ТЕМА: выяснение специфических факторов и качеств продуктов питания,
влияющих на спрос этих продуктов у покупателей.Работу выполнили
студенты группыРаботу проверил преподаватель
г. Москва 1996г.
ВВЕДЕНИЕ
Благополучие государства, его место в международном сообществе,
влияние на процессы, происходящие в мире, стабильность обстановки в
государстве и вокруг него определяется несколькими важными составляющими,
такими, как:1. Политика
2. Экономика
3. Военная мощьВ настоящий момент экономический фактор, который не в последнюю
очередь зависит от уровня развития производства, в том числе от развития
хозяйственных связей между производителями, играет едва ли не самую важную
роль в обеспечении мощи государства и благосостояния его граждан.1. Постановка проблемы
В ходе экономических преобразований в нашей стране сложилась ситуация,
когда основная масса продуктов питания, продающихся на оптовых рынках и с
прилавков магазинов, производятся за рубежом.
В рамках программы по поддержке отечественных производителей, а так же
в целях создания новых рабочих мест в аграрном секторе и восстановления
сельского хозяйства России разработан план мероприятий, составной частью
которого является данный социологический опрос населения.2. Цель исследования
Целью данного исследования является выяснение специфических факторов и
качеств продуктов питания, влияющих на спрос этих продуктов у
покупателей—жителей России, а так же выработка практических рекомендаций
для отечественных производителей продуктов питания.
3. Задачи исследованияЗадачей исследования является определение влияния на потребителя таких
факторов, как цены, вкусовые качества, срок годности, удобства упаковки
продуктов, и др., выделение среди множества факторов основных,
преимущественно влияющих на спрос продуктов у покупателя.4. Объект исследования
Объектом исследования в нашей работе являются граждане России в
возрасте от 18 лет, проживающие на территории Российской Федерации.5. Единицы учета.
Единицами учета в исследовании являются мужчины и женщины – жители
России, проживающие на её территории, достигшие восемнадцатилетнего
возраста.
Выборка будет производиться по территориальному принципу и с учетом
плотности населения.6. Предмет исследования
Предметом исследования является потребительская характеристика спроса
на продукты питания, производимые на территории Российской Федерации и
ввозимые из других стран.7. Гипотезы исследования
Гипотезами исследования является закономерность потребления продуктов
питания в зависимости от :1.срока хранения
2. свойств упаковки
3. расфасовки
4. рекламы
5. производителя
6. трудностей в приготовлении
7. трудностей в хранении
8. вкусовых качеств
9. наличия консервантов
10. цены
11. пользы для здоровья (субъективной)
12. взаимозаменяемости8. Логический анализ проблемы
|ГИПОТЕЗЫ |ИНДИКАТОРЫ |№ ВОПРОСА |
|зависимость от : | | |
|срока хранения | |4, 12 |
| | | |
|свойства упаковки | |7, 13, 28 |
| | | |
|Расфасовки | |17, 27 |
| | | |
|Рекламы | |8, 16, 23 |
| | | |
|Производителя | |5, 22 |
| | | |
|Трудностей в | |9, 20 |
|приго-товлении | | |
|трудностей в хранении| |11, 21, 24 |
| | | |
|вкусовых качеств | |6, 25 |
| | | |
|наличия консервантов | |14, 19 |
| | | |
|цены | |2, 10, 18 |
| | | |
|пользы для здоровья | |3, 15 |
|(субъективной) | | |
|взаимозаменяемости | |26 |
| | | |
|общий вопрос | |1, 29, 30 |9. Анкета
Уважаемые Россияне !
Наш институт проводит опрос общественного мнения, целью которого
является определить Ваши требования к продуктам питания. Результаты данного
опроса будут использованы для улучшения качества и ассортимента пищевых
продуктов, выпускаемых на территории России, а так же продуктов, ввозимых в
настоящее время из других стран. Своими ответами на вопросы этой анкеты Вы
будете способствовать развитию такой жизненно важной сферы деятельности
российского государства, как снабжение Россиян дешёвыми и качественными
продуктами питания.
Поскольку предлагаемая Вам анкета анонимна, указывать Ваш адрес и
фамилию ненужно.
Коллектив нашего института заранее признателен Вам за ответы на
вопросы, предложенные в этой анкете.——- АНКЕТА——-
1. Какие из приведенных ниже характеристик продуктов питания являются на
Ваш взгляд наиболее важными:*(отметьте крестиком не более трех позиций)
|ЦЕНА | |
|СРОК ХРАНЕНИЯ | |
|ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ | |
|ВКУСОВЫЕ КАЧЕСТВА | |
|ПРОИЗВОДИТЕЛЬ | |
|ОТСУТСТВИЕ ХИМИЧЕСКИХ ДОБАВОК| |
|УПАКОВКА | |2. Как Вы считаете, в данный момент цены на продукты:
*( подчеркните 1 строку)
а) неоправдано высокие
б) вполне приемлемые
в) достаточно низкие
3. Какие из ниже перечисленных продуктов, по Вашему мнению,
наиболее полезны для здоровья :*( подчеркните 1 строку)
а) овощи, фрукты
б) хлебо-булочные изделия
в) продукты животного происхождения4. Насколько Вас интересует срок хранения продуктов, которые Вы
покупаете:*( подчеркните 1 строку)
а) важно, чтобы хранились долго
б) желательно, чтобы хранились долго, но не обязательно
в) важно, чтобы хранился не менее 36 часов5. У Вас есть возможность выбора между двумя одинаковыми по цене и
количеству продуктами. В такой ситуации Вы предпочитаете:*( подчеркните 1 строку)
а) продукт импортного производства
б) продукт отечественного производства6. Как Вы считаете, влияет ли на вкусовые качества продукта наличие в
нём консервантов:*( подчеркните 1 строку)
а) да, влияет
б) нет, не влияет7. Устраивает ли Вас упаковка отечественных продуктов:
*( подчеркните 1 строку)
а) да.
б) нет.
в) не всех.8. Как Вы думаете нужна ли реклама продуктов питания:
*( подчеркните 1 строку)
а) да.
б) нет.
в) затрудняюсь ответить.9. Как часто Вы покупаете полуфабрикаты:
*( подчеркните 1 строку)
а) часто
б) редко
в) не покупаю10. Обычно Вы покупаете продукты:
*( подчеркните 1 строку)
а) оптом
б) в розницу11. Вы покупаете продукты из расчета:
*( подчеркните 1 строку)
а) на один день
б) на три дня и более
в) по разному12. Как Вы считаете, от чего, в большей степени, зависит срок хранения
продуктов:*( подчеркните 1 строку)
а) от качества продукта
б) от свойств упаковки
в) от соблюдения условий хранения
г) от наличия консервантов13. Вы предпочитаете продукты, упакованные в:
*( подчеркните 1 строку)
а) бумагу, полиэтилен
б) упаковку и бутылки из пластмассы
в) стеклопосуду14. Как, по Вашему, влияет наличие консервантов на вкусовые качества
продукта:*( подчеркните 1 строку)
а) улучшает
б) ухудшает
в) не влияет15. В выборе продуктов Вы помимо всего прочего руководствуетесь:
*( подчеркните 1 строку)
а) пользой для здоровья
б) вкусовыми качествами
в) лёгкостью в приготовлении16. Влияет ли реклама на Ваше решение купить тот или иной продукт:
*( подчеркните 1 строку)
а) да, влияет
б) нет, не влияет17. Вы предпочитаете покупать одно и тоже количество продукта:
*( подчеркните 1 строку)
а) упакованным в одно целое
б) в мелкой расфасовке ( внарезку и т.п.)
18. При покупке продуктов Вы ориентируетесь прежде всего:*( подчеркните 1 строку)
а) на цену
б) на качество
в) на что-то другое *(впишите)_______________________________19. Вы выбираете продукты :
*( подчеркните 1 строку)
а) хранящиеся долго и содержащие консерванты
б) с малым сроком хранения, без консервантов20. Часто ли Вы готовите блюда, для приготовления которых требуется
более 1,5 часов:*( подчеркните 1 строку)
а) часто
б) редко
в) не готовлю таких блюд21. Вам трудно хранить продукты, требующие:
*( подчеркните 1 строку)
а) низкой температуры
б) низкой влажности
в) хранить продукты не трудно22. Вы предпочитаете продукты :
*( подчеркните 1 строку)
а) известных производителей
б) те, которые Вы покупаете уже долгое время
в) те, которые продаются в ближайшем к Вам магазине23. Вы видите рекламу продуктов питания:
*(отметьте крестиком до трех позиций)
|УТРОМ | |
|ДНЕМ | |
|ВЕЧЕРОМ | |24. Вы храните продукты животного происхождения:
*( подчеркните 1 строку)
а) в холодильнике
б) в другом месте25. Как часто Вы пользуетесь приправами, соусами, пищевыми дабавками и
др.:*( подчеркните 1 строку)
а) часто
б) редко
в) не пользуюсь26. Как Вы относитесь к широкому ассортименту однотипных продуктов:
*( подчеркните 1 строку)
а) положительно
б) отрицательно, потому что не знаю, что выбрать
в) важно, чтобы было необходимое27. Вы покупаете шоколадные конфеты:
*( подчеркните 1 строку)
а) в коробке
б) россыпью28. Обращаете ли Вы внимание на художественное оформление упаковки:
*( подчеркните 1 строку)
а) обращаю
б) не обращаю
в) не всегда29. Укажите,пожалуйста, Ваш пол.
*( нужное подчеркните )
а) мужской
б) женский30. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст.
*( нужное подчеркните )
а) от 18 до 30 лет
б) от 30 до 40 лет
в) от 40 до 50 лет
г) от 50 лет и старшеМы будем рады учесть Ваши предложения и пожелания, в том числе и по
конкретным продуктам питания.Звоните нам по телефонам в Москве:
(095) 111-11-11
111-11-12
или пишите по адресу :г. Москва , Ленинградский проспект, д.64
10. Типы шкал измерения вопроса.
В нашей работе мы использовали типы шкал измерения вопросов.
|ТИП ШКАЛЫ |№ ВОПРОСА |
|Неупорядоченная, альтернативная |8,11,18,24,28 |
|шкала наименований | |
|Дихотомическая, альтернативная |5,6,10,16,17,19,24,27,29 |
|шкала наименований | |
|Неупорядоченная, |1,3,7,12,1315,21,22,26 |
|неальтернативная шкала | |
|наименований | |
|Полностью упорядоченная |2,4,9,14,20,23,25, |
|(ранговая) шкала наименований | |
|Идеальная метрическая шкала |30 |11. Классификация типов вопросов
|ТИПЫ ВОПРОСОВ |№ ВОПРОСА |
|ПО СОДЕРЖАНИЮ: |
|1. О фактах поведения |9,10,11,20,21|
| |,23, |
| |24,25,27,28 |
|1.1 О личности респондента |29,30 |
|2. О мнениях, суждениях, оценках |1,2,3,4,5,6,7|
| |,8,12, |
| |13,14,15,16,1|
| |7,18, |
| |19,22,26 |
|ПО ФОРМЕ: |
|3. Полностью закрытые |1—17,19-30 |
|4. Не полностью закрытые |18 |
|5. Открытые |— |
|6. Линейные |2—22, 24—30 |
|7. Табличные |1,23 |
|8. Альтернативные |2,3,4,7,8,9,1|
| |1,12, |
| |13,14,15,18,2|
| |0,21, |
| |22,25,26,28,3|
| |0 |
|8.1 Дихотомические |5,6,10,16,17,|
| |19,24,27,29 |
|9. Неальтернативные |1,23 |
|10. Ретроспективные |— |
|11. Проективные |— |
|12. Прямые |все, кроме 27|
|13. Косвенные |27 |
|14. Личные |3-5,7,9-11,13|
| |,15-30 |
|15. Безличные |14,8,12,3,6,1|
| |,2 |
|ПО ФУНКЦИЯМ: |
|16. Основные |1-11,13-23,25|
| |-30 |
|17. Неосновные |12,24 |
|18. Вводные |1,2,3 |
|19. Вопросы-фильтры |— |
|20. Контрольные |15к1,18к1,22к|
| |1, |
| |23к16,14к6 |