История развития колеса

Дата: 21.05.2016

		

ПРО КОЛЕСО

Что может быть проще колеса?! А между прочим, на создание этой простой и
совершенной конструкции люди потратили не одну сотню лет. Зато попробуйте
вспомнить сегодня машину в которой не было бы ни одного колеса.Чем же оно
замечательно?
Когда колесо поворачивается, то на его ось действует большая сила, чем
на обод. Этот эффект используется для полуения выиг-рыша в силе, например в
рулевом колесе. Чем больше руль, тем легче поворачивается его ось. При
повороте оси колесо перево-дит вращательное движение оси в прямолинейное
движение,бла-
годоря чему с его помощью возможно перемещение грузов.Точ-ки обода колеса
проходят большее расстояние, чем ось, так как диаметр колеса больше
диаметра оси.
Если взять, например, ствол толстого дерева, распилить его поперек
несколько раз, то получим много деревянных дисков-кругляшек.
Почему же мы говорим, что кругляшка не колесо?
Потому что у колеса есть секрет,которого нет у кругляшки — дырка
посередине. Этот пустяк превращеат обыкновенную круг-ляшку в настоящее
колесо: дырка, о которой говорится располо-жена точно в центре окружности.
Это значит, что колесо можно насадить на ось и заставить везти любой груз —
в тачке или теле-ге… Только подумайте, что получилось бы, если бы дырка
нахо-дилась не в центре, а где-нибудь сбоку? На таком кособоком ко-лесе
далеко не уедешь: оно катится по ровной дороге, а ось то вверх то вниз
подымается. Другое дело, когда ось посередине: центр окружности —
замечательное место. От него до любой точ-ки окружности одно и то же
расстояние — колесо катится, а ось всегда остается на одинаковой высоте от
земли.
Нет самое первое колесо было не просто придумать.И приспо-собить его к
полезному делу — тоже было не просто.Как же это происходило? И на чём люди
перевозили тяжести, до появления колеса.

ПРЕДКИ КОЛЕСА
На стенах дрвних египетских пирамид, сохранились надписи и изображения,
повествующие о том, как строились эти фараоно-вы горы. На этих рисунках
отчетливо видны люди, которые перевозят гигантский каменный блок ,
подложив под него круглые бревна-катки.
Катить по каткам куда легче, чем волочить по земле. Бревна, по которым
груз уже прокатился, перекладывают вперед, и та-
ким образом процессия медленно продвигается.Недаром гово-рится : лучше
круглое катить, чем плоское тащить.
Между прочим, катки поныне применяются человеком для очень тяжелых
грузов, которые не выдержит ни один колесный экипаж. Например, камень-
постамент весом в полторы тысячи тонн для знаменитой статуи медного
всадника в Петербурге тоже был доставлен на место с помощью своеобразных
катков: ими служили чугунные ядра-шары, катившиеся по специальным лоткам. А
когда-то катки были единственным средством для перевозки тяжестей. Каток —
ближайший родственник колеса.
Как же придумали катки?
Сперва человек бродил поблизости от своего жилья. Со време-нем совершали
все более дальние путешествия в поисках пищи. Еще позднее люди научились
выдалбливать лодки из стволов толстых деревьев.Ученые утверждают, что
прежде, чем ездить по суше, человек научился плавать в лодках.
Иногда подходящее дерево для такой лодки росло далеко от берега. Как
доставить его к реке?
Снаала, наверно люди обламывали и обрубали сучья на дереве, чтобы те не
мешали вытаскивать из лесу ствол, и сообща волок-ли его по земле. Но
однажды заметили, что тащить становится легче, если ствол скользит по
корням или по другим упавшим деревьям потоньше. Люди стали нарочно выбирать
дорогу с корнями и упавшими деревьями. Особенно облегчилась работа, когда
на пути попадались прямые и гладкие кругляки, которые перекатывались по
земле. Потом научились подкладывать под стволы тяжелых деревьев деревянные
кругляки — не слишком длинные, чтобы они не наталкивались на деревья в
лесу, и очи-щенные от сучьев, чтобы могли хорошо катиться. Эти кругляки,
предназначеные специально, чтобы по ним перекатывать тяжес-ти, и были
первыми катками.
Конечно, никто из нас не видел, как это происходило на самом деле. Но
историки говорят, что именно так могло быть в дейст-вительности.
Не сразу человек додумался до обыкновенных катков. Но и от катков до
колеса путь был не близкий — несколько тысячелетий.
Дерево истлевает в земле; в лучшем случае от толстого бревна через
несколько сотен лет останется труха, и при малейшем при-косновении оно
рассыпается. Правда археологи научились с по-мощью химических составов
укреплять сгнившее дерево ( кон-сервировать), так что оно сохраняет
прежнюю форму. Но разве отличиш простое бревно от того, которое служило
катком? Быть может, поэтому точный возраст изобретения катков неиз-вестен.
Всё же ученые предпологают, что каткам не меньше два-дцати тысяч лет.
Иное дело колесо: его ни с чем не спутаешь. Древним колёс-ным повозкам,
найденым археологами, всего пять тысяч лет. Впрочем, сами повозки в
раскопках встречаются редко. Гораздо чаще — изображения на стенах и модели
из обожженной глины или бронзы. Наиболее древней считается бронзовая модель
дву-колки — двухколесной повозки, найденная в Индии: ей пять тысяч лет.
Изображению боевой шумерской колесницы тоже почти пять тысяч лет.
Глинянная модель телеги — платформы, найденная на острове Крит,
помоложе: ей всего три с половиной тысячи лет.
Археологи обратили внимание, что у многих древних повозок колёса
сплошные и при том скреплены с осью: ось вращается вместе с парой колёс.
“Может быть, сначала колёса делали из тогоже куска дерева, что и ось? —
задумались учёные. — Но разве легче вырубать все вместе из цельного ствола,
чем мастерить колёса и ось по от-дельности?..”
Разгадка нашлась простая: првы повозки, как предпологают ученые, были
вовсе не на колесах, а представляли собой древян-ную платформу, под которой
свободно распологались катки — четыре, пять или шесть, сколько поместится.
Концы брёвен — катков выступали за широкие края платформы; а чтобы бревна
не выкатывались из под платформы, их удерживали специальные брусья,
приделанные к платформе
спереди и сзади. Во время езды
катки тёрлись о платформу, сере-
дина их постепенно перетиралась
становилась всё тоньше, а концы
оставались по-прежнему толстыми. Получалось нечто похожее на ось с двумя
колесами. А когда люди заметили, что повозка на колёсах катится легче, чем
на обычных катках, они стали нароч-но обжигать середину бревна. Так
появились повозки на колё-сах. Подобные колёсные пары, называемые скатами,
только не деревянные, а сталные — и сегодня применяются человеком — это
поезда метро и вагоны железной дороги, паровозы,электровозы-все они ездят
по рельсам на колёсах, скреплённых неподвижно с осью,- на скатах.
Не только неуклюжие грузовые телеги, но и первые двухколёс-ные повозки,
очевидно, ставились на сплошные, тяжелые, проч-ные колёса — скаты.
Зато, как красиво — будьто не катятся по земле, а летят по воз-духу —
выглядят боевые колесницы на больших, но легких колё-сах со спицами!
Колесницам тоже очень много лет, и все же они появились позднее: сперва
человек догадался сделать ось непод-вижной, а колеса вращающимися на оси;
затем решил облегчить колесо — придумал спицы, обод и ступицу; ещё позднее
— надел на обод для прочности железную шину. И на всё это человеку
потребовалось несколько тысяч лет.
Но эволюция колеса на этом не завершилась. В наши дни коле-со не только
оснастилось пневматической шиной, но и обрело “колесо” в “колесе” —
шарикоподшипник. Порою оно перестаёт быть круглым.
Новую эру в создании колёс открыли космические исследова-ния. Луноходы,
лунные автомобили потребовали создания новых типов колёс, небоящихся ни
вакуума ни космического холода, ни жары…

————————
А вот конструкция чехословацкого инженра Ю.Мацкерле. Он
изобрёл колесо, которое способно само себя двигать.Колесо состоит из
отдельных пневмосекций, давление в которых мож- но изберательно менять. Как
только секция пройдет нижнюю мёртвую точку, давление в ней
поднимают, обьём секции увели-
чивается, и она подталкивает ко-
лесо в нужном направлении.
Свообразным развитием этой идеи стало колесо шведских конструкторов,
состоит из восьми свободно вращающихся ро-ликов из твёрдой резины. Ролики
помещены под углом 45 к плоскости колеса и перемещаются от гидравлического
привода.
Благодоря таким колёсам машина без всяких сложных манёвров
может двигаться назад, вперёд, в обе стороны. А французские инженеры
создали шагающее колесо, состоящее из трёх ма-леньких колёсиков,
соеденённых треугольником. На гладкой до-роге треугольник обращен вниз
вершиной и машина едет толь-ко на четырёх колёсиках.

Все эти овальные, шестигранные, спиральные колёса соз-
давались для эксперементальных вездеходов

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий