Основы предпринимательства

Дата: 21.05.2016

		

Лекция 1. История
предпринимательства

Субъекты
предпринимательства – частные лица и объединения партнеров.

Частные лица –
организация единоличного или семейного предприятия.

Объединения партнеров –
хозяйственные ассоциации (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.)

Организационно
экономические формы предпринимательства:

• 
Концерн –
многоотраслевое акционерное общество.

• 
Ассоциация –
договорное объединение предприятий, созданное в целях координации
производственно- хозяйственной деятельности для решения определенный задач.

• 
Консорциум –
объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой
операции.

• 
Синдикат —
объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения
излишней конкуренции.

• 
Картель –
соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, о разделе
рынков сбыта.

Важнейшие черты
предпринимательства:

· 
Самостоятельность
и независимость хозяйствующих субъектов;

· 
Экономическая
заинтересованность;

· 
Хозяйственный
риск и ответственность.

Условия формирования
предпринимательства
:

• 
Экономические –
предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести
покупатели; объем денежных средств, которые покупатели могут истратить на
покупки; избыток или недостаток рабочих мест.

• 
Социальные – стремление
покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде.

• 
Правовые –
наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих те
или иные условия для развития предпринимательства.

Элементы процесса
предпринимательства:

Определение и оценка

Возможностей бизнеса

Разработка бизнес-плана

Определение потребности

В ресурсах

Управление предприятием
Продолжит. воз-ти бизнеса Опред-ие необх. ресурсов Разработка стиля упр-ия
Рынок для реал-ции воз-тей бизнеса Опред-ие имеющихся ресурсов Внедрение сис. контроля.
Анализ конкуренции Идентификация потребности в ресурсах Разработка организац. процедур
Ценность воз-ти бизнеса д/рынка и предприятия Опред-ие поставщиков необх. ресурсов. Проведение SWOT-анализа
Риск и прибыль, кот. содержат воз-ть бизнеса Опред-ие факторов успеха.

Согласование воз-ти с предпринимат. знаниями, навыками,
желаниями

Лекция 2. Виды предпринимательской
деятельности

q  Производственное:

1. 
инновационное;

2. 
научно-техническое;

3. 
производство
товаров;

4. 
оказание услуг;

5. 
производственное
потребление товаров;

6. 
производственное
потребление услуг;

7. 
информационное.

q  Коммерческое:

1. 
торговое;

2. 
торгово-
закупочное;

3. 
торгово-
посредническое;

4. 
товарные биржи.

q  Финансовое:

1. 
банковское;

2. 
страховое;

3. 
аудиторское;

4. 
лизинговое;

5. 
фондовые биржы.

q  Консультативное:

1. 
общее управление;

2. 
администрирование;

3. 
финансовое управление;

4. 
управление
кадрами;

5. 
маркетинг;

6. 
производство;

7. 
информационная
технология;

8. 
специализированные
услуги.

Коммерческое
предпринимательство
:

Основное содержание- операции
и сделки по купле- продаже т.е. по перепродаже товаров и услуг.

Программа коммерческой сделки:

v  наем работников для выполнения
торгово-посреднических услуг;

v  приобретение или наем помещений,
складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров;

v  закупка товара для последующей его
перепродажи;

v  привлечение денежных средств для
финансирования сделки;

v  оплата услуг сторонних организаций и
лиц, выполняющих посреднические функции.

Модель-программа
маркетинговой работы в торговой фирме.

Сбор маркетинговой инф-и и

 формирование банка данных

Принятие управленческих решений
Исследование факторов внутр. внеш. среды Полновесное представление о св. реал. рыночных воз-тях
Изучение конъюнктуры рынка товаров и тенденций его раз-ия Принятие объективных реш-ий по произ-ву товара
Получение и анализ данных, вли- яющих на спрос и
предложение
Формирование ценовой и сбытовой политики
Опред-ие необх.ассортимента и запросов по качеству товара Удовлетворение интересов и потребностей покупателей
Установление деловых и постоянных партнерских товаров Организация транзитной складской форм снабжения
Организация торгово-технологич. процесса, ориентированного
на рыночные отношения
Обеспечение планомерности, поточности, стабильности продажи
товара
Осуществление рекламных мероприятий Повышение интереса к продаваемым товарам
Создание имиджа фирмы Придание индивидуального облика магазина

Товарная биржа –
разновидность оптового рынка без предварительного осмотра покупателем образцов
и заранее установленных минимальных партий товаров.

Товарная биржа –
корпоративная, некоммерческая ассоциация членов корпораций. Обеспечивающей
материальные условия для купли- продажи товаров на рынке путем публичных торгов
согласно правилам и процедурам, обеспечивающим равенство для клиентов и членов
биржи.

Цель товарной биржи –
создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом
изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены.

Базовые операции на
товарной бирже:

• 
клиринговые
операции;

• 
фьючерсные
операции;

• 
опционы;

• 
хеджирование
(балансирование обязательств на наличном рынке и противоположных по направлению
на фьючерсном рынке);

• 
спекуляция.

Функции товарной
биржи:

ü  оказание посреднических услуг по
заключению торговых сделок;

ü  упорядочение товарной торговли;

ü  сбор и публикация сведений о ценах,
состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Лекция 3. Виды
предпринимательства

Финансовое
предпринимательство.

Коммерческий банк –
финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе
коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов и другие
расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческих
банков является разница между процентными ставками депозитов и ссудных средств.

Операции коммерческих
банков:

ü  пассивные- привлечение средств;

ü  активные- размещение средств;

ü  комиссионно-посреднические —
выполнение операций по поручению клиента с уплатой комиссии.

Фондовая биржа — частное
акционерное общество или публично- правовой институт.

Члены биржи – брокеры или
брокерские компании.

На бирже действуют дилеры
и джобберы.

Брокеры- действуют от
имени клиента и за их счет. Получают комиссионные (брокерские или куртаж).

Дилеры и джобберы –
действуют от своего имени и за свой счет.

Фондовый рынок –
совокупность денежного рынка и рынка капиталов в части торговли фондовыми
инструментами, удостоверяющими имущественные права своих владельцев на
различные виды товаров.

Фондовые инструменты:

v  акции- ценная бумага, свидетельствующая
о внесении определенной доли в капитал акционерного общества, дающая право на
участие в управлении им и на получение прибыли в виде дивиденда.

курс акции равен сумме
годового дохода, разделенной на уровень ссудного процента в стране и умноженной
на 100%.

Акции:

Ø 
простые;

Ø 
привилегированные.

v  суррогаты акций:


депозитарные
расписки- свидетельство о владении долей в пакете акций конкретной акционерной
компании;


конвертируемые
облигации- бумаги, дающая инвестору право выбора: рассматривать ее как чистую
облигацию ил через оговоренное время обменять ее на акции (обыкновенные);
служат для привлечения инвесторов, которые заинтересованы в росте своих
капиталовложений в случае роста акций.

v  производственные ценные бумаги:


варранты- ценные
бумаги, дающие право владельцу на покупку некоторого количества акций на
определенную будущую дату по определенной цене (обычно используются при
эмиссии);


опционы-
контракты, дающие право на покупку или продажу определенного актива по
определенной цене в определенную будущую дату или до ее наступления;


фьючерсы- твердое
соглашение между продавцом и покупателем о купле- продаже определенного актива
на фиксированную будущую дату.

Опционы:

ü  опцион на покупку (call)- право покупателя купить акции и
т.д.;

ü  опцион на продажу (put)- право продавца продать акции и
т.д.;

ü  опцион двойной (стеллаж)- право либо
купить, либо продать ( но не одновременно) акции и т.д.

v  облигации – бумаги, дающие владельцу
право получать заранее фиксированный доход в виде процентов:


государственные
облигации;


облигации
предприятий.

Классификация облигаций
по обеспечению:

ü  облигации с понижающимися
(амортизируемыми) фондами- своевременное погашение достигается путем
аккумулирования амортизационных отчислений в специальном фонде;

ü  дебиторные облигации – обеспечиваются
остатком имущества после прочих расчетов по долговым обязательствам;

ü  казначейские облигации-
государственные долгосрочные обязательства, гарантированные процентом и
своевременным погашением (имеют минимальный процент);

ü  облигации с гарантиями третьей
стороны- возникают в ситуациях, когда более крупная компания или банк берет на
себя юридические обязательства по обеспечению облигаций менее мощной или мало
известной фирмы.

Классификация облигаций
по выплачиваемым доходам:

Ø 
облигации с
правом участия в прибылях- помимо фиксированного процента дают право на
дополнительные выплаты, если прибыль достигает заранее оговоренного уровня;

Ø 
доходные
облигации- гасятся по истечении срока, но процент выплачивается только при наличии
прибыли (имеют высокий процент и короткий срок действия).

Ø 
депозиты –
банковское свидетельство о денежном вкладе юридического лица;

Ø 
сберегательные
сертификаты- банковское свидетельство о денежном вкладе физического лица;

v  вексель – ценная бумага,
удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при
наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя
(векселедержателю).


простой вексель
(соло- вексель) выписывается заемщиком (векселедателем) и содержит обязательство
платежа кредитору (векселедержателю);


переводной
вексель (тратта) – выписывается кредитором (трассантом) и представляет собой
приказ должнику (трассату) об уплате в указанный срок обозначенной суммы
третьему лицу (ремитенту) или предъявителю;

Вексель:

A. 
казначейский- выпускается
государством для покрытия своих расходов, представляет собой краткосрочное
обязательство со сроком погашения не более 12 месяцев;

B. 
 банковский –
выпускается банком или объединением банков ( доход владельца- разница между ценой
погашения (номиналом) и ценой продажи (ниже номинала);

C. 
коммерческий
(торговый) – кредитование торговых операций, выдается под залог товаров как
платежный документ или долговое обязательство.

Коносамент – право
собственности на конкретный указанный в ней товар (транспортный документ
содержащий условия морской перевозки). Представляет собой
товарораспределительный документ, держатель которого получает право
распоряжаться грузом. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза и
удостоверяет факт заключения договора.

ü  линейный коносамент- коносамент, в
котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора
перевозки груза;

ü  чартерный коносамент- коносамент, который
выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера;

ü  береговой коносамент- коносамент.
Который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как
правило, на складе перевозчика;

ü  бортовой коносамент- коносамент,
который выдается. Когда товар погружен на судно.

Классификация коносамента
по грузополучателю:

• 
именной
коносамент- коносамент, в котором указывается наименование определенного
получателя;

• 
ордерный
коносамент- коносамент, по которому груз выдается либо по приказу отправителя
или получателя, либо по приказу банка;

• 
коносамент на
предъявителя- коносамент, в котором указывается что он выдан на предъявителя,
т.е. в нем не содержатся какие- либо конкретные данные относительно лица,
обладающего правом на получение груза и поэтому груз выдается любому лицу,
предъявившему такой коносамент.

Лизинг:

Вид деятельности,
связанной с приобретением имущества и передачей его на основании договора
лизинга физическим или юридическим лицам на определенных условиях, на
определенный срок, за определенную плату с возможностью перехода права собственности
на предмет лизинга к лизингополучателю.

Основные виды лизинга:

• 
оперативный
лизинг – вид лизинга, согласно которому лизингодатель закупает на свой страх и
риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за
плату, на срок и на определенных условиях во временное владение или
пользование;

Оперативный лизинг –
соглашение, срок которого короче аморти-зационного периода оборудования.

• 
финансовый лизинг
— вид лизинга, при котором лизинго-датель обязуется приобрести в собственность
указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать ему
это имущество в качестве предмета лизинга за плату, на срок и на определенных
условиях во временное владение и пользование;

Финансовый лизинг –
соглашение, предусматривающее выплату в течение периода своего действия сумм,
покрывающих полную стоимость амортизации оборудования и прибыль лизингодателя.

Лекция 4. Виды
предпринимательства. Формы сотрудничества

Консультативное
предпринимательство:

Консалтинг-
предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая
определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих
мер и помощь в их реализации.

Этапы консалтинговых
проектов:

1. 
выявление
проблемы (диагностика);

2. 
разработка решений,
проекта;

3. 
осуществление
решений, проекта

Методы консультирования:

• 
экспертное
консультирование- консультант самостоятельно осуществляет диагностику,
разработку решений и рекомендаций по внедрению;

• 
процессное
консультирование- специалисты на всех этапах разработки проекта активно
взаимодействуют с клиентом (побуждают клиента высказывать свои идеи и
предложения), вместе анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

• 
обучающее
консультирование- главная задача специалистов- подготовка почвы для возникновения
идей, выработки решений ( т.е. проводятся семинары, лекции и т.д.).

Формы сотрудничества в
сфере производства:

1) 
Совместное
предпринимательство.

Совместное предприятие-
предприятие, уставный фонд которого образован на основе внесения паевых взносов
двумя или более учредителями, один из которых- иностранное физическое или
юридическое лицо.

Смешанное предприятие-
предприятие, уставный фонд которого сформирован двумя или более юридическими
лицами одной страны.

Этапы формирования СП:

ü  определение профиля СП;

ü  поиск партнера, готового к
сотрудничеству в создании СП;

ü  подписание протокола о намерениях;

ü  предварительное формирование пая,
вносимого при учреждения СП;

ü  подготовка проектов всех документов,
необходимых для учреждения и регистрации СП;

ü  подписание договора о создании СП;

ü  государственная регистрация СП;

ü  реализация на практике.

Источники информации об
иностранных фирмах:

• 
сведения,
предоставляемые самой фирмой:


удостоверенные
копии учредительных документов;


публикуемые
фирмой проспекты и каталоги, рекламные материалы;


балансы,
финансовые отчеты.

• 
анализ
опубликованных коммерческих справочников;

• 
конфиденциальная
информация, полученная через агентуру;

• 
информация
коммерческих банков.

Протокол о намерениях —
это документ, подписываемый сторонами, о направлении и содержании будущего
сотрудничества, не имеющий правовой силы и лишь свидетельствующий о желании
сторон продолжать контакты в будущем.

Вопросы, интересующие
иностранных партнеров:

ü  какова действующая на территории государства-
реципиента система налогообложения и финансирования СП;

ü  каковы перспективы использования
местной рабочей силы;

ü  какова обеспеченность сырьевыми и
энергоресурсами;

ü  наличие у местных партнеров свободно
конвертируемой валюты.

Пай, вносимый в уставный
фонд может включать:

• 
остаточную
стоимость зданий, сооружений и т.д.;

• 
кадастровую
оценку земли, передаваемой в пользование СП;

• 
денежную оценку
передаваемых СП технологий, научных разработок и т.д.

Кадастр – реестр,
содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов (земли, домов и
т.д.), которые используются для исчисления налогов.

Для регистрации СП
учредители представляют:

Ø 
письменное
заявление с просьбой произвести регистрацию;

Ø 
заверенные копии
учредительных документов участников СП;

Ø 
положительные
заключения соответствующих экспертиз (например, экологических);

Ø 
для российских
учредителей: свидетельство, подтверждающее существование ЮЛ; свидетельство о
регистрации; учредительный документ; решение о создании СП и внесении пая в уставный
фонд;

Ø 
для иностранных
учредителей: свидетельство, подтверждающее существование ЮЛ; документ о
платежеспособности;

Ø 
паспортные данные
(ксерокопии паспортов).

Производственная
кооперация.

Производственная
кооперация – форма сотрудничества, при которой каждый из партнеров выполняет
свою долю работ в рамках единого производственного процесса (цикла); доход
делится в точном соответствии с долей каждого партнера в общем объеме работ.

Лизинг.

Лизинг – особый вид
арендных отношений (применяется к случаям, когда объектом аренды выступает
оборудование).

Классификация лизинга:

По степени окупаемости.

Ø 
финансовый лизинг
(лизинг с полной окупаемостью)- срок аренды совпадает со сроком окупаемости,
лизингодатель получает полную стоимость оборудования и прибыль;

Ø 
оперативный
(сервисный) лизинг (лизинг с неполной окупаемостью)- срок аренды меньше
экономического срока службы оборудования.

По составу участников.

Ø 
прямой лизинг;

Ø 
косвенный лизинг.

По типу имущества.

Ø 
лизинг
недвижимости;

Ø 
лизинг движимости
(оборудование, транспортные средства, мед. техника и т.д.)

По объему оказываемых
услуг.

Ø 
чистый лизинг-
обслуживание оборудования возлагается на лизингополучателя;

Ø 
лизинг с полным
набором услуг – оборудование обслуживает лизингодатель;

Ø 
лизинг с
частичным набором услуг (смешанная форма)- различные функции по обслуживанию
оборудования разделяются на договорной основе между лизингополучателем
лизингодателем.

По сектору рынка.

Ø 
внутренний
лизинг;

Ø 
международный
лизинг:

v  экспортный лизинг- лизинговая компания
покупает оборудование национальной фирмы и предоставляет егоза границу;

v  импортный лизинг – оборудование
закупается у иностранной фирмы и предоставляется отечественному
лизингополучателю.

По характеру лизинговых
платежей.

Ø 
лизинг с денежным
платежом;

Ø 
лизинг с
компенсационным платежом;

Ø 
смешанная форма.

По методу финансирования.

Ø 
срочный лизинг
(одноразовая аренда);

Ø 
возобновляемый
лизинг (договор возобновляется по истечении первичного срока).

Возвратный лизинг — разновидность
лизинга, когда собственник оборудования продает его лизинговой компании, с
которой заключает соглашение о лизинге этого оборудования.

Леведж — лизинг
(левередж-лизинг)- форма отношений, при которой в качестве лизингодателя
выступает объединение нескольких компаний, фирм.

• 
Рентинг- аренда
машин и оборудования на краткосрочный период.

• 
Хайринг- аренда
машин и оборудования на среднесрочный период.

• 
Лизинг- аренда
машин и оборудования на долгосрочный период.

Франчайзинг.

• 
Франчайзер –
головная компания, которая передает какие-то определенные права.

• 
Оператор
(франчайзи)- мелкая компания, которая получает определенные права.

Франчайзер:

1. 
помогает
оператору решить вопрос с капиталовложениями;

2. 
требует от
оператора выплаты первоначального взноса (может вноситься частями);

3. 
устанавливает
норматив текущих отчислений от прибыли.

Платежи в системе
франчайзинга:

• 
первоначальная
плата -до 10 % инвестиций;

• 
периодические
платежи (роялти) — 4-7% от объема продаж;

• 
оплата товаров,
приобретаемых у франчайзера;

• 
платежи в
рекламный фонд франшизной системы.

Услуги, оказываемые
франчайзером:

• 
поставка
оборудования;

• 
передача
технологии;

• 
поставка сырья;

• 
обучение
персонала;

• 
оказание услуг по
бухучету и т.д.

Проектное финансирование:

Форма партнерских связей:

1. 
когда одна из
сторон берет на себя обязательство финансировать реализацию
предпринимательского проекта другой стороны, а другая сторона обязуется
реализовать такой проект в надлежащей форме;

2. 
когда одна
сторона, имеющая разработанный проект, предлагает другой стороне взяться за его
практическую реализацию и обязуется финансировать все работы, связанные с
реализацией.

Лицензирование.

Субъекты.

ü  лицензиар- обладатель каких- либо
прав.

ü  лицензиат- тот, кому права
передаются.

Концессия.

Договорная форма
взаимоотношений предпринимателя с государственным или муниципальным органом
власти об аренде хозяйственных объектов, находящихся в монопольной
собственности государства ил муниципалитета.

q  Объект договора- месторождения
полезных ископаемых, природные богатства.

q  Предмет договора- эксплуатация
объекта договора на условиях, содержащихся в соглашении.

Концессионер –
предприниматель, вступающий в отношения долго-срочной аренды в качестве
арендатора.

Управление по контролю.

Один из предпринимателей
передает другому ноу-хау в области управления, а второй предприниматель
обеспечивает необходимый капитал. Т.е. происходит импорт управленческих услуг.

Подрядное производство:

• 
Форма отношений,
при которой оговаривается обязанность одного предпринимателя осуществлять
целевое производство товара, составляющего предмет договора и его поставку
заказчику («Лента» и « 365 дней»).

Лекция 5. Формы
сотрудничества

Формы сотрудничества в
сфере товарообмена.

Бартер.

Бартер — товарообменная
сделка, которая предусматривает:

a) 
какие конкретные
товары будут обмениваться;

b) 
определенные
пропорции обмена одного товара на другой (через достижение договоренности о
ценах );

c) 
сроки взаимных
поставок (максимальный разрыв — 6 месяцев).

Бартерная сделка —
операция по обмену определенного количества одного или нескольких товаров на
эквивалентное по стоимости количество другого товара или товаров (без
использования денежной системы расчетов).

Встречная поставка.

Встречная поставка —
бартерная сделка, при которой определено, какой товар и на каких условиях
должен быть поставлен одной стороне, однако не определено, какой обратный товар
должен быть поставлен другой стороне; это определяется специальным приложением
или подписанием другого соглашения.

Сделка оффсет — сделка,
предусматривающая как обмен товарами и услугами, так и предоставление
возможности вкладывать капитал взамен различного рода оказанных услуг.

Коммерческая
триангуляция.

Формы сделок в сфере
торговле.

Ø 
сделка купли-
продажи (обычная сделка)- сделка на товар, имеющийся в наличие;

Ø 
сделка форвардная
(сделка срочная)- сделка, заключаемая на срок от 6 до 14 месяцев;

Ø 
сделка о передаче
информации типа ноу- хау- отношения партнеров по передаче незапатентованных
«секретов производства» за вознаграждение и на определенных условиях;

Ø 
сделка спот — вид
операций по купле- продаже наличного товара с немедленной поставкой и оплатой;

Ø 
сделка об
экспорте – договор о поставке товара партнеру другой страны;

Ø 
сделка о
реэкспорте — отношения, при которых один из партнеров приобретает товар за
рубежом с целью его поставки партнеру третьей страны (без переработки в своей
стране);

Ø 
сделка об импорте
— ввоз товара из-за рубежа.

Формы сотрудничества в
сфере финансовых отношений.

Факторинг.

Система взаимоотношений
между предпринимателем и фактор- фирмой, при которой фактор- фирма берет на
себя погашение дебиторской задолженности предпринимателя или покупает у
предпринимателя его требование к партнеру о платеже.

Факторинг — это
разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием
оборотного капитала клиента через покупку фактор–компанией счетов клиента.

Коммерческий трансферт.

Коммерческий   
трансферт — взаимное приобретение партнерами друг у друга капиталов в
национальных валютах в установленных (договором) размерах по договорной цене.

Организационно-правовые
формы предприн-ой деятельности.

• 
Фирма —
промышленное, инновационное, сервисное, торговое предприятие или отдельный
бизнесмен, пользующиеся правами юридического лица.

• 
Компания —
торговое, промышленное, транспортное и т.д. объединение деловых людей,
осуществляющих совместную деятельность.

• 
Предприятие —
самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий статусом юридического лица и
обособленным имуществом.

Признаки предприятия:

определенная
обособленность (имущественная и неимущественная- от собственности учредителей
предприятия);

юридический статус
(закрепляет определенные права и обязанности, позволяет рассматривать
предприятие, как субъект права и правовых отношений);

название предприятия и
его организационно- правовая форма.

Предпринимательство:

ü  Индивидуальное — осуществление
определенной формы экономической активности от своего имени и под личную
ответственность (полную и неограниченную);

ü  Коллективное — предпринимательская
деятельность, осуществляющаяся через объединение капиталов, ведущаяся от имени
предприятия и подразумевающая коллективную ответственность и коллективный
доход.

Классификация юр. лиц.

По праву учредителей в
отношении юридических лиц или их имущества:

• 
юридические лица,
в отношении которых участники имеют обязательственные права:

a. 
хозяйственные
товарищества и общества;

b. 
 производственные
и потребительские кооперативы;

• 
юридические лица,
на имущество которых их учредители имеют право собственности:

a) 
государственные и
муниципальные унитарные предприятия;

• 
юридические лица,
в отношении которых учредители не могут иметь имущественных прав:

a) 
общественные и
религиозные организации;

b) 
благотворительные
фонды.

По праву экономической
деятельности:

• 
коммерческая-
основная цель деятельности- извлечение прибыли;

• 
 некоммерческая- не
ставят своей целью получение прибыли.

По
организационно-правовой форме:

• 
хозяйственные
товарищества;

• 
хозяйственные
общества;

• 
унитарные
предприятия;

• 
 производственные
кооперативы.

Производственный
кооператив.

Производственный
кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной
производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном
трудовом или ином участии (число не принимающих личного трудового участия- не
более 25%) и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Паевой взнос — деньги,
ценные бумаги, имущественные права и т.д.К моменту государственной регистрации-
не менее 10% паевого взноса (остальное в течение года).

Учредительный документ —
устав.

УСТАВ:

• 
фирменное
название и слова «производственный кооператив»;

• 
место нахождения;

• 
условия о размере
паевых взносов;

• 
о составе и
порядке внесения паевых взносов и об ответственности за нарушение обязательств
по внесению;

• 
о характере и
порядке трудового или иного участия и об ответственности за нарушение
обязательств по участию;

• 
о порядке
распределения прибыли и убытков;

• 
 о размере и
условиях ответственности по долгам;

• 
о составе и
компетенции органов управления и порядке принятия ими решений;

• 
о порядке выплаты
стоимости пая и выдачи имущества лицу, прекратившему членство;

• 
о порядке
вступления новых членов;

• 
о порядке выхода
из кооператива;

• 
об основаниях и
порядке исключения из кооператива;

• 
о порядке
образования имущества кооператива;

• 
о порядке
ликвидации и реорганизации кооператива.

Преимущества
производственного кооператива:

1. 
прибыль
распределяется не пропорционально паям, а в соответствии с трудовым вкладом;

2. 
законодательство
не ограничивает число членов кооператива;

3. 
равные права в
управлении, т.к. каждый имеет только один голос.

Недостатки:

1. 
ограниченные
возможности для начала деятельности (число членов не менее 5);

2. 
субсидиарная
ответственность по долгам.

Унитарное предприятие.

Унитарное предприятие —
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за
ней имущество.

Унитарные предприятия:

• 
на праве
оперативного управления – право владеть, пользо-ваться, и распоряжаться в
пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности,
заданиями собственника и назначением имущества;

• 
на праве
хозяйственного ведения — право владеть , пользовать-ся и распоряжаться
имуществом в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Лекция 6.
Организационно-правовые формы

Хозяйственные
товарищества и общества.

Хозяйственные
товарищества и общества — коммерческие организации с разделенным на вклады
учредителей уставным (складочным) капиталом.

Общие черты товарищества
и общества.

• 
имущество,
созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное или приобретенное,
принадлежит товариществу или обществу на праве частной собственности;

• 
общества и
товарищества могут быть участниками других обществ и товариществ;

• 
учредители
общества или товарищества имеют по отношению к нему право обязательственного
характера, но не право собственности на имущество (это право имеет само
общество или товарищество);

• 
являются
коммерческими организациями, обладающими правоспособностью.

Различия:

• 
товарищество-
объединение лиц, общество- объединение капиталов (отсюда разное правовое положение);

• 
в товариществах
могут участвовать только индивидуальные предприниматели или коммерческие
организации;

• 
общества могут
быть созданы одним лицом, товарищества- нет.

Товарищество:

• 
полное
товарищество;

• 
товарищество на
вере.

Полное товарищество —
товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным
договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и
несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

1. 
создается и действует
на основании учредительного договора, который должен быть подписан всеми
участниками;

2. 
фирменное
название должно содержать либо имена всех участников и слова «полное
товарищество», либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов «и
компания»;

3. 
прибыли и убытки
распределяются пропорционально долям в складочном капитале (если иное не
предусмотрено в учредительном договоре);

4. 
управление
деятельностью осуществляется по общему согласию (каждый имеет 1 голос).

Особенности:

v  предпринимательская деятельность
участников признается деятельностью самого товарищества как юридического лица;

v  при недостатке имущества товарищества
для погашения долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения из личного
имущества любого из участников;

v  не требуется устав, устанавливающий
компетенцию его органов, т.к. любой из участников занимается
предпринимательством от имени товарищества в целом.

Товарищество на вере:

· 
полные товарищи;

· 
вкладчики.

v  Полные товарищи — осуществляют
предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут
неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам.

v  Вкладчики (коммандисты) — делают
вклады в имущество, но не отвечают своим личным имуществом по его
обязательствам.

Вкладчики:

ü  не вправе участвовать в управлении
делами товарищества, но имеют право знакомиться с финансовой деятельностью
товарищества;

ü  включение вкладчика в фирменное
наименование делает его полным товарищем;

ü  обладают тремя имущественными
правами:

—  
право на
получение части прибыли товарищества;

—  
право свободного
выхода с получением своего вклада;

—  
право передачи
своей доли или ее части другому вкладчику или третьему лицу без согласия
остальных.

ü  при ликвидации имеют преимущественное
право на получение вкладов или их денежного эквивалента.

Преимущества полного
товарищества:

Ø 
возможность
аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки;

Ø 
каждый член имеет
право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества
наравне с другими;

Ø 
привлекательны для
кредиторов, т.к. члены несут неограниченную ответственность.

Недостатки:

• 
необходимость
доверительных отношений;

• 
неограниченная
ответственность.

Преимущества товарищества
на вере:

• 
возможность
аккумулирования значительных средств;

• 
право заниматься предпринимательской
деятельностью от имени товарищества;

• 
привлекательность
для кредиторов;

• 
привлечение
дополнительных средств за счет вкладчиков.

Общество с ограниченной
ответственностью.

учрежденное одним или
несколькими лицами общество , уставный капитал которого разделен на доли
определенных учредительными документами размеров.

Участники общества:

• 
не отвечают по
его обязательствам;

• 
несут риск
убытков в пределах стоимости внесенных вкладов.

Учредительные документы:

учредительный договор;

устав.

Особенности ООО:

Ø 
разновидность
объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия своих членов
в делах общества;

Ø 
раздел уставного
капитала на доли участников и отсутствие ответственности по долгам общества;

Ø 
более высокие
требования в определению и формированию уставного капитала, чем к складочному
капиталу товариществ.

Преимущества ООО:

ü  возможность быстрого аккумулирования
значительных средств;

ü  может быть создано одним лицом;

ü  члены общества несут ограниченную
ответственность по обязательствам общества.

Недостатки ООО:

1) 
уставный капитал
не может быть меньше величины, установленной законом;

2) 
менее
привлекательны для кредиторов, т.к. члены общества несут только ограниченную
ответственность.

Общество о дополнительной
ответственностью:

Отличие от ООО:

при недостаточности
имущества общества для удовлетворения претензий кредиторов участники общества
могут привлечены к солидарной имущественной ответственности.

Дополнительное
преимущество — более привлекательно д/кредиторов, т.к. участники несут
дополнительную ответственность.

Дополнительный недостаток
– тот же.

Акционерное общество —
Общество, уставный капитал которого разде-лен на определенное число акций.

Отличия АО от ООО:

• 
различная
организация уставного капитала (в АО полное равенство долей);

• 
акционер при
выходе из общества не может потребовать никаких выплат.

АО:

· 
ОАО

· 
ЗАО

ОАО:

• 
участники могут
отчуждать акции без согласия других акционеров;

• 
обязано ежегодно
публиковать годовой отчет, баланс, отчет о прибылях и убытках.

ЗАО:

• 
акции
распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга
лиц;

• 
не вправе
проводить открытую подписку на акции (в противном случае оно подлежит
преобразованию в ОАО в течение года, при невыполнении этого- ликвидируется);

• 
не предполагается
публичное ведение дел.

Преимущества АО:

A. 
только АО имеют
право выпускать акции;

B. 
акционер несет
ограниченную ответственность;

C. 
возможность
концентрации большого капитала;

D. 
возможность
быстрого отчуждения и приобретения акций.

Акции:

• 
именные- решение
о продаже акций принимается органом управления АО: данные о владельце, который
не может свободно продать акции, а может только вернуть их правлению АО,
заносится в специальную книгу;

• 
на предъявителя- владельцы
не регистрируются;

• 
обыкновенные;

• 
привилегированные;

• 
кумулятивные
привилегированные- выплата девиденда может быть отложена (сейчас прибыли нет,
но в следующем будет выплачен дивиденд за 2 года).

Недостатки АО:

• 
отсутствие
возможности реально управлять АО;

• 
в руках отдельных
лиц сосредоточивается большой капитал.

Объединения юридических
лиц:

• 
ассоциации;

• 
концерны;

• 
консорциумы;

• 
межотраслевые и
региональные союзы;

• 
финансово-
промышленные группы;

• 
 холдинги.

Принципы объединения
предприятий:

ü  добровольность объединения на основе
общих экономических интересов;

ü  равноправие участников совместной
деятельности;

ü  свобода выбора организационной формы
объединения;

ü  самоуправление участников и
объединения в целом;

ü  организация отношений участников на
договорной основе.

Финансово-промышленные
группы (ФГП):

Возможности образования:

1. 
на основе
договорного объединения частных предпринимателей;

2. 
по решению
правительства с участием государственных предприятий;

3. 
по
межправительственным соглашениям.

Отличительные признаки ФГП:

• 
ядром группы
служит финансовая компания (банк, страховая компания и т.д.);

• 
иногда ФГП
основана на структуре торгового дома;

• 
важную роль
играет участие промышленной части.

ФГП объединяет:

• 
торговые
организации;

• 
промышленные
организации;

• 
кредитно-
финансовые организации.

Преимущества ФГП:

ü  взаимодействие финансового и
промышленного капитала;

ü  единая политика ценообразования;

ü  развитие процесса кооперации
производства.

Недостаток:

• 
возможность
монополизации рынка.

Холдинг — акционерная
компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний.

Преимущества холдинга:

ü  борьба с конкурентами консолидацией
усилий.

Предпринимательские союзы
— группы независимых компаний, свя-занные между собой общими целями.

Черты предпринимательских
союзов:

• 
переплетение
связей, существующих между производителями, поставщиками и покупателями;

• 
долгосрочные
отношения между участниками.

Лекция 7. Предпринимательский
договор

Партнерские связи:

· 
с поставщиками;

· 
с потребителями.

Договор (контракт,
соглашение) — форма заключения партнерских связей, при которой фиксируются
предмет договоренности, взаимные права и обязанности партнеров, последствия
нарушения договоренности.

Договор — компромисс
сторон, закрепление обязанностей, которые берет на себя каждая из сторон для
получения того эффекта, который лежит в основе сделки.

Договор:

· 
учредительный;

· 
предпринимательский
(хозяйственный).

• 
Учредительный
договор — письменный документ, свиде-тельствующий о волеизъявлении физических
или юри-дических лиц по образованию, учреждению новой органи-зационно- правовой
структуры для реализации какой- либо конкретной предпринимательской идеи.

• 
Предпринимательский
договор — волеизъявление сторон по поводу осуществления предпринимательского
процесса, не предполагающее объединение договаривающихся сторон в какую- либо
единую организационно- правовую структуру.

Договор состоит из:

1. 
преамбула;

2. 
основная часть;

3. 
заключительная
часть.

Преамбула — введение в
договор, которое включает в себя:

ü  наименование договора (купли-
продажи, бартера, поставки и т.д.);

ü  указание места и времени заключения
договора (можно отнести в заключительную часть);

ü  фиксирование факта заключения
договора в соответствии с условиями договора;

ü   наименование сторон (продавец-
первая сторона; покупатель- вторая).

Основная часть договора —
специфические и общие условия.

Специфические условия —
условия, относящиеся только к данной сделке.

Общие условия —
положения, включающиеся во все договоры, независимо от их содержания.

Специфические условия:

Ø 
предмет договора
и количество товара;

Ø 
качество товара;

Ø 
цена товара;

Ø 
скидки с цены и
надбавки к цене;

Ø 
базисные условия
поставки;

Ø 
форма платежа;

Ø 
срок поставки или
сроки исполнения обязательств;

Ø 
маркировка,
упаковка товара;

Ø 
сдача- приемка
товара, переход права собственности на товар;

Ø 
ответственность
сторон;

Ø 
 запретительная
оговорка ( например, о запрете перепродажи).

Общие условия:

Ø 
арбитраж:

Ø 
форс- мажор.

Заключительная часть:

Ø 
юридические
адреса сторон:

Ø 
все приложения,
которые являются неотъемлемыми частями договора;

Ø 
подписи сторон;

Ø 
указание места и
даты заключения договора (если не указано в преамбуле).

Подготовка к заключению
договора:

• 
определение
«психологического сопровождения» процесса переговоров с партнером;

• 
выявление
конкретных формулировок каждого из условий договора.

Психологическое
сопровождение- готовность идти на какие-либо уступки в ходе переговоров или,
наоборот, твердо стоять на своих позициях, отказываясь от компромиссных
решений.

v  Максимальная цена — показатель, с
которого можно начинать переговоры, но на достижение которого нельзя
рассчитывать.

v  Минимальная цена — предельный ценовой
показатель, ниже которого предприниматель решает не опускаться.

v  Объективная цена — ценовой
показатель, на который можно рассчитывать при нормальной ситуации в обществе и
спокойном ведении переговоров.

Оферта — письменное
предложение инициатора заключения договора другой стороне, подписанная
инициатором.

Оферта:

· 
Твердая;

· 
Свободная.

Условия договора
(возможные формы):

ü  предмет договора (или количество
товара).

Согласно этому пункту
договора, продавец обязуется поставить, а покупатель- принять в точности то
количество товара, которое указано в контракте.

ü  качество товара:

—  
товар должен
иметь определенную торговую марку;

—  
товар должен
иметь стандартные качественные характеристики:

a) 
соответствие
стандартам страны- продавца;

b) 
соответствие
международным стандартам.

c) 
качественные
характеристики должны соответствовать образцу (3 образца);

d) 
качественные
характеристики должны соответствовать прилагаемой спецификации ;

Спецификация — подробное
описание всех качественных характерис-тик, допусков, показателей.

—  
поставляемый
товар должен быть «хорошего среднего качества»;

«Хорошее среднее
качество»- соответствие свойствам того товара, который является наиболее
распространенным среди этого типа товаров.

—  
условия тель-
кель;

—  
качество должно
соответствовать техническим условиям изготовителя;

—  
качество товара
должно соответствовать требованиям покупателя.

Документы, подтверждающие
качество:

a. 
сертификат
качества;

b. 
санитарно-
ветеринарное свидетельство.

Сертификат качества:

1. 
описание товара;

2. 
место и дата
погрузки, № вагона, № и дата накладной;

3. 
общее количество
мест, вес нетто и брутто;

4. 
дата производства
в соответствии с маркировкой на товаре.

ü  цена товара.

Стратегия «снятия
сливок»; стратегия прочного внедрения на рынок.

Демпинговая цена — цена
на товар ниже их нормальной стоимости (более, чем на 30%).

Цена предложения — цена,
предлагаемая продавцом.

Цена спроса — цена
покупателя.

Методы закрепления цены в
договоре:

• 
метод твердой
цены- указывается цена, не подлежащая изменению;

• 
метод базисной
цены- включается ценовой показатель товара, обладающего определенными
характеристиками, которые могут у поставленного товара и не присутствовать;

Методы коррекции цен:


бонификация;


рефакция;


метод скользящей
цены.


метод определения
цены в зависимости от содержания основного элемента в товаре;


метод
установления цены с последующей фиксацией (форвардные контракты при
нестабильной политической ситуации).

Скидки:

a) 
скидка за платеж
наличными;

b) 
скидка на
количество;

c) 
бонусная,
премиальная или специальная скидка.

Форма платежа.

• 
кредитная;

• 
наличная.

Способы расчетов:

1. 
чек;

2. 
вексель;

Простой – обязательство векселедателя
уплатить векселедержателю определенную сумму денег.

Переводной (тратта) –
письменный приказ векселедержателя векселедателю уплатить определенную сумму
денег третьему лицу.

Вексель становится
безусловным обязательством после акцепта векселедателем.

3. аккредитив – поручение
банку о выплате суммы физическому или юридическому лицу при выполнении условий,
указанных в аккредитивном письме.

Аккредитив:

отзывный и безотзывный;

подтвержденный (банк
продавца гарантирует выполнение условий платежа) и неподтвержденный (банк
продавца лишь информирует, ответственность несет банк покупателя);

делимый (можно платить
частями) и неделимый ( вся сумма полностью);

покрытый и непокрытый;

револьверный
(автоматически восстанавливается, используется при регулярных поставках) и
переводной ( может быть использован для перевода части аккредитива
субпоставщикам).

инкассо-платеж против
определенных документов (платеж производит банк покупателя);

Формы инкассо:

a. 
инкассо с
предварительным акцептом (важно для покупателя, который становится
собственником поле того, как получает документы на товар);

b. 
инкассо без
предварительного акцепта (документы на товар передаются только после оплаты);

c. 
инкассо без
документов (документы направляются вместе с товаром (при срочных сделках)).

Срок поставки.

d. 
немедленно ( в
период с 3 по 14 день);

e. 
срок поставки- не
позднее…;

f. 
товар
поставляется в …( августе);

g. 
точная
календарная дата;

h. 
 специфическая
формулировка (по снятии урожая, по открытии навигации).

Упаковка.

Правила:

1. 
товар должен
упаковываться с учетом транспортного средства, которое буде перевозить;

2. 
упаковка должна
предохранять товар от повреждений;

3. 
упаковка должна
быть приспособлена к перегрузке;

4. 
перед упаковкой
товар должен пройти консервацию (если это требуется).

Маркировка.

• 
наименование
производителя;

• 
наименование
покупателя;

• 
номер заказа
(договора);

• 
 номер
упаковочной единицы (3/10- 3-е место из 10);

• 
место назначения;

• 
точные габариты;

• 
условные
обозначен6ия правил обращения;

• 
страна происхождения
товара (если следует в другие страны).

ü  сдача- приемка товара (по акту сдачи-
приемки);

ü  штрафные санкции (обычно от 5% до 8%
контрактной стоимости);

ü  Форс- мажор- обстоятельства
непреодолимой силы, т.е. такие обстоятельства, которые не зависят от желания
сторон, но которые делают невозможными исполнение обязательств обеими сторонами
или одной из них;

ü  арбитраж- порядок рассмотрения
споров;

ü  прочие условия (например, о
перепродаже товаров).

Лекция 8. Бизнес-план

Назначение:

• 
для кредиторов (часто
бизнес- план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую
привлекательность проекта);

• 
для собственников
(заинтересованы в составлении бизнес- плана с точки зрения перспектив развития
фирмы);

• 
для менеджеров
(повышение эффективности управления).

Структура:

1.  Резюме.

2.  Предыстория и основная идея проекта.

3.  Анализ рынка и стратегия маркетинга.

4.  Сырье и материалы.

5.  Место осуществления проекта.

6.  Инженерное проектирование и
оборудование.

7.  Организация производства и накладные
расходы.

8.  Людские ресурсы.

9.  Планирование и сметная стоимость
работ по проекту.

10. 
Финансовая
оценка.

11. 
Экономический
анализ издержек и прибыли.

Разделы:

• 
резюме- содержит
инвестиционное предложение;

• 
маркетинговый
раздел (главы 2 и 3)- сценарии реализации проекта и обоснование бюджета
маркетинга и прогноза продаж;

• 
производственный
блок (главы 4-9)- обоснование всех затрат во времени;

• 
финансовая часть
составление бюджета, определение экономической целесообразности проекта.

Глава 1. Резюме.

Включает краткое
описание:

—  
бизнеса и его
продукта или услуги;

—  
потенциала рынка;

—  
продукта и
технологии, которые компания собирается освоить;

—  
краткое
финансовое представление проекта;

—  
объемов,
направлений использования и сроков финансирования, периодичности и способов
возврата средств;

—  
состава
управленческой команды.

Вопросы инвесторов:

• 
Чем
подтверждается репутация предприятия?

• 
Чем гарантируется
спрос на продукцию предприятия, которая будет выпускаться?

• 
Насколько высока
квалификация персонала и общий уровень менеджмента предприятия?

• 
Все ли затраты
учтены, достоверна ли информация о них?

• 
Каково текущее
состояние предприятия?

• 
Каков
прогнозируемый уровень доходности?

• 
Какие риски имеет
проект, как они могут повлиять на результат его реализации?

Глава 2 .Предыстория и
основная идея проекта.

ü  Бизнес-идея проекта –

Полное и сокращенное
название проекта.

Краткое изложение идеи
проекта (продукция и ассортимент; производственная мощность предприятия; место
расположения предприятия; географическая ориентация проекта; укрупненный график
осуществления).

Стратегические цели и
задачи проекта.

Проблемы и пути их
решения.

ü  Инициаторы проекта –

Организационно-правовая
форма, состав учредителей, числен-ность персонала, годовой оборот, опыт
реализации иных проектов, возможности по финансированию, область деятельности в
прошлом.

ü  Предыстория проекта –

Анализ инвестиционного
климата и общей экономической обстановки; история разработки проекта;

краткая история уже
проведенных исследований.

ü  Этапы реализации проекта –

Укрупненный перечень
реализации проекта.

ü  Предъинвестиционные затраты –

Перечень и характеристика
всех видов затрат.

ü  Юридическая форма предприятия –

Обоснование выбора
организационно-правовой формы; предлагаемый состав учредителей;

характеристика органов
управления предприятием.

ü  Анализ слабых и сильных сторон.

Глава 3. Анализ рынка и
стратегия маркетинга.

• 
описание
продукта;

• 
анализ рынка;

• 
сегментация
рынка;

• 
конкуренция;

• 
план маркетинга;

• 
прогноз продаж и
бюджет маркетинга.

Описание продукта:

• 
описание товара
(услуги);

• 
отличительные
черты и потребительские качества;

• 
подтверждение
существования потребительского спроса.

Анализ рынка:

• 
анализ
предыдущего развития потребности на продукт;

• 
описание текущего
состояния рынка;

• 
прогнозирование
будущего изменения рынка;

• 
разработка
сценариев развития рыночной ситуации;

• 
SWOT- анализ.

Сегментация рынка:

• 
сегментация рынка
(идентификация критериев, разделение рынка на группы потенциальных покупателей,
описание профилей полученных сегментов);

• 
выбор целевого
сегмента (идентификация критериев для оценки привлекательности сегментов, выбор
одного или нескольких сегментов);

• 
позиционирование
продукта (описание специфики продукции для каждого сегмента, разработка
маркетинговой программы для каждого выбранного сегмента).

Конкурентный анализ.

План маркетинга.

1. 
Формулируются
стратегические цели маркетинга.

2. 
Обоснование и
формулировка программы маркетинговых действий по 4Р (product, place,price,promotion).

План маркетинга.

Продукт (product) (характеристика требуемых качеств)

Номенклатура продуктов
(услуг); качество; дизайн; технические характеристики; дополнительные
потребительские характеристики; торговая марка; упаковка; послепродажное
обслуживание; гарантии; возможность возврата.

Каналы сбыта (place) –

Каналы распределения;
географический охват рынков; размещение производственных и сбытовых
подразделений; управление запасами; транспорт.

Цены (price) –

Прейскурант цен; система
ценовых скидок; система ценовых надбавок; периодичность платежей; условия
кредита.

Продвижение (promotion) –

Меры по стимулированию
сбыта; реклама; служба сбыта; связи с общественностью.

Краткое описание
требуемых затрат –

Разбиваются на
капитальные и текущие.

Прогноз продаж.

На основе ранее
приведенной информации обосновывается прогноз продаж продукции с разбивкой по
месяцам или кварталам.

0 1 2 3
Целевой сегмент 1
Кол-во (в нат. ед)
Цена
Объем продаж (в ден. ед.)
Общ. объем продаж

Глава 4. Сырье и материалы.

• 
Характеристика
сырья и материалов.

ü  проводится укрупненный перечень
необходимых видов сырья;

ü  указываются особые требования к их
качеству;

ü  характеризуются альтернативные
варианты возможных поставщиков.

• 
Программа
снабжения.

ü  обоснование выбора оптимального
варианта поставщиков по каждому виду ресурсов с учетом требований к качеству,
объема поставок, источников снабжения, графика поставок, удельных издержек;

ü  данные по условиям поставок (цены,
комплект поставок, финансовые условия и т.д.);

ü  меры по хранению.

• 
Смета расходов на
сырье и материалы:

ü  дается календарный план сводных
затрат на приобретение, транспортировку и хранение.

Глава 5. Место
осуществления проекта.

• 
место
осуществления проекта (близость к потребителям и поставщикам; климатические
условия; наличие рабочей силы; транспортное обеспечение и другие элементы
инфраструктуры; правовой режим);

• 
строительная
площадка ( м.б. аренда) (стоимость земли, региональная политика, свойства
площадки, степень подготовленности и освоения, калькуляция стоимости
строительных работ);

• 
 воздействие на
окружающую среду (характер отходов, предлагаемые методы их удаления, степень
воздействия на людей и т.д)

Глава 6. Инженерное
проектирование и технология.

Производственная
программа –

Уточненная производственная
программа выпуска изделий (оказания услуг) с учетом прогноза продаж,
оптимальных запасов, графика освоения мощностей. Представление производственной
программы по каждому виду услуг с временной разбивкой: период запуска, период
испытаний, период пробной эксплуатации, период выхода на полную мощность,
график проведения ремонтных работ и технического обслуживания.

Производственная мощность

Обоснование и выбор
варианта номинальной производственной мощности предприятия с минимизацией
затрат и исключением «узких» мест.

Технология –

Обоснование выбора
технологического процесса, его описание, методы приобретения технологии
(разработка собственной и ее лицензирование, покупка технологии со
стороны).Смета затрат на технологию.

Оборудование –

Выбор оборудования,
необходимого для реализации технологии в объемах номинальной производственной
мощности.

Общий охват проекта –

Комплекс действий, таких
как система снабжения ресурсами, вспомогательная инфраструктура и т.д.

Расположение оборудования
и инженерных объектов –

Обоснование выбора и
характеристика системы расположения оборудования и инженерных объектов.

Инженерные работы –

Описание, календарное
планирование и калькуляция инженерных работ: подготовка и освоения строительной
площадки, строительство заводских зданий, инженерные работы по сооружению
сетей, очистных сооружений, внутренний дорог и т.д., создание систем
безопасности.

Организация производства
и накладные расходы.

Выбор организационной
структуры предприятия, необходимой для координации и контроля за использованием
ресурсов проекта, распределение накладных расходов и их количественная оценка.

Варианты организационных
структур.

• 
линейная
организационная структура;

• 
функциональная
организационная структура;

• 
территориальный
принцип;

• 
их сочетание.

Глава 8. Трудовые
расходы.

Оценка потребности
компании в персонале и связанных с этим издержек (включая обучение,
переподготовку кадров, мотивацию персонала).

• 
расчет
потребности в специалистах различных категорий, обоснование уровня их квалификации
и оплаты труда;

• 
разработка
штатного расписания;

• 
описание
предлагаемой системы мотивации;

• 
характеристика
плана набора, обучения и переподготовки;

• 
план социального
развития коллектива;

• 
итоговая смета.

Планирование и сметная
стоимость работ.

• 
связь всех
действий по реализации проекта;

• 
оптимальное
распределение имеющихся ресурсов;

• 
расчет общего
объема финансирования;

• 
определение
источников и календарных сроков финансирования.

Подразделы главы:

• 
сводный
календарный график реализации проекта:

Ø 
основные этапы
выполнения проекта;

Ø 
сведенные воедино
капитальные затраты по каждому этапу;

Ø 
привязка этапов в
конкретным календарным периодам.

• 
инвестиционный
план:

Ø 
общая потребность
во внешнем финансировании в зависимости от сценария;

Ø 
распределение
финансирования.

Глава 10. Финансовая
оценка.

• 
Методы финансовой
оценки (финансовой состоятельности):


план прибылей и
убытков;


план движения
денежных средств;


баланс
предприятия.

• 
Методы
экономической оценки (эффективности инвестиций):


статические
методы (чистый доход, простая норма прибыли, простой срок окупаемости, точка
безубыточности);


динамические
методы 9текущая стоимость проекта, срок окупаемости с учетом дисконтирования,
внутренняя норма прибыли, индекс рентабельности дисконтированных инвестиций).

• 
Анализ рисков
проекта

Глава 11. экономический
анализ издержек и прибыли (не является обязательным)

• 
создание новых
рабочих мест;

• 
связь с другими
крупными проектами;

• 
содействие
развитию международной и внешнеэкономической деятельности;

• 
экологические
последствия и т.д.

Лекция 9. Механизм
функционирования предприятия.

Рыночная модель
предприятия.

1. 
блок 1- предприятие,
основной задачей которого является преобразование ресурсов;

2. 
блок 2- ресурсы
на входе- трудовые. материальные, финансовые;

3. 
 блок 3- ресурсы
на выходе (преобразованные ресурсы)- готовая продукция, отходы производства,
прибыль, денежные средства;

4. 
блок 4-
социальная среда, с которой взаимодействует предприятие- государство,
муниципальные органы, законодательство;

5. 
блок 5- природная
среда- потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;

6. 
блок 6-
взаимосвязь с рынком, маркетинг;

7. 
блок 7- соотношение
ресурсов на входе с ресурсами на выходе (экономика предприятия);

Информация, необходима
для принятия решений:

• 
характеристика
товаров (конечные или промежуточного потребления, готовые изделия или
полуфабрикаты, цена, служба сервиса, условия у конкурентов);

• 
общая
характеристика рынка (число потребителей, способы покупки товаров, условия и
сроки поставок, отношение покупателей);

• 
каналы
распространения товаров, наличие посредников;

• 
конкретное
состояние рынка (наличие конкуренции и ее уровень);

• 
законодательные
ограничения;

• 
финансовые,
материальные и иные ресурсы;

• 
перспективные
цели фирмы;

• 
текущие цели и
задачи.

Жизненный цикл товара:

• 
Внедрение —
требует больших затрат;

• 
Рост — быстрое
увеличение спроса на продукцию;

• 
Зрелость —
большинство покупателей уже приобрели продукт;

• 
Насыщение — отсутствие
роста продаж;

• 
Спад — период
резкого снижения продаж и прибыли.

Предприятие потребляет:

• 
сырье и
материалы;

• 
комплектующие
детали;

• 
топливо и
энергию;

• 
земельные
ресурсы;

• 
здания и
сооружения;

• 
оборудование;

• 
транспортные
средства;

• 
приборы;

• 
инструмент;

• 
денежные
средства.

Предприятие выпускает:

• 
готовую продукцию
(в конкретной номенклатуре, количестве, ценовой форме);

• 
отходы
производства;

• 
прибыль;

• 
издержки
производства;

• 
платежи.

Связь между ресурсами на
входу и выходе:

V

LF

F

M

S

V L/V F/V M/V V-S
L V/L
F V/F
M V/M
S V-S

• 
V- общий объем валовой или чистой
продукции;

• 
L- средняя численность работников;

• 
F- среднегодовая стоимость основных
средств;

• 
М- текущие
материальные затраты;

• 
S- себестоимость продукции.

• 
V/L-производительность труда;

• 
L/V- трудоемкость продукции;

• 
V/F- фондоотдача;

• 
F/V- фондоемкость;

• 
V/M- материалоотдача;

• 
M/V- материалоемкость;

• 
V-S- прибыль.

Процесс преобразования
ресурсов на производстве:

Ø 
Структура
предприятия:

ü  подразделение основного производства;

ü  подразделение вспомогательного
производства;

ü  подразделения, обслуживающие побочные
и подсобные хозяйства;

ü  управленческие службы и
подразделения.

Ø 

Ø 
Процессы,
осуществляемые на предприятии:

ü  научные исследования;

ü  проектирование, конструирование,
изготовление;

ü  ремонт, модернизация;

ü  контроль и профилактика брака;

ü  хранение;

ü   обслуживание;

ü   транспортировка;

ü  утилизация;

ü  восстановление;

ü  консервация и упаковка;

ü  очистка и обезвреживание;

ü  профилактика безопасности;

ü  управление.

Ø 
Функции
управления на предприятии:

ü  учет, статистика;

ü  анализ;

ü  планирование;

ü  принятие решений и их реализация;

ü  мотивация;

ü  контроль исполнения;

ü  регулирование.

Ø 
Функции
организации на предприятии:

ü  нормирование;

ü  координация во времени и
пространстве;

ü  оперативное планирование;

ü  диспетчеризация;

ü  исполнение функции управления;

ü  разделение и кооперирование труда;

ü  ресурсообеспечение;

ü  маршрутизация предметов труда;

ü  планирование рабочих мест;

ü  создание благоприятных условий труда;

ü  реализация готовой продукции;

ü  выявление резервов и рационализация
производства.

Качество продукции:

Качество — совокупность
свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с
назначением продукции.

Продукт — совокупность свойств:
надежность, эргономичность, эстетические свойства, безопасность, экологичность.

Формирование качества
продукции:

Условия контроля
качества.

1. 
Качество как
основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирмы.

2. 
Мероприятия по
повышению качества должны затрагивать все подразделения предприятия.

3. 
Постоянный
процесс обучения и повышение мотивации сотрудников.

Выводы:

• 
Качество является
не одним из направлений деятельности фирмы, а непрерывным процессом,
затрагивающим все функции предприятия.

• 
Повышение
качества зависит от степени участия каждого сотрудника.

• 
Качество не
препятствует, а способствует снижению себестоимости.

• 
Качество
предполагает использование новой техники и технологии.

• 
Качеством
необходимо также управлять как управляют оборудованием, производством и
финансами.

Лекция 10. Культура
предпринимательства

Компоненты культуры
предпринимательства:

ü  Представление предпринимателя о
ценностях бизнеса: каждый предприниматель определенным образом видит цели бизнеса
и обладает собственной шкалой ценностей, в соответствии с которой он судит о
потребителях, клиентах, потребностях в товаре, ожидаемых доходах и прибылях.

ü  Правила и нормы поведения при
планировании и осуществлении предпринимательской деятельности, вытекающие из
представлений о ценностях бизнеса.

ü  Конкретное поведение предпринимателя,
в процессе которого на практике реализует выработанные правила и нормы
культурного поведения.

Культура
предпринимательства — система формальных и неформальных правил и норм
деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов,
особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля
руководства данной организационной структуры, показаний удовлетворенности
работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицикации
работников с предприятиями и перспективами развития.

Функции:

Ø 
коммуникативно-
интегративная (обеспечивает выживаемость в данной социально- экономической
среде, устойчивость и стабильность);

Ø 
консервативная (создает
силы внутренней устойчивости и сопротивляемости внешним воздействиям);

Ø 
инновационная
(продуцирует новые образы, более приспособленные к изменившимся
обстоятельствам);

Ø 
оценочная
(создает методы и критерии оценки действий, формируя режим регламентированного
и ранжированного поведения);

Ø 
целеполагания
(формирует эталонные ценности, которые выполняют роль стимулов и целеполагания
для формирования и отбора целей в предпринимательской деятельности).

Главная функция культуры
предпринимательства — сохранять и воспроизводить ценности различных форм и
типов, передавать их из поколения в поколение.

Признаки культуры
организации предпринимательской деятельности:

v  социальность (т.к. на формирование
культуры влияют все или большинство работников фирмы);

v  создается людьми и регулирует
поведение членов коллектива;

v  основана на соблюдении традиций и
осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

v  способна изменяться и находиться в
постоянном развитии.

Признаки высокой культуры
предпринимательства:


у работников
фирмы имеется четкая система ценностей и твердые представления о целях и
средствах их достижения;


высоко ценятся
профессиональная компетентность и верность делу;


стремление к
высокому качеству труда;


продвижение оп
службе зависит от результатов труда, умения брать на себя ответственность.

Признаки слабой культуры
предпринимательства:


отсутствует ясное
представление о системе ценностей и средствах достижения целей;


отсутствие
стратегических целей;


отсутствие
тактических целей;


отдельные части
организации не могут придти к согласию;


руководители
ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений.

Этика — система норм
нравственного поведения людей, их обязан-ностей по отношению друг к другу и
обществу в целом.

Этика:


корпоративная


профессиональная


деловая.

• 
Корпоративная
этика изучает этические нормы поведения фирмы во взаимоотношениях с
государством, покупателями, поставщиками, работниками.

• 
Профессиональная
этика отражает особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношения
людей, обусловленное спецификой профессиональной деятельности.

• 
Деловая этика –
система общих принципов и правил поведения субъектов предпринимательской
деятельности, их общения и стиля работы, проявляющихся на микро- и макроуровнях
рыночных отношений. В основе деловой этики лежит учение о морали и
нравственности в деловых отношениях.

• 
Профессиональная
этика определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках
определенного вида трудовой деятельности.

Проф. Этика:


Педагогическая;


Медицинская:


Судебная;


Журналистская


Прочие

Профессиональная этика
изучает:

• 
отношения
трудовых коллективов;

• 
нравственные
качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение
профессионального долга;

• 
взаимоотношения
внутри профессионального коллектива, специфические нравственные нормы,
свойственные данной профессии.

Деловая этика:


мораль;


нравственность.

Мораль — система
поведенческих запросов и предписаний, охватыва-ющая все проявления человеческой
активности.

Нравственность — вид
морали, характеризующейся требованием в опре-деленных ситуациях жертвовать
своими интересами ради интересов других людей.

Задачи деловой этики.

• 
изучение
исторического опыта в области деловых отношений;

• 
интеграция с
международной культурой предпринимательства, с ее морально- психологическими
стандартами;

• 
изучение проблемы
социальной ответственности бизнеса;

• 
моральное и
нравственное воспитание субъектов предпринимательской деятельности;

• 
выработка
этических принципов по определенным деловым ситуациям.

Положения деловой этики:

• 
Наивысшая
производительность и прибыль не должны достигаться за счет разрушения
окружающей среды;

• 
Конкуренция
должна осуществляться по честным правилам;

• 
Созданные трудом
блага должны распределяться так, чтобы исключить появление деклассированных
слоев населения;

• 
Техника должна
служить человеку, а не человек –технике.

Механизмы внедрения
этических концепций;

• 
этические
нормативы;

• 
этические
кодексы;

• 
комитеты этики;

• 
тренинг,;

• 
юридические
комитеты;

• 
сотрудники служб,
рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам;

• 
изменения в
организационной структуре.

Деловое общение.

Деловой этикет — система
норм поведения, при помощи которой человек обучается считаться с достоинством
других людей и защищать собственное достоинство, создавая условия для
преодоления конфликтов и достижения намеченных целей в бизнесе.

• 
Техника общения —
совокупность приемов, используемых людьми для достижения желаемого эффекта в
общении.

Техника общения:


Вербальные


Невербальные

Вербальные средства —
стиль речи, принятый в общении данного круга деловых людей.

Невербальные средства –
несловесные, мимика, позы, жесты, тон, взгляд, интонация речи.

ü  Правила согласования взаимодействия —
высказываться не больше и не меньше, чем требуется, не отклоняться от темы,
выражаться четко, стараться, чтобы высказывания соответствовали истине.

ü  Правила самоподачи — связаны с
индивидуальным успехом участников.

Коммерческая тайна.

Коммерческая тайна —
информация, имеющая действующую или потенциальную коммерческую ценность в силу
неизвестности ее третьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном
основании и обладатель информации принимает меры к ее конфиденциальности.

Признаки коммерческой
тайны:

1. 
Информация должна
иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность и создавать
преимущества в конкурентной борьбе.

2. 
К информации не
должно быть свободного доступа.

3. 
Обладатель
информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

4. 
Информация не
является государственным секретом.

5. 
Информация
относится к производственной деятельности предприятия.

6. 
Не наносит ущерб
интересам общества.

НЕ могут быть отнесены к
коммерческой тайне:

ü  учредительные документы;

ü  документы, дающие право заниматься предпринимательской
деятельностью;

ü  сведения, необходимые для проверки
правильности исчисления и уплаты налогов;

ü  документы о платежеспособности;

ü  сведения о численности работающих и
их заработной плате;

ü  документы об уплате налогов.

Могут быть отнесены:

• 
технология
производства;

• 
технологические приемы
и оборудование;

• 
модификации ранее
известных технологий и процессов;

• 
 результаты и
программы НИОКР;

• 
перспективные
методы управления;

• 
ценовая и
сбытовая политика;

• 
сравнительные
характеристики собственного ассортимента и товаров конкурентов с точки зрения
качества, внешнего вида, упаковки и т.д.;

• 
производственные,
коммерческие и финансово- кредитные отношения с партнерами;

• 
планы предприятия
по расширению (свертыванию) производства;

• 
факты проведения
переговоров по вопросам купли- продажи;

• 
данные, которые
могут быть использованы для нанесения ущерба репутации предприятия (фирмы);

• 
информация о
кадрах (текучесть кадров, ведущие специалисты и места их работы по
совместительству).

Охраноспособность права
на коммерческую тайну не требует государственной регистрации и проверяется
только при нарушении (оспаривании) права на коммерческую тайну.

Обладатель коммерческой
тайны имеет право:

• 
самостоятельно
определять критерии вновь получаемых сведений к коммерческой тайне, срок
действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой
тайны относительно уже полученной и получаемой информации, включая постановку
снятие грифа «Коммерческая тайна», порядок доступа к коммерческой тайне, выбор
и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации,
составляющей коммерческую тайну;

• 
устанавливать,
изменять и отменять режим коммерческой тайны, в том числе «ноу- хау»;

• 
требовать
обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой
тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на
эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в
лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности);

• 
допускать
(прекращать допуск0 лицо, состоящее в трудовых отношениях, с его согласия к
коммерческой тайне на договорной основе.

Обладатель коммерческой
тайны обязан:

• 
не нарушать
охраняемые законом права и интересы других лиц;

• 
не использовать
для охраны коммерческой тайны средства, способные причинять вред жизни и
здоровью людей;

• 
принимать меры
для обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих его коммерческую
тайну;

• 
предоставлять
информацию, составляющую коммерческую тайну, органам государственной власти,
органам местного самоуправления, правоохранительным органам по их запросам в
пределах их компетенции. Установленной законом под страхом наступления
административной ответственности;

• 
принять меры по
засекречиванию сведений, составлявших ранее коммерческую тайну, но отнесенных в
установленном порядке к государственной тайне.

Обладатель коммерческой
тайны вправе требовать от нарушителя:

• 
признания прав на
коммерческую тайну (при оспаривании этого права);

• 
прекращения
действий, ведущих к нарушению режима коммерческой тайны 9если нарушение не
привело к полному прекращению самого нарушенного права);

• 
возмещения
убытков, причиненных разглашением со стороны работников и контрагентов или со
стороны лиц, незаконными методами получивших доступ к коммерческой тайне.

Коммерческие секреты —
коммерческая тайна, имеющая материальное воплощение (документы, схемы,
изделия).

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий