Судьба российской деревни 20-х — 30-х годов в романе М. Алексеева «Драчуны»
В
автобиографическом романе М. Алексеева “Драчуны”, написанном в 1981 году, действие
происходит в конце 20-х — начале 30-х годов в селе Монастырском. Сложнейшее
время в жизни российской деревни — период коллективизации — автор показывает
через восприятие ребенка Миханьки Хохлова. Поэтому деревенский мир раскрывается
перед нами детскими глазами. Именно это придает особую живость в восприятии
читателем жизни деревни, а автобиографичность романа делает горькое
повествование о трагичной судьбе российской деревни правдивым.Михаил
Алексеев описывает деревенские будни. Мы видим, как детвора в любое время года
находит себе занятие по душе. Ранней весной мальчишки первыми сообщают
родителям о прилете жаворонков. Летом и осенью дети выдергивают первую репку и
морковь, зимой проводят время на замерзшей реке. Детские наблюдения за
взрослыми очень точные и интересные, они дают представление о жителях деревни.
В первую очередь о родственниках главного героя: мученице-матери, непутевом
отце, служившем секретарем сельсовета, старшем брате отца Петре Михайловиче, которого
все в семье звали тятей, деде Мише, самом дорогом для мальчика после матери
человеке.В
центре повествования романа — случайная драка между двумя друзьями, деревенскими
мальчишками Мишкой и Ванькой Жуковым, которая отражается в дальнейшем на взаимоотношениях
родителей, перерастает во вражду семей. Поэтому роман М. Алексеева и носит
название “Драчуны”.Несмотря
на то, что повествование в произведении ведется через восприятие ребенка, деревенская
жизнь не выглядит в светлых тонах, как это часто бывает в детстве. В маленьком
мире села Монастырского есть все: и взаимопомощь, и жестокая злоба, выливающаяся
в покушение на жизнь или поджог хлеба. Григорий Яковлевич Жуков испытывает
такую ненависть к “хохлам”, что чуть было не убивает дядю мальчика Петра
Михайловича.Автор
романа показывает, что в селе Монастырском, как и в большинстве российских
деревень, коллективизация навязывалась крестьянам. Мы видим, что председателя
сельсовета, выступившего против этого, тут же сменили за “непростительную
мягкотелость”. Новый председатель сельского Совета Воронин провел
раскулачивание очень быстро.Однако
“кто-то нашел, что процент “ликвидированных” относительно общего числа жителей
села слишком мал, чтобы провести под ним черту и поставить точку, и
распорядился продолжить кампанию по раскулачиванию…” В результате во второй
волне кампании оказались и семьи некоторых “вновь испеченных колхозников, успевших
отвести на общий двор своих лошадей”.М.
Алексеев осуждает способы, которыми проводилась сплошная коллективизация в
деревне. О его отношении к раскулачиванию сами за себя говорят такие строки в
романе: “И к тому моменту, когда эти перегибы были решительным образом осуждены,
названы “головокружением от успехов”, треть села, насчитывавшего свыше шестисот
дворов, словно бы испарилась…”Автор
показывает, насколько трагичными были последствия великого перелома в деревне.
Судьбы крестьянских семей были покалечены. В одном из лирических отступлений в
романе. М. Алексеев пишет: “Говорят, что пути господни неисповедимы. Какая
любопытная, захватывающая картина явилась бы нам из-под пера того, кому удалось
бы проследить судьбу каждого из нас так, как сложилась она от рубежа, помеченного
тридцатым годом, до нынешних дней!” В своем романе Михаил Алексеев сделал такую
попытку. И пусть мы видим судьбы немногих, но они весьма показательны. Так, в
свое время незаконно раскулаченный Авраам Кузьмич Сергеев, страстно желавший
работать в колхозе, пополнил тогда, в тридцатые годы, “собою и шестью сыновьями
рабочий класс столицы”. Часть людей осела в поселке Тяньзин возле Саратова, где
у них была какая-нибудь незначительная государственная служба. Со временем они
уговорили переехать туда родственников, так как в этом поселке не нужно было
ждать, “во что обернется твой трудодень по осени, в сто или триста граммов
зерна”: небольшой огород близ Саратовского рынка обеспечивал пропитание любого
работящего человека.“В
результате на селе все больше и больше объявлялось изб с заколоченными окнами, с
быстро зараставшими лебедой… дворами”, — с горечью пишет М.Алексеев. Именно
это и привело к голоду 1933 года, о котором идет речь в романе. В результате
кампании по раскулачиванию в деревне некому было работать. Тем более, что в
число “ликвидированных” попадали даже те, кто не возражал против работы в
колхозе.Роман
Михаила Алексеева “Драчуны” является почти документальным свидетельством
переломного в жизни российской деревни времени. Автор правдиво изобразил не
только сам процесс коллективизации, но и показал, насколько страшными были его
последствия.Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/