Сознание

Дата: 21.05.2016

		

[pic]

Курсовая работа по дисциплине Военная Педагогика и Психология (ВпиП)
Тема: «Сущность сознания его формирование и развитие»

Санкт-Петербург
2001
Оглавление.
1. Введение. 3
2.Отражение как всеобщее свойство материи. 3
2.1. Отражение и информация. 3
2.2. Формы отражения. Определение сознания. 5
3. Происхождение сознания. 7
3.1. Роль труда в формировании сознания. 7
3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 8
4. Структура сознания. 10
5. Сознание — свойство высокоорганизованной материи. 11
5.1 Сознание и мозг. 11
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 13
5.3. Активность сознания. 14
6. Общественное сознание и его преобразовательная сила. 15
7.Заключение. 17

1. Введение.

Человек владеет прекрасным даром — разумом с его пытливым полетом как
в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, наконец,
воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители
напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия,
литература, искусство, техника — словом, все достижения человечества
объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной
жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности
сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как
крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно
достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного
идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм
ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,
выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология
исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из
признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

2.Отражение как всеобщее свойство материи.

2.1. Отражение и информация.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории,
итог многовекового развития практической и познавательной деятельности
бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность,
необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою
не только социальную историю, но и естественную предисторию — развитие
биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать
миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без
этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не
меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия
свойства отражения у всей материи.
Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в
воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня
организации материи. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого
организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое
свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде
возбуждения и ответной избирательной реакции.
Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших
механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе
взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие
имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях
выступает в виде механической деформации, в общем же случае — как внешняя
реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем
случае представляет собой процесс, результатом которого является
информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое
отражение включает информационный процесс.
Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая
всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира —
в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.
Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в
бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем — все несет
информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле
мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального
взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо
всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

2.2. Формы отражения. Определение сознания.

Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в
процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно
сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей
формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник
нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются
металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел
человек и т.п. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме
механических и физико-химических изменений.
По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у
простейших организмов, а также растений сформировалась способность
“отвечать” на воздействие внешней среды. Эта форма отражения называется
раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью
— простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей
среде.
Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения,
с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе
сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело
способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму,
температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у
животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет
активизировать их отношения с окружающей средой.
Высшей формой отражения на уровне животного царства является
восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте.
Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая
деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей
среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по
отношению к ней и даже изменять среду. Как показали исследования, в основе
психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного
мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой
формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятия,
“впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного,
“предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.
Сознание — высшая форма отражения действительного мира; свойственная
только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном
и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его
существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а
не окружающему миру. Поэтому сознание можно охарактеризовать как
субъективный образ объективного мира.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,
самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из
окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от
психики самых развитых представителей животного мира.
Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым
трем формам движения материи (механической, физической, химической),
отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной
форме движения материи.

3. Происхождение сознания.

3.1. Роль труда в формировании сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения
инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов
сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция
высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и
речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал
отличительным признаком их преемников — питекантропов и синантропов —
первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению
огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении
и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство
новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные
иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа — человек
разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания
состоит в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с
развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий”
(непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные
уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила
голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы. В
процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались
осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове
и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем
приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и
способ осуществления, и средства достижения этого результата.
Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение
человека и его сознания заключается в одном слове — труд. Как говорится,
обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал
лезвие своих умственных способностей.
Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое
общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым
хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.
Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-
то осмысливают связь своих действий. Формирование сознания человека связано
с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения
жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей,
исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в
человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие
животные обладают голосовыми органами, мимико — жестикулярными методами
сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от
человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния,
вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо
призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п.
Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент
ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это
была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием
речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.
Мимико — жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде
всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования
человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов
общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Физиологический механизм образования речи — условно-рефлекторный :
произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами,
сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с
идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в
средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством
общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство: в своем
существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная
действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной
деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только
выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и
языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не
разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к
понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек
фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность
подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои
мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только
испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом
единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи
отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего
языкового бытия. Через сознание язык в конечном счете выражает структуру
бытия. Но единство — это не тождество. Обе стороны этого единства
отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык
обозначает ее и выражает в мысли. Речь — это не мышление, иначе величайшие
болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на
сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,
в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость
мышления от языка не является абсолютной.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до
завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для
исследования.

4. Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или
рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем
самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его
структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание. Способ, каким существует сознание, это —
знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми
знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей
имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности
понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют
ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно
включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно
благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в
фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может
человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни
человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие
собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),
настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс
познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности,
интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе
как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными
на объект. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли.
Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их
гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

5. Сознание — свойство высокоорганизованной материи.

5.1 Сознание и мозг.

Человеческий мозг — поразительно сложное образование, тончайший
нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,
включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с
ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним
миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган
сознания, а сознание — функция человеческого мозга?
Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга
зависит и уровень сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо
развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного
человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции,
представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания
от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка
формируется, как известно, в связи с развитием его мозга.
Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.
Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура
организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда
повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять
сложные программы поведения. При поражении затылочно-теменных отделов коры
левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование
геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир
личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек
систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,
физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют
о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,
которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,
нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание
всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует
помимо них.

5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не
означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в
нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не
холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные
предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,
идеальное. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в
человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу
человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,
идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле
этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому
нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,
реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,
индивидуальное сознание, а также весь мир духовной культуры человечества
есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя
сказать, что реальнее — материя или сознание. Материя -объективная, а
сознание — субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.
Сознание и объективный мир — противоположности, образующие единство.
Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.
Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения
действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего
верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

5.3. Активность сознания.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе
практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не
только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая
направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Содержание сознания обязательно так или иначе практически
реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи.
Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того,
что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую
реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической
деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием
внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают
характер цели.
Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность
человека. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и
поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и
эстетических идеалов. Способность к целеполаганию — специфически
человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику
сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено
целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в
соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения
целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому
совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит
неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,
необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены
общественной практикой, объективным миром.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно
существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный
мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале
нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно
изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном
пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей
возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым
шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает
чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является
необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты
и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе
сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,
воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в
идеальное.
Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и
общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,
овладевая массами, становятся “материальной силой”.

6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для
этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной
практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам
сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.
Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае
с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и
трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,
которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически
сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с
возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-
творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может
отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-
творческого преобразования его. Это неоднократно подтверждалось в истории
тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут
опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество
есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных
представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., выступает
составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного
индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,
нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама
возможность воздействия общественного сознания на общественное бытие
заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же
процесса. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать
бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та
исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его
объективно необходимым и реально существующим элементом любого
общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-
разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена
общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая объективной природой и своими законами развития, общественное
сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного
для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное
сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса,
либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного
сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его
эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от
субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного
отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого
над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом
исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, которое
накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление
личности.

7.Заключение.

В заключение рассмотрения темы настоящей работы необходимо
резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание — высшая форма отражения действительного мира,
свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,
логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.
Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого
сознания.
5) Сознание — функция сложнейшей материальной, физиологической системы
— человеческого мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно —
единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его
действительность. Оно активно.

Список литературы.
1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. — М.: Высшая школа, 1991. — 287с.
2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для
вузов. — М.: Политиздат, 1988. — 592с.
3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1989. — 458 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий