О проблеме развития экологического туризма в России

Дата: 13.02.2016

		

О проблеме развития экологического туризма в России

Не берите ничего, кроме отснятых фотографий;

Не оставляйте ничего, кроме следов ног;

Не убивайте ничего, кроме времени.

Элен Скотт.

В 70-80-е годы
XX века на рынке туристских услуг появился новый
продукт под названием «eco-tour».
Его появление стало реакцией на желание человека отдыхать в среде абсолютно
безопасной для его здоровья. Потребность в общении с природой является такой же
естественной потребностью для человека, как потребность в еде, сне или отдыхе.

Один из самых
перспективных видов туризма во всем мире — экотуризм. Число его поклонников
растет повсеместно с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от
городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней.
Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма
выгодным для местных жителей.

Растущая популярность
экотуризма – часть основной тенденции к более бережному по отношению к
окружающей среде туризму. Экологический туризм связан с организацией отдыха в мало измененных
естественно-природных комплексах.

Экологический туризм призван, с одной стороны,
удовлетворить человеческую потребность в общении с природой, уединении,
изучении и познании природы и культуры, а с другой – решить
социально-экономические и природоохранные проблемы отдаленных регионов.

Существует множество определений экологического туризма,
но в целом все они в настоящий момент сводятся к пяти базовым характеристикам:

1.        
Это путешествие в
природу;

2.        
Это путешествие,
направленное на получение новых знаний о природе и местной культуре
(экологическое образование и просвещение);

3.        
Это путешествие,
которое вносит вклад в охрану природы и сохранение местной культурной среды;

4.        
Это путешествие,
организованное таким образом, что все возможные негативные последствия сведены
к минимуму;

5.        
Это путешествие,
которое вносит вклад в социально-экономическое развитие регионов.

Можно выделить три
основных компонента экотуризма: 1. «познание природы»; 2. «сохранение
экосистем»; 3. «уважение интересов местных жителей».

Потребителями
экотуризма являются экотуристы, мотивация которых это специфический интерес к
дикой природе, естественной среде обитания животного мира и окружающей среде.
Экотурист хочет видеть то, что еще не испорчено человеком, и то, что видели
немногие до него. Главная задача экотуриста – находиться в природе и оценить
ее.

В последние годы на
мировом туристском рынке наблюдается изменение тенденций спроса в сторону
экотуризма. Изменения направления туристских потоков связано с изменениями в
ценностной ориентации туристов от традиционной модели «море-солнце-пляж» к
принципу «знание-ландшафт – досуг».

В Австралии – мировом
лидере экотуризма – существует специальное правительственное эколого-туристское
ведомство в ранге министерства. Ежегодно проводятся десятки конгрессов,
симпозиумов и конференций, посвященных экотуризму и собирающие сотни участников
– путешественников и ученых, бизнесменов, политиков.

Россия как
эколого-туристское направление представляет собой потенциально важнейший
сегмент мирового рынка, но до настоящего времени этот огромный потенциал
осваивается очень фрагментарно. Одна из причин этого – недостаточная и
чрезвычайно поверхностная осведомленность о сути экотуризма, его принципах,
технологиях, формах.

Экотуризм слабо развит в Российской
Федерации как вид внутреннего туризма, у нас еще не сформировался спрос на
данный вид туризма и очень мало экотуристов. Не многие из отечественных
туристов готовы потратить средства, время и силы на защиту окружающей среды.

Применительно к
российской действительности именно развитие внутреннего и въездного экотуризма
на базе имеющейся сети особо охраняемых природных территории, и особенно
национальных парков, имеет большие экономические перспективы и может стать
важной основой для привлечения в регионы дополнительных финансовых потоков.

Хотя российское законодательство специально не
раскрывает понятие экологического туризма, на особо охраняемых природных
территориях следует планировать развитие именно экотуризма, то есть:

·          
обращенного к
природе;

·          
не наносящего
существенного ущерба природной среде;

·          
нацеленного на
экологическое просвещение;

·          
заботящегося о
сохранении местной социокультурной среды;

·          
обеспечивающим
устойчивое развитие районов, где он осуществляется.

В Центральной
России найдется немало привлекательных для экотуристов мест. Это, например,
Центральный лесной государственный биосферный заповедник, расположенный на
западе Тверской области — у Валдайской возвышенности. Он уникален еловыми
лесами, равных которым нет в Европе — им уже 500 лет. В них сохранилось немало
уголков дикой природы, населенных типичными обитателями российских лесов: бурый
медведь, волк, лось, заяц-беляк, речной бобер, лесная куница. В этих местах
можно сделать уникальные фотоснимки диких зверей.

Экотуризм — одно из
средств для создания рабочих мест и экономического развития без ущерба природе.
Но его развитие сдерживает отсутствие научных исследований, правовой базы,
экономического обоснования, рациональной контрольной системы, международных
правил его организации, методик создания и сбыта экологического туристского
продукта, квалифицированных специалистов.

В своем развитии экологический
туризм в России встречается с рядом серьезных проблем, их которых можно
выделить шесть основных.

Первая проблема —
это разобщенность участников эколого-туристкой деятельности, отсутствие
специализированных туроператоров, недостаточно развитая правовая база,
информационный дефицит.

Вторая проблема — это
дорогие транспортные услуги, обусловленные монополизмом перевозчиков,
унаследованным от прежней внерыночной экономикой, и огромной протяженностью
страны.

Третья проблема — это
низкий уровень сервиса при высоких ценах, особенно на услуги размещения и
питания. Завышение цен в значительной мере связано с неэффективной налоговой
политикой государства.

Четвертая группа
российских проблем связана с привычкой граждан и руководителей предприятий, а
также властей к бесплатности природных ресурсов. Это одна из причин
неразвитости экологической культуры, пренебрежения нормами экологического
права.

Пятая группа — общая
необустроенность территории, слабое развитие экологической инфраструктуры и
экологических технологий в туризме.

Шестая проблема – это
отсутствие квалифицированных кадров, профессиональных экскурсоводов и
групповодов.

Экологический туризм требует профессионального подхода
и, как любое серьезное дело, не терпит дилетантства. В тоже время и в заповедниках
и в парках ощущается острейший дефицит квалифицированных специалистов в этой
сфере. Следствием этого является слабое понимание работниками заповедников и
парков специфики организации экотуризма, сути туроператорской деятельности,
ценовой политики, важности рекламы, маркетинга, информационного обеспечения
посетителей.

Для решения проблем
развития экологического туризма в России я считаю необходимым:

1. Создание ассоциаций и
цепей эколого-туристских предприятий (в том числе национальных парков) и турагенств.
Цель предприятий — развивать экотуризм в России, как средство поддержки
охраняемых природных территорий, содействовать социальному и экономическому
развитию местного населения и повышения уровня образования в экологической
сфере.

2. Формирование
специальных баз данных, создание справочно-информационной системы по природным
и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам,
распространение опыта успешных пилотных эколого-туристских проектов.

3. Совершенствование
налоговой политики посредством введения  властями субъектов Российской
Федерации местной туристской ренты, собираемой с туристских предприятий, за
счет уменьшения других налогов. Эта рента должна быть специально предназначена
для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных
ресурсов.

4. Развитие туристской
инфраструктуры, разработка экологических троп и маршрутов, создание системы их
сертификации.

5. Создание новых и
модернизация существующих музеев природы и информационных центров на особо 
охраняемых природных территориях.

6. Развитие
рекламно-информационного обеспечения и продвижения экологического туризма
России на внутренние и внешние рынки.

7. Подготовка
квалифицированных сотрудников: экскурсоводов, групповодов, инструкторов.

8. Разработка федеральной
программы по развитию экологического туризма в России.

9. Развитие международного
сотрудничества в сфере развития экотуризма.

Таким образом, Россия
обладает огромным ресурсным потенциалом для развития экологического туризма.
Необходима федеральная Программа его развития, научные разработки, тщательно
продуманная законодательная база на федеральном и региональном уровнях, разумно
разграничивающая полномочия и предоставляющая больше прав региональным
администрациям. Экологический туризм должен быть экономически эффективным,
экологически разумным, социально справедливым.

По прогнозам экспертов
Всемирной туристской организации в XXI в. темпы роста экологического туризма будут по-прежнему высоки, а
приносимые доходы внесут значительный вклад в развитие экономик многих стран
мира, и Россия имеет все возможности оказаться в их числе.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий