Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Дата: 12.01.2016

		

Содержание

Введение

Глава
1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей старшего
возраста средствами хозяйственно-бытового труда

1.1 Проблема
развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе

1.2 Влияние
хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего
дошкольного возраста

1.3 Педагогические
условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами
хозяйственно-бытового труда

Глава
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста

2.1
Констатирующий эксперимент

Вывод

Библиография

Приложение

Введение

Актуальность:
сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение
периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие
годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу
социальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни,
передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности.
Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине,
когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду,
прививая необходимые навыки.

Проблемой
формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались
многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных
наук. Еще Коменским были освещены ряд вопросов о детской самостоятельности.
К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л.И Божович., А.Л. Венгер, а
также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и
самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые
как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова
изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у
детей.

Важное
значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих
работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он
писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и
зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть
ни достойной, ни счастливой». Большое значение труду придавали А.С. Макаренко,
Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев.

В.А.
Сухомлинский считал, что многое зависит от того, кто вёл ребёнка за руку в
детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- это
определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребёнка
является взрослый.

А.Н.
Леонтьев, в свою очередь, считал, что развитие личности обусловлено
двойственностью связей субъекта с миром – предметной деятельностью и общением.
Развитие этих соподчинений занимает длительный период. На первом этапе
происходит стихийное складывание личности, на втором этапе возникает
сознательная личность.

Хотя
тема развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
средствами хозяйственно-бытового труда разработана в психолого-педагогической
литературе, но воспитатели постоянно встречают трудности в практике.
Сказывается недостаток методических разработок, их не современность.

Таким
образом, тема достаточно стара, она значима и хорошо представлена и разработана
в педагогике 60-80 годов. Новизна этой темы заключается в направлении на
познавательные аспекты.

Вышесказанное
определило проблему нашего исследования: какие педагогические условия обеспечивают
эффективное развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
средствами хозяйственно-бытового труда.

Цель
исследования: рассмотреть возможности хозяйственно-бытового труда как средства
развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект
исследования – процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Предмет
исследования – педагогические условия развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Исходя
из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие
самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового
труда будет эффективным, если педагог создает условия:


стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания
предметных условий для хозяйственно-бытового труда;


поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в
группе и на участке;


предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.

Из
поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:


раскрыть психолого-педагогическое содержание основных понятий: «детский труд»,
«хозяйственно-бытовой труд», «самостоятельность»;


выявить влияние хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности;


определить и выяснить на констатирующем эксперименте создаёт ли педагог
условия, которые обеспечивают развитие самостоятельности в процессе
хозяйственно-бытового труда детей старшего дошкольного возраста.

В
исследовании использовались следующие методы:

– наблюдение,
беседа, тестирование;

– статистическая
обработка данных.

Структура
работы: состоит из введения, двух глав, вывода, библиографии и приложения.
Работа иллюстрирована таблицами.

База
исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№22 «Малыш», старшая группа.

Глава
1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности

у
детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-

бытового
труда

1.1 Проблема
развития самостоятельности в психолого-педагогической

литературе

Самостоятельность
– свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее
условие самореализации личности её творческих возможностей [9, 256].

В
советской психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается
как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечали
H.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн указывал, что самостоятельность
— это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к
труду, людям, обществу. В советской науке изучение самостоятельности было тесно
связано с разработкой теории воли (труды А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, В.И.
Селиванова, Ю.Н. Дмитриевой и др.).

В
зарубежной педагогике и психологии самостоятельность, как правило,
отождествляется с нонконформизмом и противопоставляется конформности, т.е.
преднамеренному или непроизвольному стремлению принять мнение и позицию группы
во избежание конфликта с нею. Абсолютизация самостоятельности личности, ее
независимости отражается в теории «свободного воспитания». Авторы
ищут пути преодоления конформизма в предоставлении детям большей свободы от
влияния взрослых, формировании у них индивидуалистических черт (Аш, Кретч,
Кретчфильд и др.).

Как
подчеркивает А.В. Петровский, самостоятельность вовсе не представляет собой
«отпочкования от общества». Развитие независимости по отношению к
чуждым ребенку ситуативным социальным воздействиям предполагает непрерывный
рост и укрепление усвоенных им общественных норм поведения, усиление его связи
с обществом в целом.

В
советской педагогике и психологии самостоятельность рассматривается как
интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и
коллективистической направленностью. Она проявляется в инициативности,
ответственности и относительной независимости ребенка (В.Й. Селиванов, М.И.
Дидора). Предпосылки ее развития складываются в раннем возрасте, однако, лишь
начиная с дошкольного возраста, она приобретает системное строение и может
рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая
характеристика детского поведения. К концу дошкольного возраста
самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью, присущей,
однако, не всем детям (А.А. Люблинская, М.И. Дидора).

Развитие
самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и
специфическими воспитательными воздействиями взрослых. В дошкольном возрасте
оно может осуществляться в продуктивной деятельности и элементарных формах
труда.

Кто из
родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Самостоятельность в
общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека
совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным –
объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. Ребёнок, более
чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях,
убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что
может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие
взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или
принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение.

Проблема
формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике
одной из самых актуальных.

Волевые
качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их
воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в
коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться
такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих
силах, настойчивость, выдержка [17, 63].

Очень
важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка,
является самостоятельность.

Самостоятельность,
по мнению ряда авторов, обеспечивает:


умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего
участия в тех или иных обстоятельствах;


умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;


умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;


умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия,
осуществлять элементарное планирование, получить результат);


умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов
деятельности;


умение переносить известные способы действий в новые условия.

Формирование
самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Рассматривая
самостоятельность как интегративное свойство личности, современные
исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении
других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию
всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без
посторонней помощи.

Чем
меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны
управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу
и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в
подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены
другими, и т.д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности
приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому
очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были
положительными.

Отличительной
особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее
организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать
по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного
возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее
выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями
старших.

За
последние годы трудовому воспитанию детей дошкольного возраста стали уделять
меньше внимания а акцент сделан больше в познавательной, игровой, учебной
деятельности, в ущерб формированию трудовой деятельности. Трудовая
деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования
самостоятельности детей дошкольного возраста.

В
трудовой деятельности ребенок определяет для себя цель, планирует деятельность,
выбирает средства реализации намеченного плана, проявляет волевое усилие, чтобы
достичь результата.

Формирование
самостоятельности в процессе трудовой деятельности явилось проблемой нашего
исследования.

Ретроспективный
анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна
привлекала внимание философов, психологов и педагогов.

В
философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи с
проблемой свободы и ответственности личности, взаимодействия личности и
общества, общественной и личной практики. В философских исследованиях
подчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимость
жизни и деятельности человека в обществе. Она есть результат длительного и
сложного исторического процесса установления и налаживания взаимоотношений
между людьми. Развитие человека, заложенных в нем возможностей детерминируется
обстоятельствами жизни и воспитания. Вместе с тем, активная деятельность
личности изменяет обстоятельства, приносит людям относительную свободу.
Познавая закономерности развития общества, человек преобразует общественную
среду и одновременно себя. «Человек не может быть только объектом, он есть
субъект, он имеет свое существование в себе» [12, 21].

Философские
подходы к самостоятельности получили свое развитие в работах крупных советских
психологов: Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. В
своих трудах они рассматривали вопросы самостоятельности в русле кардинальных
проблем психологической науки — проблем личности, активности, деятельности. Они
подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качества личности
определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта
деятельности и отношений. Самостоятельность — отмечал С.Л. Рубинштейн — это не
простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами
вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее
тип отношения к труду, людям и обществу. Самостоятельность детерминируется
реальным бытием человека. Для раскрытия детерминированности самостоятельности
личности большое значение имеет стержневое положение теории С.Л. Рубинштейна,
состоящее в том, что в объяснении психических явлений надо исходить из реального
бытия человека и его взаимоотношений с внешним миром. «Все психические явления
в их взаимосвязи принадлежат конкретному, живому, действующему человеку/ все
они являются зависимыми и производными от природного и общественного бытия
человека и закономерностей, его определяющих».

Таким
образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим, что
отношение психологов к феномену «самостоятельность» неоднозначно. С одной
стороны, почти все исследователи, изучающие особенности развития детей, подчеркивают
огромную роль самостоятельности в развитии личности в целом, с другой стороны,
во многих случаях они не дают ни содержательной, ни семантической
характеристики этому понятию.

1.2
Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие

самостоятельности
у детей старшего дошкольного возраста

Правильное
участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором
году жизни. Даже ограниченный физически и духовно маленький ребёнок имеет
возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении
трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в
помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы и пр. [13, 46].

Хозяйственно-бытовой
труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые
операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при
выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение
устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать
для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой
(готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от
оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированию
таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство,
доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой
деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника.

Но не
только в этом влияние хозяйственно-бытового труда. Он создаёт большие
возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:
рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например,
участие в наведении порядка в групповой комнате), предварительного его
планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания,
бережного отношения к ним, стремления сделать свою работу хорошо и
своевременно. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для воспитания
положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытового
труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к
вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе
устранять его.

Необходимость
в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую
деятельность детей. Например, в течение нескольких дней дети обыгрывают
постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется
потребность в том, чтобы стереть с неё пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он,
выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этого
ребёнок должен собрать сор, отнести его в определённое место. В быту постоянно
возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал
землю, разлил воду. Нужно вымыть, подобрать или вытереть. Таким образом,
создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к
трудовому усилию.

Особенности
хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда
незаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное
время: протёрли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду,
пообедали, всё убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о
доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня в день одних
и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить,
выполнять поручения или работать без особой тщательности [3, 67].

В быту
постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал
игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать.
Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к
труду, привычки к трудовому усилию.

По
мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий,
учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере
хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу
действий в быту, включения различных трудовых процессов.

Делая
вывод, можно отметить, что участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники
ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят
большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля.
Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую
эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по
наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стирая
тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и дети
убеждаются в необходимости этого труда.

Задача
педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональное
отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда надо создавать такие
условия, которые обеспечивали бы формирование терпение к грязи, неряшливости,
эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта
успешно решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им дают
почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно –
бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков,
которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.

1.3
Педагогические условия развития самостоятельности у старших

дошкольников
средствами хозяйственно-бытового труда

Хозяйственно
– бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее,
становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство
нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности,
организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей,
уважения к нему, воспитание положительности, организованности людей, воспитание
положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.    В работе
с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым.
Так организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки,
застелить простыни. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими
помощниками взрослого. В процессе труда взрослый сам является образцом для
подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к
повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были
не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне
организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и
более младшем детям. В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно –
бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает
нескольким детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации
у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними
выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться,
как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить
на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела,
будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель включается в работу
сам, показывает как выполнять трудное или не знакомое действие, как
организовать дело, учит умению договариваться с друг с другом, оказывать
помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность
действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить
цель, планировать работу, доводить до конца.  Особое внимание педагог должен
уделять воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности.
Детей приучают слушать задание, продумывать план работы, готовить всё
необходимое для её выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно и
правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться,
помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её, не стесняться просить
помощи [20, 83].

Например,
перед тем как начать уборку помещения (участка), воспитатель предлагает детям
внимательно осмотреть групповую комнату (участок) и определить, что необходимо
сделать. Затем совместно с педагогом дети намечают план работы, выбирают
бригадиров, которые сами могут подбирать себе бригаду. Каждой бригаде
воспитатель помогает составить свой план работы, распределить обязанности. По
окончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всей
группой. При такой форме организации труда каждый ребёнок ощущает себя членом
коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство
ответственности за качество своей работы и работы товарищей.

В
старшей группе можно организовать и «труд рядом». Такая форма организации труда
целесообразна в тех случаях, когда воспитателю необходимо научить дошкольников
каким-то приёмам работы, например, при наведении порядка в шкафах для одежды.

В
старшей группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняют
задание, требующее обобщения результатов всех участников. Для общей
деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подведя итог работы,
нужно не забывать дать оценку труда каждого ребёнка.

На
данном возрастном этапе детям можно предлагать научить выполнять ту или иную
работу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков,
малышей. Действительным приёмом является также назначение дошкольников
поочерёдно ответственными за общие дела.

Бывает
целесообразно объединять в труде детей, разных по характеру: робких и
неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных
– с теми, кто не проявляет особого рвения и интереса к труду.

В руководстве
хозяйственно-бытовой деятельностью необходим индивидуальный подход. Ребёнка,
который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых
действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если
постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в
такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося
положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать
лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в
подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только
трудиться, но и быть хорошим организатором [23, 39].

Если у
ребенка отсутствуют организаторские навыки, надо чаще обращать его внимание на
труд детей, владеющих ими, и выражать уверенность, что у него тоже так
получится. Можно поставить его во главе группы детей, хорошо владеющих
организаторскими навыками.

Малоактивным,
пассивным детям целесообразно на первых порах давать индивидуальные поручения,
постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более легких,
интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужно
включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя
равноправными участниками общего труда и получали от него радость.

В
старшей группе значительно чаще организуется совместная трудовая деятельность
детей и взрослых. При участии педагога дошкольники изготавливают атрибуты для
игр, принимают участие в оформлении помещения, костюмов к праздникам и т. д.

Наряду
с коллективной деятельностью дети должны выполнять и индивидуальные поручения,
разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические,
длительные, кратковременные). Некоторые поручения должны переходить в
обязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр.).

Дежурства
детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих
группах дошкольники уже приобрели определённые умения. Дежурные по столовой
накрывают на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. К
занятиям дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а по
окончании убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу,
расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек; к физкультурным
готовят частично оборудование и инвентарь.

Чтобы
дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить
применение своим силам, следует в процессе обучения хозяйственно – бытовому
труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения,
например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов для
полотенец, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех
пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство
хозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая
им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что
и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,
внимательность [28, 18].

Приучая
детей старшего дошкольного возраста к систематическому хозяйственно – бытовому
труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое
серьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако
ему нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и
сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.

В
старшей группе вводятся дежурства по уголку природы. Дети дежурят по 2
человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда. Можно организовать
дежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой – по подготовке
материалов к занятиям, третий – в уголке природы. Когда сидящие за последними
столами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется.

Большое
значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть
всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности, каждого
воспитанника, оценивать не только результата, но и отношение детей к трудовой
деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если
в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из
конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель
может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при
дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно
давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы,
меняет отношение к нему товарищей.

Необходимо
учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не
только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать
свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу,
доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постоянно
напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует
помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не
следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучше
использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.

К
детям 6-го г. жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении
качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше
опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять
возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих
целях можно использовать такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам,
без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как хочешь»;
«Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Метод
поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты
хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более
трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с
большим старанием.

Важно
помнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо
уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда
выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей
складывается мнение, что взрослый несерьёзно, пренебрежительно, относится к их
труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко
падает авторитет воспитателя в глазах детей.

Дети
старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ,
объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:

1.
Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий;
протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

2. Протирать
мебель (вместе с кем-то из взрослых).

3.
Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки),
салфетки для хлебницы и т.п.

4.
Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду
после завтрака.

5.
Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

6.
Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать
варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и
чистить ягоды.

7.
Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с
верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать
хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

8.
Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

9.
Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть,
спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

10.
Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям [29,
123].

Таким
образом, можно сделать вывод, что основная форма организации
хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – это включение их в
коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка,
даваемая детям перед коллективной работой, создает предпосылки для постепенного
перехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, няни) к
хозяйственно-бытовому труду для окружающих – более младших воспитанников
детского сада, сотрудников других групп. Это становится одной из главных задач
трудового воспитания детей в следующей, подготовительной к школе группе.

Методы
педагога в руководстве трудом детей направлены на то, чтобы предупредить ошибку
в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь.
При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту
перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную
основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

Глава
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию

самостоятельности
у детей старшего дошкольного возраста

средствами
хозяйственно-бытового труда

2.1 Методика
опытно-экспериментальной работы по организации

хозяйственно-бытового
труда, как средства развития

самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста

В данном параграфе нам
необходимо определить задачи и методику опытно-экспериментальной работы.

Для проверки гипотезы
необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1. 
Выявить
уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

2. 
Выявить
те педагогические условия, которые создаёт воспитатель для развития
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами
хозяйственно-бытового труда.

Констатирующей частью
исследования было охвачено 15 воспитанников старшей группы МДОУ №22 «Малыш».

В констатирующей части
исследования проводилось целенаправленное наблюдение за проявлениями
самостоятельности у детей при выполнении различных трудовых поручений.
Экспериментатор фиксировал все проявления детей и педагога, результаты
оформлялись протоколами.

Методика
констатирующего эксперимента:

Для решения первой
задачи необходимо провести наблюдение хозяйственно-бытового труда в старшей
группе детского сада.

Цель наблюдения –
выявить уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного
возраста.

Необходимо
зафиксировать все проявления самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста. Результаты наблюдения оформить протоколами (см. приложение 1).

Для оценки уровня
развития самостоятельности детей нами были выделены критерии:

— Умение действовать по
собственной инициативе.

— Умение замечать
необходимость своего участия.

— Умение выполнять
привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого.

— Умение осознанно
действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять
элементарное планирование, получить результат).

— Умение переносить
известные способы действий в новые условия.

Нами использовалась
трёх бальная система оценки.

1 балл
– Низкий интерес к заданию в обычных условиях, повышающийся в нестандартных
условиях. Наличие бесцельных нерезультативных действий, инертность. Обращения к
взрослому за помощью без использования собственных возможностей. Активность
сравнительно высокая в начале деятельности, затем быстро идет на убыль в
следствии пресыщения. Результат достигается с помощью хаотических
неорганизованных проб. Качество выполнения задания остается вне поля внимания
детей.

2
балла — В большинстве случаев высокий интерес к заданию, но выраженная
неустойчивость поведения. В начале деятельности — высокая активность, но при
столкновении с трудностями темп работы снижается, действия становятся менее
целенаправленными, иногда безрезультатно повторяются. Поддержка взрослого,
небольшая помощь, поощрение нередко приводят к существенному подъему
активности, инициативы. Дети адекватно оценивают свою работу, но стремление к
улучшению результатов выражено слабо. В обычных условиях наблюдается
несдержанность, импульсивность, небрежное выполнение задания, однако при
усложнении задачи проявляется более высокая организованность, инициативность и
независимость. В этом случае заметно ярко выраженное эмоциональное отношение к
своей деятельности и достигаемым результатам, наблюдается ответственное
отношение к работе, стремление не отступать перед трудностями, преодолевать их
своими силами, не обращаясь к взрослому за помощью.

3
балла — Высокий уровень самостоятельности: внимательное принятие задачи,
сосредоточенность, активные действия, направленные на достижение результата.
Обращения к взрослым за помощью редки и появляются лишь после исчерпания
собственных возможностей. Работа выполняется без спешки, суетливости,
характерных для детей, отнесенных к 3 группе, и значительно продуктивнее, чем в
1 и 2 группах. Наблюдается стойкая мобилизация усилий; встречающиеся трудности
не демобилизуют детей, а, напротив, вызывают стремление, во что бы то ни стало,
найти пути и способы их преодоления. Время выполнения заданий обычно
используется рационально. Работа выполняется добросовестно, аккуратно.
Эмоциональные реакции свидетельствуют об умении самостоятельно оценить качество
своей работы, объективно соотнести полученный результат с требуемым.

Результаты
оценки суммировались путём высчитывания итогового балла.

От 5-8
это низкий уровень развития самостоятельности.

От
9-11 это средний уровень развития самостоятельности.

От
12-15 это высокий уровень развития самостоятельности.

Для
подведения результатов исследования весь материал был представлен в форме
таблицы:

Таблица
1. Уровень развития самостоятельности у детей старшей группы

Критерии

Ф.И.

ребёнка

Умение действовать по собственной инициативе Умение замечать необходимость собственного участия Умение выполнять привычные дела без помощи взрослого Умение осознанно действовать в новых условиях Умение переносить известные способы действий в новые
условия
Итоговый балл

Таблица
2

Количество

детей

  уровни

По первой методике По второй методике Среднее по двум методикам
Абсолютное число % Абсолютное число % Абсолютное число %

Для
решения первой задачи нами были проведены следующие методики.

1.
Беседа.

Цель:
Выявить уровень самостоятельности у старшего дошкольного возраста.

Ход
обследования: Исследователь задаёт вопросы и фиксирует результаты беседы по
выбранным критериям.

Беседа
проводится в индивидуальной форме, отдельно с каждым ребёнком, в спокойной,
непринужденной обстановке.

Детям
предлагались следующие вопросы:

1. 
Нравится ли тебе трудиться, помогать или не очень нравится?
Почему?

2. 
Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься в детском саду? Что
делаешь?

3. 
Если твой товарищ ничего не умеет делать, какой работе ты бы
его поучил? Почему именно этой?

4. 
Если мальчику или девочке говорят: «Ты очень хорошо
потрудился» — что это значит, как ты думаешь?

5. 
Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устал,
что будешь делать, как поступишь?

По
результатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 9; 11), выявить уровень
самостоятельности для контрольной и экспериментальной группы, выраженный в
абсолютном числе и % соотношении.

Проведя
обследование по одной методике, нам необходимо проверить результаты, применив
другую методику.

2
задание.

Цель:
Выявить уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход
обследования: Подгруппе детей (3 человека) сообщается, что баночки из-под краски
грязные. Что делать?

Коллективный
труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие
(1-й моет, 2-й ополаскивает, 3-й вытирает и ставит на поднос). Распределяют
обязанности, договариваются между собой дети сами.

Результат
наблюдения необходимо занести в таблицу.

Таблица
3

Фамилия, имя Вымыть баночки из-под
краски
Высокий Средний Низкий

По
результатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 10; 12) подсчитать итоговый балл,
% соотношение и отнести детей к высокому, среднему, низкому уровням по
следующим показателям.

Если
количество баллов: 5-8 — низкий уровень;

9-11-
средний уровень;

12-15
— высокий уровень.

По
результатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 9; 10; 11; 12) выявить уровень
самостоятельности для каждой экспериментальной группы, выраженной в абсолютном
числе и % соотношении (см. таблицы 6; 7).

Дополнительно
сделать сравнительный анализ уровня самостоятельности между детьми контрольной
и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента, результаты анализа
занести в таблицу (см. таблицу 8).

Особенности
работы педагога по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного
возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Для
решения второй задачи опытно-экспериментального исследования: определить особенности
работы педагога по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста в процессе хозяйственно-бытового труда нам необходимо провести
анкетирование. На вопросы анкеты будут отвечать 6 воспитателей.

Цель:
определить, что педагоги понимают под определением «самостоятельность», какие
виды деятельности, средства и методы использует в организации
хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности.

Анкета
для воспитателя

1. 
Как Вы считаете, необходимо ли уделять внимание развитию
самостоятельности?

2. 
Что Вы понимаете под определением «самостоятельность»?

3. 
Как хозяйственно-бытовой труд влияет на развитие
самостоятельности?

4. 
Нужно ли учить детей самостоятельности? Если нужно, то
почему?

5. 
Какие методы и приёмы Вы используете для развития
самостоятельности?

6. 
Какую деятельность дети чаще проявляют самостоятельно?

7. 
Какой хозяйственно-бытовой труд предлагался воспитателем для
развития самостоятельности?

8. 
Какие методы Вы используете для привлечения детей к
хозяйственно-бытовому труду?

9. 
Нужно ли воспитателю принимать участие в хозяйственно-бытовом
труде?

10. 
Как в процессе хозяйственно-бытового труда можно воспитывать
у детей самостоятельность?

Обработка
результатов анкетирования.

Критериями
оценки уровня работы педагога по развитию самостоятельности у детей старшей
группы детского сада являются 3 показателя:

1. 
Понимание необходимости использования хозяйственно-бытового
труда для развития самостоятельности.

2. 
Систематическое, последовательное и творческое использование методов
и приёмов способствующих развитию самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста.

3. 
Осознание проявления гуманного отношения к ребёнку, не унижая
его достоинства и не нарушая его прав. Понимание опосредованного воздействия в
воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами
хозяйственно-бытового труда.

Каждый
показатель оценивается по 3 бальной шкале:

1 балл
– низкий уровень;

2
балла – средний уровень;

3
балла – высокий уровень.

По сумме баллов
определяется общий уровень работы педагога в воспитании самостоятельности.

Уровни:
Высокий – от 8 до 9 баллов.

    Средний
— от 5 до 7 баллов.

    Низкий
– от 3 до 4 баллов.

Результаты
сводим в таблицу.

Анализ
анкетирования воспитателей

Таблица
4

Ф.И.О. педагога Критерии Баллы по каждому критерию Сумма баллов Уровень работы педагога в развитии самостоятельности в
процессе х.-б. труда

1. Игунова

Алла Ивановна

1 высокий
2
3
2. Лакеева Елена Владимировна 1 средний
2
3
3. Кустова Ольга Владимировна 1 высокий
2
3
4. Астахова Надежда Ивановна 1 средний
2
3
5. Ковалева Татьяна Ивановна 1 средний
2
3
6. Смолина Дина Николаевна 1 средний
2
3

По
результатам таблицы подсчитываем итоговый балл, % соотношение и определяем
уровень профессионализма педагогов в воспитании самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда.
Результаты сводим в таблицу. Уровень профессионализма воспитателей в развитии
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе
хозяйственно-бытового труда.

Таблица
5

Количество Воспитателей

уровни

Абсолютное число %

высокий

средний

низкий

Анализ
результатов констатирующего эксперимента

Для
исследования уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного
возраста в процессе хозяйственно-бытового труда было проведено наблюдение по
двум методикам:

1. 
Беседа.

2. 
Поручение: «Вымыть баночки из-под краски».

Беседа
проводилась с каждым ребенком индивидуально. Наиболее часто у детей вызывали
затруднения ответы на вопросы номер: 3,5, что говорит о том, что у детей не на
должном уровне развита самостоятельность в хозяйственно-бытовой трудовой
деятельности.

Применяя
вторую методику для решения первой задачи, было проведено наблюдение.

Воспитатель
предложил подгруппе детей (3 человека) вымыть грязные баночки из-под краски.
Каждый ребенок выполнял определенное трудовое действие (1-й мыл, 2-й
ополаскивал, 3-й вытирал и выставлял баночки на поднос), причем, распределяли
обязанности и договаривались между собой дети сами.

Две
группы ребят по 15 человек были разделены на подгруппы по 3 человека. С каждой
подгруппой мы работали отдельно. Эксперимент длился 5 дней.

Наблюдая
за работой детей экспериментальной группы, мы обратили внимание, что практически
в каждой подгруппе был лидер, который руководил работой. В первой тройке Быкова
Т. быстро распределила обязанности: Ветрова К. мыла баночки (тщательно вымывала
каждую); сама Быкова Т. ополаскивала, а Кардаева А. выставляла баночки на
поднос (очень торопилась и баночки иногда падали). Была подгруппа, где ребята
спорили, распределяя обязанности. Кравчин Ю. никак не хотел мыть баночки и
долго спорил с Миллер Ю., пришлось вмешаться воспитателю, но не смотря на это,
работа в этой тройке прошла очень слаженно. Были ребята, которые периодически
обращались за помощью к воспитателю, пренебрегая помощью товарищей.

В
контрольной группе дети работали не менее слаженно, но была тройка, которая
ужасно выполнила работу: Пустохин Д., вымывая баночки, устроил настоящий потоп,
а Моисеенко Л., вместо того, чтобы вытирать баночки, просто их переворачивала и
трясла, пытаясь стряхнуть воду.

По
итогам проведения констатирующего эксперимента можно сказать, что обе группы
детей имеют приблизительно одинаковый уровень сформированности
самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда. В процентном
соотношении мы видим:

Уровень
сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента

Таблица
6

Количество детей

уровни

По первой методике По второй методике Среднее по двум методикам
Абсолютное число % Абсолютное число % Абсолютное число %

высокий

средний

низкий

2

7

6

13,3

46,7

40

3

7

5

20

46,7

33,3

2,5

7

5,5

16,6

46,7

36,7

Уровень
сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента.

Таблица
7

Количество детей

уровни

По первой методике По второй методике Среднее по двум методикам
Абсолютное число % Абсолютное число % Абсолютное число %

высокий

средний

низкий

2

7

6

13,3

46,7

40

2

8

5

13,3

53,4

33,3

2

7,5

5,5

13,3

50%

36,7

Высокий
уровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 13,3% детей;

средний
уровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 46,7% детей;

низкий
уровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 40% детей.

Чтобы
рассчитать уровень сформированности самостоятельности в каждой группе по
результатам наблюдений, результаты наблюдений были усреднены. В итоге
сравнительный анализ уровней самостоятельности показал:

Сравнительный
анализ сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового
труда по каждой группе детей на этапе констатирующего эксперимента

Таблица
8

Кол-во
детей

Уровни

Контрольная
группа
Экспериментальная
группа
Абсолютное число % Абсолютное число %

высокий

средний

низкий

2

7,5

5,5

13,3

50

36,7

2,5

7

5,5

16,6

46,7

36,7

Высокий
уровень самостоятельности имеют 13,3% детей контрольной группы и 16,6% детей
экспериментальной группы. Средний уровень: 50% детей контрольной группы и 46,7%
детей экспериментальной группы. Низкий уровень: 36,7% детей контрольной группы
и 36,7% детей экспериментальной группы.

Таким
образом, наблюдение на констатирующем этапе показало, что обе группы детей
старшего дошкольного возраста имеют изначально почти одинаковый уровень
сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда.

Вывод

Трудовая
деятельность является одним из важных факторов воспитания самостоятельной
личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все
представление о себе и об окружающем мире.

В
процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда
ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию
ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
Правда в последнее время в большинстве садиков находится в упадке. Это связанно
как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума.
В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен
взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового
воспитания.

Наше
исследование показало, что посредством хозяйственно-бытового труда происходит
развитие самостоятельности у дошкольников.

Нами
был проведен эксперимент, который показал, что наша гипотеза правомерна, а
именно развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает
условия:


стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания
предметных условий для хозяйственно-бытового труда;


поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в
группе и на участке;


предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.

Перспективным
направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать
следующие: углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой
организации трудовой деятельности в быту детей старшей возрастной группы, а
также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования
самостоятельности ребят посредством хозяйственно-бытового труда.

Библиография

1.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.

2.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение,
1968.

3.
Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. — 3-е
изд., испр., доп.- М., 1983.

4. Буре
Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое
воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

5.
Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. — М.: Гуманит.
изд. центр Владом, 2003. — 256 с.

6.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В.
Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. —
2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1979. — 288с

7.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.

8.
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание
нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.:
Просвещение, 1998.

9.
Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько —
Мн.: Университетское, 1988. — 399с.

10.
Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. — Минск, 1988.

11.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для
педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143
с.

12.
Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?
Методическое руководство. — М.: Прометей; Книголюб, 2003. — 64с.

13.
Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера
— М.: Просвещение, 1985.

14.
Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

15.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под
ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

16.
Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой
игре: Автореф. канд. дис. — М., 1993.

17.
Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. — М., 2003.

18.
Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к
практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. —
144с.

19.
Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. —
М.: Педагогика, 1988.

20.
Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой
деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. — 96с.

21.
Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных
учреждениях разных типов. — Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.

22.
Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в
условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. — 1999. — №10. — С. 29-33.

23.
Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. — Минск: Нар. аствета,
1982. — 96 с. — (Родителям о детях).

24.
Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к
труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед.
наук.М., 1978. — 24с.

25.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. —
4—е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 336с.

26.
Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский — М.: Прогресс, 1985.

27.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. — М.:
Генезис, 2001. — 160 с.

28.
Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.
— М., 1990. — №6. — С. 10-21.

29.
Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. — М.: Педагогика,
1990, — 174,[1] с. — (Педагогика — родителям).

30.
Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий