Владимир Гуськов
На сегодняшний день наиболее успешно развивающиеся
российские компании понимают значение перехода от
производственно-ориентированной стратегии развития к рыночной,
клиенто-ориентированной стратегии.Основными характеристиками данной стратегии являются:
Глобальная «кооперация» переход от конкуренции к практике
создания союзов, альянсов, практики слияний и поглощений, когда на первый план
выходят интересы компании, а не конкуренция с другим игроком на рынке, как
некая абстрактная категория.Создание систем интерактивного дистанционного управления
деловыми процессами создание информационного пространства для обмена
информацией внутри компании, между материнской и дочерними, головной и
филиалами, нивелирование категории пространства и времени, когда работа над
проектом выполняется рабочими группами.Рост значения нематериальных активов.
Одной из методологических проблем анализа рыночной
стоимости бизнеса является оценка гудвилла компании, значимость которого для
некоторых сфер бизнеса очень велика. В частности, это относится к сфере
торговли и услуг, где стоимость гудвилла является значительной величиной,
наряду с оценкой материальных активов, при определении стоимости бизнеса.Гудвилл – это совокупность тех активов компании, которые
стимулируют клиентов компании пользоваться товарами и услугами именно данной
компании.Совокупность активов, представляющих гудвилл, условно можно
разбить на несколько групп.Группа 1: Нематериальные активы, неотделимые от компании:
O Наличие обученного персонала
O Система управления компанией
O Наличие постоянной клиентуры
O Положение компании на рынке
O Устойчивая и положительная репутация товаров компании
O Репутация компании, утвердившаяся на основе
осведомленности клиентов, поставщиков, общественности о надежности компании,
качестве обслуживания, финансовой устойчивостиГруппа 2: Нематериальные активы, неотделимы от сотрудника
компании:O Профессиональные качества и репутация как владельцев
компании, так и ее сотрудниковГруппа 3: Нематериальные активы, которые возможно отделить
от компании:O Наличие торговой марки
O Наличие авторских прав
O Лицензии
O Патенты
O Контракты
O Базы данных клиентов
В период с 1982 по 2000 годы роль нематериальных и
материальных активов в общей структуре активов компаний существенно изменилась
(1982г. 62% материальные активы и 38% нематериальные; 2000г. 15% и 85%
соответственно)Прим.: под нематериальными активами в данном исследовании
подразумевались: перспективные оценки компании (наличие стратегии компании и
возможность ее реализовать), репутация, деловые связи, способность создавать
альянсы, наличие брендов, наличие патентов и авторских прав, квалифицированные
кадры.Представители инвестиционных банков также оценивают влияние
важнейших факторов, влияющих на стоимость компании. Всего выделяется 8
факторов, которые ранжируются по 7 балльной шкале (7- наиболее важно, 1-
наименее важно):=>Осуществление корпоративной стратегии = 6,26
=>Доверие к менеджменту = 6,16
=>Качество корпоративной стратегии = 5,92
=>Способность привлечь и удержать талантливых
сотрудников = 5,77=>Инновации в компании = 5,61
=>Репутация компании = 5,60
=>Доля рынка = 5,60
=>Опыт высшего руководства = 5,54
На сегодняшний день специалисты сходятся во мнении, что
улучшить вышеозначенные характеристики возможно за счет коммуникации. Как одно
из средств этой коммуникации между компанией и окружающей ее средой может и
должен выступать бренд, который существует у данной компании, и в котором
материализуется стратегия данной компании на рынке.Бренд – известная и популярная торговая
марка, стимулирующая потребление.1. Бренд выделяет из всех характеристик товара те, которые
важны для потребителя и облегчает понимание товара, упрощает выбор. Бренд
позволяет потребителю ориентироваться в товарах при помощи своеобразных
этикетов и ярлыков, разбираться в сложной технике, сложных и достаточно простых
товарах. Каждый день потребитель сталкивается со множеством похожих товаров, и
у него просто физически нет времени сравнивать все аннотации, процентный
состав, показания к применению и технические характеристики (для каждого типа
товара будут свои особенности). Выходом из этого положения является
позиционирование каждого конкретного товара, привязывание его к определенному
сегменту рынка.2. Бренд позволяет производителю продвигать марку товара,
не имеющего особенных функциональных характеристик в ряду аналогов за счет
воображаемых, психологических параметров.Компания, имеющая в своем продуктовом ряду brand name
должна знать о существовании следующих марочных (брендовых) стратегиях:Индивидуальная (однопродуктовая) – товар
имеет свою индивидуальную марку«Зонтичная» одно и то же марочное название дается для
различных вариантов продуктов.Чем более развитой и глубокой является марка, тем больше
она известна, популярна и вызывает лояльность со стороны потребителей, и
соответственно, тем выше ее цена. Высокая стоимость торговых марок обеспечивает
компании определенные преимущества перед конкурентами:=>Уменьшаются затраты на маркетинг, т.к. покупатели
доверяют торговой марке, сохраняют высокую степень лояльности к ней.=>Компания получает определенный рычаг воздействия на
дистрибьюторов и розничных продавцов, поскольку покупатели ждут от них продукцию
под конкретными торговыми марками.=>Компания может устанавливать более высокие цены по
сравнению с конкурентами, т.к. торговая марка- синоним высокого качества=>Компании легче проводить расширение торговой линии,
поскольку потребители доверяют торговой марке.=>Торговые марки обеспечивают компании определенную
защиту в случае жесткой ценовой конкуренции.Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://inter-solar.ru