СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
1 Управление качеством, как основа повышения конкурентоспособности продукции:
1.1 Качество продукции, система показателей качества продукции
Базовая концепция и идеология всеобщего управления качеством (TQM):
1.2.1 Элементы стратегии TQM
1.2.2 Акцент на потребителя
1.2.3 Акцент на процесс
1.2.4 Непрерывное (постоянное) улучшение
1.2.5 вовлечение в работу по улучшению качества всех
1.2.6 Базирования решений только на фактах
1.3 Стандартизация и сертификация продукции
2 Практические подходы к управлению качеством
2.1 Организация контроля качества на предприятии
2.1.1 Общие термины и определения
2.1.2 Виды технического контроля и их использование
2.1.3 Технология технического контроля качества продукции
2.1.4 Порядок предъявления и сдачи продукции ОТК в цехах
2.1.5 Организация и методика проведения летучего контроля
2.1.6 Взаимоотношения ОТК с подразделениями предприятия
2.1.7 Порядок прохождения, обработки и хранения документов,
подтверждающие качество продукции в процессе ее изготовления
2.2 Анализ качества продукции на предприятии
3 Направления по повышению качества продукции, которая изготавливается:
3.1 Факторы, влияющие на качество продукции
3.2 Разработка механизма предупреждения брака продукции
4 Охрана труда
4.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов при
работе с ПЭВМ
4.2. Мероприятия по обеспечению безопасных условий труда:
4.2.1 Требования к организации рабочего места и режима
работы оператора
4.2.2 Требования к освещению.
4.2.3 Требования к микроклимату помещений вычислительного
центра.
4.2.4 Шум и излучение.
4.2.5 Требования электробезопасности оборудования.
4.2.6 Требования пожарной безопасности.
4.3 Искусственное освещение
Выводы
Перечень ссылок
Приложение А Структурная схема отдела технического контроля ЗАО «НКМЗ»
АННОТАЦИЯ
Данная дипломная работа содержит: страниц, приложение 1, 3 таблицы, 6 рисунков, 21 литературный источник.
Объектом исследования является отдел технического контроля на Закрытом акционерном обществе Новокраматорский машиностроительный завод.
Главной целью дипломной работы является исследование аспектов управления качеством продукции.
Основной задачей является нахождение путей улучшения качества продукции, которая выпускается и которую планируется выпускать, и выявления недостатков в работе персонала, отвечающих за выпуск.
В дипломной работе исследуются аспекты управления качеством продукции. Рассматривается система показателей качества продукции, базовая концепция и идеология всеобщего управления качеством, стандартизация и сертификация продукции. Организация контроля качества продукции на предприятии. Проводится анализ качества продукции на предприятии.
КАЧЕСТВО, ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, СТАНДАРТ, СЕРТИФИКАЦИЯ, ПРЕДПРИЯТИЕ.
ВСТУПЛЕНИЕ
В современных условиях неизмеримо возросло значение повышения качества продукции как важнейшего фактора роста эффективности производства. Так, повышения качества промышленной продукции эквивалентно увеличению ее производства. Чем выше качество, тем полнее удовлетворяются потребности общества, улучшается использование производственных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Объектом исследования является отдел технического контроля на ЗАО НКМЗ.
Главной целью дипломной работы является исследование аспектов управления качеством продукции.
Основной задачей является нахождение путей улучшения качества продукции, которая выпускается и которую планируется выпускать, и выявления недостатков в работе персонала, отвечающих за выпуск продукции.
Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Важное значение имеет правильная оценка качества продукции. Показатели качества продукции, ее оценка специфичные для различных видов продукции, средств труда, предметов труда, предметов потребления. Общим показателем для всех видов продукции является соответствие данной продукции установленным стандартам и техническим условиям, которые регламентируют важнее требования к качеству данной продукции. Иногда к числу общих показателей качества относят количество полученных рекламаций по качеству продукции, размер убытков от брака, возврат продукции, но эти показатели характеризуют скорее качество труда рабочих, но не качество продукции.
Сейчас важным является соответствие продукции международным стандартам. Серьезным значением в решении проблем обеспечения качества имеют международные стандарты серии 9000 Международной организации по стандартизации (ISO). Они создали условия для формирования единого подхода к обеспечению качества и международного признания результатов работ в этой области независимо от того, в какой стране или на каком предприятии выполнены.
Конкурентоспособная продукция это такая продукция, соотношение между потребительскими свойствами которой и расходами покупателя по их достижению необходимые и достаточные, чтобы данной продукции в определенный момент времени была предоставлена преимущество перед другой продукцией, которая удовлетворяет ту же самую требование на конкретном рынке. Поэтому основой для оценки конкурентоспособности товаров потребительские свойства продукции, затраты покупателя, конъюнктура рынка. Именно рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где изделия конкурируя между собой, проходят сравнения и проверку потребителем на соответствие его требованиям и где выявляются отклонения от этих требований.
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Качество продукции, система показателей качества продукции
Качество совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворения, обусловлены ли предлагаемые потребности.
С точки зрения использования совокупности потребительских свойств товара следует различать понятия “потребительная стоимость”, “качество”, “полезный эффект”.
Потребительская стоимость способность товара удовлетворять определенные потребности. Качество потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность. Полезный эффект действительная способность товара удовлетворять конкретную потребность.
К основным показателям качества товара относят:
1 Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.
2 Надежность товара сложная свойство качества, что зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохранность свойств и долговечности товара.
Безотказность свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторого наработки в часы без вынужденных перерывов.
К показателей безотказности относятся вероятность безотказной работы, средняя наработка первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка. Безотказность свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторого наработки.
Безотказность свойственна объекта в каждом из режимов его эксплуатации. Именно это свойство составляет главное содержание понятия надежности. Однако оно не исчерпывает всего содержания надежности. Любой, даже самый высокий уровень безотказности системы не дает абсолютной гарантии того, что отказа не возникнет. Причем следствие отказа в большинстве случаев зависят от того, насколько быстро может быть восстановлена утраченная объектом работоспособность, т.е. устранено отказа. В связи с этим все объекты делятся на две группы возобновляемые или отремонтированные объекты и не возобновляемые.
Ремонтопригодность свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов и повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Процесс эксплуатации технической системы включает время не только его непрерывного функционирования, но также плановые и неплановые перерыва в работе, при транспортировке, хранении и т.п. Плановые перерывы в работе осуществляются с целью проведения технических обслуживаний (регламентных работ), ремонтов, контрольных проверок и т.д. Внеплановые в основном связаны с устранением возникших отказов. В общем случае продолжительность функционирования объекта, измеряемая техническим ресурсом или сроком службы, ограничена не его отказом, а переходом в предельное состояние. Под предельным понимается состояние объекта, при котором его дальнейшее применение по назначению является недопустимо нецелесообразным или восстановления его работоспособного состояния невозможно нецелесообразным.
Ремонтопригодность объекта оценивается коэффициентом готовности (технического использования), что определяется по формуле:
Кг = , (1.1)
где То средняя наработка на отказ восстанавливаемого объекта, ч;
Тв среднее время восстановления объекта после отказа, ч.
Сохранность (стабильность) свойств качества объекта характеризует долю снижение важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта.
Долговечность свойство объекта сохранять работоспособное состояние так, чтобы наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Долговечность характеризует свойство надежности с позиции предельной продолжительности сохранения работоспособности объекта с учетом перерывов в работе. Сохранение работоспособности объекта в пределах срока службы или срока до первого капитального ремонта зависит не только от режима и организационно-технических условий работы, мероприятий восстановительного характера, проводимых в настоящее время, но также от способности сохранять эти свойства во времени.
К показателей долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта, гамма-процентный ресурс (это наработка, в течение которого объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью) и др. показатели.
3 Показатели экологичности товара одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, которые оказывают вредное влияние объекта на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира. Вредное воздействие может быть прямым, при применении объекта, или перспективным, разовым, или накопительным, прямым или косвенным.
До конкретных показателей экологичности товара относятся:
— содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы и т.п.) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов;
— выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, воду, почву (включая недра земли), химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств;
— радиоактивность функционирования атомных электростанций и других объектов, связанных с исследованием, “приручением” и использованием атомной энергии;
— уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов. Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах, инструкциях и т.п.).
4 Эргономические показатели качества используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, до размеров, форм, цвета изделия и его элементам конструкции, к взаимного расположения элементов и т.п.
Эргономические показатели продукции классифицируются на:
— гигиенические показатели, использованные при определении соответствия изделия гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с изделием.
Гигиенические показатели характеризуют соответствие изделия санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям. Эта группа показателей может оценивать конструктивные и отдельные материалы изделия и среда замкнутого отсека (кабины), что также является элементом конструкции;
— антропометрические показатели, использованные при определении соответствия изделия размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей;
— физиологические и психофизиологические показатели, использованные при определении соответствия изделия физиологическим свойствам (требованиям) человека и особенностям функционирования его органов чувств (скоростные и силовые возможности человека, а также пороги слуха, зрения, тактильных ощущений и т.п.);
— психологические показатели, использованные при определении соответствия изделия психологическим особенностям человека, что находит отражение в инженерно-психологических требованиях, требованиях психологии труда и общей психологии, предлагаемых к промышленных изделий.
Номенклатура эргономических показателей качества распространяется на промышленные изделия, в которые входят: оборудование интерьера и рабочих мест; пульты управления и контроля; мнемосхемы, приборы и сигнализаторы; циферблаты и указатели приборов; таблички с оцифровками, надписями и безтекстовими обозначениями; ручные и ножные органы управления; мебель производственная и бытовая и т.п.
5 Технологичность свойство, что показывает, насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения, производства, транспортировки и технического обслуживания объекта. Технологическая конструкция обеспечивает минимизацию продолжительности работ и затрат ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объекта. При проведении технологического контроля конструкторской документации технологи навязывают конструкторам идею унификации и стандартизации элементов конструкции для того, чтобы упростить и уменьшить организационно-технологіичну подготовку производства нового объекта.
До основных показателей технологичности конструкции относятся следующие:
— коэффициент міжпроектної унификации (заимствования) компонентов конструкции;
— коэффициент унификации технологических процессов;
— удельный вес деталей с механической обработкой;
— коэффициент прогрессивности технологических процессов.
Эти показатели напрямую влияют на массу изделия, коэффициент использования материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, собственное производство, подготовку к функционирования, техническое обслуживание и восстановление объекта, на расходы по стадиям жизненного цикла. Но экономические показатели неправомерно относить к показателей технологичности. Качество и затраты разные стороны товара, между ними существует прямая связь, например, чем выше качество, тем выше затраты на производство, но ниже на потребление. Поэтому только экономические расчеты могут подсказать оптимальный уровень того или иного показателя качества объекта.
6 Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается с помощью двух безразмерных показателей: показатель патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.
Показатель патентной защиты характеризует количество и значимость новых отечественных изобретений, реализуемых в данном изделии (в том числе и созданных при его разработке), то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений.
Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешнем рынках.
Товар имеет патентную чистоту в отношении данной страны, если он не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране.
При определении показателя патентной чистоты товара необходимо учитывать, что товары, которые выпускаются для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного права, а изделия, которые могут стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в предполагаемых странах экспорта.
Для вновь разрабатываемых товаров это требование может быть выполнено, обеспечив им патентную чистоту в отношении стран, которые занимают ведущее положение в мире в данной области.
7 Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его экзаменов, упаковка транспортировки, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать достоверность информации, рекламы, маркировка товара. Перечень показателей качества сервиса определяется особенностями товара и конкретных требований потребителей.
8 Наличие сертификата соответствия и знак соответствия на товар.
Передовые фирмы считают, что качество важнейшая стратегическая оружие. Япония, США делают упор на обеспечение конкурентоспособного качества, что требует не только внедрение систем управления качеством (Общее руководства качества TQM) на основе стандартов, но и по другим аспектам (стратегическому маркетингу, автоматизации систем менеджмента и др.).
Одним из некоторых предприятий нашей страны, которые сертифицировали свою продукцию и получившей мировое признание является ЗАО “НКМЗ”.
Базовая концепция и идеология всеобщего управления качеством (TQM)
1.2.1 Элементы стратегии TQM
Стратегия качества в компании (организации) должна предусматривать постоянное, безостановочную и личное участие высшего руководства (руководителя компании) в вопросах, связанных с качеством. Это одно из основных и обязательных умовуспішного внедрения TQM и является залогом успешной работы компании в вопросах обеспечения качества. Если руководитель компании не проникся необходимостью TQM для успеха в конкурентной борьбе за потребителя, то, как показывает мировая практика, “борьба за качество” останется только лозунгом. Руководитель должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность финансированием качества, моральными стимулами и возможностями ресурсов руководства. Руководитель, должен принимать активное участие в улучшении процесса. Если руководство не демонстрирует своими действиями, что качество так же важна, как, скажем, стоимость или время поставки продукта, другие члены коллектива в компании не будут считать вопрос качества одним из главных критериев в оценке их работы со стороны руководства и их внимание к нему будет ослаблена.
Привлечение высшего руководства