Список литературы
1. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.:
Экономика, 1990
2. Горенков В.Ф. Экономический анализ деятельности аптечных
предприятий. Минск: Высшая школа, 1976
3. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг. М., 1991
4. Криков В.И., Прокопишен В.И. Организация и экономика фармации. М.:
Медицина, 1991
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990
6. Морозов Ю.В. Маркетинг. М., 1994
7. Методическе указания по определению оборота розничой и оптовой
торговли на принципах статистики предприятия. Пост. Госкомстата №89
от 19.08.98 г.
8. Налоговый кодекс РФ
9. О лекарственных средствах. Федеральный закон РФ №86 от 10.06.98 г.
10. О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК РФ, Федеральный закон
№110 от 10.06.98 г.
11. О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Постановление Правительства РФ №890 от 30.07.94 г. (с изменениями и
дополнениями)
12. Положение о государственном регулировании цен на жизненно
необходимые и важнейшие лекарственные средства. Постановление
Правительсства РФ №782 от 09.11.01 г.
13. Рейхарт Д.В. Фармацевтический рынок: особенности, проблемы и
перспективы. М.: Славянский диалог, 1995
14. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. М.,.1963
15. Торговля. Государственный стандарт РФ 51303 –99
16. Эванс Дж. Маркетинг. М.: Экономика,1990Приложение 1.
ОтчетТорговых работников о состоянии спроса на товары
__________________________ 200_ года
(неделя, месяц и т. д.)
Отдел ________________________________________________
Ф.И.О., должность ______________________________________|№ |Наименования товаров, имеющихся в |Наименования отсутствующих|
|п/п |наличии |товаров, пользующихся |
| | |спросом |
| |Пользующихся |Не пользующихся | |
| |спросом |спросом | |
|1 |2 |3 |4 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |Подпись________________________
Приложение
2.
Анкета
Оценки потребительских предпочтений в лекарственных средствахПросим Вас ответить на приведенные вопросы. Ваши ответы будут
использованы в целях улучшения лекарственного обеспечения в нашей аптеке.Ваш возраст _____________
Пол (подчеркнуть)
Муж.
Жен.1. Какими из перечисленных обезболивающих, жаропонижающих и
противовоспалительных средств Вы пользуетесь наиболее часто (нужное
подчеркнуть):
— анальгин;
— парацетамол;
— аспирин;
— цитрамон;
— пентальгин;
— седальгин;
— баралгин;
— спазмальгон;
— ___________________________________________
другой вариант ответа (напишите)2. Как вы принимаете решение о покупке данных препаратов (нужное
подчеркнуть):
— по совету врача;
— по совету аптечного работника;
— самостоятельно, исходя из личного опыта;
— по совету друзей;
— под влиянием рекламы
3. Удовлетворены ли Вы ассортиментом жаропонижающих, обезболивающих,
противовоспалительных средств, предлагаемых аптекой (нужное
подчркнуть):
— да;
— нет.
4. Какие обезболивающие, жаропонижающие, противовоспалительные
средства Вы не смогли купить в нашей аптеке (перечислите):
_______________________________________________________________________
_______________________________________________Благодарим за ответы!
Приложение 3.
Расчет индекса цен
через определение стоимости
товарной единицы:1. Определить сумму остатка товарного запаса за три последних года по
материалам плановых инвентаризаций.2. Определить количество натуральных показателей (число товарных
единиц) в аптеке по данным плановых инвентаризаций за три последних
года.3. Рассчитать стоимость товарной единицы путем деления суммы остатка
товарного запаса на количество натуральных единиц в соответствующем
году.4. Рассчитать индекс цен путем деления последующей стоимости товарной
единицы в динамическом ряду на базовую.Приложение 4.
Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 11 августа 1999 г. N 242-стДата введения — 1 января 2000 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОРГОВЛЯ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
TRADE.
TERMS AND DEFINITIONSГОСТ Р 51303-99
Предисловие
1. Разработан Научно — исследовательским и маркетинговым центром
Минторга России.
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли
и общественного питания».
2. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от
11 августа 1999 г. N 242-ст.
3. Введен впервые.Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном
порядке, отражающем систему понятий в области внутренней торговли.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Недопустимые к применению термины — синонимы приведены в круглых
скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Ндп».
Термины — синонимы без пометы «Ндп» приведены в качестве справочных
данных, не являются стандартизованными и выделены вертикальной чертой.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при
использовании термина в документах по стандартизации.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них
производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов,
указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не
должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном
стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, а термины —
синонимы — курсивом.КонсультантПлюс: примечание.
В электронной версии документа термины, набранные полужирным шрифтом,
выделены большими буквами, а термины — синонимы взяты в треугольные скобки.1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий
в области торговли.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения
во всех видах документации и литературы (по данной научно — технической
отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих
результаты этих работ.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 16299-78, ГОСТ
16318-77, ГОСТ 17527-86, ГОСТ 18338-73, ГОСТ 21391-84, ГОСТ 23004-78.2. Стандартизованные термины с определениями
2.1. Общие понятия
1 ТОВАРНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: Процесс обращения объектов собственности
посредством возмездных договоров.
Примечание. Объектами собственности являются продукты труда, ценные
бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.2 ТОРГОВЛЯ: Вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей —
продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
3 ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ: Торговля товарами с последующей их перепродажей или
профессиональным использованием.
4 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: Торговля товарами и оказание услуг покупателям
для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью.
5 РАЗВОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, осуществляемая вне
стационарной розничной сети с использованием специализированных или
специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также
мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным
средством.
6 РАЗНОСНАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, осуществляемая вне
стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с
покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте
или на улице.
7 ПОСЫЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, осуществляемая по заказам,
выполняемым путем почтовых отправлений.
8 КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, предполагающая продажу
комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами —
комитентами, по договорам комиссии.
Ј 9 рынок товаров и услуг; потребительский рынок: Сфера обмена
Јтоварами или группами товаров и услугами между товаровладельцами,
Јисполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе
Јразделения труда.
10 ТОВАРНЫЙ РЫНОК: Рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных
по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом
внутреннего рынка товаров и услуг.2.2. Торговые структуры и их виды
11 СУБЪЕКТ ТОРГОВЛИ: Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в
установленном порядке.
12 ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: Имущественный комплекс, используемый
организацией для купли — продажи товаров и оказания услуг торговли.
Примечание. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания,
сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги,
фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.13 ТОРГОВАЯ СЕТЬ: Совокупность торговых предприятий, расположенных в
пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
14 СТАЦИОНАРНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ: Торговая сеть, расположенная в
специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и
строениях.
Примечание. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы,
имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком
и подсоединенные к инженерным коммуникациям.15 НЕСТАЦИОНАРНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ: Торговая сеть, функционирующая на
принципах разносной и развозной торговли.
Примечание. Нестационарную торговую сеть представляют палатки,
автолавки, автоцистерны и т.п.16 ПРЕДПРИЯТИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ: Торговое предприятие, осуществляющее
куплю — продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также
оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.
17 ОПТОВАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ: Торговая сеть, представленная предприятиями
оптовой торговли.
18 ТОВАРНЫЙ СКЛАД: Организация, обеспечивающая и/или осуществляющая
хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям.
Примечание. Товарный склад может функционировать и как структурное
подразделение предприятия оптовой торговли.19 ОБЩЕТОВАРНЫЙ СКЛАД: Товарный склад, предназначенный для
осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых
режимов хранения.
20 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ (ОБЩЕТОВАРНЫЙ) СКЛАД: Общетоварный склад,
осуществляющий складские операции с одной группой товаров.
21 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (ОБЩЕТОВАРНЫЙ) СКЛАД: Общетоварный склад,
осуществляющий складские операции с универсальным ассортиментом товаров.
22 ПРЕДПРИЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: Торговое предприятие, осуществляющее
куплю — продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для
их личного, семейного, домашнего использования.
Примечание. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые
предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.23 РОЗНИЧНАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ: Торговая сеть, представленная
предприятиями розничной торговли.
24 МЕЛКОРОЗНИЧНАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ: Торговая сеть, осуществляющая
розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные
средства развозной и разносной торговли.
Примечание. К передвижным средствам развозной и разносной торговли
относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки,
корзины и иные специальные приспособления.25 ВИД ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: Предприятие розничной торговли,
классифицированное по ассортименту реализуемых товаров.
Примечание. Различают универсальные, специализированные магазины,
магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.26 ТИП ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: Предприятие розничной торговли,
определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам
торгового обслуживания покупателей.
Примечание. Типом предприятия розничной торговли являются: универмаг,
универсам, магазин «Ткани», магазин «Продукты» и т.д.27 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН: Предприятие розничной торговли, реализующее
универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных
товаров.
28 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МАГАЗИН: Предприятие розничной торговли,
реализующее одну группу товаров или ее часть.
29 МАГАЗИН С КОМБИНИРОВАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ: Предприятие
розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных
общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.
30 МАГАЗИН СО СМЕШАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ: Предприятие розничной
торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и
непродовольственных товаров.
31 ТОРГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ: Добровольное договорное объединение, созданное
торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права
юридического лица, для координации предпринимательской деятельности,
представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся
некоммерческой организацией.
32 ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС: Совокупность торговых предприятий, реализующих
универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а
также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой
деятельности.
Примечание. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается
инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло — и водоснабжение,
канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования,
уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и
т.п.33 ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР: Совокупность торговых предприятий и/или предприятий
по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг,
расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и
управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории
стоянку для автомашин.
34 ТОРГОВЫЙ ДОМ (Ндп: <дом торговли>): Многопрофильное торговое
предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и
внешнеэкономическую сферы.
35 МАГАЗИН: Специально оборудованное стационарное здание или его часть,
предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и
обеспеченное торговыми, подсобными, административно — бытовыми помещениями,
а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
36 ПАВИЛЬОН: Оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения
для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих
мест.
37 КИОСК: Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее
торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно
рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
38 ПАЛАТКА (Ндп: <ларек>): Легко возводимая сборно — разборная
конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений
для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест
продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
39 РЫНОК: Организация, создающая условия для ведения торгов на основе
договоров купли — продажи.
40 ЯРМАРКА: Самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех
товаропроизводителей — продавцов и покупателей, организуемое в
установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров
купли — продажи и формирования региональных, межрегиональных и
межгосударственных хозяйственных связей.2.3. Материально — техническая база торговли
41 МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ТОРГОВЛИ: Совокупность средств
производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий,
обеспечивающих процессы купли — продажи и товародвижения.
42 ТОРГОВОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина, включающая
торговый зал и помещения для оказания услуг.
43 ТОРГОВЫЙ ЗАЛ МАГАЗИНА: Специально оборудованная основная часть
торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.
44 ПОМЕЩЕНИЕ (МАГАЗИНА) ДЛЯ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВ К
ПРОДАЖЕ: Специально оборудованная часть помещения магазина, предназначенная
для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
45 ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина,
предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по
обслуживанию технологического процесса.
Примечание. В состав подсобного помещения магазина входят помещения для
хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического
оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки
инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения,
экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли.46 АДМИНИСТРАТИВНО — БЫТОВОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения
магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая
бытовые помещения.
Примечание. В состав административно — бытового помещения входят
служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала,
здравпункт, санитарно — бытовые помещения.47 ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина,
предназначенная для размещения технических служб и/или выполнения работ по
техническому обслуживанию рабочих мест, торгово — технологического и
механического оборудования.
Примечание. В состав технического помещения магазина входят
вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок,
электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха,
радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы
управления.48 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА: Площадь всех помещений магазина.
Примечание. В состав общей площади магазина входят все надземные,
цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки,
антресоли, рампы и переходы в другие помещения.49 ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА: Площадь торговых помещений магазина.
50 ПЛОЩАДЬ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА: Часть торговой площади магазина,
включающая установочную площадь магазина, площадь контрольно — кассовых
узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а
также площадь проходов для покупателей.
51 УСТАНОВОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА: Часть площади торгового зала, занятая
оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров,
проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.
52 ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА (Ндп: <демонстрационная площадь
магазина>): Суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных
плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации
товаров в торговом зале.
53 КОНТРОЛЬНО — КАССОВЫЙ УЗЕЛ МАГАЗИНА: Специально оборудованная часть
площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за
товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено
более одной контрольно — кассовой машины.
54 СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ: Специально оборудованное изолированное
помещение основного производственного, подсобного и вспомогательного
назначения предприятия оптовой торговли.
55 СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (Ндп:
<оперативное помещение, операционное помещение>): Часть складского
помещения, предназначенная для приема, сортировки, хранения, комплектации,
отпуска и отгрузки товаров.
Примечание. В состав складских помещений основного производственного
назначения входят приемочные, секции хранения, холодильные камеры, цеха
фасовки, комплектовочные, экспедиции.56 СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ПОДСОБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: Часть складского
помещения, предназначенная для размещения подсобных служб и выполнения
работ по обслуживанию технологического процесса.
Примечание. В состав складских помещений подсобного назначения входят
помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов,
технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов
упаковки, мойки инвентаря и производственной тары.57 ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ: Часть складского помещения,
предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые
помещения.
Примечание. В состав вспомогательного складского помещения входят
служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт,
санитарно — бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры.58 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь всех помещений склада.
Примечание. В состав общей площади товарного склада входят все
надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели,
площадки, антресоли, рампы и переходы в другие здания.59 СКЛАДСКАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь складских помещений
основного производственного назначения.
60 ПОДСОБНАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь складских помещений
подсобного назначения.
61 ГРУЗОВАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь складских помещений,
занимаемая оборудованием, предназначенным для хранения товаров.
Примечание. В состав оборудования входят стеллажи, поддоны, контейнеры.62 ЕМКОСТЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Характеристика помещений основного
производственного назначения, выражающая их вместимость при выбранном
способе хранения товаров.2.4. Объекты торговли, их свойства и показатели
63 ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ: Продукция, производимая внутри страны и завозимая
по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных
учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных
нужд, а также создания товарных запасов.
64 ТОВАР: Любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и
переходящая от одного лица к другому по договору купли — продажи.
65 ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: Товары, предназначенные для продажи
населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не
связанного с предпринимательской деятельностью.
66 ТОВАРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: Товары, предназначенные для
продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их
использования в хозяйственной деятельности.
Примечание. К товарам производственного назначения относятся, например,
технологическое оборудование, строительно — дорожная техника, транспортные
машины общего пользования, топливно — сырьевые товары и т.п.67 КЛАСС ТОВАРОВ: Совокупность товаров, имеющих аналогичное
функциональное назначение.
Примечание. Класс товаров может быть представлен, например, швейными
изделиями, трикотажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами и
т.п.68 ГРУППА ТОВАРОВ: Совокупность товаров определенного класса,
обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей.
Примечание. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда,
белье, обувь, молочные продукты и т.п.69 ВИД ТОВАРОВ: Совокупность товаров определенной группы, объединенных
общим названием и назначением.
Примечание. Примером конкретного вида товаров являются костюм, платье,
куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и
т.п.70 РАЗНОВИДНОСТЬ ТОВАРОВ: Совокупность товаров определенного вида,
выделенных по ряду частных признаков.
Примечание. Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов,
сортов.71 АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <товарный ассортимент: товарная
номенклатура>): Набор товаров, объединенных по какому-либо одному или
совокупности признаков.
72 ПОКАЗАТЕЛЬ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ: Количественная характеристика
одного или нескольких свойств ассортимента товаров.
73 АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ: Часть торгового ассортимента
товаров, который должен быть постоянно в продаже.
74 ПРОМЫШЛЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <производственный
ассортимент>): Ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью
промышленности или отдельным промышленным предприятием.
75 ТОРГОВЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ: Ассортимент товаров, представленный в
торговой сети.
76 ПРОСТОЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <товары простого ассортимента>):
Ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются
не более чем по трем признакам.
77 СЛОЖНЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <товары сложного ассортимента>):
Ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются
более чем по трем признакам.
78 УКРУПНЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <групповой ассортимент>):
Ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные
совокупности товаров.
Примечание. Совокупностью товаров является класс, группа, вид товаров.79 РАЗВЕРНУТЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <внутригрупповой
ассортимент>): Ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров.
80 СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ: Соотношение выделенных по
определенному признаку совокупностей товара в наборе.
Примечание. Как правило, для наглядности структура ассортимента
выражается в процентах.81 КАЧЕСТВО ТОВАРА: Совокупность потребительских свойств товара.
82 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ СВОЙСТВО ТОВАРА: Свойство товара, проявляющееся при
его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.
83 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА: Количественная
характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара,
рассматриваемая применительно к условиям его потребления.2.5. Технология торговли и торговое оборудование
84 ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ: Совокупность параллельно или последовательно
выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации
товародвижения с использованием определенных средств и методов.
85 ТОВАРОДВИЖЕНИЕ: Процесс физического перемещения товара от
производителя в места продажи или потребления.
86 ЗВЕННОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Количество складских звеньев, через
которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю
как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.
87 ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Организационный прием, представляющий собой
разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи
или потребления.
88 ТРАНЗИТНАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Форма товародвижения от
производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады
посредников.
89 СКЛАДСКАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Форма товародвижения от
производителя в места продажи или потребления через одно или несколько
складских звеньев посредников.
90 ТОВАРОСНАБЖЕНИЕ: Система мероприятий по доведению товаров от
производителя до мест продажи или потребления.
91 ТОРГОВО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: Последовательность операций,
обеспечивающая процесс купли — продажи товаров и товародвижения.
92 ОПЕРАЦИЯ ТОРГОВО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: Отдельная законченная
однородная часть торгово — технологического процесса.
93 ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ: Процесс размещения товара в складском помещении,
содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества.
94 СТЕЛЛАЖНОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ: Хранение упакованных и/или
неупакованных товаров на полках стеллажа.
95 ШТАБЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ: Хранение товаров в таре, на поддонах,
малогабаритных контейнерах, уложенных по определенной схеме в несколько
ярусов.
96 ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ НАВАЛОМ: Хранение товаров насыпью с использованием
простейших устройств или приспособлений.
97 ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ В ПОДВЕШЕННОМ ВИДЕ: Хранение товаров в висячем
положении на специальных приспособлениях.
Примечание. Приспособлениями являются вешала, кронштейны, крючья.2.6. Торговое обслуживание
98 УСЛУГА ТОРГОВЛИ: Результат взаимодействия продавца и покупателя, а
также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей
покупателя при купле — продаже товаров.
99 АССОРТИМЕНТ УСЛУГ ТОРГОВЛИ: Набор различных услуг торговли,
объединенных или сочетающихся по определенным признакам.
100 БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРА: Состояние товара в обычных условиях его
использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск
вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.
101 БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛУГИ ТОРГОВЛИ: Комплекс свойств услуги, проявление
которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску
жизнь, здоровье и имущество потребителя.
102 ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: Деятельность продавца при непосредственном
взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей
покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги.
103 СИСТЕМА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Целостное единство взаимосвязанных
элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания.
104 ПРОЦЕСС ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Последовательность операций,
обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе
торговых предприятий.
105 УСЛОВИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Совокупность факторов,
воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.
106 ФОРМА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Организационный прием, представляющий
собой сочетание методов обслуживания покупателей.
Примечание. Примером формы торгового обслуживания может быть салонное
обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок,
индивидуальное обслуживание продавцом — консультантом в магазинах
самообслуживания.107 ПРОДАВЕЦ (Ндп: <оператор>): Организация или индивидуальный
предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по
договору купли — продажи.
Примечание. В торговле данное понятие используется также для
обозначения профессии торгового работника.108 ПОКУПАТЕЛЬ: Юридические и физические лица, использующие,
приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать
товары и услуги.
Ј 109 продажа товаров; реализация товаров: Передача покупателю
Јтоваров на определенных условиях.
110 ФОРМА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: Организационный прием доведения товаров до
покупателей.
Примечание. Различают магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.111 МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: Совокупность приемов и способов, с помощью
которых осуществляется процесс продажи товаров.
112 ТОРГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Сведения о товаре или услуге, изготовителе,
продавце, предусмотренные законодательством и доводимые до покупателя, с
целью ознакомления с товаром и особенностями его использования.
113 ТОРГОВАЯ РЕКЛАМА: Распространяемая в любой форме, с помощью любых
средств информация о торговом предприятии, товарах и услугах,
предназначенная для неопределенного круга лиц и способствующая реализации
товаров.
114 КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (Ндп: <уровень торгового
обслуживания>): Совокупность характеристик процесса и условий торгового
обслуживания покупателей.
115 СКОРОСТЬ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Среднее время, затрачиваемое на
обслуживание одного покупателя.
116 КУЛЬТУРА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Совокупность характеристик и
условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и
этикой обслуживающего персонала.
Примечание. Характеристики культуры торгового обслуживания —
вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для
покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика
предоставления услуги и т.п.2.7. Финансово — экономические показатели торговли
117 ЦЕНА: Денежное выражение стоимости товара.
118 ОПТОВАЯ ЦЕНА (Ндп: <отпускная цена>): Цена товара, реализуемого
продавцом или поставщиком покупателю, с целью его последующей перепродажи
или профессионального использования.
119 ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА: Цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой
заготовителями у производителей по договорам контрактации.
120 РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА: Цена товара, реализуемого непосредственно населению
для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли
— продажи.
121 ТОРГОВАЯ НАДБАВКА (Ндп: <торговая наценка, торговая накидка>):
Элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже
товаров и получение прибыли.
122 ТОРГОВАЯ СКИДКА: Скидка с цены товара, предоставляемая продавцом
покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей
конъюнктуры рынка.
123 ТОВАРООБОРОТ (Ндп: <объем продаж>): Объем продажи товаров и
оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
124 РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ (Ндп: <розничные продажи>): Объем продажи
товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего
использования.
Примечания. 1. В состав розничного товарооборота включается также
продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским
садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется
совместное потребление товаров.
2. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за
наличный расчет.125 ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ (Ндп: <оптовые продажи>): Объем продажи
товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для
дальнейшего использования в коммерческом обороте.
126 ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ТОВАРООБОРОТА (Ндп: <ассортиментная структура
товарооборота>): Соотношение отдельных товарных групп в общем объеме
товарооборота, выраженное в процентах.
127 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ: Количество товаров в денежном или натуральном
выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на
определенную дату.
Примечание. В зависимости от назначения подразделяются на запасы
текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза.128 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ В ДНЯХ ОБОРОТА (Ндп: <уровень товарных запасов>):
Относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на
определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных
запасов.
129 ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ: Время обращения среднего товарного запаса за
определенный период.
130 НОРМАТИВ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ (Ндп: <норма товарных запасов>):
Оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу
товаров при минимуме затрат.
131 ТОВАРНЫЕ ПОТЕРИ: Потери товаров при их перевозке, хранении и
реализации.
132 ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ: Товарные потери, обусловленные естественными
процессами, вызывающими изменение количества товара.
Примечание. Изменение количества товара может произойти за счет усушки,
утруски, утечки, распыла и т.д.133 НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ: Предельный размер товарных потерь,
устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара.
134 ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ (Ндп: <торговые издержки>): Денежная оценка
затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю
за определенный период времени.
Примечание. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные
затраты.135 ЗАТРАТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (Ндп: <экономические издержки
торгового предприятия>): Денежная оценка суммарной величины затрат
торгового предприятия как относимых на издержки обращения, так и не
учитываемых в их составе.
136 ВАЛОВЫЙ ДОХОД ТОРГОВЛИ: Показатель, характеризующий финансовый
результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от
продажи товаров и услуг над затратами, по их приобретению за определенный
период времени.
137 ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ: Показатель, характеризующий
финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение
валового дохода за вычетом обязательных платежей, над издержками за
определенный период времени.
Примечание. Обязательным платежом является, например, налог на
добавленную стоимость, акцизы.138 ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (Ндп: <бухгалтерская
прибыль>): Показатель, характеризующий конечный финансовый результат
деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от
реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от
внереализационных операций.
139 ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: Часть валовой прибыли,
которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет
налога на прибыль.2.8. Организационно — технологические показатели торговли
140 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ: Показатель,
характеризующий фактическое наличие торговой площади в расчете на 1000
жителей.
141 НОРМАТИВ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ: Показатель,
выраженный установленной торговой площадью на 1000 жителей.
142 УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ: Отношение
фактической обеспеченности населения торговой площадью к нормативной,
выраженное в процентах.
143 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ СЕТЬЮ: Показатель,
характеризующий фактическое наличие розничных торговых предприятий в
расчете на 1000 жителей.
144 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДЬЮ: Показатель,
характеризующий фактическое наличие складской площади в расчете на 1000
жителей.
145 КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДИ: Показатель,
характеризующий отношение грузовой площади товарного склада к складской
площади.
146 КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКЛАДСКОГО ОБЪЕМА: Показатель,
характеризующий отношение грузового объема склада к складскому объему.
147 ПЕШЕХОДНАЯ ДОСТУПНОСТЬ МАГАЗИНА: Установленное расстояние от
магазина до центра жилой застройки, обеспечивающее рациональное размещение
розничной торговой сети.
148 ГРУЗООБОРОТ СКЛАДА: Объем товарной массы в натуральном исчислении,
проходящий через склад за определенный календарный период.