Тест "Рисунок семьи"

Дата: 12.01.2016

		

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

Тест «Рисунок семьи». Метод Кормана

Выполнила студентка

3 курса, 14-33 группы

Васильева И.В.

Преподаватель:

Хмелёв Е.А.

Цель: Диагностика
семейных отношений.

Тест помогает выявить отношение
ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою
роль в семье, а так же те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и
конфликтные чувства.

Описание методики: Ребенку
предлагают нарисовать семью (свою или любую другую).

В протоколе фиксируется время
выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки
и т.п.

Беседа с ребенком после
окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:

1. Чья семья изображена на
рисунке (его самого, какого-нибудь друга, вымышленного героя)?

2. Кто конкретно нарисован (роль
в семье, пол)?

3. Чем занимается каждый
персонаж?

4. Где они находятся?

5. Им весело или скучно? Кто
самый счастливый (несчастный) и почему?

Можно также предложить ребенку
решение нескольких ситуаций:

Представь, что вся семья идет в
гости, но кто-то заболел и должен остаться дома. Кто это будет?

Представь, что у тебя есть два
билета в кино. Кого бы ты взял с собой?

Представь, что ты попал на
необитаемый остров? С кем бы ты хотел там пожить?

Материалы: Для выполнения
рисунка предлагаются стандартный чистый белый лист бумаги, карандаш (желательно
с мягким стержнем), ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши.

Инструкция: «Нарисуй
какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь
добавить к рисунку другие детали».


Интерпретация

1. Анализ структуры рисунка

1. Сравнение состав нарисованной
семьи с реальной:

А) Если семья нарисована в
полном составе — это признак эмоционального благополучия семьи.

Б) Если на рисунке изображен не
полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией,
наличие эмоциональных конфликтов в семье и даже агрессию.

В) Случай, когда на рисунке
вообще нет людей или когда изображаются люди, не связанные с семьей, может
свидетельствовать о:

неких травматических
переживаниях по поводу семьи;

о чувстве отверженности,
покинутости (например, дети из интерната);

об аутизме;

о высоком уровне тревожности,
связанном с чувством небезопасности;

а также отсутствии контакта
между психологом и ребенком.

Г) Случаи уменьшения состава семьи
на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее
всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в
семье.

На вопрос, почему он их не
нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: «не хватило места»,
«боюсь, это плохо получиться». Вместо них ребенок иногда рисует
зверушек или птиц.

Д) Если ребенок не рисует себя
или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей:

вариант, когда ребенок рисует
только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:

если он украшает образ на
рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и проч., а также
делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии
эгоцентричности, возможно, истерических чертах характера;

маленький рисунок в совокупности
с негативным эмоциональным фоном — это признак чувства отверженности,
покинутости, иногда — аутических тенденций.

Е) Вариант, когда ребенок на
рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций,
как:

неудовлетворенные
психологические потребности в равноправных кооперативных связях, то есть
желание иметь для общения ребенка того же возраста (брата, сестру);

потребность быть в обществе
других людей;

желание занять родительскую охраняюще-руководящую
позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или
какое-нибудь животное, птица и проч.);

потребность в человеке,
способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;

кроме того, иногда это может
быть связанно с символических разрушением целостности семьи, месть родителям
вследствие ощущения отверженности, ненужности.

2. Расположение членов семьи, особенности взаимодействия

А) Семья нарисована в полном
составе, с соединенными между собой руками или семья занята одним делом — это
признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в
ситуацию.

Б) На низкий уровень
эмоциональных связей в семье могут указывать:

разобщенность членов семьи на
рисунке;

большое расстояние между ними;

помещение между ними различных
предметов или стены, например, отец-газета, мать-плита.

Особо неприятные персонажи
помещаются в рамку или рисуются отдаленно от других. Если ребенок нарисует себя
в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.

В) Если члены семьи вовлечены в
какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч — это обозначает, что
ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия
соперничества за влияние в семье.

Мяч, находящийся между двумя или
несколькими персонажами, указывает на баланс любви и соперничества.

Мяч возле головы одного из
персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в
семейной жизни.

Мяч лежит или подпрыгивает возле
ноги какого-нибудь персонажа — неадекватная роль этого персонажа в процессе
соперничества.

3. Последовательность и особенности рисования членов семьи

А) Наиболее значимый персонаж
рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и
детализировано, дольше всех остальных.

В процессе рисования ребенок
может возвращаться, подправлять и дополнять его.

Б) Отрицательное отношение к
какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное
(без каких-либо частей тела, например) изображение.

Использование штриховки для
изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или
отсутствии аффективных связей.

Так же можно объяснить и паузы,
сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.

В) Величина фигуры рисовальщика
по сравнению с другими фигурами может быть разной.

Если она больше или наравне с
другими, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с
другим родителем или братом-сестрой.

Если же фигура автора меньше
остальных, что не слишком соответствует реальности, то это — признак чувства
незначительности или требование заботы со стороны родителей.

По тому как или в каком стиле
ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно
установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.

4. Символика рисунка

а) Грязь (сваленные в кучу
грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т.д.) —
символ внутреннего беспокойства из-за неприятных для него моментов: внутренняя
дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д.

б) Вода, лед, дождь, звезды,
холодильник и все, что касается холода — символ депрессивного настроения в
данный момент или в потенции.

Об этом же могут
свидетельствовать кровати и лежащие на них, спящие или больные люди, особенно если
ребенок идентифицирует себя с ними.

в) Символы соперничества: спортивные
игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.

г) Шарик, бумажные змеи — символ
реального или желаемого спокойствия и безмятежности.

д) Символы агрессии: детская
кроватка или клетка, как символ «пленения», лишение свободы,
наказания (например, младший братик в кроватке).

Здесь же — барабан, оружие,
молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, посещение зоопарка).

е) Символы власти и угрозы: метла,
выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы,
краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.

ж) Изображения опасных для жизни
предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи) —
символы агрессивности, существования фактора соперничества.

5. Технология анализа детских рисунков

Что касается общих моментов
интерпретации рисунков, то здесь речь пойдет о качестве рисуночных линий (нажиме,
направление, прерывность-непрерывность), о расположении рисунка на листе, о его
размерах, наличии дополнительных деталей и их количестве, стираниях.

Качество рисуночных линий:

Сильный нажим трактуется как
сильное психологическое напряжение, имеющее выход через:

А) амбициозность или
агрессивность с тенденцией к их проявлению;

Б) энергичность, настойчивость;

В) тревожность.

Очень легкий нажим:

А) неуверенность, робость,
боязливость, нерешительность, колебания, агрессивность;

Б) недостаток энергии;

В) или свидетельство гибкости и
подвижности мышления.

Неровный, переменчивый нажим: нестабильность,
импульсивность, эмоциональная лабильность, значимые детали выделены более
сильно или заштрихованы.

Нажим, слабеющий в процессе
рисования: утомляемость испытуемого, возможно, депрессия.

Формы и направления линий:

Мало гнутых линий, много острых
углов — агрессивность, плохая адаптация в обществе.

Преобладающие горизонтальные
штрихи — слабость, боязливость, постоянная обеспокоенность собственной
безопасностью или женственность.

Вертикальные линии —
самоуверенность, решительность, повышенная активность, упрямство, настойчивость.

Преобладание кривых линий
свойственно женственной или конфликтной личности.

Прямые, жесткие штрихи —
агрессивность, упрямство, настойчивость.

Постоянное изменение направления
штриховки — обеспокоенность, возможно, незащищенность.

Твердые уверенные штрихи —
безопасность, упорство, решительность, амбициозность.

Прерванные, зигзагообразные
линии — чувство беззащитности, медлительность, зависимость.

Длинные линии предполагают
импульсивный, легко возбудимый темперамент.

Штрихи справа налево — признак
интроверсии, изоляции. Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Размер рисунка:

Рисунки во весь лист — это
компенсаторное превознесение себя в воображении.

Рисунки большого размера
предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишенную чувства меры,
склонную к тщеславию, высокомерию.

Рисунки малых размеров предполагают
наличие комплекса неполноценности, возможную предрасположенность к депрессии,
тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта.

Расположение рисунка:

В центре — признак нормальной,
уверенной личности, чувствующей себя в безопасности, эгоцентризм у ребенка,
значимость для него нарисованного образа, иногда — незащищенность.

В верхней части листа — высокий
уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизм или завышенная самооценка.

В нижней части листа — чувство
беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка.

На краю листа — неуверенность в
себе, потребность в одобрении, поддержек, боязнь самостоятельных решений,
стремление избегать нового опыта.

Слишком частые стирания рисунка
означают тревожность, нерешительность, недовольство собой.

Если стираются и
перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость
для рисовальщика.

Наличие дополнительных деталей
на рисунке, фон, окружение.

Стремление заполнить все пустоты
на рисунке какими-нибудь изображениями обозначает наличие у рисовальщика
чувства одиночества, незащищенности, недостаточного удовлетворения потребности
в любви и тепле.

Рисование линии опоры (например,
контур земли), означает незащищенность, желание иметь дополнительную опору в
жизни, тревожность, неуверенность.

Наличие туч означает тревогу,
боязливость, а солнце, лампочка, горящая печь и другие образы, связанные со
светом или теплом означают потребность в дополнительном внимании, заботе, ласке.


Используемая литература

1.   
Обозов Н.Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке. 1999.

2.   
Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и
других. 1999.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий