Борис Пастернак

Дата: 12.01.2016

		

Жить
и сгорать у всех в обычае.

Но
жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда
ей к славе и величию

Своею
жертвой путь прочертишь.

Многие
годы прошедшие со дня рождения Бориса Пастернака до неузнаваемости изменили
образ существования людей. Его детство и юность пришлись на последнее
десятилетие исторически устоявшегося уклада русской и – шире – европейской
жизни. Конец 19 и начало 20 века еще долго именовались в обиходе «мирным
временем».

Повесть
наших отцов,

Точно
повесть

Из
века Стюартов,

Отдаленней,
чем Пушкин,

И
видится

Точно
во сне, —

Констатировал
Пастернак в 1925 году. За прошедшее с тех пор время значение этих слов
многократно усилилось. Поразительны перемены в духовной жизни, в искусстве, отношении
к нему и историческим надеждам, связанным с деятельностью художников.

Весной
1894 года на съезде художников России близкий друг Толстого Николай Николаевич
Ге говорил, что творческая личность – художник становится решающей силой
общества и в этом он видит главную, характерную линию исторического развития. В
мире европейской жизни открывалось новое пространство, куда каждый со своим
устремлялись одаренные люди. Определяющим при этом была сила обновляющегося
живого слова, которая захватывающе и себялюбиво сказывалась на всем и на всех.
Высота примера требовала от начинающих жертвенной смелости. Их одержимость
разгоралась в атмосфере религиозно-философических вечеров, докладов и диспутов,
открытых и привлекательных, как рыцарские турниры. У мальчиков и девочек
вступавших в жизнь, горели глаза и захватывало дыхание.

Борис
Пастернак сумел глубоко пережить дух этого удивительного времени, а затем
передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих
современников в написанных им стихах и прозе. Его работы, лирические по
преимуществу, стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного
разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать
данное ему время.

И
быть живым, живым и только,

Живым
и только до конца.

Борис
Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года. Он считал обстановку
родительского дома основой своего художественного становления. Впоследствии он
писал: «…Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к
высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме.
Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».

Мальчику
рано представлялось, что окружающая действительность требует от него ответа, — осознания
и воплощения. Работы отца, в особенности натурные зарисовки и эскизы, музыкальный
мир состояний и образов, возникавший во время ежедневных занятий матери, были
именно такой школой, стихией перевоплощения. Он чувствовал этот язык, он был
ему родным, почти разговорным. Он любил осмысливать и рассуждать, это помогало
справиться с волнением, смягчить тоску и душевную истому.

В
последствии Пастернак поступает в университет на философское отделение
историко-филологического, он хочет найти опору в том, чего достигла научная
мысль в ходе своего многовекового развития. Увлеченно занимаясь на первых
курсах, он в то же время начинает писать стихи и прозу.

Но
попытки прочесть эти первые опыты хоть в узком кругу натолкнулись на
непонимание и насмешки. Ценой душевных страданий он еще на 2 года воспретил
себе эти занятия.

Чувство
неисчерпаемых возможностей трехтысячелетней европейской исторической традиции и
свободной красоты ее духа избавило Пастернака от потребности бесцельных поисков
в других, модных и экзотических культурных направлениях и оградило от желания
силой внедрять свои мысли и представления в чье-либо сознание.

Весной
1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном
несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» на началах складчины вышел
альманах, в котором напечатаны 5 его стихотворений. Первым из них Пастернак
неизменно потом открывал свои сборники:

Февраль.
Достать чернил и плакать!

Писать
о феврале навзрыд,

Пока
грохочущая слякоть

Весною
черною горит…

За
лето он написал стихотворения первой своей книги, и к новому 1914 году она
вышла в том же издательстве под названием «Близнец в тучах».

Начало
войны Пастернак воспринял как крушение исторических надежд своей молодости. В
письмах родителям трагическое описание страшного народного горя предвосхищает
последующие трактовки этой темы в его прозе и стихах.

Освобожденный
от военной службы, он поехал на Урал, а затем в Прикамье конторщиком химических
заводов, работавших на оборону.

Он
был потрясен красотой Урала. Работа в конторе позволяла ему заниматься
переводом Суинберна и писать свое. Большинство сделанного в то время затерялось
или было напечатано значительно позже, К концу 1916 года вышла в свет вторая
книга стихотворений Пастернака «Поверх барьера».

Военные
годы стали для Пастернака профессионально плодотворными, — выявились и
определились черты его мастерства, которые крепли и развивались в дальнейшем.
Более того, месяцы одинокой жизни в провинции укрепили его в началах
художественного аскетизма – сознательного развития задатков, которые
способствовали ему в его призвании, и подавлении тех, которые, по его мнению, служили
помехой и вели к дисгармонии и самоуничтожению. С этого времени он часто
говорит о себе как об инструменте и непрестанно озабочен, чтобы его звучание не
фальшивило. Можно сказать, что взамен физиологического абсолютного слуха, отсутствие
которого было поводом отказа от профессии композитора, он вырабатывает и
развивает в себе духовный абсолютный слух. «Единственное, что в нашей власти, —
пишет он, — это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».

Узнав
о февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным
летом 1917 года книга лирики «Сестра моя жизнь» поставила Пастернака в число
первых литературных имен своего времени. Задолго до ее опубликования в 1922
году она приобрела известность в списках, а ее издание вызвало восторженные
отзывы поэтов самых разных направлений: В. Брюсова, М. Цветаевой, В.
Маяковского, О. Мандельштама и Н. Асеева.

Радость
победы в Великой Отечественной Войне возрождала надежды на долгожданное
обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но в их
свете Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго».

Идеологический
погром, начавшийся с августа 1946 года, сопровождался волнами новых репрессий.
Пастернак жил в сознании, что его могут арестовать. Роман о Юрие Живаго и стихи,
написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти.

Работа
над романом заняла целое десятилетие. Осенью 1952 года Борис Пастернак перенес
тяжелый инфаркт миокарда, поэтому последние поправки в текст были внесены зимой
1955. Роман должен был выйти в свет в журнале «Новый мир». Но редактор журнала
Константин Симонов отказался печатать роман, и его издание на родине было
запрещено более чем на 30 лет. В ноябре 1957 года роман вышел в Италии, за ним
последовали зарубежные русские издания и переводы практически на все языки
мира.

С
1946 года Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В
1958 она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической
поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».

Разразившийся
вслед за этим политический скандал, получивший во всем мире название «дело
Пастернака», напоминал по своим формам худшее явление прошлого. Пастернак через
неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии и подписать не им
составленное печатное заявление. Были остановлены все издания его переводов, и
Пастернак был оставлен без заработка. Всемирная слава, безденежье и
неуверенность в том, что он на 7 десятке сможет прокормить родных и близких, и
в то же время сотни писем с просьбой о денежной помощи из тех средств, которыми
он сам не мог воспользоваться.

С
начала 1960 года Пастернака постоянно мучают боли в спине, в апреле состояние
ухудшилось и 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался.

Сейчас
роман «Доктор Живаго», его стихи и проза печатаются огромными тиражами, о
которых автор не мог и мечтать. Его читают, о нем много говорят и пишут. Все
это заставляет с горькой радостью вспомнить слова, сказанные Пастернаком за два
года до смерти: «Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, выяснится,
какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность
последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий