Социальные институты. Семья

Дата: 21.05.2016

		

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
СЕМЬЯ

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или
усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной
ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.
В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских
семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских
островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции,
презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой
культуры.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных
обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения
власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу
наследования имущества.
Форма семьи. Термин “родство” означает совакупность социальных
отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относ-ся биологические
связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления,
попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 осн-
х типа семейной структуры:
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них
зависят.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры)
включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и
бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а м.б., и основным
социальным объединением.
Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских
островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма
брака. Речь идет о моногамии — браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако
имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак
между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак
между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак — между несколькими мужчинами и
несколькими женщинами.
Наверное, вы с удивлением узнаете, что в большинстве обществ отдается
предпочтение полигинии(брак между 1 мужчиной и неск. женщинами). Поскольку
в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно
1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах,
где они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых
мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы
брака? Некоторые ученые подчеркивали значение эк-х факторов в определенных
обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по
наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки,
которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья
вместе используют эту землю и имеют общую жену(Кенкель, 1977)
Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы.
Например, полигиния выгодна дл женщин в обществах, где много мужчин
погибает на войне.
Типы властных структур. Больш-во семейных систем, при которых расширенные
семьи считаются нормой яляются патриархальными. Этот термин обозначает
власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается
общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии,
Иране,Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву
принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной
системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во
многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть
распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных
групп(например, семей или кланов), являются правилими экзогамии. Наряду с
ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри
определенных групп. Эндогамия была хар-на для кастовой системы, сложившейся
в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения
(инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые
считаются близкими кровными родственниками.
Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают
неолокальное местожительство — это значит, что они живут отдельно от своих
родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство
,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома
его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное
местожительство, молодожены должны
жить с родителями невесты или поблизости от них.
Родословная и наследование имущества. Сущестует 3 типа систем определения
родословной и правил наследованя собственности. Наиболеее распространнной
является родословная по мужской линии, где основные родственные связи
существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство
определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной
по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и
основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем общ-ве нашла
распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной.
Она явл-ся общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах
при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со
стороны отца и матери.

Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма
и теории конфликта.
Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функции или
социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные
изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного
трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать
статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует
отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы.
По мере возникновения и развития промышленного общ-ва и гос-ва всеобщего
благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению
благосостояния ее членов.
Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти
внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере
владеющие материальными ср-вами, имеют большую власть. По мнению Маркса и
Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в
совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом
этой концепции семья явл-ся местом, где осуществляется эк-кое пр-во и
перераспределение материальных ср-в; при этом возникают конфликт между
интересами каждого члена семьи и др-х ее членов, а также общества в целом.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий