Неужели зло так привлекательно? (по роману Лермонтова Герой нашего времени)

Дата: 12.01.2016

		

Сочинение

«Неужели зло так
привлекательно?» По роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Филипп Кекс

Г. Таллинн

21.04.2001

Н

еужели
зло так привлекательно? Чтобы ответить на этот вопрос Печорина, надо сначала
уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечто
положительное.

С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие
определения слова «зло»:

1.   
Нечто дурное, вредное,
противоположное добру.

2.   
Беда, несчастье, неприятность.

3.   
Досада, злость.

В этих определениях трудно найти что-либо
привлекательное. Но значит ли это, что ответ на вопрос найден? На самом деле
очень трудно оспорить эти определения. Но добро и зло – это очень спорные
понятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешить
загадку добра и зла.

Антон Шандор ЛаВей в одном из своих произведений
писал: «Людям давно пора осознать, что без противопоставления жизненность
угасает. Однако противоположное долгое время было синонимом плохому .
Несмотря на обилие поговорок вроде «Разнообразие придает вкус жизни»,
«Все нужно…», «Трава всегда зеленее на другой стороне»..,
многие люди автоматически рассматривают противоположности как «зло»».
(Не совсем корректный перевод с английского языка может немного замутнить смысл
цитаты, но суть должна быть понятна.)

Он хотел сказать, что зло в людском понимании – это не
обязательно что-либо вредное и дурное, люди часто принимают за зло то, что им
не понятно, нечто необычное. На понятия зла и добра можно распространить теорию
относительности. У каждого человеческого сообщества, а быть может и у каждого
человеческого индивидуума, эти понятия могут сильно различаться. Например: в
средние века, во времена инквизиции, христианами совершались многочисленные
кровавые Крестовые походы на земли язычников. С целью обратить «неверных» в
христианство или уничтожить их. И эти зверства, в каком-то смысле были
оправданы потому, что язычество являлось для христиан злом. А христиане в свою
очередь являлись самым страшным злом для самих язычников.

И так, зло – это нечто необычное и непонятное. А может
ли оно быть привлекательным? Конечно да! Загадки всегда привлекали людей. Если
бы нас не привлекала неизвестность, то мы бы до сих пор жили в пещерах, как
звери.

Но можно ли это
толкование зла применить к произведению Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой
нашего времени»?

Печорина, несомненно,
можно назвать необычным человеком. У него нестандартное мировоззрение. Печорин
в своём дневнике несколько раз называет себя злодеем. Он был очень расчётлив в
отношениях с друзьями и возлюбленными. Хладнокровно и эгоистично сортируя все
свои и чужие мысли и чувства. Он не оставлял шанса выходу истинных эмоций.
«Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить
или нет…».

Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с
Максимом Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый,
накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. Максим
Максимович (можно сказать) сводит его с Бэлой.  Бэла привлекает Печорина
цельностью и естественностью натуры. В «любви дикарки» он пытается
найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним
чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на 
вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и  всё в то
время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин  приносит страдания всем
окружающим его людям. И по этому он тоже совершенно справедливо может именовать
себя злодеем.

Он не позволял себе влюбляться, потому, что боялся,
что ему могут изменить и нанести нестерпимую боль. И тем самым он обманывал
всех женщин.

В истории с Мэри Печорин, затевая интригу,
не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх 
потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство.

Глубокое и давнее
чувство Вера испытывала к Печорину. «Она единственная женщина в мире,
которую я не в силах обмануть». Вера лучше, чем кто-либо другой,
«проникла во все тайны» его души. Про Веру Печорин говорил: «За что
она меня так любит, право, не знаю! … Неужели зло так привлекательно?..»
Именно из-за нее он задаёт себе этот вопрос. Я думаю, что Вера его любила как
раз за его «зло», то есть за необычность. Есть такой тип женщин, как Вера, их
непременно привлекают мужчины, с которыми они никогда не будут счастливы.
Отношения с этими мужчинами для них явное зло. Познав горечь разочарований, эти
женщины в следующий раз выбирают такого же мужчину. Яркость чувств, и, хоть и
недолгая любовь с необычным человеком, для них привлекательнее размеренных
устоявшихся отношений с надёжным мужчиной.

Зло на самом деле
бывает очень привлекательным. Но может быть и наоборот, иногда люди боятся
того, что им неизвестно и непонятно, а страх в, свою очередь, вызывает
неприязнь или даже ненависть. Такое произошло в отношениях Печорина с
Грушницким. Печорин о Грушницком отзывался так: «Его  цель  —  сделаться героем
романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не
созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям,  что  он  сам почти
в этом уверился. … Я его понял, и он за это меня не любит, хотя  мы наружно в
самых дружеских отношениях. … Я его также не люблю: я чувствую, что мы
когда-нибудь с ним  столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
Они друг друга не любят, как раз из-за того, что не могут понять друг друга.
Каждый видит в другом соперника. У них разные жизненные принципы, и если бы
кто-нибудь из них понял бы и согласился с мировоззрением другого, быть может
они бы стали настоящими друзьями.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий