Психология сознания Вундта

Дата: 21.05.2016

		

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ
МОСКОВСКОГО СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ»

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ГРУППЫ 3 1 71
АРСЕНЬЕВА Н.И.
ПРОВЕРИЛА ЕВДОКИМОВА О.В.

РЯЗАНЬ 2004

Вундт (Wundt) Вильгельм (18.06.1832, Маннгейм – 31.08.1920, Лейпциг)
—немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском
университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На
основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом
посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался
выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства) и
установить основные законы душевной жизни (например, закон „творческого
синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология,
в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“. Но
исследование высших психические процессов, по его мнению, должно
осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов,
религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10–томном
труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из
гипотезы параллелизма. Обучение у Вундта проходили Э. Титченер, О. Кюльпе,
Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н. Н.Ланге, Ст. Холл.

Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением
экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками.
Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии
научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную
(идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его
описать

Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания.

1879г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая
психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета
психологии – сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно
существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция,
эксперимент – вспомогательный.
Сложные психические процессы изучает психология народов.
4 основные цели:
1. Описание свойств сознания
2. Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и
чувствования
3. Обнаружить отношения между ними
4. Сформулировать общие законы душевной жизни

Свойства сознания:
1) ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть
структура
2) неоднородно – центр и периферия
3) имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в
данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди
по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания.
Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время
воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция:
процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.

Элементы сознания:
|Объективные |Субъективные |
|Ощущения – модальность, |Чувствования – эмоциональные |
|интенсивность, протяженность. |переживания: |
|Титченер: свойства ощущения – | |
|сенсорная ясность (интенсивность) и | |
|отчетливость. | |
|Представления – связь ощущений |Удовольствие – неудовольствие |
| |Напряженность – разрядка |
| |Возбуждение — успокоение |

Отношения между элементами:
1) перцепция (пассивно)
— ассоциации
— по сходству
— по контрасту
— по временной и пространственной смежности
— причинно-следственные
— слияние
— ассимиляция
— диссимиляция
— компликация (склеивание)
2) апперцепция (активно)

Общие законы душевной жизни:
А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны
Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо
В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым
Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать
новые цели.

Особенности психологии Вундта:
1. Структурность
2. Атомизм
3. Ассоцианизм
4. Эмпиризм
5. Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции.

Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет
описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между
ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен
быть непосредственным.
2 вида: систематическая и аналитическая.
Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка –
самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой, несовпадение
действий и результатов.
Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод.
«Преимущества» метода:
1. Возможность удвоения сознания — Локк (но только для простых
автоматических действий – дробная интроспекция)
2. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических
явлений (далеко не всех)
3. Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения
неизбежны)

Поздняя античность III-V вв н.э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная
трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум
порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к
периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь
– самонаблюдение и самопознание как функция души.
Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того,
что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем
интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит
из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых,
образуются путем ассоциаций).
Локк – 2 вида опыта:
1. Внешний – связан с ощущениями от предметов
2. Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума.

Ограничения метода интроспекции:
1. По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер –
аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого
– эмпатия.
2. Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что-
то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов.
3. Необъективность.
4. Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах)
5. Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения
6. Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с

Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область
психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже
часть рефлексии.
| |Метод интроспекции |Использование данных |
| | |самонаблюдения |
|Что и как наблюдается |Рефлексия или наблюдение|Непосредственное |
| |за деятельностью своего |постижение фактов |
| |ума |сознания (моноспекция) |
|Использование |Основной способ |Сырой материал для |
| |получения научных знаний|дальнейшего анализа |

Сбор сырых данных с помощью самонаблюдения для дальнейшей научной
обработки, а не непосредственное усмотрение законов психической жизни
методом интроспекции.

Проблемы самоотчета:
1) проблема вербализации – связь с мышлением, понятиями
2) проблема ограниченности внимания – отчет можно дать только о том, что
находится в фокусе внимания
3) действие защитных механизмов
Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по внешним
проявлениям (проблема реконструкции):
— психофизиологические корреляты
— мимика
— вербалика
— продукты деятельности

Вундт — разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость
интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение
свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий