Новый Шекспир

Дата: 12.01.2016

		

Введение ………………………………………………………………………………………….. 3

1. Жизнь и творчество Шекспира……………………………………………………….. 5

1.1 Пьесы Шекспира…………………………………………………………………… 6

1.2 Драмы Шекспира………………………………………………………………….. 8

2. Искусство Шекспира……………………………………………………………………… 10

2.1 Комедии Шекспира……………………………………………………………….. 11

2.2 Трагедии Шекспира………………………………………………………………. 12

Литература ………………………………………………………………………………………. 15

Введение

Шекспир — одно из тех
чудес света, которым не перестаешь удивляться: история движется гигантскими
шагами, меняется облик планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт,
отдаленный от нас несколькими столетиями.

Чем более зрелым становится
человечество в духовном отношении, тем больше открывает оно глубин в творчестве
Шекспира. Десятки, сотни жизненных положений, в каких оказываются люди, были
точно уловлены и запечатлены Шекспиром в его драмах. Ими можно мерить жизнь
отдельного человека и можно отмечать стадии развития целого народа. Все
драматичное, что случается с разными людьми и с обществом в целом, было
изображено Шекспиром с той степенью типизации и художественного обобщения,
какая позволяет в разные времена и в, казалось бы, изменившихся условиях
узнавать себя и свою жизнь.

Да, самое большое, самое сильное
впечатление, оставляемое Шекспиром,— жизненность его искусства. Оно не
определяется точностью деталей, совпадением частностей с тем, что
непосредственно знакомо каждому. Быт, нравы, обстоятельства, изображенные в его
драмах, подчас далеки от наших, и тем не менее в том, что он изобразил,
ощущается та высшая правда, какая доступна только самому великому искусству.
Она не зависит от схожести с жизнью каждого из нас. Можно не быть в тех
ситуациях, в каких оказались Ромео и Джульетта, Виола или Розалинда, Брут и
Гамлет, король Лир или Макбет, но через их судьбы и переживания наш собственный
опыт становится богаче. Шекспир расширяет наш духовный горизонт. Мы познаем
жизнь более драматически напряженную, чем наше повседневное бытие, выходим за
рамки своего мирка и попадаем в большой мир. Благодаря этим и подобным
творениям мы начинаем понимать, что такое настоящая жизнь.

Историк, философ, моралист и психолог
находят у Шекспира подтверждения открываемых ими истин. А он, художник, не мудр­ствуя
и не поучая, воплощал эти истины как историю отдельных человеческих судеб. И
делал он это так, что читатель и зритель его драм приобщается к пониманию того,
как движется история. проникается желанием поразмыслить над сущностью важнейших
жизненных явлений, лучше постигает себя и окружающих.

1. Жизнь и
творчество Шекспира

Уроженец провинциального городка
Стратфорд-на-Эйвоне, сын ремесленника и торговца, получивший лишь начальное
образо­вание, он в двадцать лет покинул родной город и через пять лет оказался
актером лондонской театральной труппы. Попробовав свои силы в драме, он пытался
завоевать признание как поэт, из­дав поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция».
Поэмы были заме­чены и даже имели успех у образованных читателей. Но средств к
существованию поэзия не давала, если не считать подачек мецена­тов. Шекспир
вернулся к драматургии и писал для своей труппы по одной-две пьесы в год.
Впрочем, и писания для театра не при­носили автору большого вознаграждения.
Средства к существова­нию Шекспир получал как актер и пайщик труппы, признанной
лучшей среди лондонских актерских товариществ.

Эта труппа построила для себя большое
театральное здание «Глобус», она удостоилась в 1603 году наименования королев­ской
труппы. Актеры играли обычно для самой разнообразной городской публики, а в праздники
их приглашали играть при дворе.

Так жил Шекспир год за годом, сочиняя
пьесы, участвуя в исполнении их (а также пьес других авторов), копя деньги и
вкла­дывая их в недвижимость в родном городе. Ему было немногим за сорок лет,
когда он оставил актерскую профессию и вернул­ся, в Стратфорд, где приобрел для
себя самый большой камен­ный дом в городке. Здесь он прожил последние годы в
кругу семьи (жена и две дочери, сын Гамлет умер одиннадцати лет). В
пятьдесят два года Шекспир скончался и был похоронен в местном храме как один
из самых почтенных горожан Стратфорда.

Есть несомненное несоответствие между
красочной и полной драматизма жизнью героев Шекспира и будничным, монотонным
существованием их создателя. Скептики стали сомневаться: как мог этот
обыватель, жалкий актер без университетского образова­ния написать драмы,
содержащие столь много необыкновенных со­бытий, таких грандиозных героев и
такие бурные страсти? Есть люди, которые с трудом верят в это. Особенно
смущает, как мог недоучка вложить в свои произведения столь глубокие мысли, что
и поныне мудрейшие из мудрых восхищаются ими. Конечно, если отождествлять ум и
талант с дипломами и учеными звания­ми, то это покажется невероятным.

1.1.    
Пьесы
Шекспира

Для нас пьесы Шекспира прежде всего
великое явление книжной литературы. Многие представляют себе, что Шекспир писал
их для печати. Но в том-то и заключается особенность его пьес, что они писались
не для чтения. Трагедии и комедии Шек­спира были сценарием и либретто для
театральных постановок. Именно так создавал свои пьесы Шекспир. Поэтому од даже
не стремился к тому, чтобы увидеть их напечатанными.

Шекспир писал свои пьесы для
определенной труппы. Каждая роль предназначалась актеру, данные которого
учитывались при создании образа. Количество главных персонажей зависело от
состава труппы. Женщин-актрис в Англии тогда не было, и жен­ские роли исполняли
обученные этому мальчики-актеры. В разное время в труппе Шекспира таких
мальчиков было то больше, то меньше, сколько именно, нетрудно подсчитать, взяв
пьесы, напи­санные Шекспиром в разные годы. Обычно у него две-три-четыре
женские роли. Всего в труппе было не больше шестнадцати че­ловек, поэтому,
создавая пьесы с большим количеством действую­щих лиц, Шекспир делал так, чтобы
один и тот же актер мог сыграть две роли, одну в начале, а другую во второй
половине пьесы. Учитывал он также, что актеры, играющие большие роли, устают во
время спектакля. Поэтому он строил действие так, чтобы Гамлет, Фальстаф,
Отелло, Лир, Макбет не появлялись подряд в каждой сцене. Он устраивал передышки
для исполните­лей главных ролей. Шекспир учитывал также эмоциональное состояние
зрителей. После сцен большого драматического напряже­ния он вводил веселые,
смешные эпизоды, выпускал на подмостки шутов.

Подобные особенности пьес Шекспира
могли возникнуть только оттого, что автор до мелочей понимал театральную работу
и приспособлял свою творческую фантазию к конкретным услови­ям сцены. Ничего
подобного не могло прийти в голову философам и аристократам, если бы они
сочиняли пьесы в тиши кабинета. Пьесы Шекспира родились на сцене народного
театра его време­ни. Они настолько срослись с природой этого театра, что
теперь, когда техника сцены XVI—XVII вв. мало известна, по пьесам Шекспира
можно в значительной мере восстановить особенности тогдашней сцены и актерского
искусства.

Получить вкус к такого рода пьесам,
научиться писать их в университетах того времени было просто невозможно.
Тогдашняя университетская наука с презрением относилась к народному теат­ру и
безоговорочно осуждала пьесы, шедшие на его сцене. В ту эпоху в университетах
изучали в качестве образцов пьесы древне­греческих и римских авторов, особенно
последних. Авторы с уни­верситетским образованием, писавшие для образованной
публики, сочиняя трагедии, как правило, подражали Сенеке, а в комедиях — Плавту
или Теренцию. Когда же несколько молодых магистров из Оксфорда и Кембриджа —
Марло, Грин, Пиль и другие, поселив­шись в Лондоне, стали зарабатывать писанием
пьес для народных театров, им пришлось забыть правила драмы, изученные в универ­ситетах,
и писать в том духе, к которому привыкли зрители из на­рода. Эти
«университетские умы» обновили драму не столько в си­лу своей образованности,
сколько благодаря поэтическому таланту. Они обогатили язык драмы, подняв его на
высоту подлинной поэ­зии. Они подготовили почву для Шекспира. Он воспользовался
многими приемами, введенными ими в драму. Но главное, он нес в себе поэтический
дар, превосходивший таланты его предшест­венников, и столь острое чувство
драматизма, каким ни один из них не обладал в такой степени.

Драматургия Шекспира не скована
никакими жесткими рам­ками. Пьеса изображает не одно событие, а цепь
происшествий, зритель видит зарождение, развитие, усложнение и развязку со
множеством всевозможных подробностей. Нередко перед ним про­ходит вся жизнь
человека. А рядом с судьбой главного героя и ге­роини показаны и судьбы
остальных участников событий.

Шекспир часто ведет две, а то и три
параллельные линии дей­ствия. Некоторые эпизоды не всегда связаны с главным
действи­ем, но по-своему и они необходимы для создания атмосферы и для
обрисовки жизненных условий, в которых развивается траге­дийный или комический
конфликт.

1.2.    
Драмы
Шекспира

Сравнивая два типа драмы, немецкий
критик начала XIX ве­ка Август Вильгельм Шлегель метко определил, что античная
тра­гедия скульптурна, а трагедия Шекспира — живописна. И дейст­вительно, в
античной драме величественная и неизменная фигура героя или героини подобна
прекрасной статуе, тогда как в пьесах Шекспира много разнообразных персонажей,
и в целом его драмы подобны пестрым, многокрасочным картинам с обилием интерес­ных
деталей.

Шекспир принес в драму важные новые
художественные принципы, которых до него вообще не было в искусстве. Харак­теры
героев в древней драме обладали лишь одной какой-нибудь важной чертой. Шекспир
создал героев и героинь, наделенных чер­тами духовно богатой живой личности.
Вместе с тем он показал характеры своих героев в развитии. Эти художественные
ново­введения обогатили не только искусство, но и понимание приро­ды человека.

Сделать подобные открытия мог только
гений. Но и для вы­сокоодаренных людей нужны условия, чтобы задатки, заложен­ные
в них природой, могли развиться. Шекспиру посчастливи­лось жить в эпоху, во
многих отношениях благоприятную для творчества.

Нельзя сказать, чтобы то было время
большой свободы. В Англии господствовала деспотическая  королевская власть. В
обществе существовали вопиющие различия между богатст­вом верхушки и нуждой
народа. Но повсюду происходили ка­кие-то перемены. Менялось положение разных
сословий общест­ва. В частности, все большую силу приобретали богатые горо­жане.
Утратила прежнее могущество церковь. Духовный горизонт расширился оттого, что
англичане все чаще бросались в риско­ванные морские путешествия в поисках новых
товаров и новых земель. Относительная свобода возникла оттого, что никто
больше не был привязан к своей среде раз и навсегда, как это было
в фео­дальную эпоху. Люди покидали насиженные места в поисках сча­стья и
богатства. То была эпоха неожиданных удач, головокру­жительных карьер. В то время
как одни находили удовлетворение в приобретении материальных благ, другие
посвящали себя куль­турной деятельности.

2.    
Искусство
Шекспира

Театр заменял народу книги. Все, что
было в древней и но­вой литературе интересного, инсценировалось драматургами. На
сцене можно было увидеть и Троянскую войну, и гибель римской республики, и
похождения средневековых рыцарей, и истории английских королей. Все это
изображалось в духе гуманистическо­го мировоззрения, возникшего в эпоху
Возрождения.

Полностью развить в себе задатки,
заложенные природой, быть всегда деятельным, испытать все, завоевать все блага,
ка­кие есть в жизни,— такова была та новая мораль, которую ут­верждали
гуманисты. Созданное ими искусство, и в том числе пьесы Шекспира, изображают
людей деятельных, могучих, непо­корных, не боящихся никаких опасностей. Каждый
из них хочет полностью проявить себя, измерить все возможности жизни. В любви,
в науке, на государственном поприще они не знают преде­лов своим стремлениям.

Зрители, приходившие в театр смотреть
пьесы Шекспира и его современников, не интересовались повседневным и рядовым.
То было время великих поисков и смелых авантюр. Живя среди невероятных
возможностей, неожиданно открывшихся если не для всех, то для многих, видя
взлеты и падения дерзновенных смель­чаков, посетители театра хотели, чтобы
сцена отвечала их взвол­нованному чувству жизни. И театр шел навстречу этой
потреб­ности.

Драматическое искусство Шекспира
существенно отличается от искусства тех мастеров драмы, которые имели в своем
распо­ряжении сцену, богато оснащенную декорациями и всевозможными
приспособлениями для того, чтобы точно воспроизводить время и место
действия. Шекспир восполнял недостаточность внешнего убранства сцены
поэтическими описаниями, которые он вклады­вал в уста персонажей. Шекспир
владел магией слова. Одними только краткими репликами стражей в первой сцене
«Гамлета» он создает у читателя и зрителя ощущение тревожной ночи, а в «Ко­роле
Лире» речи старого короля в степи создают впечатление бури.

Точно так же, как в исторической
драме, Шекспир и в ко­медии начинал с овладения внешним действием. Его самые
ранние комедии «Комедия ошибок» н «Укрощение строптивой» еще близ­ки к фарсу.
«Двумя веронцами» начинается серия романтических комедий. Основу их
сюжета составляет какая-нибудь любовная ис­тория романтического характера, с
приключениями, переодевания­ми, недоразумениями и смешной путаницей. Таковы
«Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего»,
«Двенадцатая ночь», «Как вам это понравится», «Конец делу венец», «Виндзорские
насмешницы».

2.1.    
Комедии
Шекспира

Комедии Шекспира почти свободны от
сатирических элементов. Смешное в них не связано с осмеиванием пороков
отдельных лиц или всего общества. Оно здесь результат проделок или следствие
забавных случайностей, совпадений или недоразумений. Юмор со­путствует в
комедиях Шекспира лиризму, подчас переплетается, с ним. Это особенно тонко
проявляется в комедиях «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь» и «Как вам это
понравятся».

Шекспировским комедиям присущ смех, но
не осмеяние. Его комедии можно в полном смысле слова назвать праздничными, ибо
они возбуждают радость и веселье. Они являются праздничными еще и в другом
смысле.

Не так было в древности. Театральные
представления Древ­ней Греции были частью общенародных празднеств. То же мож­но
сказать и о народном театре средневековой Европы. Шекспир жил на переломе. Его
театр еще сохранял многие элементы на­родных празднеств, но уже в некоторой
степени становился те­атром в нынешнем смысле.

Цельность и сила характера отличают
молодых героев и ге­роинь комедий. Особенно прелестны шекспировские девушки,
пре­данные в любви, стойкие в жизненной борьбе, тонкие в чувствах и остроумные
в беседах. Рядом с этими героями романтического плана Шекспир выводит целую
галерею комедийных персона­жей — это его чудаки-простолюдины, педанты и
констебли, смеш­ные и не сознающие своего комизма, тогда как шуты—потешники и
острословы по профессии.

Радостное, весеннее ощущение жизни
нигде не проявилось у Шекспира так полнокровно, как в его комедиях.

2.2.    
Трагедии
Шекспира

Но есть и другой Шекспир, тот, кто
серьезно задумывался над противоречиями жизни, тот, кого до глубины души
потрясало ало, которое он видел в жизни. Трагические мотивы встречались и в
исторических пьесах молодого Шекспира, они ярко проявились в первой совершенной
трагедии «Ромео и Джульетта», написан­ной им приблизительно на тридцать первом
году жизни. Траги­ческое стало основным содержанием творчества Шекспира, когда
он приблизился к сорока годам. В тридцать семь лет он создает «Гамлета», в
сорок — «Отелло», в сорок один — «Короля Ли­ра», затем «Макбета», «Антония и
Клеопатру», «Кориолана» и в сорок четыре—последнюю из своих трагедий—«Тимона
Афин­ского».

Что же побудило Шекспира обратиться к
этому жанру? Мо­жет быть, чисто художественный интерес, стремление доказать,
что, достигнув совершенства в комедии и исторической драме, он в не меньшей
мере обладал умением писать трагедии?

Даже если допустить, что задачи чисто
художественные воз­буждали творческий дух Шекспира, все же, знакомясь с его
траге­диями, нельзя не почувствовать, что дело было не только в стрем­лении
автора освоить еще один вид драмы.

В большинстве трагедий, написанных
Шекспиром в зрелые годы, зло торжествует. Внешне оно, правда, терпит поражение
в такой трагедии, как «Макбет». Здесь злодей и захватчик трона в конце
оказывается побежденным. Но существо трагедии вовсе не в том, что идет борьба
между кровавым королем Макбетом и его противниками, а в том, что некогда
прекрасный и благородный че­ловек, подлинный герой по своим личным качествам,
подпал под влияние дурной страсти и властолюбие толкнуло его на множест­во
кровавых преступлений.

В трагедиях Шекспира всегда сильны и
значительны социаль­ные мотивы: неравенство сословий, общественная несправедли­вость,
деспотизм власти — эти вопросы настолько ясно освещены в трагедиях Шекспира,
что нет необходимости останавливаться на них подробно.

Трагедии Шекспира изображают не
только гибель и падение личности. Их герои — необыкновенные люди, наделенные
титаниче­скими душевными силами. Они заблуждаются, падают, соверша­ют роковые
ошибки, и все же, если они не всегда возбуждают со­чувствие, то, безусловно,
вызывают интерес. В них есть такие че­ловеческие качества и силы, которые не
могут не привлечь к ним хотя бы отчасти. И хотя трагедии раскрывают нам
несовершенст­ва людей, их ошибки и преступления, общее впечатление, остав­ляемое
ими, не является мрачным. Это объясняется тем, что даже в самом падении своем
они сохраняют достоинство. Шекспир стре­мится побудить не столько к нравственному
суждению о своих ге­роях, сколько приблизить нас к пониманию природы человека,
не­зависимо от того, придерживается ли зритель религиозной морали или является
свободомыслящим и не скован никакой системой догматической морали. И тогда
обнаруживается подспудная вера в человека, которая лежит в основе даже тех
произведений Шекс­пира, в которых люди проявляют себя не с лучшей стороны. Соз­нание
не только мощи, но и красоты человека пронизывает все творчество Шекспира.

В этом Шекспир—человек и
мыслитель—черпал надежду, что зло можно преодолеть. Мыслями об этом наполнены
последние пьесы Шекспира, где реализм уступает место сказочности, утопи­ческому
решению жизненных противоречий, с которыми сталкива­ются герои. «Цимбелин»,
«Зимняя сказка» и особенно «Буря» вы­ражают веру Шекспира в конечное торжество
лучших начал жизни.

В Шекспире сочетались два
великих дара: способность не­обыкновенно живо воспроизводить драматизм жизни и
умение об­лечь свое видение жизни в неповторимую прекрасную поэтиче­скую форму.
Без действенности нет драм Шекспира, но их нет и без его поэзии.

Молодой Шекспир увлекался
поэтизацией речи героев иногда даже в ущерб действию пьес. Зрелость его гения
проявилась в том органическом сочетании драматизма и поэтичности, которая харак­терна
для комических и трагических шедевров Шекспира.

Шекспир всегда любил
расцвечивать мысли своих героев поэ­тическими образами. Монологи Гамлета,
Отелло, Лира, Макбета производят такое впечатление потому, что драматизм
ситуации по­лучает равноценное выражение в речах огромной поэтической вы­разительности.

Поэтическим словом
Шекспир не только восполнял бедность убранства своей сцены. Она, кстати
сказать, была менее бедна, Чем кажется нам, привыкшим к декорациям. Театр того
времени обладал своими приемами для создания необходимой иллюзии реальности.
Поэзия служила Шекспиру вернейшим средством преодолеть в зрителя поверхностное
любопытство к тому, что произойдет в пьесе, и, проникнув в его душу, возбудить
ту силу воображения, которая помогает человеку увидеть мир лучше, чем тогда,
когда он смотрит на него только с трезво практическими целями.

Это свойство Шекспира сохраняется поныне. Читаем ли мы его пьесы, смотрим ли их на сцене, наше восприятие их не ограничивается
знакомством с событиями и героями. В нас возникает необъяснимое ощущение всей
полноты жизни, мы как бы поднимаемся на высоту, с которой видится то, что в
повседневности от нас скрыто.

Шекспир шире и глубже
поэтических образов.

Литература

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий