Профессиональная этика журналиста

Дата: 12.01.2016

		

Елена Дудинова, к. фил. н., доцент кафедры
периодической печати

О
профессиональной пригодности человека к журналистике нельзя судить без учета
его нравственных качеств, которые имеют не меньшее значение, чем квалификация.
В силу профессионального долга журналисты вершат от имени общества публичный
моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Сам процесс
журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивает
интересы многих. Таким образом, моральные отношения вплетены в содержание
работы журналиста. СМИ ориентируют, или дезориентируют читателей, зрителей,
слушателей, в зависимости от принципов, которыми руководствуются работники
журналистского цеха. В то же время, профессиональная мораль, способная
регулировать процесс развития нравственного сознания профессионалов, а также
поведенческие реакции журналистов не существует сама по себе, вне общей
нравственности. Она представляет один из ее срезов и потому копирует ее
многослойную структуру. Профессиональная мораль не должна трактоваться как
универсальный регулятор поведения специалиста. Ее сфера влияния изначально
ограничивается трудовыми отношениями, требования локальны. «Она регулирует
поведение журналиста исключительно в процессе выполнения им производственных
задач. Мотивы, цели, приемы и результаты профессионального труда мораль
постигает тоже только с одной, но очень важной стороны — в их ценностных
значениях. Она представляет собой особый оценочно-императивный способ освоения
специалистом целей и содержания своей профессиональной деятельности, разделяя
все поступки журналиста на правдивые и ложные, справедливые и несправедливые,
добрые и злые».

Профессиональную
мораль рассматривают как конкретизацию общих норм нравственности применительно
к специфическим условиям того или иного вида деятельности. Естественным можно
считать и то, что профессиональная этика врача, педагога и юриста складывались
в лоне и по мере становления профессий — медицины, педагогики, юриспруденции
соответственно. Любая профессиональная этика может развиваться лишь на стыке
трех сфер: общей этики, теории данного вида деятельности и ее конкретного
опыта.

Термин
«профессиональная этика» получает порой двоякое толкование. С одной
стороны, это — наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о
нравственных аспектах его труда. С другой стороны, в обиходе прочно закрепилось
толкование понятие «профессиональная этика», а именно как свода норм
и правил профессиональной морали, как синонима журналистских кодексов.
Происходит это потому, что нормы журналистской морали создавались и создаются
под сильным воздействием издателей, журналистских корпораций, в их разработке
непосредственное участие принимают ученые. Именно поэтому в нормах
профессиональной морали содержится большой элемент рационального обоснования.

Становление
профессиональной этики журналиста происходит под непосредственным влиянием
роста воздействия средств массовой информации на жизнь общества. Общественная
озабоченность растущей мощью прессы обычно стимулирует в профессиональной среде
нормативное творчество, а вместе с ним — и более глубокий исследовательский,
собственно научный поиск. Интерес к журналистской этике также имеет собственную
историю. Первая волна такого интереса прокатилась в начале ХХ столетия, в
период расцвета мощных газетных монополий в Европе и Америке. Именно тогда
начинается широкое использование прессы для целенаправленного манипулирования
общественным мнением и массовым сознанием. Попытка демократической
общественности, в том числе журналистов, противостоять растущему произволу
монополий слова, выразились, в частности, в разработке и появление кодексов
профессиональной этики. Вторая волна интереса берет условное начало в середине
века. Именно к этому периоду можно отнести — коммуникационный взрыв, связанный
с появлением электронных СМИ, воздействующих одновременно на сотни миллионов
людей. Далее «Информационный империализм», борьба за новый
информационный порядок»/60-70 годы/. Результатом или реакцией можно
считать принятие Декларации ЮНЕСКО /1978г./ об основных принципах, касающихся
вклада СМИ в укрепление мира и взаимопонимания, в развитие прав человека и
борьбу с расизмом, апартеидом и подстрекательством к войне. Основные принципы
профессиональной этики журналистов приняты Международной организацией
журналистов /МОЖ/. Современный интерес к журналистской этике в Казахстане и во
всем мире также вызван практическими интересами. Использование средств массовой
информации для лоббирования интересов конкретного капитала или хозяина,
отсутствие моральных регуляторов у некоторых представителей журналистского
сословия породили новую волну требований к журналистам.

Нравственное сознание журналиста и его позиция

Честь и достоинство, как нравственные категории

Индивидуальное
сознание, в отличие от общественного, формируется на более широкой основе, так
как отражает как общественные, так и личные условия жизни человека, специфику
среды, с которой он взаимодействует. Индивидуальное нравственное сознание
существует в разных состояниях: в виде взглядов, убеждений, моральных чувств и
потребностей. Взгляды — это знания о требованиях, которые общество предъявляет
специалисту. Но чаще всего человек твердо следует только тем своим взглядам,
которые стали его личными убеждениями. Профессионально-нравственные убеждения,
как и взгляды, основываются на знании ценностей и норм профессиональной морали.
Но, в отличие от взглядов это знание окрашено чувством, опосредовано интересом
личности и потому заключает в себе уверенность в справедливости этих норм и
ценностей, в том, что следование им на практике отвечает требованиями
справедливости и долга. В данном контексте нравственные взгляды выступают как
упорядоченная информация, полученная индивидом от общества, а нравственные
убеждения — еще и прогнозирующая установочная модель, обеспечивающая заданный
тип поведения, которая формируется в процессе обретения личностью нравственного
опыта.

Предметом
нравственного чувства журналиста становятся его обязанности, которые
предъявляет к нему профессия (долг), а также отношение к самому себе как к
члену профессиональной общности. Это отношение может выражаться в самолюбии и
тщеславии, профессиональной гордости или уничижении, скромности или гордыни,
достоинстве или себялюбии. Чувство профессиональной чести выступает как
эмоциональное восприятие личностью оценки ее творческих заслуг со стороны
коллег, читателей, общества. Благодаря индивидуальному нравственному сознанию
требования, предъявляемые обществом к специалисту, могут реализоваться в личном
поведении. Только обретая личностный смысл, абстрактное предписания «все
должны« преобразуется, а императив »я должен».

Журналистская
деятельность требует от человека постоянных внутренних усилий, так как
постоянно ставит его перед неумолимым выбором. Какими соображениями
руководствуется при этом журналист? В этой связи принято разграничивать понятия
жизненной и авторской позиции. Жизненной позицией называют начальные посылки,
из которых человек исходит и которыми руководствуется в мыслях и поступках. Это
целостное социально-психологическое образование, складывающееся из обобщенных
знаний и представлений человека о своем положении в мире, из ценностных
ориентаций, на основе которых он способен осуществлять выбор «конечных
целей» и жизненных принципов, определять линию своего поведения. Это
базовая социальная установка. В жизненной позиции индивида отражаются эпоха, в
которую он формируется, наличный уровень культуры, особенности
жизнедеятельности той социальной группы, к которой он принадлежит. Авторская
позиция зависит от общих принципов, которыми руководствуется журналист, но
также включает и те особые цели, которые он, как автор, преследует при
подготовке именно этого материала. Позицию журналиста иногда называют
профессиональной конкретизацией его позиции как автономной личности. Эта
конкретизация происходит благодаря освоению основных принципов журналистской
деятельности и требований профессиональной морали.

В
современной журналистской деятельности важными факторами выступают самоконтроль,
самоорганизация и самоуправление. Поэтому необходимым условием
жизнедеятельности профессионала служит самосознание — «осознание и оценка
человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и
интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего
места в жизни». Такая самооценка становится в свою очередь гранью
мировоззрения и важной составляющей жизненной позиции личности. В деятельности
журналиста сознательное самоуправление собственными психическими процессами и
поведением становится наиболее эффективным способом организации, регуляции и
контроля. В структуре самоуправления закономерно выделять три процесса:
самоорганизацию, самоконтроль и саморегуляцию. Самосознание, таким образом,
представляет собой конституирующий признак личности, формирующийся вместе с ее
становлением. Поэтому состояться, как профессионал журналист может в том
случае, если он состоялся как личность, следующая требованиям долга.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.unesco.kz/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий