Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века.

Дата: 12.01.2016

		

А.Н.
Толстой — великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его
произведением за все его творчество стал роман  «Война и мир», в котором автор
изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства,
переживания, а  также и их внутренний
мир, душевное богатство. Примером могут служить любимые герои Толстого, такие,
как князь Андрей,  Пьер Безухов, Наташа
Ростова, княжна Марья. Писатель показывает нам духовные искания Андрея и Пьера,
их отношение к  жизни, их любовь, подвиги
на войне , раскрывает мир человеческих чувств своих героев .

Одним
из главных героев является князь Андрей Болконский , Толстой раскрывает нам его
человеческие чувства через путь  искания
смысла и истины жизни . Князь пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в
армию и разочаровавшись в той  жизни,
которую вел. Болконский понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для
него. На войне он жаждал славы,  признания,
желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет
армию в критический момент. Но  после
ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его
глазах умерла жена, оставив ему  маленького
сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский
осознал, что это не есть настоящая  жизнь,
и его поиски таковой продолжились. Другой главный герой романа — Пьер Безухов.
Вначале его жизнь составляли  развлечения,
выходы в свет, кутежи, пьянство, с помощью всего этого он отвлекался от
волнующих его проблем и забывался.

Серьезная
перемена в его взглядах произошла после встречи с масонами и вступления в это
общество. Теперь для него  открылась вера
в братство людей, в нем проснулась добродетель, появилось желание помочь
окружающим.  

Андрей
Болконский не обрел настоящей жизни, у него это впереди. И виновницей очередной
перемены становится Наташа.

Когда
князь Андрей услышал ее голос в лунной ночи, ее разговор, все это запало ему в
душу, и он не раз задавался  вопросом:
чему она так рада и о чем она думает? И тогда же решил для себя, что жизнь не
кончилась, что теперь его  задачей будет,
чтобы все узнали о нем, чтобы не жили независимо от него, от его жизни, а
“чтобы на всех она отражалась”  и все
жили с ним вместе. Позднее, когда князь Андрей уже влюбился в Наташу, но еще не
осознавал этого, он вспомнил слова  Пьера
и подумал, что тот был прав. И теперь князь Андрей тоже начинает верить в
возможность счастья. “Оставим мертвым  хоронить
мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым”, — думает он. С этого момента
и начинается новое понимание  настоящей
жизни князем Андреем. Любовь к Наташе изменила его. Он делится с Пьером и
говорит о своих чувствах, добавляя,  что
он ужасно мучился и страдал, но этих мук не отдал бы ни за что в мире. Он
произносит такие слова: “Я не жил прежде.

Я
только теперь живу”. Теперь, когда он страдает и любит одновременно, он
считает, что живет, живет по-настоящему.

Почему
же князь Андрей говорит, что не отдал бы этих мучений и страданий, что только
благодаря им и жив? Значит,  получается,
что настоящая жизнь должна наряду со счастливыми мгновениями содержать и
страдания. В ней должны сочетаться  плохое
и хорошее, радостное и грустное, счастье, любовь и разочарования. Только
страдая, человек может понять истинную  цену
тому, что у него есть, и по-настоящему дорожить этим.

Много
переживший в плену Пьер отогрелся душой возле этого простого русского человека
– Платона Каратаева, в котором ему  чувствовалось
что-то “приятное, успокоительное и круглое”. Такое выражение ласки и простоты
было в лице этого человека,  что
растроганный Пьер чуть не заплакал. Живой контакт человека с теми, кто оказался
рядом, — норма поведения любимых  героев
великого писателя. Чаще всего связи между персонажами романа осуществляются при
помощи взгляда, интонации, жеста,  улыбки.
Наташа Ростова мучается оттого, что не может в письмах к князю Андрею передать
и тысячной доли того, что она  чувствует
и что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом.

Взаимоотношения
лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью. Особенно
ярко это проявляется в  семейной жизни. В
центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторской
симпатией описана семья  Ростовых.
Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о
друге создана в доме Ростовых  взаимными
усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. Душой этой семьи,
несомненно, является Наташа. Без  глубоких
семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить.
Умение понять другого человека,  умение
прощать, доверчивость и благожелательность Л. Н. Толстой считал лучшими
качествами русского человека.

Общение
героев “Войны и мира” характеризуется прежде всего светлыми, радостными
чувствами, ему часто сопутствует  добрый,
веселый смех. Жизнерадостный смех звучит в романе не только в эпизодах мирной
жизни, но и в эпизодах,  посвященных
военным действиям. Этот добрый смех способствует соединению людей. Так, Пьер
одною своею доброю улыбкой и  кстати
сказанной шуткой мирит тех, кто ссорился. Душевно близкие Толстому герои
способны к искреннему раскаянию, к  признанию
своих ошибок. Поразительно описаны страдания княжны Марьи после смерти ее отца,
когда она даже не смеет  молиться Богу,
вспоминая о своих грешных мыслях по поводу капризов отца. Глубоко раскаяние
Наташи после увлечения  Анатолем за то
зло, которое она причинила князю Андрею. Духовное величие Пьера раскрывается
после дуэли с Долоховым,  когда он
содрогается от мысли, что чуть не убил человека.

Привлекательность
человеческих отношений, изображенных в романе “Война и мир”, не может не трогать
сердце современного  читателя. Доброта и
совестливость, душевная расположенность людей друг к другу, нравственное
единение людей — эти идеалы  писателя,
обращенные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и
взаимоотношениях с другими людьми .

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий