Любовь в поэзии А.А.Ахматовой

Дата: 12.01.2016

		

Любовь в поэзии А.А.Ахматовой Любовь в поэзии А.А.Ахматовой

Выполнил: Морозов Алексей 11 “А”

Школа № 683

Спб 2003

Любовь

     То змейкой, свернувшись клубком,

                              
У самого сердца колдует,

                              
То целые дни голубком

                              
На белом окошке воркует,

                              
То в инее ярком блеснёт,

                              
Почудится в дреме левкоя…

                              
Но верно и тайно ведёт

                              
От радости и от покоя.

                              
Умеет так сладко рыдать

                              
В молитве тоскующей скрипке,

                              
И страшно её угадать

                              
В ещё не знакомой улыбке.

Есть
ценр, который сводит к себе весь остальной мир поэзии Ахматовой, оказывается её
основным нервом, её идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души
неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви. Герцен сказал
однажды как о великой несправедливости в истории человечества о том, что
женщина “загнана в любовь”. Вся ранняя лирика Ахматовой “загнана в любовь”.

  
“Великая земная любовь”- вот движущее начало всей её лирики. Именно она
заставила по- иному- реалистически увидеть мир. В одном из своих стихотворений
Ахматова назвала любовь “пятым временем года”. Из этого- то необычного, пятого,
времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится
заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного.
Человек начинает воспринимать мир с удесятирённой силой, действительно достигая
в ощущении жизни вершин. Мир открывается в дополнительной  реальности: “Ведь
звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы”.

  
В стихах Ахматовой много эпитетов, которые рождаются из слитного восприятия
мира, когда глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нём ухо; когда
чувства материализуются, а предметы одухотворяются. “В страсти раскалённой
добела”- скажет Ахматова. И она же увидит небо:

Жарко
веет ветер душный,

Солнце
руки обожгло.

Надо
мною свод воздушный,

Словно
синее стекло…

  
Стихи Ахматовой- не фрагментарные зарисовки, не разрозненные психологические
этюды: острота взгляда сопровождается остротой мысли. Велика их обобщающая
сила. Стихотворение может начаться как непритязательная песенка:

Я
на солнечном восходе

Про
любовь пою,

На
коленях в огороде

Лебеду
полю.

  
А заканчивается оно библейски:

Будет
камень вместо хлеба

Мне
наградой злой.

Надо
мною только небо,

А
со мною голос твой.

  
Личное(“голос твой”) восходит к общему, сливаясь с ним. И так всегда в стихах
Ахматовой. Грусть об ушедшем предстаёт как картина померкнувшего в этом
состоянии мира.

Он
весь сверкает и хрустит,

Обледенелый
сад.

Ушедший
от меня грустит,

Но
нет пути назад.

И
солнца бледный тусклый лик-

Лишь
круглое окно;

Я
тайно знаю, чей двойник

Приник
к нему давно…

  
Мандельштам имел основание ещё в 20-е годы написать: “…Ахматова принесла в
русскую лирику всю огромную сложность и психологичес-

кое
богатство русского романа 19-го века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и “Анны
Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже
Лескова.

Столько
просьб у любимой всегда!

У
разлюбленной просьб не бывает.

Как
я рада, что нынче вода

Под
бесцветным ледком замирает.

И
я стану- Христос помоги!-

На
покров этот, светлый и ломкий,

А
ты письма мои береги,

Чтобы
нас рассудили потомки…

  
Но любовь в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь- счастье, тем более  
благополучие.Часто, слишком часто это- страдания, своеобразная антилюбовь и
пытка, мучительный, вплоть до распада, до прострации, излом души, болезненный,
“декадентский”. Образ такой “больной” любви у ранней Ахматовой был и образом
больного предреволюционного времени 1910-х годов и образом больного и старого
мира.

Дал
Ты мне молодость трудную.

Сколько
печали в пути.

Как
же мне душу скудную

Богатой
Тебе принести ?

Долгую
песню, льстивая,

О
славе поёт судьба.

Господи!
я нерадивая,

Твоя
скупая раба.

Ни
розою, ни былинкою

Не
буду в садах Отца.

Я
дрожу над каждой соринкою,

Над
каждым словом глупца.

  
Любовь у Ахматовой почти никогда не предстаёт в спокойном пребывании. Чувство,
само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и
необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении- взлёта или падения,
первой пробуждающей встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности
или смертной тоски. Потому же Ахматова так тяготеет к лирической новелле с
неожыданным, часто прихотливо капризным концом психологического сюжета и к
необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной (“Город згинул”,
“Новогодняя баллада”).

Город
згинул, последнего дома

Как
живое взглянуло окно…

Это
место совсем незнакомо,

Пахнет
гарью, и в поле темно.

Но
когда грозовую завесу

Нерешительный
месяц рассёк,

Мы
увидели: на гору, к лесу

Пробирался
хромой человек.

(Отрывок из стихотворения “Город згинул”)

Стихи
Ахматовой, и правда, часто грустны: они несут особую стихию любви- жалости.
Есть в народном русском языке, в русской народной песне синоним слова “любить”-
слово “жалеть”; “люблю”-“жалею”. Уже в самых первых стихах Ахматовой живёт не
только любовь любовников. Она часто переходит в другую, любовь- жалость, или
даже ей противопоставляется, или даже ею вытесняется:

О
нет, я не тебя любила,

Палима
сладостным огнём,

Так
объясни, какая сила

В
печальном имени твоём.

Вот
это сочувствие, сопереживание, сострадание в любви- жалости делает многие стихи
Ахматовой подлинно народными, эпичными, роднит их со столь близкими ей и
любимыми ею некрасовскими стихами. И открывается выход из мира камерной,
замкнутой, эгоистической любви- страсти, любви- забавы к подлинно”великой
земной любви” и больше- вселюбви, для людей и к людям.

Любовь
у Ахматовой в самой себе несёт возможность саморазвития.

  
И может быть потому же почти от самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой
ещё одна любовь- к родной земле, к Родине, к России.

Мне
голос был. Он звал утешно,

Он
говорил: “Иди сюда,

Оставь
свой край глухой и грешный,

Оставь
Россию навсегда.

Я
кровь от рук твоих отмою,

Из
сердца выну чёрный стыд,

Я
новым именем покрою

Боль
поражений и обид”.

Но
равнодушно и спокойно

Руками
я замкнула слух,

Чтоб
этой речью недостойной

Не
осквернился скорбный дух.

“Замкнуло слух”- не от
искушения, не от соблазна, а от скверны. И отвергается мысль не только о
внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было
внутренней эмиграции по отношению к ней. Это стихи 1917 года. А вот — 1922 года:

Не
с теми я, кто бросил землю

На
растерзание врагам,

Их
грубой лести я не внемлю,

Им
песен я своих не дам.

Такие стихи не были
эпизодическими эмоциональными всплесками. Это заявлялась жизненная позиция.
Недаром строки стихотворения 1922 года стали эпиграфом к стихам 1961 года- “Родная
земля”.

   Любовь к Родине у
Ахматовой не предмет анализа, размышлений.

Будет она- будет жизнь, дети,
стихи. Нет её- ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время войны, уже
Великой Отечественной:

Не
страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не
горько остаться без крова,-

И
мы сохраним тебя, русская речь,

Великое
русское слово.

В
ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало одним
из главных залогов становления Ахматовой зре-

лой,
есть действительно замечательное свойство. Оно основано на исконной
национальной особенности- чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром
и ответственности перед ним: моя судьба- судьба страны, судьба народа- история.

  
Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Как счастли-

вую?
Не кощунственно ли сказать так о женщине, муж которой был расстрелян и чей
подрасстрельный сын переходил из тюрмы в ссылку и обратно, которую гнали и
травили и на чью голову обрушивались бесконечные невзгоды, которая почти всегда
жила в бедности и в бедности умерла, познав, может быть, все лишения, кроме
лишения Родины- изгнания.

  
И всё же- счастливую. Она была- поэт: “Я не перестовала писать стихи. Для меня
в них- связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я
жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я
счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий