Обобщающий урок по природоведению

Дата: 21.05.2016

		

Оглавление

Обобщающий урок: понятие, цель, организация 3
Примеры разработок обобщающих уроков 5
1-ый класс: «Домашние животные» 5
2-ой класс: «Город и деревня» 6
3-ий класс: «Домашние животные» 8
4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности» 9
Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма обобщающего
урока по теме «Комнатные растения» 10
Заключение 14
Литература 15

Обобщающий урок: понятие, цель, организация

Урок — форма организации обучения, при которой учебные занятия
проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового
возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по
установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.

Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и
поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является
продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.
В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки. Они
могут проводиться по материалу двух или нескольких тем, близких по
содержанию.
Основная дидактическая цель такого типа уроков — систематизация
знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных
положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и
сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на
развитие памяти, речи, мышления учащихся.
Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств,
присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который
будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы. Учащихся
нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:
а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;
б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними;

в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные
особенности, которые могут лечь в основу обобщения;
г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию,
закономерность и т. д.).
При правильной организации урока эффективным методом обобщения и
систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности
является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо
готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом,
навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики.
При недостаточной подготовке учащихся беседа может превратиться в монолог
учителя.
Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы,
ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В
вопросах должен быть отражен определенный фактический материал, который
играет важную роль при выделении основных понятий темы.
На обобщающем уроке желательно использовать наглядные пособия,
которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.
В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:
а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к
уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема,
цели и задачи предстоящего урока;
б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило,
отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет,
исправляет, дополняет по мере необходимости;
в) обобщающая беседа по теме;
г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы
и как усвоен учащимися.
В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает
проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно
делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее
простые.
Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также
степени сформированности умений и навыков в конце обобщающего урока можно
провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный
характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.

Примеры разработок обобщающих уроков

1-ый класс: «Домашние животные»

Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся, полученные при
изучении темы «Домашние животные».
Оборудование: все картины, которые использовались на предыдущих
уроках, и кинофильм «Наши домашние животные».
Ход урока.
Урок начинается с беседы по картинам «Утка» и «Куры» по следующим
вопросам.
— Какая птица изображена на первой картине?
— Что вы знаете об утке?
— Какие птицы нарисованы на второй картине?
— Чем куры отличаются от утки?
— Какая голова у курицы? Какой клюв? Какие крылья? Какого цвета
перья? Какие у нее ноги? Есть ли на них перепонки, как у утки?
Почему их нет?
Учитель показывает детям кинофильм «Наши домашние животные». После
просмотра фильма ставит вопросы:
— Каких животных называют домашними?
— Каких домашних животных вы знаете?
— Что нового вы узнали из фильма?
По картинам «Кошка», «Собака», «Курица», «Утка», «Гусь» дети отвечают
на вопросы:
— Какая шерсть у кошки?
— Какие у нее лапки? Какие усы? Какие зубы? Какой хвост? Какие глаза?

— Что ест кошка?
— Какую пользу приносит кошка?
— Какой величины бывают собаки?
— Какая у собаки голова? Какие у нее зубы, уши, лапы, хвост?
— Какого цвета шерсть?
— Что едят собаки?
— Какую пользу они приносят?
— Как можно называть всех этих птиц? (Домашние.) Почему их называют
домашними?
— Чем курица не похожа на гуся и утку?
— Какую пользу приносят домашние птицы?
Итог урока: домашние животные приносят нам большую пользу и поэтому мы
должны любить их, заботиться о них и не обижать.

2-ой класс: «Город и деревня»

Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы
«Город и деревня».
Оборудование: стенные картины, изображающие город и село.
Ход урока.
Данный урок целесообразнее проводить в форме беседы.
Вопросы для проведения беседы:
— Где мы живем?
— Как называется наш город?
— Как называется улица, на которой стоит школа?
— Какие дома стоят на улице?
— Для чего предназначены дома, которые находятся на нашей улице?
(жилые, магазины, ателье и т.п.)
— Как освещается наша улица?
— Какие растения есть на нашей улице?
— Чем улица отличается от проспекта? от переулка? от площади?
— Какие проспекты есть в нашем городе?
— Как называется центральная площадь нашего города?
— Чем занимаются люди в городах?
— Что город дает деревне? А деревня городу?
— Чем город отличается от деревни?
— Чем занимаются люди в деревне?
Беседа сопровождается повторным рассмотрением картины.
В заключение урока – творческое задание: нарисовать ответ на один из
вопросов, записанных на доске.
На доске записаны следующие вопросы:
— Что люди делают в деревне?
— Чем занимаются в городе?
— Что город дает деревне?
— Что дает деревня городу?
Итог урока: еще раз акцентировать внимание на том, что город не сможет
выжить без села, а село – без города.

3-ий класс: «Домашние животные»

Цель урока: обобщить знания детей о домашних животных, живущих в
разных природных условиях.
Оборудование: таблицы, картины, чучела, гербарий, которые были
использованы в процессе работы над темой; а так же то, что было сделано
детьми в этот период: таблицы, рисунки, записи в тетрадях и т.д.; кинофильм
(видеофильм, диафильм) «Домашние животные».
Домашнее задание к уроку: найти материал о том, как и чем кормят
домашних животных.
Ход урока.
В начале урока проводится беседа по следующим вопросам:
— Каких вы знаете домашних животных?
— Почему корова, лошадь, свинья, овца, верблюд, олень, кролик
называются домашними животными?
Задание: напишите на доске и покажите на картинах и чучелах, каких еще
домашних животных вы знаете.
— Как ухаживают за домашними животными на селе? в городе?
— Какие машины помогают в уходе за животными?
— Кто из вас сам ухаживал или помогал ухаживать за домашними
животными? Как вы это делали?
Демонстрация фильма. После фильма – беседа.
— Какие породы домашних животных (лошадей, кур, коров и т.д.) вы
знаете?
— Какую домашнюю рыбу вы знаете и от какой рыбы она выведена?
— Почему кролика называют грызуном?
— Каких еще грызунов вы знаете?
— Как приспособлен северный олень к условиям жизни на севере?
— Как приспособляется верблюд к условиям жизни в пустыне?
Далее проводится беседа по домашнему заданию.
— А чем и как кормят домашних животных?
— А что дают нам домашние животные за то, что мы за ними ухаживаем и
кормим их?
Итог урока: еще раз указать на то, какое значение имеют для нас
домашние животные и развитие животноводства.

4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности»

Цели: обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания
о природе; показать значение разнообразия природы для развития народного
хозяйства; установить взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью
человека.
Оборудование: глобус, физическая карта СССР, карта полушарий и карта
природных зон СССР, гербарии растений своей местности.
Ход урока.
Урок можно начать со следующего задания классу: определите
местоположение своей области на глобусе и карте и ответьте, где находится
ваша область (край). Затем в ходе беседы выясняется, что характерно для
природы данной местности, в какой природной зоне она находится, какие в ней
преобладают растения и животные и т. д. Затем учащимся задается вопрос,
требующий обобщенного ответа: какие сезонные изменения в жизни растений и
животных характерны для данной местности?
В ответе на него должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят
от расположения природной зоны по отношению к экватору.
Далее учащиеся вспоминают названия растений и животных своей
местности, уточняют характерные особенности их строения и
жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей растений и животных
своей местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость
между основными факторами неживой и живой природы. Беседа сопровождается
демонстрацией гербарных образцов растений, таблиц, картин, соответствующих
диапозитивов.
Учащиеся делают вывод о природе своей местности. Далее задаются
вопросы: как изменяется труд людей в зависимости от природных условий? от
времени года?
Итог урока: растительный и животный мир разнообразен; человек
использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности, но должен
бережно относиться к ним и охранять их.

Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма
обобщающего урока по теме «Комнатные растения»

В последнее время стало популярно проводить обобщающие уроки в
нестандартной форме: викторины, игры, лото и т.п. Это позволяет
разнообразить учебный процесс, расширить мотивацию усвоения учащимися
знаний, повысить степень усвоения предмета. Ниже приведен обобщающий урок
по теме «Комнатные растения» в виде дидактической игры «Цветочный аукцион».
Цель игры: обобщить знания о комнатных растениях, закрепить знание их
названий, проверить сформированность умения различать комнатные растения по
названию и описанию. Воспитывать любовь к природе, интерес к нашим «зеленым
друзьям».
Оборудование игры: комнатные растения, подставка для растений, жетоны,
призы.
Правила игры: участвуют три команды. Участнику, давшему правильный
ответ, вручается жетон (образцы жетонов — комнатный цветок в горшочке).
Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов, и тот участник, у
которого окажется наибольшее количество жетонов.
Выбирается жюри, которое следит за ходом игры, вручает жетоны и
подводит итоги.
Ход игры.
1. «Аукцион —разминка».
Команды по очереди называют по 1 комнатному растению. Побеждает та
команда, которая назовет последнее растение. (1 жетон дается участнику,
назвавшему последнее растение).
2 «Найдите, что опишу».
На подставку ставят комнатные растения одного рода, но разных видов:
Пеларгония душистая и зональная.
Бегония королевская и всегда цветущая
Традесканция зебровидная и белоцветковая.
Задание командам: найти растение по описанию (подойти, показать):
Пеларгония, или Герань, — распространенное комнатное растение. Его
родина — Южная Африка. Листья пеларгоний покрыты волосками, испаряющими
эфирное масло. Растение можно отличить по своеобразному запаху.
Пеларгония зональная — с махровыми красными цветками. Пеларгония
душистая — с мелкими розовыми цветками.
Родина Бегонии — тропики Азии и Африки. Это растение с одревесневающим
стеблем, красивыми листьями.
Бегония королевская — с крупными пестроокрашенными. покрытыми редкими
волосками листьями.
Бегония всегда цветущая — небольшой кустик с сочными стеблями, густо
покрытыми некрупными листьями и мелкими розовыми цветками.
Родина Традесканции — Америка. Это красивое растение со свешивающимся
стеблем.
Традесканция зебровидная — с полосатыми листьями.
Традесканция белоцветковая — с зелеными листьями.
3. Домашнее задание.
Дети рассказывают и показывают, как надо ухаживать за комнатными
цветами (за каждое выступление 1 жетон).
4. Отгадай, что за растение.
На подставку выставляются растения: фикус, хлорофитум, аспарагус,
бальзамин, колеус, алоэ, камнеломка, зигокактус, плющ.
Задание командам: составить рассказы о 3-х растениях. Оставшиеся
команды определяют, о каком растении идет речь, называют его и показывают.
Примечание: в рассказе не должно упоминаться название растения. По 1
жетону дается участнику, который загадал «загадку» и который ее отгадал.
5. Игра на внимание.
На подставке стоят цветы в один ряд: алоэ, фикус, бегония, бальзамин,
колеус, пеларгония.
Дети рассматривают и запоминают растения, а затем закрывают глаза. В
это время педагог меняет местами растения или убирает одно из них, заменяет
другим растением. После этого дети открывают глаза и рассказывают о том,
что изменилось.
6. «Узнай растение».
На подставке расположены растения: хлорофитум, фикус, опунция,
аспарагус, пеларгония, бальзамин, бегония, колеус, плющ, апидистра,
камнеломка, зигокактус, традесканция и другие.
Задание командам: найти растение по названию или характерному
признаку. Игpa по типу соревнования: кто быстрее?
Найдите:
— бальзамин
— растение — очиститель воздуха (хлорофитум)
— колеус
— традесканцию
— растение, которое называют «дружная семейка» (аспидистра)
— камнеломку
— самое известное лекарственное растение (алоэ)
— зигокактус
— бегонию
— растение с «фальшивыми листочками» (аспарагус)
— плющ
— «резиновое дерево» (фикус)
— растение, выделяющее эфирное масло (пеларгония)
— каланхоэ.
7. Домашнее задание.
Сообщение о любимом растении, которое живет в доме.
8. Подведение итогов.
Участнику игры-аукциона, набравшему наибольшее число жетонов,
присваивается звание «Знаток природы» и выдается открытка с подписями жюри
«Лучшему знатоку природы».
Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, награждается
медалями «Победитель в игре-аукционе «Комнатные растения».

Заключение

Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или
учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в закреплении
и систематизации знаний.
На обобщающих уроках следует повторить пройденное, и, опираясь на
знания, полученные детьми при изучении темы, расширить детские
представления, установить простейшие взаимосвязи и взаимозависимости
явлений в живой и неживой природе.
Такое повторение и обобщение программного материала делает знания
детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления.
На обобщающих уроках, как и на уроках других типов, следует применять
разнообразные методы и приемы работы, но исключительная роль здесь
принадлежит беседе, которая должна умело чередоваться с работой по
настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние годы стали
популярны обобщающие уроки, проводимые в виде викторин, дидактических игр,
соревнований и т.д. Это необходимо в первую очередь потому, что младшие
школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается и они отключаются
от работы.
По методике проведения обобщающие уроки очень сложны. Успешно они
проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или
темы начинает готовиться к ним: продумает систему формирования знаний;
установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных
понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие
организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к
самостоятельным выводам.

Литература

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения:
Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990
2. Методика изучения природы в начальных классах: пособие для учителей. –
М.: Просвещение, 1965
3. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения:
Учебник для студентов педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1984
4. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. — М.: Детиздат, 1951
5. Горышина Т. К. Растения в городе — Л.: Лениздат, 1991
6. Дрязгунова В А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. — М.: Просвещение, 1981
7. Клинковская Н. Н. Комнатные растения в школе — М.: Просвещение, 1986

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий