Процветание навечно: какую выбрать стратегию развития для своего бизнеса
Владимир Александрович Баринов, доктор экономических
наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента Российской
экономической академии им. Г.В. Плеханова.
Главной
целью каждого предприятия является получение максимума прибыли в течение
длительного периода устойчивой работы. Перспективное развитие предприятия
обеспечивается путем стратегического управления на основе стратегического
планирования. Основной задачей руководства является разработка перспективной
стратегии развития предприятия, а затем постепенная реализация и корректировка
выбранной стратегии посредством краткосрочного планирования и управления. Таким
образом, стратегическое и краткосрочное планирование представляют единый
динамический процесс.
В
рыночной экономике действия по управлению предприятием определяются прежде
всего спросом на выпускаемую продукцию, поэтому в основе любого способа
развития лежит определенная маркетинговая стратегия. Например, маркетинговая
стратегия низких цен в сочетании с расширением объемов производства и
долгосрочным заемным финансированием представляет один вид стратегии. Стратегия
высоких цен на продукцию высокого качества не требует значительных инвестиций в
расширение производства, но нуждается в больших затратах на исследования, что
обеспечивается путем краткосрочного заемного финансирования.
С
течением времени меняются цены на продукцию, затраты на проведение маркетинга,
объемы производства и финансирования, поэтому все стратегии развития являются
динамическими. Приведем стандартные варианты динамических стратегий развития.
Стратегия
максимальной цены используется при высоком уровне качества продукции (табл. 1);
стратегия изъятия рекомендуется после получения высоких прибылей, когда тот же
продукт предлагается другим слоям покупателей по умеренным ценам (табл. 2);
стратегия проникновения предполагает, что фирма завоевывает рынок с помощью
низких цен, а затем, когда конкуренты подавлены, их повышает (табл. 3);
стратегия низкой цены характерна для невысокого качества продукции (табл. 4);
стратегия пульсации начиная с низкого положения в маркетинге, производстве и
финансах постепенно перерастает в какую-либо из вышеназванных стратегий. Такая
стратегия рекомендуется при отсутствии информации о конкурентах или
недостаточном опыте руководства предприятием. Она имеет малый риск получения
убытков и вполне может привести к успеху при адекватной реакции на любые
изменения, происходящие на рынке, однако может быть успешной только в течение
короткого времени.
Таблица
1. Стратегия максимальной цены
Маркетинг Цена высокая; затраты на рекламу средние, на сервис —
средние или высокие, на исследования — высокие