Мельников-Печерский — писатель-демократ

Дата: 12.01.2016

		

Помяловский — писатель-демократ

Родился
в семье дьякона Малоохтинской кладбищенской церкви. Восьми лет был отдан в
Александро-Невское духовное училище, откуда в 1851 перешел в семинарию. 14 лет
провел П. в бурсе, которая наложила отпечаток на всю его недолгою жизнь и стала
одной из главных тем его творчества. Тяга к литературному творчеству проявилась
у будущего писателя уже в старших классах семинарии: он является наиболее
активным участником и редактором рукописного журн. «Семинарский
листок», где помещает ряд статей (о характере интересов П.-семинариста
можно судить по названию одной из них: «Попытка решить нерешенный и притом
философский вопрос: имеют ли животные душу?»), а также неоконченный рассказ
«Махилов», впервые напечатанный Н. А. Благовещенским после смерти
писателя («Современник», 1864). По выходе из семинарии в 1857 П. не
спешит определиться на место, хотя родные и склоняют его к этому. Чувствуя
недостаточность полученного им образования, его оторванность от жизни, он
энергично принимается за самообразование, много читает, размышляет. П.
переживает сложный и мучительный процесс преодоления религиозного
мировоззрения, взглядов, привитых духовной средой и школой. Особенное влияние
на него в это время оказывает революционно-демократическая критика и
публицистика «Современника». «Я, читая »Современник»,
установил спое миросозерцание», — пишет он в 1862 Чернышевскому . П.
посещает лекции в Петербургском ун-те, сближается с радикально настроенной
студенческой молодежью. Вместе с тем его интересы постоянно связаны с вопросами
воспитания и обучения. Еще в бурсе он ясно сознает несостоятельность системы,
основанной на принуждении, страхе и вечной «долбне» Сразу по выходе
из семинарии он горячо принимается за воспитание младшего брата, противясь его
поступлению в духовное училище П. интересуется теоретическими работами по
педагогике, пробует сам писать статьи и беллетристические очерки на темы
воспитания. Один из них — «Вукол» появляется в 1859 в «Журнале
для воспитания« с подзаголовком »психологический очерк». В это
же время П. работает над аналогичным очерком «Данилушка» (в
неоконченном виде опубликован в «Женском вестнике» в 1867), имеющим
во многом автобиографический характер. Непосредственным продолжением
«Данилушки» является очерк «Долбня» («Журнал для
воспитания», 1860), рассказывающий о том, как Данила из семьи попадает в
бурсу, и ставший первой редакцией «Зимнего вечера в бурсе», который
вошел в «Очерки бурсы». Увлекает П. и практическая работа педагога. С
окт. 1860 он преподает в воскресной школе, разрабатывает собственные
педагогические приемы, в особенности интересуясь методикой обучения
малоспособных детей. Деятельность П. обращает на себя внимание известного
педагога К. Д. Ушинского, инспектора Смольного ин-та, который приглашает его
преподавать в младшем классе института. Здесь П. прочитал несколько лекций.

В
1860 П. работает над первым большим произведением-повестью «Мещанское
счастье«, которая выходит в »Современнике» в 1861. Повесть была
встречена с большим интересом, а ее автор приглашен в «Современник» в
качестве постоянного сотрудника. В том же году появляется повесть
«Молотов», являющаяся продолжением первой. П. получает известность в
литературных кругах и завоевывает славу одного из лучших беллетристов своего
времени. В это время у писателя созревает решение «продать» бурсу, и
в 1862-63 в журн. «Время» и «Современник» появляются первые
четыре очерка; последний, пятый из «Очерков бурсы», остался
неоконченным и был опубликован после смерти писателя («Современник»,
1863). Всего П. предполагал написать, по свидетельству Благовещенского, до 20
очерков и показать все стороны бурсацкой жизни, но замысел остался
неосуществленным. Писателя привлекают новые темы. Весной 1862 он обдумывает
содержание большого социального романа, названного им «Брат и
сестра», делает к нему ряд набросков, которые потом были частично
опубликованы («Современник», 1863-64). В романе П. задумал дать
широкую картину жизни социальных городских низов, показать быт трущоб,
притонов, кабаков, грязь и нищету. «Разоблачение гнойной язвы нашего
общества» — таков замысел произведения. В последний год своей жизни П.
работает над рассказом «Поречане», пишет отрывок «Андрей Федорыч
Чебанов«, задумывает новый роман »Каникулы, или Гражданский
брак», где собирается показать передовую молодежь 60-х гг.

Настроения
отчаяния, бессилия перед тупой и жестокой действительностью, возникавшие у П.
еще в бурсе, особенно усиливаются в конце жизни (1862-63). В связи с
наступлением политической реакции закрываются воскресные школы,
приостанавливается издание «Современника». Писатель с горечью
сознает, что «в жизни та же бурса», погружается в мрачную тоску,
запивает. К этому присоединяются неудачи личного характера. Умер П. в петербургской
клинике, от гангрены, не успев осуществить многих своих замыслов.

Наибольшую
известность П. получил как автор двух повестей («Мещанское счастье» и
«Молотов») и в особенности «Очерков бурсы». В повестях он
показывает судьбу разночинца, своего современника, с позиций
демократа-просветителя намечает пути, которые открываются перед представителями
разночинной интеллигенции, вступающими в жизнь. Замысел первой повести писатель
определяет так: «разъяснить отношения плебея к барству»; в ней
показано пробуждение социального самосознания у молодого разночинца,
непримиримость интересов и взглядов на жизнь плебея Молотова и либерального
барина Обросимова. В литературе 60-х гг. этот характерный для эпохи социальный
конфликт у П. отражен с наибольшей остротой. Однако дальнейшая судьба
героя-плебея связана не с социальной борьбой, а со службой в департаменте, с
приходом к идеалу «честной чичиковщины». Молотов — один из многих,
рядовой разночинец, не нашедший пути к широкой общественной деятельности,
оторванный, подобно самому писателю, от единственно революционной в то время
силы — крестьянства. Поэтому борьба за свое место в жизни у него связана гл.
обр. с завоеванием личной материальной и нравственной независимости. Вместе с
тем он с горечью сознает ограниченность и узость своего идеала. В этом
социальная драма рядового разночинца, который при всем стихийном демократизме
не видит перед собой другой перспективы, кроме карьеры чиновника,
«канцелярского Гамлета».

Иной
путь показан П. в образе другого разночинца — скептика и нигилиста Череванина,
который отвергает примирение с существующими формами жизни, отрицает идеал
«мещанского счастья» и «благонравной чичиковщины», но сам
не видит выхода и приходит к своей мрачной философии —
«кладбищенству». Безысходным пессимизмом кончает герой неоконченного
романа «Брат и сестра» Потесин. Трагизм мироощущения героев П. во
многом отражает настроения самого писателя, который также, несмотря на свою
плебейскую, «мужичью» натуру, стихийный демократизм и тягу к
«Современнику», не проникся до конца идеями революционной демократии.

«Мещанское
счастье« и »Молотов» — проблемные повести. В первой из них
ощущаются следы влияния тургеневской поэтики, во второй особенно чувствуется
намерение автора порвать с традициями тургеневского семейного, любовно-психологического
романа и создать иные повествовательные формы, соответствующие иному жизненному
материалу. Проблемность накладывает особый отпечаток на характер повествования.
Писатель как бы экспериментирует, ставя своего героя перед той или иной
жизненной ситуацией. Рассказ о состоянии героя постоянно перебивается авторским
словом, прямо выражающим мнения и оценки писателя, обнажающим его
художественные намерения. Поэтому в повествовании очень силен элемент
рассуждения, описания, публицистичности. Это характерная черта демократической
просветительской повести П., нашедшая дальнейшее развитие в набросках к роману
«Брат и сестра». В связи с этим меньшее место занимает в повестях
изображение действия, динамики событий. Характер главного героя претерпевает
большие изменения за 10 лет, проходящие между действием первой и второй
повести, но непосредственное отражение получают только начальный и конечный
моменты эволюции, о самом же процессе читатель узнает из рассказов Молотова и
особенно Череванина, выступающего в значительной мере в роли резонера. В
«Очерках бурсы» П. обращается к проблемам воспитания и образования,
которые глубоко интересовали его, как и всю передовую общественность 60-х гг.
Писатель дает яркую картину жизни бурсы, с ее дикими нравами, изуверством,
убогостью, постоянной розгой как «необходимым суррогатом педагогического
дела« и »долбней ужасающей и мертвящей». Он рисует характерные
типы бурсаков и их наставников и показывает, как бурса уродует душу ребенка,
воспитывая из него раба или деспота. Д. И. Писарев имел все основания
сравнивать бурсу с «Мертвым домом» Достоевского. В изображении П.
бурса — социальное зло, неотъемлемая часть всей порочной социальной системы. В
последнем, неоконченном очерке П. даже вскользь говорит о «нелепых
порядках, существовавших почти везде на Руси». Не случайно
«Очерки» были враждебно встречены официальной печатью. В замысел
автора входило показать и перемены в бурсе, связанные с проникновением в нее
демократических, антиклерикальных идей в 60-е гг., однако эта тема только
намечена. В жанрово-стилевом отношении «Очерки бурсы» выдержаны в
очерковой традиции, получившей широкое развитие в демократической литературе, и
во многом восходят к социально-бытовому «физиологическому очерку»
40-50-х гг., что и подчеркнуто в подзаголовке первого очерка. Вместе с тем все
произведение представляет собой единое целое. Помимо общности педагогической и
социальной проблематики, его объединяет автобиографическая фигура Карася.
Писатель проявляет большой интерес к раскрытию психологии своего героя-бурсака,
старается проследить процесс складывания его характера. Очень выразителен язык
«Очерков». П. широко использует бурсацкий жаргон, дает яркую речевую
характеристику персонажей.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий