Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников
Доклад на тему:
Сексуальная активность детей и психология
полового воспитания школьников.
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу,во – первых ,
наиболее запутанных , а , во – вторых , пренебрегаемых , а то и попросту
изгоняемых областей школьной педагогики . Отрадно , что сейчас ситуация с
половым воспитанием стала другой . Это связано и со снижением возраста полового
созревания (13 – 15 лет ) , а значит с ростом добрачных сексуальных отношений ,
и со многими социальными факторами .Сегодняшние 16 – 17 летние по половому
поведению соответствуют 19 – 20 летним 60 – х годов. В наши дни сексуальная
зрелость наступает на 2 – 3 года раньше , а эмоциональное созревание –
замедляется . Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно –
брачные отношения и сексуальные ориентации необходимо единение врачей ,
учителей , психиатров , т.е. нас , взрослых .Ученым давно известны стадии , в которых присущая человеку
способность любить выражается особенно сильно.1)
Это возраст около трех лет , когда
ребенку вдруг начинает очень нравиться мальчик или девочка ( строго по признаку
противоположного пола ) одного с ним или более старшего ( что более свойственно
девочкам ) возраста.2)
Это младший школьный возраст ( 7 –
9 лет ) ,когда полудетская влюбленность проявляется во взаимной нежности и
жалости.3)
Это подростковый возраст ( 12 – 13
лет ) , когда чувство к человеку противоположного пола находит свое выражение в
возрастающей тяге к общению , жадном интересе к обьекту любви и своеобразном
фетишизме ( когда особо привлекает какой – то один компонент внешности ,
например , волосы или ноги ).4)
Это юношеский возраст ( 15 – 17
лет ) , когда привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти
совсем “взрослый “
характер , ибо основывается на тяге к глубокой личной интимности.Вернемся теперь к раннему детству .По
авторитетному мнению специалистов , ребенок проявляет половые различия уже в
первые дни после рождения . А осознание ребенком своей половой принадлежности
начинается с того , что он научается различать пол других людей .Знание собственной половой принадлежности развивается
в полной мере к трем годам , по мере того как ребенок осознает свое “ Я “ (
ты – мальчик , я – девочка ).В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется “ половое любопытство “ , т.е. стремление к
разглядыванию и ощупыванию своих половых органов . Дело в том , что осознание
своего собственного “ Я “ обязательно включает в норме и осознание собственной
половой принадлежности. А половая принадлежность является важнейшим стержнем
формирования личности , а значит , формирования в детях эталонов настоящего
мужчины и женщины . И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть
соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий
.Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол
противоположный . Так уже в маленьком мальчике необходимо развивать уважение к
женщине , а девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой
принадлежностью.Уже
в младшем школьном возрасте возникают первые симпатии детей
противоположного пола по отношению друг к другу .Основаны эти отношения в
основном на эмпатических способностях , которые в этом возрасте
проявляются в способностях школьников сочувствовать , сопереживать
кому – то.У разных людей эмпатическая способность , как и вообще способность
любить , весьма различна , как различны и все остальные способности у разных
людей .И такую эмпатическую способность ( способность сопереживать , а значит
любить ) необходимо развивать в маленьком человеке (напр. игры в дочки – матери
, “ отца “ , сказки , случаи
из жизни животных ). Кстати , неразвитые эмпатические способности дают
негативные последствыия во взрослой жизни детей . Эксперименты показывают
, что уже в шести – семилетнем ворасте до 10 – 20% мальчиков и девочек (
причем , мальчиков больше , чем девочек ) практически совершенно лишены
эмпатических способностей . Исследователь Филонов Л.Б. пришел к заключению ,
чео самое большое число случаев жестокости ( а жестокость предполагает
отсутствие способности сочуствовать и сопереживать ) падает на подросткоиый
возраст 11 – 16 лет .А среди взрослых людей обнаруживаются даже такие , которые
наслаждаются , во всяком случае получают удовлетворение от созерцания других
людей .Такие негативные последствия проявляются
как раз от того , что в раннем детстве . в пеиые школьные годы ребенок не
испытал никакой влюбленности ,а значит не научился и
испытывать нежность , жалость ,
сочуствие по отношению к кому – то …В подростковом возрасте интерес к
половым вопросам резко возрастает . Начинается процесс полового созревания ,
который , безусловно , накладывает отпечаток на поведение подростка . Но
происходит не только физическое созревание , но и заметное созревание ребенка
как личности . Появляются первые признаки самоконтроля и саморегуляции
поведения . Половое влечение у подростков приобретает вполне определенную
направленность , что проявляется в в изменении характера их поведения в
присутстви представителей другого пола . При этом , например , девочки начинают
разговаривать преувеличенно громко , с особыми интонациями , обнимают одна
другую , шепча на ухо секреты . Появляется первое женское кокетство , цель
которого – привлечь к себе внимание ( причем половое поведение женщины сложнее
и разнообразнее поведения мужчины ). Так наряду с кокетством проявляется и
другая реакция , связаная с половым влечением у девочек – застенчивость . К ней
близка стыдливость . Степень развития этих чувств зависит от индивидуальных особенностей
ребенка , от атмосферы в семье. У каждого человека постепенно складывается
модель( внутренняя, идеальная) представителя другого пола и каждый конкретный
человек с ней более или менее сопоставляется. В некоторых случаях наступает
состояние влюбленности, очень остро переживаемое подростками. Нечуткое
вмешательство взрослых в подобных ситуациях может вызвать сильнейшее
психическое перенапряжение у подростка и даже привести к нервному срыву. А
взрослые нередко спешат навязать свое мнение, спешат запретить детям делать
что-либо, не пытаясь оценить насколько этот запрет может психологически
ущемлять подростка. Согласно данным , полученным в одном из
исследований, в основе почти 20% конфликтов между матерью и дочерью лежит
неодобрение матерью дружбы с мальчиками (“рано”); 11% конфликтов излишнее, по
мнению матери, стремление дочери к самостоятельности ; 11% кофликтов
“Упрямство” дочери ; 19% прическа, косметика, модная одежда.В свою очередь дочери считают, что “ мать
все преувеличивает”, или жалуются “мать ругает без конца”. Согласно данным того
же исследования конфликты между матерью и дочерью возникали :В 11 лет – в 10% семей
В 12-13 лет – в 72% семей
В 14 и старше – в 18% семей
Совершенно ясно , что различия во
мнениях между взрослыми и детьми несложно сгладить, если быть сознательно
заитересованным в этом. Ничего плохого в самостоятельности ребенка нет, как нет
ничего плохого и постыдного в сексуальном развитии ребенка.Плохим или хорошим
, нравственным или безнравственным может быть лишь отношение к этому явлению, и
в том числе отношению паническое. Неумелыми действиями ( жестокостью,
грубостью, потаканием ) взрослый может глубоко травмировать душу ребенка,
вызвать отчуждение, которое нелегко будет потом устранить. Возникает деформация
отношений, воздействовать на ребенка станет все труднее и труднее.Итак , в период 12-13 лет активно
начинаются ухаживания за представителями противоположного пола, причем это
определяется не столько уровнем половой зрелости, сколько некими нормами,
представлениями о том, как и когда это принято делать у сверстников.
Проявляется острый интерес к порнографии без всякого понимания , что она
действует подобно наркотику сначала обостряя отношения , а потом быстро начиная
их притуплять опустошатя человека на многие годы. ( Такой же повышенный
интерес проявляется и по отношению к наркотикам .)Причем обсуждать свои “любовные” проблемы
подростку легче с друзьями, а не с родителями .( В одном психологическом
исследовании испытуемым разного возраста задавали вопрос – Чувствовали ли Вы
когда-нибудь , что вам легче обсуждать проблемы с друзьями , а не с родителями
? Положительный ответ дали 61% подростков 11-13 лет, и 90% юношей 15-18 лет.)В связи с необходимостью заинтересовать
собой представителя противоположного пола резко возрастает внимание к своим
внешним данным ( не внутренним ) и мнению окружающих по этому вопросу . Просто
ужас вызывают веснушки, угри, редкие зубы, рыжие волосы. Невероятно повышается
чувствительность к обидным замечаниям окружающих по этому поводу. Стоит
“обьекту” любви хотя бы один раз, в шутку, высказаться по поводу внешности
своего воздыхателя как “любовь“ исчезает.Говорить о проявлении влюбленности в
подростковом возрасте можно много, главное , думается , в том , что половое
влечение не должно подавляться. Оно должно наоборот поощряться, но именно в
плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в
межличностном общении с лицами противоположного пола. Требуется современное
возрастное сексуальное просвещение подростков.“… если добродетель есть
неведение, то все животные предобродетельные особы. Добродетель девушки не в
том, чтобы она младенчески не знала, а в том , чтобы она младенчески знала , и
в знании оставалась чистою.”В.Г.Белинский
Совсем особый тип поведения наблюдается у
учащихся старшего школьного возраста. Центральное новообразование этого периода
процесс активного развития личности, интенсивного формирования
мировоззрения. Большой интерес старшеклассники проявляют к проблемам долга,
чести, справедливости. Высока у них потребность в доверии, уважении, равном
отношении со взрослыми.(В старших классах человеку незнакомому предпочтительно
обращаться к учащимся на “Вы”). Неуважение к личности старшеклассника к его “я”
может привести не только к конфликтам , но и к отклонениям в нравственном
поведении. Этот возрастной период развития человека является не менее сложным и
противоречивым, чем возраст подростка.С завершением полового созревания усложняется
общественное положение старшеклассников. Возникают интимные отношения, новые
половые чувства, отличные по форме и содержанию от тех которые имеют место у
взрослых мужчин и женщин.В юношеские годы несколько изменяется
проявление “гормональной бури”. Подросток (старший) также повышенно возбудим,
эмоционально неустойчив, реакции его неадекватны. Своеобразной формой
психотерапии выступают в этом случае именно дружба, любовь. В этом возрасте
физическая коммуникация начинает вытесняться словесным общением. Обьятия,
щипки, поглаживания заменяются комплиментами, иронией, остроумными шутками и
игривыми намеками. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрослые нередко
выходят из себя от их продолжительности и бессодержательности, не понимая , что
сам контакт с ровесниками выполняет для них специфическую роль – поддержание
самоутверждения личности.Влюбляясь юноша ( чаще чем девушка ) желает
всем доказать свою смелость, удаль – стремится выделиться из среды себе
подобных, обратить на себя внимание. (Вспомним поведение героя фильма “В моей
смерти прошу винить Клаву К…”, когда он сделал стойку на руках на краю крыши.)Максимализм в суждениях, категорическая
критичность – это тоже черты учащихся старшего школьного возраста. Именно в
силу этих качеств юноша(девушка) не прощают измены (взгляд, улыбка, танец)
своему партнеру, и , разрывая отношения, замыкаются в себе, переживая свою боль
внутри себя и “мстя” всем окружающим за эту боль.Стремясь выделиться , проявить свою
“самобытность”, “индивидуальность”, старшеклассники нередко совершают свои
первые преступления.( напр. “изнасилование – доказать всем и ей, и себе, что я
могу.”)Причем, знание того , что его очень любила
мать делает молодого человека более уверенным в отношениях с девушками и
позволяет ему проще компенсировать свои недостатки.Очень важно к этому возрастному периоду
развития старшего подростка пробудить у девочки чувство девичьей чести,
женского достоинства, у мальчиков – мужскую сдержанность, уважение к женщине,
чувство ответственности за доверившегося человека. Тогда у родителей не будет
оснований опасаться за чистоту их отношений. Строгость воспитания конечно
нужна, но это должна быть строгость умная и справедливая.Рекомендованы : совместное времяпрепровождение , танцы , вечера отдыха,
походы, обсуждения коцертов, совместный спорт, встречи “домами”.Важно научить юношей и девушек общаться,
избегая пошлости и грязи . Возвысить половое влечение, переосмыслить его как
высшую форму человеческой близости, которую достигают далеко не все.——————————————————————————-
Список литературы:
1.
Ковалев С.В. Психология
современной семьи. М.,19882.
Ковалев А.Г. Психология
семейного воспитания. Минск,1980.3.
Фридман Л.Ф.,Кулагина
И.Ю. Психологический справочник учителя. М.,1988.4.
Т.Разумовская.Узы брака,
узы свободы.М.,1990