Окупаемость инвестиций в программы корпоративного обучения

Дата: 12.01.2016

		

Костицын Н.А., тренер-консультант

Принимая
решение о выделении средств на обучение и развитие персонала, многие
руководители понимают, что это нужно, но не вполне уверены в том, что вложения
дадут именно экономический эффект. Данная статья призвана вооружить
руководителей и HR-специалистов данными, характеризующими размеры возможной
отдачи от инвестиций в развитие персонала.

Окупаемость инвестиций в корпоративное обучение
западных компаний

Исследователи
утверждают, что сейчас экономический эффект от вложений в развитие персонала
более высокий, чем от вложений в средства производства. Исследования,
проведенные в 3200 американских компаниях Р. Земски и С. Шамаколе (Университет
штата Пенсильвания), показали, что 10%-е увеличение расходов на тренинг
персонала дает прирост производительности труда 8,5%, в то время как такое же
увеличение капиталовложений дает прирост производительности только 3,8%1 .

Cспециалисты
Американского общества тренинга и развития (ASTD) подсчитали, что 1 доллар,
вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода. А в компании
Motorola каждый доллар, вложенный в образование, приносит 33 доллара прибыли2.
Разработанная и внедренная на одном из предприятий Motorola в 1987 году
программа повышения качества Six Sigma позволила снизить показатель брака до
0,1% и сократить на 84% затраты, связанные с низким качеством.

Таким
образом, инвестиции в обучение персонала западных компаний могут приносить
компаниям не только прибыль, но и сверхприбыль.

Прибыльность инвестиций в корпоративное обучение
российских компаний

Возврат
на вложенный капитал3

Обучение
150 клиентских менеджеров в Альфа-банке позволило снизить процент непроходных
кредитных заявок с 80% до 10%. Это высвободило около 140 000 долларов в год,
затрачиваемых ранее на оплату труда кредитных менеджеров, обрабатывавших эти
заявки.. Помножив эту сумму на среднее по банку соотношении доход/зарплаты,
специалисты компании «ЭКОПСИ Консалтинг» получили сумму дохода от обучения
равную почти 450 000 долл. в год.

Затраты
на проект обучения включали в себя оплату тренингов, авиабилетов, гостиницы,
канцелярских и почтовых услуг и оказались равны 113 200 долл. Таким образом на
каждый вложенный в проект доллар банк за год получил 3,98 долл. отдачи4 .

Другой
пример. В 2003 г. «Спортмастер» в течение 10 месяцев обучал менеджеров по
оптовым продажам. В результате, объем продаж повысился на 60%, клиентская база
расширилась на 25%, а охват городов — на 35%.

Поскольку
на рост показателей, влияли и другие факторы, а удельный вес влияния программ
обучения на повышение эффективности работы составил 21%, то можно сделать
вывод, что благодаря программе обучения объем продаж за 10 месяцев вырос на
12%, клиентская база расширилась на 5%, охват городов увеличился на 7%.

С
учетом затрат на привлечение тренеров, на аренду помещений, на заработную плату
участников и представителей службы персонала (за дни тренингов), вовлеченных в
процесс обучения, а также затрат компании на проведение оценки сотрудников
методом Ассесмент-центра, отдача на инвестиции в обучение менеджеров составила
415%. Это означает, что на каждый вложенный в проект доллар компания за год
получила 5,15 долл. отдачи5.

Динамика изменения объемов продаж

В.Потребич
исследовал динамику изменения объемов продаж у 72 продавцов-консультантов ТД
«Техносила» после проведения традиционного тренинга продаж6.

Таблица.
Динамика послетренингового увеличения продаж

Показатели
1 месяц 2 месяц 3 месяц

Кол-во
продавцов, увеличивших объемы личных продаж7 94% 90% 32%

Увеличение
объема личных продаж 12-117% 8-186% 12-47%

Прирост
по суммам выписанных чеков 16-86% 14-48% Без изм-й

Из
таблицы видно, что экономический эффект от тренинга достигает своего максимума
в течении первых двух месяцев, а затем стабилизируется.

Значимость
результатов исследования подчеркивает и тот факт, что такие переменные как а)
ассортимент; б) своевременные и эффективно выстроенные, регулярно проводимые
рекламные акции; в) система оплаты труда; г) конкурентоспособная цена на товар,
не имели существенных колебаний (скачков) на протяжении всего периода анализа
пред- и послетренингового периода. В расчет также принималась поправка на
сезонность продаж..

Таким
образом, выгодность инвестиция в обучение персонала российских компаний может
достигать 5 долл на каждый вложенный, а экономический эффект от обучения может
сохраняться на протяжении 2-3 месяцев.

Добавим
к этому, что создание систем корпоративного обучения может приносить немалый
доход. Так, в 2001 г. более 27 тысяч работников предприятий группы «Норильский
никель» повысили квалификацию и прошли переподготовку. А годовой экономический
эффект от обучения персонала в 2001 году составил более 200 млн. руб8. То есть,
обучение одного сотрудника принесло предприятию свыше семи тысяч рублей.

Итак,
формируя бюджет обучения и регулярность проведения обучающих программ менеджеры
и HR-специалисты могут руководствоваться приведенными выше данными. Будем
надеяться, что осознание экономической выгодности инвестиций в человеческий
капитал поможет наращиванию этого капитала на отечественных предприятиях и в
организациях малого, среднего и крупного бизнеса.

Список литературы

1.
Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я: Науч.-практ.пособие. — 2-е изд.,
испр. и доп. — М.: Дело.2002. — 224 с.

2.
Моргунов Е. Корпоративный университет, как инструмент становления научающейся
компании. // Журнал «Управление персоналом», №1-2 (90), 2004 года. — с. 46.

3.
Human Capital Return of Investments, HC ROI= доход проекта минус стоимость
проекта, деленное на стоимость проекта. Формула позволяет вычислить, сколько
приносит каждый доллар, вложенный в конкретное HR-мероприятие.

4.
Ю.Васильева, Мечта сбылась. Компании подсчитывают доходность вложений в
персонал, Ведомости, №128 (1168), 22 июля 2004

5.
Ю.Васильева, Мечта сбылась. Компании подсчитывают доходность вложений в
персонал, Ведомости, №128 (1168), 22 июля 2004

6.
В.Потребич Тренинги по технике продаж в сети розничных магазинов Original
article: http://www.e-xecutive.ru/publications/specialization/article_1697/

7.
В сравнении с результатами, зафиксированными за месяц до тренинга

8.
«Корпоративные университеты в российской практике: актуальные примеры
реализации», М.: Ассоциация Менеджеров, 2003 г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий