Формы сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь
Министерство
образования Республики БеларусьБелорусский
Национальный Технический УниверситетРЕФЕРАТ
На тему «Формы
сотрудничества и органы управления внешнеэкономической деятельностью Республики
Беларусь »Выполнила студентка
Приборостроительного Факультета
IV курса, заочного отделения, гр. 313813
Евлаш Елена Анатольевна
Научный руководитель
Дубков В.У.
Минск 2007
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Внешняя торговля.
Производственное кооперирование и научно-техническое сотрудничество.2.
Лицензионная
торговля. Концессии и международный туризм.3.
Цели и основные
принципы реализации национальной экспортной политики Республики Беларусь.Литература
1.
Внешняя
торговля. Производственное кооперирование инаучно-техническое сотрудничество.
Научно-технический
прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все
большего количества специализированных отраслей, что усложняет
производственные связи и вызывает развитие кооперирования. Под кооперированием
понимаются планово-организованные производственные связи между
предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.Являясь следствием
развития специализации, производственное кооперирование характеризуется
относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением
технических условий предприятий-смежников.Производственное
кооперирование существенно отличается от материально-технического
обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и
не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование
охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам,
полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются
с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение
включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и
других средств производства любому потребителю.В промышленности
кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному
признаку. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое
кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между
предприятиями одной отрасли, и межотраслевое — если оно имеет место между
предприятиями разных отраслей.По территориальному
признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные
связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и
межрайонное — между предприятиями, расположенными в разных экономических
районах страны.В соответствии с формами
специализации различают три формы кооперирования:Предметное (или агрегатное)
кооперирование — это такой вид производственных связей, когда
головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других
предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насосы, компрессоры и
др.), идущие на комплектование продукции этого завода. Данная форма
кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли которого
производят сложные машины и оборудование.Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники
поставляют головному заводу детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и
др.), для выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща многим
отраслям промышленности, и прежде всего машиностроению, деревообрабатывающей,
текстильной и обувной промышленности.Технологическое (или стадийное) кооперирование
проявляется в поставках одних предприятий другим определенных
полуфабрикатов (отливок, поковок, штамповок) или в выполнении для них
отдельных технологических операций, связанных с обработкой выпускаемых
изделий.Уровень кооперирования определяется следующими показателями:
— удельным весом в себестоимости продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов,
получаемых по кооперированию;— удельным
весом полуфабрикатов, изготавливаемых
предприятием на сторону, в общем их
выпуске и в выпуске всей продукции;— количеством предприятий, кооперирующихся с данным
предприятием.Рассмотренные формы общественной организации производства
дополняют одна другую, а часто действуют совместно.Экономическая эффективность специализации (и кооперирования)
проявляется главным образом в снижении себестоимости
за счет повышения производительности труда и уменьшения условно-постоянных
расходов, приходящихся на единицу продукции. На
основе специализации и кооперирования производства возникают более устойчивые
связи с поставщиками и потребителями, улучшается и упрощается
материально-техническое обеспечение и сбыт.Экономическая
эффективность кооперирования
предполагает расчет годового экономического эффекта, срока
окупаемости капитальных вложений, а также среднегодовой
выработки на одного работающего, трудоемкости, материалоемкости,
фондоотдачи, рентабельности.Научно-техническое
сотрудничество Республики Беларусь с другими странами Республика Беларусь
развивает тесные научно-технические связи с зарубежными странами. Начиная с
1991 года, заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве с
Республикой Словения, Венгрией, Китайской Народной Республикой, Румынией,
Республикой Польша, Федеративной Республикой Германия, Республикой Индия,
Республикой Болгария, США, Социалистической Республикой Вьетнам, Исламской
Республикой Иран, Соединенным Королевством Великобритания и Северной Ирландией,
Турцией, Союзной Республикой Югославия, Королевством Нидерланды, Республикой
Кипр.Кроме того, заключены
соглашения со странами СНГ, такими, как Украина и Республика Казахстан.
Наиболее тесные научно-технические связи Республика Беларусь имеет с Российской
Федерацией.В большинстве стран СНГ в
1997г. продолжалось сокращение численности специалистов, занятых научными
исследованиями и разработками. Наибольшее снижение по сравнению с 1996г.
произошло в Таджикистане – 1,8 раза, Армении, Кыргызстане, Беларуси в 1,2
раза, Украине – 1,1 раза.Объем выполненных
научно-технических работ к валовому внутреннему продукту в 1990г. в Беларуси
был 2,13%, то есть один из лучших среди стран СНГ (в России 2,98%, в Армении
2,54%, в Украине 2,33%). За прошедшее время он существенно уменьшился во
всех странах и составлял уже меньше 0,5%. Только в Беларуси, Молдове, России и
Украине это соотношение было больше (Украина – 1,36%, Россия – 1,06%, Молдова –
0,94%, Беларусь – 0,85%).Научно-техническое
сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами
Страна
Соглашения
Год
Республика Словения
Соглашение между Правительством
Белорусской Советской Социалистической Республики и Исполнительным Собранием
Скупщины Республики Словения о торгово-экономическом, научно-техническом и
культурном сотрудничестве
1991
Венгрия
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Венгерской Республики о
торгово-экономических связях и научно-техническом сотрудничестве
1991
Китайская Народная Республика
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о
научно-техническом сотрудничестве
1992
Румыния
Соглашение между Правительством
Республики Беларусьи Правительством Румынии о торгово-экономических связях и научно-техническом
сотрудничестве
1992
Республика Польша
Договор между Правительством
Республики Беларусьи Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области науки и технологий
1992
Украина
Соглашение между Правительством
Республики Беларусьи Правительством Украины о сотрудничестве в области науки и технологий
1992
США
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством США о сотрудничестве в области науки и
технологий
1992
Федеративная Республика Германия
Договор между Республикой Беларусь
и Федеративной Республикой Германия о развитии широкомасштабного
сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники
1992
Республика Индия
Соглашение между Правительством
Республики Беларусьи Правительством Республики Индия о сотрудничестве в области науки и техники
1993
Словацкая Республика
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Словацкой Республики о
торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве
1994
Социалистическая Республика Вьетнам
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о
научно-техническом сотрудничестве
1995
Российская Федерация
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о
научно-техническом сотрудничестве
1996
Союзная Республика Югославия
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Союзной Республики Югославия о научно-техническом
сотрудничестве
1996
Королевство Нидерланды
Протокол Между Республикой Беларусь
и Королевством Нидерландов о программе технической помощи
1996
Республика Кипр
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Республики Кипр о долгосрочном
экономическом, научно-техническом и промышленном сотрудничестве.
1997
Арабская Республика Египет
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Арабской Республики Египет об
экономическом и научно-техническом сотрудничестве
1997
Исламская Республика
Иран
Меморандум о взаимопонимании между
Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Иран
по вопросам сотрудничества в области высшего образования, науки и технологий
1998
Республика Македония
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Республики Македония о сотрудничестве в
области науки и технологий
1998
Сирийская Арабская Республика
Соглашение между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Сирийской Арабской Республики о
торговом, экономическом и техническом сотрудничестве
1998
2.
Лицензионная
торговля. Концессии и международныйтуризм.
Лицензионная торговля.
Лицензионная торговля
(англ. license trade) форма международной торговли технологией, включающая
сделки с «ноу-хау», патентами и лицензиями на изобретения.Предметом лицензионной
торговли являются лицензии на использование технологического опыта,
изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др.Ноу-хау (англ.
«know-how») знания и практический опыт технического, коммерческого,
управленческого, финансового и иного характера, которые представляют
коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной
практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау включает в себя
техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики, инструкции
и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об
организации производства, подготовке персонала и использовании информации в
производстве.Передача на
коммерческой основе, обмен, распространение “ноу-хау” осуществляется,
прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий
не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку
персонала, участие специалистов в налаживании производства, оказание другой
технической помощи импортеру.Продажу за границу
лицензий на использование изобретений, технических знаний, опыта, а
также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.В современных условиях в
развитых странах практически все изобретения и новые товары патентуются. Патентные
лицензии, т.е. разрешения на передачу прав использования патентов без
соответствующего «ноу-хау», играют относительно скромную роль в
лицензионной торговле. Это объясняется необходимостью проведения
дополнительных НИОКР и расходов на внедрение, оптимизацией технологического
процесса, а также риском, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным
и технологически неприемлемым.Наибольшее
распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения,
предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и
связанного с ними «ноу-хау».Основные понятия и
принципы лицензионной торговли.Лицензиар (англ.
lisenser) юридическое лицо, собственник изобретения, патента,
технологических знаний и пр., выдающий своему контрагенту (лицензиату)
лицензию на использование своих прав в определенных пределах.Лицензиат (англ.
lisensee) юридическое лицо, приобретающее у собственника изобретений,
патентов, производственных и коммерческих знаний и пр. (лицензиара)
лицензию на право их использования в определенных пределах.Лицензия разрешение
лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности
(на изобретение, промышленный образец, товарный знак, “ноу-хау”), выдаваемое
другому лицу (лицензиату) на определенных условиях. Эти условия (срок,
объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного
соглашения.По характеру и объему
прав на использование технологии, предоставляемой соглашением лицензиату, различают
неисключительные (простые), исключительные и полные лицензии.
Неисключительная лицензия дает лицензиару право самостоятельного использования
лицензии и выдачи аналогичных лицензий любым заинтересованным лицам.
Исключительная лицензия предусматривает монопольное право лицензиата
использовать изобретение или секрет производства на данной территории,
при этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования
лицензии и ее продажи. Полная лицензия предоставляет лицензиату
исключительное право на ее использование в течение всего срока действия
лицензионного соглашения.Лицензионное соглашение
соглашение о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау»,
товарных знаков и др.Лицензионное соглашение
может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу
нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау»; растет также число
лицензионных соглашений на использование «ноу-хау» без патентов на
изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают
помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента)
сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного
производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья,
отдельных узлов и т.п.Лицензионные соглашения
различаются в зависимости от того:a) разрешают они экспорт
лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают;b) наличием или
отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия
соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о
новых усовершенствованиях лицензионной техники;c) по способу
передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или
одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного
оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие
лицензионные соглашения).Лицензионный договор
договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на
использование изобретения или иного технического достижения (лицензию), а
другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное вознаграждение.Объектом лицензионного
договора являются технические решения, признаваемые изобретениями по
закону страны, гражданином которой является приобретатель лицензии; ими
могут быть также иные технические достижения, в т.ч. секреты производства,
«ноу-хау» и т.п.Условия лицензионного
договора могут устанавливать:a) территорию применения
лицензии (часть государства, одно или несколько государств),b) форму использования
объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа, применение
технологии и т.д.),c) его объем в
количественном отношении,d) срок применения
(обычно от пяти до десяти лет) и т.д.В лицензионный
договор включаются также условия для передачи приобретателю лицензии
технической документации, оказания ему технической помощи путем посылки и
приема специалистов, о поставке образцов машин и оборудования, взаимной
информации сторон о внесенных в объект технических усовершенствованиях, об
участии сторон в защите прав владельца лицензии против нарушения этих прав
третьими лицами, о порядке разрешения споров по лицензионному договору и др.
В лицензионном договоре устанавливается также размер лицензионного
вознаграждения, порядок его определения и выплаты.Лицензионное
вознаграждение возмещение за предоставление прав на использование
лицензий, «ноу-хау» и др., являющихся предметом лицензионного соглашения.На практике используют несколько
видов расчетов за лицензии: периодические
процентные отчисления (“роялти”) от стоимости производимой и продаваемой
лицензионной продукции; одноразовые
вознаграждения (“паушальные платежи”) определенная твердо зафиксированная в
соглашениях сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая исходя из
оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на
основе использования лицензии.Паушальный платеж может
производиться как единовременное, в разовом порядке, так и в рассрочку.
Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является получение
лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно
короткий срок и без какого либо риска. в виде взаимного
обмена лицензиями. передача ценных бумаг
и технической документации,Международный туризм.
Туризм занимает
значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно
посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является
не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой
экономики.Однако информация о
развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку
достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого
способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных
между странами.Кроме того, понятие
«туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается
временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в
другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период
до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным
туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним
ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в
этой стране.В настоящее время туризм
классифицируется:По целям: маршрутно-познавательный;
спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами
передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный;
фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и
др.;по степени
мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;по форме участия:
индивидуальный; групповой; семейный;по возрасту: зрелый; молодежный; детский;
смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;по использованию
транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный;
водный; велосипедный; конный; комбинированный;по сезонности: активный туристский сезон,
межсезон (полусезон), несезон;по географии: межконтинентальный; международный
(межрегиональный); региональный; местный; приграничный;по способу
передвижения:
пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с
использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер,
дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).Международный туризм
оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в
целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических
отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также
будет развиваться.Туристические услуги в
международном товарообороте выступают как «невидимый» товар.
Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристических услуг
как товара является то, что значительная часть этих услуг
производится с минимальными затратами на месте
и, как правило, без использования
иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми
предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они
потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное
количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту.Международный туризм как
одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных
условиях огромные масштабы и стал оказывать
существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между
государствами.Для международного туризма характерны быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений. Если в
1950г. туристским оборотом было охвачено 25 млн. человек, в 1960г. 71 млн.
чел., то 1982г. это число возросло до 280 млн.
чел., в 1988г.- до
400 млн. чел., в
настоящее время перешло за 500 млн человек.
Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В ряде стран поступления
от туризма составляют существенную часть валютных поступлений страны.
Например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме
поступлений от экспорта товаров и услуг составляет более Э5% в
Испании, Австрии, Греции; около 20% — в Португалии, 10-12% в
Швейцарии и Италии, 52% на Кипре. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма
приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет,
Перу, Парагвай, Коста-Рика). В ряде стран этот показатель
значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке 30%, Панаме 55%, на Гаити свыше 70%.Наибольшее развитие
международный туризм получил в западноевропейских
странах. На долю этого региона приходится
свыше 70% мирового туристского рынка и 60% валютных поступлений. Примерно 20%
падают на Америку, менее 10% на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами-поставщиками
туристов, и страны, являющиеся
в первую очередь принимающими странами. К странам-поставщикам туристов
относятся США, Бельгия, Дания, ФРГ, Голандия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада,
Англия. К принимающим туристов странам относятся Австрия, Италия, Швейцария,
Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.Виды туристских услуг,
предлагаемых в качестве товара на капиталистическом рынке, довольно
разнообразны. К ним относится:— услуги по размещению туристов ( в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах);
— услуги по перемещению туристов до
страны назначения и по стране различными видами пассажирского
транспорта;— услуги по обеспечению туристов
питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах);— услуги, направленные
на удовлетворение культурных потребностей
туристов (посещение театров, концертных залов,
музеев, картинных галерей, природных и исторических
заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей,
спортивных соревнований);— услуги, направленные на
удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах,
симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);— услуги торговых предприятий (продажа сувениров, подарков, открыток, диапозитивов);
— услуги по оформлению
документации(паспорта, визы и др.). Туристу могут быть предоставлены либо
определенные виды услуг по его выбору, либо полный
полный комплекс услуг.
Полный комплекс услуг
может предоставляться путем продажи так
называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packade tour).3.
Цели и
основные принципы реализации национальной экспортной политики Республики
Беларусь.
Повышение жизненного
уровня населения, увеличение возможностей развития человека и оздоровление
нации, провозглашенное в Концепции социально- экономического развития
Республики Беларусь до 2015 года, может быть обеспечено лишь в условиях
перехода к устойчивому экономическому росту. На 2002 2007 годы планируется
обеспечить прирост ВВП на 20 25%, что при сохраняющейся высокой импортоемкости
производства требует, во-первых, адекватного роста валютных поступлений
для оплаты критического импорта. Второе, необходимое условие роста ВВП
сохранение и укрепление конкурентных позиций, что потребует замены и модернизации
существующих технологий. Для технологической модернизации в период с 2002 по
2007 годы инвестиционный импорт должен ежегодно составлять не менее 2
млрд.дол. Обеспечить такой прирост только за счет прямых иностранных инвестиций
и продажи части госсобственности нереально. Необходим опережающий прирост
стоимостного объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом ВВП и направление
на инвестиционный импорт до трети экспортной выручки. Исходя из этого,
была определена главная цель: обеспечить прирост экспорта не менее чем на
5,6% в год, т.е. на 30 32% за период с 2002 по 2007 годы в первом варианте, и
на 9,6% в год, т.е. на 74 75% во втором варианте.Высокий рост
инвестиционного импорта, увязанный с приростом экспорта, позволит также
получить выгоды от участия в международном разделении труда, облегчит выход
на новые рынки, даст экономию от роста масштабов производства.Расширение экспорта,
причем экспорта промышленного, для Республики Беларусь цель, требующая
колоссальных усилий всех субъектов хозяйствования и внешнеторговых
организаций. Достичь ее возможно только путем реализации широкомасштабных,
охватывающих всю экономику мероприятий, а также внешнеполитических и
внешнеэкономических действий государства. Государственные мероприятия
направлены на решение четырех важнейших проблем:создание
макроэкономической среды (включая валютно-финансовую и денежно-кредитную
системы), благоприятствующей развитию экспорта;создание на уровне
предприятий микроэкономических условий по укреплению конкурентоспособности
продукции;создание развитой
системы экспортного кредитования, в том числе зарубежных покупателей
белорусской продукции и страхования связанных с этим рисков;создание системы
быстрой адаптации экспортеров к изменениям на международных рынках.Внешнеэкономические
мероприятия направлены на решение главной задачи создание
благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на внешние рынки
(политико-дипломатическая поддержка, интеграция в международные торговые
союзы, создание товаропроводящих и рекламно-маркетинговых сетей, платежных
систем).Обеспечение ежегодного
опережающего по сравнению с ВВП прироста экспорта требует активизации
внешнеэкономической политики государства, частью которой является экспортная
политика, представляющая собой комплекс политических, экономических и
организационных мер с целью повышения международной конкурентоспособности.Стратегическими
принципами национальной экспортной политики являются:суверенитет при
открытости экономики и полномасштабной интеграции Республики Беларусь в мировую
экономику;многовекторность и
экономическая целесообразность внешней торговли при всемерном развитии
интеграционных процессов в Союзном государстве Беларуси и России, а также в
рамках СНГ;выход на новые
международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных
рынках;перевод внешней
торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с
использованием протекционистских мер в соответствии с международной
практикой;защита интересов и
обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке для государственных
и частных экспортеров;преобладание
экономических методов и механизмов над административными в области
внешнеторгового регулирования;сохранение и
наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных,
туристических, финансовых);увеличение в
экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения
импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения;повышение удельного
веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров;совершенствование
правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования
иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала;повышение роли
регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с
регионами различных государств.В краткосрочной
перспективе (ближайшие 2 года) экспортная политика направлена на
оптимизацию экспортных цен и потоков на основе эффективного использования
имеющихся возможностей с учетом мировой конъюнктуры и постепенного создания
базы для наращивания экспорта в последующие годы. Не должны допускаться методы
количественного ограничения экспортных процессов органами государственной власти,
которые могут вводиться только в исключительных случаях при обеспечении национальной
экономической безопасности Республики Беларусь и выполнении международных
обязательств.Повышение валютной
эффективности экспорта должно обеспечиваться:стабилизацией
валютного рынка (за счет введения единого курса валюты, отмены ограничений в
оплате экспорта и импорта в белорусских рублях и т.д.);стимулирующей
экспортеров налоговой и тарифной политикой, обеспечивающей свободный доступ
к импортным ресурсам, материалам и комплектующим по минимально возможным
ценам;присоединением (в
тандеме с Россией) к ВТО и снижением тарифных пошлин и нетарифных барьеров;за счет
международной сертификации и внедрения систем технического, фармакологического,
санитарного, ветеринарного, экологического, фитосанитарного контроля
экспортной продукции на основе международных стандартов, правил и обычаев.Список использованной литературы.
1.
Войтиков А.Д.
«Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, Минск, ОДО «Ровноденствие»,
2005г.2.
Прокушев Е.Ф.
«Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, М – 2005г.