Особенности дополнительного образования взрослых

Дата: 21.05.2016

		

Дипломная работа
«Особенности дополнительного образования взрослых»
Содержание

1. План с. 4
2. Введение с. 5-9
3. Глава I. с. 10-53
. Основные понятия андрагогики с. 10-13
. История развития системы дополнительного
образования взрослых в России с. 14-31
. Андрагогическая модель обучения с. 32-37
. Сравнение андрагогической и педагогической
модели обучения (общее и особенное) с. 38-41
. Основные андрагогические принципы обучения с. 42-44
. Условия применения андрагогической модели обучения с. 45-51
. Выводы с. 52-53
4. Глава II. с. 54-79
. Виды и формы андрагогического образования с. 54-71
. Практическое изучение видов и форм андрагогического
образования (Анализ результатов анкетирования
и интервьюирования) с. 72-78
. Выводы с. 79

5. Заключение с. 80-83
6. Приложение с. 84
7. Библиография с. 85-87
8. Словарь с. 88-89

ПЛАН
1. Введение
2. Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели
обучения.
. Основные понятия андрагогики
. История развития системы дополнительного образования взрослых в
России
. Андрагогическая модель обучения
. Сравнение андрагогической и педагогической модели обучения (общее и
особенное)
. Основные андрагогические принципы обучения
. Условия применения андрагогической модели обучения
. Выводы

3. Глава II. Практическое изучение видов, форм и уровней дополнительного
образования взрослых.
. Виды и формы андрагогического образования
. Практическое изучение видов и форм андрагогического образования
(Анализ результатов анкетирования и интервьюирования)
. Выводы

4. Заключение
5. Приложение
6. Библиография
7. Словарь

1. Введение
В начале нашей работы мы хотим обратить внимание на актуальность выбранной
темы как для педагогики, так и для экономики. Андрагогика (наука,
занимающаяся проблемами образования взрослых) появилась как отдельная часть
педагогики сравнительно недавно. Тем не менее, образование взрослых имеет
свои особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными
характеристиками взрослых. В данной работе будет рассмотрен лишь один
аспект андрагогики –непрофессиональное образование взрослых. Т.е. мы
изначально исключаем получивший в профессиональной педагогической
литературе наиболее полное освещение аспект профессионального образования.
Теперь, прибегнув к помощи социологии, попытаемся продемонстрировать
значимость нашей темы для педагогики.
В современном мире постоянно растёт безработица. Этот непреложный и
одновременно печальный факт подтверждается социологическими исследованиями.

Из доклада МОТ (Международной организации труда) за 2003 г.: «Количество
безработных в мире в 2003 году достигло рекордного уровня в 186 млн.
человек». По данным организации, безработица в промышленно развитых странах
осталась на уровне 6,8%, в Латинской Америке — упала на 1% до 8%. В то же
время, в Восточной Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке безработица
возросла.
Очевидно, Андрагогика может помочь людям в решении проблем отдельных видов
безработицы. Притом при функционной* безработице улучить общее состояние
способны различные курсы повышения квалификации, самообразование,
интенсивные курсы без отрыва от производства и т.п.
При структурном** типе безработицы необходимы более «радикальные и
долгосрочные меры» -переквалификация и связанные с нею большие денежные
затраты.

Но не только из-за специфики безработицы актуальна в наши дни тема
непрофессионального образования взрослых –всё наше общество устроено так,
что для продвижения по профессиональной лестнице, для активного участия в
жизни страны и социума сегодня категорически недостаточно просто получить
профессиональное образование. Сегодня в нашем постиндустриальном обществе
знания и умения в любых сферах требуют постоянного обновления. Чтобы «не
отстать от жизни», нужно непрерывное совершенствование профессиональных и
околопрофессиональных навыков.
Целью данного исследования было изучение особенностей образования взрослых,
выделение форм и методов андрагогики, их сравнение с формами и методами
педагогики.
Цель определила следующие задачи исследования:
. Изучить педагогическую, методическую, социологическую и историческую
литературу по вопросам образования взрослых.
. Проанализировать практический опыт образования взрослых
. Описать, сравнить, проанализировать, дать рекомендации по
совершенствованию развития образования взрослых
Для решения поставленных задач используются такие методы исследования как:
1. Теоретический анализ литературы
2. Анализ работы преподавателей, работающих в системе андрагогического
образования
3. Итервьюирование, анкетирование и наблюдение.
В ходе нашей работы будет проведено исследование:
Объектом исследования стала организация непрофессионального образования
взрослых.
Субъект исследования –взрослые, когда либо сталкивавшиеся на практике с
теми или иными формами андрагогического образования.
Гипотеза: Мы предполагаем, что андрагогическая модель обучения актуальна
для системы современного непрерывного образования при соблюдении следующих
условий:
. Организация различных видов и форм обучения
. Различные уровни обучения
. Специальная подготовка кадров для андрагогической системы
. Методическая поддержка
. Удовлетворение различных целей обучения слушателей (для
удовлетворения своих личных интересов, расширения кругозора; для
общения; для формирования и совершенствования
околопрофессиональных знаний, умений, навыков; получение новых
актуальных для профессионального роста умений и навыков и т.п.)
Мы полагаем, что результаты данного дипломного исследования могут быть
интересны:
. Начинающим специалистам, которые уже работают в сфере
образования взрослых
. Студентам и слушателям магистратуры, которые в дальнейшем хотят
работать в сфере образования взрослых
. Взрослым людям, которые хотят получить непрофессиональное
дополнительное образование
. Организаторам различных форм андрагогического обучения

Примечание к используемой в данной работе терминологии:
Понятие «андрагогическое образование» -относительно новое в педагогике,
поэтому в части «История развития системы дополнительного образования
взрослых в России» для его обозначения используется «дополнительное
образование взрослых», которое также и дальше встречается в нашей работе и
является ни чем иным, как тем же «андрагогическим бразованием».
Глава I. Педагогические условия применения андрагогической модели обучения.
§ 1. Основные понятия андрагогики
Возрастающая значимость образования взрослых — общепризнанный факт. В
мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим
технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как
и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим
развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят
исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в
образовании взрослых — его усиливающееся содержательное и организационное
обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных
исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии
предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса,
возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском
образовании.

По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых —
обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной
творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично
развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии
человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение
всей его жизни. К настоящему времени сложилась определенная общность
взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса
личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.

Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и
практиков образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало
«производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны
применять свои знания в изменяющихся условиях, и… чья основная
компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на
протяжении всей своей жизни»[1]. Дело обучения, res studiorum, всегда
бывшее многотрудным занятием, ныне становится еще более сложным,
напряженным и тяжелым. Где путеводная нить Ариадны современного человека,
стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи обучения? Этой нитью
является андрагогика ( от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж
— + ago — веду) — наука об обучении взрослых[2].

Возникновение андрагогики как отдельной отрасли педагогики обусловлено
рядом причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые,
прежде всего, учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в
развитии андрагогики.
Во-первых, сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся
ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из
принципиальной позиции, что обучаемый в выборе содержания образования
занимает в основном пассивную позицию; исключение составляют только
профильные классы (школы), характерные для старшеклассников; в то время как
взрослый учащийся сознательно избирает не только содержание курса, но и
формы, сроки и уровень обучения.
Во-вторых, эволюция идей философской и психологической наук привела к
осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и
в образовании.
В-третьих, достижения в области информационных технологий позволили по-
новому организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли
обучающегося и обучающего в процессе обучения.
В-четвертых, эволюция педагогических концепций также вела к осознанию
необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе
обучения.
В-пятых, из-за разной ведущей деятельности у детей и взрослых,
необходимо чётко разделять принципы андрагогической и педагогической
моделей обучения.
Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно
обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.
Окончательное формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е
годы в работах американского ученого М.Ш.Ноулза, англичанина П. Джарвиса,
американца Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского
университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулз издал фундаментальный труд по
андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против
педагогики»[3].
Из чего же исходили вышеперечисленные ученые?
Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы
и достижения различных наук в понимании роли человека в своей
жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта — принципиальных
различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения
в частности.
1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения
(потому он не обучаемый).
2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности,
к самоуправлению и осознает себя таковым.
3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным)
опытом, который может быть использован в качестве важного источника
обучения как его самого, так и его коллег.
4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и
достижения конкретной цели.
5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в
ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.
6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени
детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными,
социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют
процессу обучения.
7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной
деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики,
планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.
Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как отрасль
педагогики, занимающуюся обучением взрослых, обосновывающую деятельность
обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения.
§ 2. История развития системы дополнительного образования взрослых в России
Дополнительное образование взрослых является одной из наиболее интенсивно
развивающихся структур непрерывного образования в экономически
благополучных государствах. В то же время его важность для развития всей
системы отечественного образования остается неоцененной в должной мере.

Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны и
обуславливают развитие друг друга. Исторически дополнительное образование
выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному.
Сейчас можно утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на
обратное.[4]

В отличие от основного образования, задача которого в прошлом и в настоящем
— ликвидация «абсолютной» неграмотности, главной социальной миссией
дополнительного образования взрослых является ликвидация или предупреждение
«относительной», функциональной неграмотности. При этом в системе
дополнительного образования взрослых выработка, апробация и практическое
использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и
интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного
более консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного
обучения, мощный импульс распространению которых был дан в 70-80-х в
системе дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и
переподготовки специалистов.1

История российского образования представляет собой процесс взаимодействия
основного и дополнительного образования, занимающих большую или меньшую
часть всей образовательной сферы в зависимости от конкретных исторических
условий и образовательных потребностей. Будем иметь в виду, что понимание
особенностей и роли основного и дополнительного образования в разное время
менялось и современное понимание может отличаться от прежнего.

При этом под основным будем понимать образование, организованное и
контролируемое в соответствии с интересами доминирующего общественного
института; дополнительным к нему выступает образование, не отражающее эти
интересы, противостоящее им или выходящее за их пределы.

Помимо этого, в качестве определяющего признака основного образования мы
выделяем функцию контроля и, соответственно, регламентации образовательного
процесса. Стремление уйти от той или иной формы контроля, вырабатываемой
основным образованием и свойственное как учащим, так и учащимся или их
родителям, являлось одним из факторов порождения тех или иных форм
дополнительного образования.

В российской истории имела место сложная картина взаимодействия не только
трех основных социальных субъектов образовательного процесса (церкви,
государства и общества), но и стоящих за ними сословий, каждое из которых
имело собственные интересы и образовательные потребности и ожидало особых
условий их удовлетворения. Таковыми являлись помещики, купечество,
промышленники, разночинцы, позднее –крестьянство, женщины, национальные и
конфессиональные группы. Еще позже тон стали задавать нетрадиционные
профессиональные группы, проводившие свою образовательную политику через
министерства и ведомства.

«Следы» дополнительного образования можно найти на любом из этапов
отечественной истории; фактически оно возникло и развивалось вместе с
основным.
Образование в допетровской Руси носило религиозный характер; священник был
учителем людей всех возрастов: его обязанность — «учить малых детей в доме,
а всех — в храме». К священнику шли прихожане со своими жизненными
проблемами, от него ожидали совета, ободрения, нравственной поддержки.

Это нельзя назвать образованием в собственном смысле, поскольку основное
обучение шло через повседневную жизнь прихожан, их нравы и традиции, а
свяще