Абсолютный идеализм

Дата: 13.02.2016

		

Вадим Руднев

Абсолютный
идеализм — направление в англосаксонской философии первых двух десятилетий ХХ
в. В своей основе абсолютный идеализм  восходил к гегельянству, и в этом смысле
это было последнее направление классической философии. Но многое в Абсолютный
идеализм  вело и к такому пониманию оснований и принципов философии, которые
важны для ХХ в. вплоть до последних его десятилетий, вновь характеризующихся
возрождением интереса к диалектике и Гегелю в противоположность
господствовавшей в ХХ в. математической логике .

Прежде
всего Абсолютный идеализм  интересен для нас тем, что именно от него, именно в
полемике с ним формировались философы, определившие тип философской рефлексии
ХХ в. Именно отталкиваясь от представителей Абсолютный идеализм  Ф. Брэдли, Дж.
МакТаггарта, Дж. Ройса, создатели аналитической философии Бертран Рассел и
Джордж Эдуард Мур, а также их гениальный ученик Людвиг Витгенштейн оттачивали
свои «неопозитивистские» (как говорили в советское время) доктрины
(см. также логический позитивизм).

Один
из главных принципов Абсолютный идеализм  в его наиболее ортодоксальном
варианте, философии Ф. Брэдли, гласил, что реальность  есть лишь видимость
подлинной реальности, которой является непознаваемый Абсолют. Что в этой
доктрине было неприемлемо для ХХ в.? Ее категорическая метафизичность, то есть
традиционность постановки философских проблем. Но в переплавленном логическими
позитивистами-аналитиками виде эта доктрина является одной из важнейших в ХХ в.
В философских концепциях, ориентированных семиотически (см. семнотика), она
преобразилась как представление о том, что реальность имеет насквозь знаковый
характер (см. реальность) и, стало быть, опять-таки является мнимой, кажущейся.

Такое
понимание реальности характерно и для новейших философских систем (см.
расширенное толкование понятия виртуальных реальностей у Славоя Жижека).
Поскольку невозможно определить, какая реальность является подлинной, а какая —
мнимой, то весь мир представляется системой виртуальных реальностей: последнее
отразил и современный кинематограф, в частности знаменитый культовый фильм
«Blade Runner» («Бегущий по лезвию бритвы»), который
подробно анализируется в книге С. Жижека «Существование с негативом».
Основная идея этого фильма (в интерпретации философа) состоит в том, что
принципиальная невозможность для человека установить, является ли он настоящим
человеком или пришельцем-«репликантом», делает человека человечнее.
Он как будто говорит себе: «Вот я поступаю так-то, а вдруг окажется, что я
вовсе не человек! Поэтому я буду поступать в любом случае по-человечески и
тогда все равно стану человеком».

Второе,
чем дорог ХХ в. Абсолютный идеализм , — это концепция времени . Ее разработал
Дж. МакТаггарт, и она называется статической; согласно ей не время движется, мы
движемся во времени, а иллюзия течения времени возникает от смены наблюдателей.
Эта идея очень повлияла на философию времени Дж. У. Данна (см. серийное
мышление), которая в свою очередь оказала решающее влияние на творчество Х.Л.
Борхеса — писателя, воплотившего в себе сам дух прозы и идеологии творчества ХХ
в. (см. принципы прозы ХХ в.).

Абсолютный
идеализм  стоял на переломе столетий, как двуликий Янус — глядя в
противоположные стороны. Сейчас этих философов почти никто не читает и не
переиздает, кроме историков философии. Но будем благодарны им за то, что они
«разбудили» Рассела и Витгенштейна, и в этом смысле именно от них
надо вести отсчет философии и культурной идеологии ХХ в.

Список литературы

Bradly F. Appearance and Reality. L., 1966.

Жижек
С. Существование с негативом // Художественный журнал, 1966. — No 9.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий