Аристотелево понятие сущности (субстанции)

Дата: 13.02.2016

		

Сущность, это единичное, обладающее самостоятельностью, в
отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от
вре-мени, места, от связей с другими сущностями и т.д. Именно сущность может
быть выражена в понятии и является предметом строгого знания науки. Аристо-тель
стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре
внимания у него находится отношение общего к частному. Аристотель создает
первую в истории систему логики силлогистику, главную задачу которой он видит в
установлении правил получения достоверных выводов из определен-ных посылок.
Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключе-ниях и
доказательствах, основанных на отношениях общего и  частного. Фор-мальная
логика, созданная Аристотелем,  на протяжении многих веков служила главным
средством научного доказательства.

Вопрос о том. что такое бытие, Аристотель предлагал
рассматривать пу-тем анализа высказываний о бытие — здесь вполне очевидна связь
теории силло-гизма и аристотелевского понимания бытия. “Высказывание” по
гречески “кате-гория”. Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или
иначе отнесены к бытию,  но ближе всего к бытию стоит  аристотелевская
категория сущности (поэтому ее, как правило,  и отождествляют с бытием). Все
остальные категории качества, количества, отношения, места, времени, действия,
страдания, состоя-ния, обладания соотносятся с бытием через категорию сущности.
Сущность от-вечает на вопрос: “Что есть вещь?” Раскрывая сущность (субстанцию)
вещи, мы, согласно Аристотелю,  даем ей определение, понятие вещи. Остальные
девять категорий отвечают на вопрос: Каковы свойства вещи?”  и определяют
призна-ки, свойства вещи, ее атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются
все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто
самостоятель-ное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Для
логики Ари-стотеля характерно убеждение в том,  что сущность первичнее
отношений.

Важная особенность аристотелевского учения о сущности
заключается в том, что хотя под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет
(инди-видуум), однако сама сущность вовсе не есть что то, воспринимаемое
чувства-ми: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама
же она — единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств — то, что
делает предмет “вот этим”, не позволяя ему слиться с другими.

Характеристика бытия как единства, неделимости,  устойчивости
(неиз-менности) остается важнейшей и у Аристотеля; при этом неделимы как
первич-ные сущности (этот человек), так и сущности вторичные (человек, живое
суще-ство).

Такое понимание также сталкивается с определенными
трудностями. Ведь по исходному рассуждению сущность — начало устойчивости и
неизменности, а потому она может быть предметом истинного знания науки. В то же
время “вот этот” индивид в его “вот этости” как раз не может быть предметом всеобщего
и необходимого знания. С другой стороны, общее понятие “человек” является
предметом знания, но в то же время “человек  вообще” не имеет самостоятель-ного
существования, это только отвлеченное понятие.

Тут возникает проблема: единичное существует реально, но в
своей еди-ничности не есть предмет науки; общее же является предметом научного
знания, но неясно, каков его онтологический статус, — ведь Аристотель отверг
учение Платона, согласно которому общее (идея) имеет реальное существование.
Эта проблема обсуждалась не только в античной, но и в средневековой, и в
новоев-ропейской философии. На протяжении многих веков философы спорили о том,
что существует реально — единичное или общее?

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий