой 
системы  экспортного кредитования, в том числе зарубежных покупателей
белорусской продукции и страхования связанных с этим рисков;

    создание системы
быстрой адаптации экспортеров к изменениям на международных рынках.

Внешнеэкономические
мероприятия  направлены  на  решение  главной задачи  —  создание 
благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на внешние рынки
(политико-дипломатическая  поддержка,  интеграция в международные торговые 
союзы,  создание  товаропроводящих  и  рекламно-маркетинговых   сетей, платежных
систем).

Обеспечение  ежегодного 
опережающего  по  сравнению с ВВП прироста экспорта          требует активизации
внешнеэкономической политики  государства, частью которой является экспортная
политика, представляющая  собой  комплекс  политических, экономических   и 
организационных   мер   с   целью   повышения   международной конкурентоспособности.

Стратегическими 
принципами  национальной  экспортной политики являются:

суверенитет при
открытости экономики и полномасштабной интеграции Республики Беларусь в мировую
экономику;

    многовекторность  и 
экономическая  целесообразность  внешней  торговли  при всемерном развитии
интеграционных процессов  в  Союзном  государстве  Беларуси и России, а также в
рамках СНГ;

    выход на новые
международные рынки и диверсификация структуры экспорта  на традиционных
рынках;

    перевод  внешней  
торговли  Республики  Беларусь  на  систему  принципов  и механизмов  ВТО  с 
использованием   протекционистских   мер  в  соответствии  с международной
практикой;

    защита  интересов и
обеспечение равных условий функционирования  на  мировом рынке для государственных
и частных экспортеров;

    преобладание 
экономических  методов  и  механизмов  над административными в области
внешнеторгового регулирования;

    сохранение  и 
наращивание в экспорте доли промышленной  продукции  и  услуг (транспортных,
туристических, финансовых);

    увеличение в
экспортной  продукции  национальной добавленной стоимости путем снижения
импортоемкости (энергоемкость,  материалоемкость)   и   рационального импортозамещения;

    повышение удельного
веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров;

    совершенствование 
правовых  условий,  механизмов привлечения и эффективного использования
иностранных и внутренних инвестиций  для  наращивания  экспортного потенциала;

    повышение  роли 
регионов  в  развитии  экспортного  производства  и прямого товарооборота с
регионами различных государств.

В  краткосрочной 
перспективе (ближайшие 2 года)  экспортная  политика направлена  на 
оптимизацию  экспортных  цен  и потоков на  основе  эффективного использования
имеющихся возможностей с учетом мировой конъюнктуры и постепенного создания
базы для наращивания экспорта в последующие годы. Не должны допускаться методы
количественного ограничения экспортных процессов органами государственной власти,
которые могут вводиться только в исключительных  случаях при обеспечении национальной 
экономической  безопасности  Республики  Беларусь   и   выполнении международных
обязательств.

Повышение валютной
эффективности экспорта должно обеспечиваться:

    стабилизацией
валютного рынка (за счет введения единого курса валюты, отмены ограничений в
оплате экспорта и импорта в белорусских рублях и т.д.);

    стимулирующей 
экспортеров  налоговой  и  тарифной политикой, обеспечивающей свободный доступ
к импортным ресурсам, материалам  и комплектующим по минимально возможным
ценам;

    присоединением  (в
тандеме с Россией) к ВТО и снижением  тарифных  пошлин  и нетарифных барьеров;

    за  счет 
международной   сертификации   и  внедрения  систем  технического, фармакологического,
санитарного, ветеринарного,  экологического, фитосанитарного контроля 
экспортной  продукции  на основе международных  стандартов,  правил  и обычаев.

Список использованной литературы.

1. 
Войтиков А.Д.
«Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, Минск, ОДО «Ровноденствие»,
2005г.

2. 
Прокушев Е.Ф.
«Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, М – 2005г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий