Вечная молодость «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко

Дата: 12.01.2016

		


Я неопытный и даже заблуждающийся создавал коллектив из людей заблудших и
отсталых.

А.
Макаренко

Теоретическое
наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное
развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу
идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани
его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200
тысяч часов рабочего напряжения — тех драгоценных часов, в течение которых
через его руки прошло более 3000 детей и подростков.

«Педагогической
поэме» А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных
событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A.M.
Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя
к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам
Макаренко, тем, что Горького живо «интересовали новые позиции человека на
земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой
дисциплины».

«Поэма»
рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской
войны, шло формирование «настоящего человека» из числа беспризорных,
мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской
войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива
показано в поэме широко и многогшаново.

В
работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что
законченные главы казались не художественным произведением, а «книгой по
педагогике», написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя
вселил А. М. Горький — первый читатель и редактор «Педагогической
поэмы«. Он писал: »На мой взгляд, «Поэма» очень удалась
Вам. Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели
весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа,
в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более».

«Поэма»
состоит из трех частей. В ее основе — хронологическое описание становления и
развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от
анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей
советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.

Отличительной
особенностью «Поэмы» является мастерское сочетание художественного
повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики.
Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги
деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание
читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили
систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть
гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших
выра-телей ее боевого духа. Нравственно-эстетический идеал автора поэмы аходит
наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему,
в поэтизации творческого труда.

А
С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он
начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели
жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и
высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в
борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его
стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать
их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее.
Главное в его труде — не «укрощение» дикой ватаги беспризорников, а
становление детского коллектива, формирование личности нового человека. Поэзия
его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования
жизни его воспитанников логически вылилась в «Педагогическую поэму» —
одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.

Секрет
вечной молодости «Поэмы» заключается в глубоком проникновенна автора
в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой
постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского
воспитания, в том, что автору удалось сказать свою пусть не очень большую, но
необходимую правду. Как художник слова, он глубоко чувствовал
социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и
смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. Сейчас хорошо видно
все величие подвига педагога-новатора. Такой опыт требовал апробации временем.
Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить,
ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению.

Само
педагогическое мастерство было для Макаренко нравственной необходимостью. Ведь
в основе всего, что он совершил, лежала неустанная, бескомпромиссная, ликующая
и воинствующая борьба за человека, за его завтрашнюю радость. Непреходящая
ценность «Педагогической поэмы» заключается в том, что она озарена
романтикой этой борьбы, наполнена светом мудрости и неувядаемой прелестью
педагогического труда.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий