Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века

Дата: 12.01.2016

		

В
своих ранних произведениях М. Горький предстает как романтик. Романтический, а
потом идеальный мир героя противостоит  миру реальному, противоречивому и
далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и действительности,
 романтика и окружающего мира – основная черта этого литературного направления.
Характерны и убеждения романтических  героев с их противоречиями становятся
главным предметом изображения, а художественные средства, используемые автором,
 нужны ему для того, чтобы показать героев во всей их сложности и
противоречивости, объяснить их силу и слабость. Одно из  таких художественных
средств – антитеза.

Антитеза
– основа композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Создавая образ
главной героини, именем которой и  назван рассказ, Горький композиционными
средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий  высшую
степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и
презрение к другим (Ларра). Идеал  и антиидеал, два романтических полюса
повествования, выраженные в легендах, задают систему координат, в рамки которой
 хочет поставить себя Изергиль. Композиция рассказа такова, что две легенды как
бы обрамляют повествование о ее  собственной жизни, которая и составляет
идеологический центр повествования.

Замечательная
легенда о горящем сердце Данко, о том, как вырвал юноша Данко из своей груди
сердце, чтобы осветить его  пламенем путь людям и вывести их из темного леса,
становится полностью понятной в сопоставлении с легендой о Ларре.

В
90-е годы ХХ века наряду с толстовской проповедью непротивления злу насилием и
всепрощения стали распространяться  совсем другие учения, призывающие
«подтолкнуть падающего». Таким было учение немецкого философа Фридриха Ницше,
который  был готов оправдать любую жестокость «сверхчеловека», презирающего
покорное стадо обыкновенных людей. В его главном  произведении «Так говорил
Заратустра» проповедник Заратустра спускается с гор к людям, чтобы заставить их
склониться  перед «сверхчеловеком», перед тем, кто понял, что «человек только
тогда счастлив, когда одинок».

Подобно
Заратустре, Ларра спускается с гор к обитателям долины. Он, сын орла, считает
себя «первым на земле». «Он был  ловок, хищен, силен, жесток, и не встречался с
людьми лицом к лицу». «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни  жены,
и он не хотел ничего этого». Ларра не хочет считаться с людьми, их мнениями,
нравами и законами.

И
вот к Ларре приходит возмездие, которое хуже смерти. Приходит одиночество, но
оно несет не то счастье, о котором  говорит Ницше, а медленную, мучительную
казнь отверженности.

Данко
взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», как волки.
Одно желание владело им – вытеснить  из их сознания мрак, жестокость, страх
перед темным лесом, вернуть им человеческий облик. И сердце Данко горело, чтобы
 рассеять не только тьму леса, но и тьму их души. Ларра и Данко – очень
значительные и емкие образы, в которых  запечатлены две формы общественного,
социального поведения, два резко контрастных взгляда на отношение человека и  общества.

Бессмертие
Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем. Смерть Данко ради
счастья людей становится началом  его бессмертия.

Горький
утверждает, что род человеческий двойственен. От века жили «красавцы, которые
любят», и «старики от рождения».

Отсюда
в рассказе контрастные символические параллели: свет – тьма, солнце – болотный
холод, огненное сердце Данко –  камень вместо сердца у Ларры.

Горькую
правду о двойственном людском роде рассказывает Изергиль, вспоминая свою
молодость. Безусловно осуждая  индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее
собственная жизнь была освещена любовью и самопожертвованием. Но во всем: в  портрете,
в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Все в образе
Изергиль напоминает Ларру: ее  индивидуализм, ее образ древней старухи,
«иссушенной временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без
 огня».

Таким
образом, использование антитезы способствует глубокому раскрытию мировоззрения
и характеров героев и идейного  замысла произведения.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий