История Узбекистана — великие люди

Дата: 12.01.2016

		

  История Узбекистана — великие люди Баховутдин Накшбандий

Великие люди Узбекистана.
История Узбекистана. Выдающиеся личности в истории Узбекистана

В течение многих столетий
была популярна вера, что там, где благородная Бухара — небесный свет,
испускающийся на все мусульманские города, находится в форме колонны,
струящейся до неба; это — земля, благословляемая Аллахом, и священные
места делают свет быть таким. Мусульмане полагают, что 33 тысячи истинных
сторонников нашли их последнее место покоя на этой благословляемой земле.
Наиболее уважаемое священное место — где похоронен Баховутдин Накшбандий.
Баховутдин Накшбандий был известным представителем Центрально-азиатского Суфизма.
Он был под религиозным влиянием Суфистов с детства. Многочисленные научные исследования
Суфистов и Суфизма были созданы на многих языках. Во многих исследованиях
констатировано, что Суфизм имеет свои корни в различных верованиях философии.
Суфизм — форма мусульманского аскетизма, пропагандирующая любовь к соседям, к
лишенному. Суфисты посвящают всю свою жизнь служению Аллаху. Такой была жизнь
Баховутдина Накшбандия. Много чудес и легенд связано с его именем. О нем
говорится в книге «Тарих-и-Баховутдин» и других работах. Но
существует немного биографической и документальной информации о нем. Баховутдин
Накшбандий был рожден приблизительно 700 лет назад (в 1318г.) в деревне
Каср-и-Хиндуван около Бухары (и он умер там, в 1389 в возрасте 71 года). Его
отец был ткачом и гравировщиком по металлу. Как и его отец Баховутдин
Накшбандий также стал ткачом, и его шелковая материя с золотыми и серебряными
нитями была очень популярна. Если перевести «Накшбанд» —
«преследователь». Именно поэтому Баховутдин Накшбандий, как полагают,
являлся защитником ремесленников и их изделий кустарного промысла, особенно
если они имели какое-то отношение к декоративным образцам. В Узбекистане их
разнообразие можно наблюдать всюду: на материалах, одежде, стенах зданий
(гравировка на гипсе и деревянных дверях). Самаркандские и Бухарские изделия,
сделаны на медной поверхности, драгоценностях; вышивка Бухары пользуется
мировой известностью. Отец Баховутдина Накшбандия был пылким мусульманином
являющийся примером для своего сына. Дедушка, имея близкие отношения с
Суфистами, глубоко влиял на духовный рост своего внука. Согласно легенде
Баховутдин Накшбандий был вынужден жениться в возрасте 17 лет. Но после
рождения его первого ребенка, он не считал свою жену женою и не разводясь, он
жил с ней, как с сестрою. Это решение было принято под влиянием идей Суфизма,
что в браке нет необходимости для посвящения себя Богу. Что еще известно о
Баховутдине Накшбандие? Он прожил всю свою жизнь в Бухаре и ее окрестностях. Он
дважды сделал хадж (паломничество в Мекку). Он зарабатывал на ежедневный
хлеб собственным трудом. У него никогда не было служащих. История Узбекистана — великие люди   История Узбекистана — великие люди  Мавзолей Бахауддина Накшбанда
около Бухары.

Бахауддин Накшбанд, также Баха ад-дин Мухаммад б. Бурхан ад-дин
Мухаммад аль-Бухари
, известен также как Ходжаи Бузург и Шахи
Накшбанд (1318—1389) — суфийский учитель, считается основателем самого
значительного суфийского ордена Накшбандийа (фактически он является пятым
шейхом ордена).
Бахауддин родился в 1318 в семье таджика-ремесленника в
деревне Касри-Хиндуван около Бухары, умер и был похоронен также в родной
деревне, которая потом превратилась в место паломничества. Практически всю свою
жизнь он провёл в Бухаре или недалеко от неё. Дважды совершил хадж Его
биография практически неизвестна, потому что он запретил ученикам записыват его
деяния, и большинство сочинений появилось после его смерти. Трактат Анис
ат-Таибин
, который написал Салахаддин Мухаммад Бухари, умерший в 1383,
посвящён больше вопросам духовности и морали. Прозвище «Накшбанд» означает
чеканщик. Интерес к суфизму получил от деда. Первым его учителем был шейх
Мухаммад Бабайи Симаси, умерший в 1340 г., он направил его к шейху Амир Сайид
Кулалу, который посвятил его в общество дервишей ходжаган. Духовную инициацию
(руханийа) Бахауддин получил от Абдульхалика аль-Гиджувани, которого он увидел
во сне и который собственно направил его к Кулалу Кулалу. Он был сторонником
простоты и непритязательности вплоть до аскетизма, и отвергал обряды и показную
набожность. Он сформулировал 11 правил медитации (мушахида). Накшбанд
распространил «тихий зикр» с определённой методикой дыхания. Он при этом
отрицательно относился к показным сорокадневным постам, бродяжничеству,
публичным радениям (сама) с музыкой и танцами и громкому эикру, считал
бесполезным принцип силсилат ал-барака, когда барака («благодать»),передаётся
шейхам персонально по линии передачи от основателя. По его представлению барака
даруется непосредственно Богом, но не от шейха или патрона. Его принципами были
— духовная чистота, отказ от роскоши и стяжательства, непритязательность, отказ
от контактов с властями, затворничество в обители и узком кругу. При этом суфий
должен строго следовать сунне и выполнять все предписания шариата. Его
одиннадцать правил включают восемь от аль-Гидждувани и три дополнительных, на
которых основано тепер общество накшбандийа: Вукуфи замани – пауза для
самоконтроля. Постоянный самоконтроль за своим временем: если праведно, должен
благодарить Аллаха, а если неправедно, должен просить прощения. Вукуфи адади
— пауза для счёта. Повторять индивидуальный зикр отправлялся в строгом
соответствии с установленным числом повторов и установленным ритуалом. Вукуфи
калби
– пауза для сердца. Мысленное представление сердца с именем Аллаха,
чтобы ощущать, что в сердце нет ничего, кромеАллаха. Общество Накшбандийа
изначально опиралось на городское население, но впоследствии распространилось и
среди кочевников, деятельность общества привела к распространению ислама по
всей Средней Азии. Постепенно общество распространило свою деятельность на
османскую Турцию, Индию а потом и мусульманское Поволжье. Эмблемой общества
является сердце с вписанным в него словом «Аллах». После смерти Накшбанд был
признан святым, а также покровителем Бухары, в окрестностях которой провел всю
свою жизнь. Над его могилой в 1544 был воздвигнут мавзолей, который стал местом
паломничества среднеазиатских мусульман. Считалось, что троекратное посещение
мавзолея Накшбанда равно одному посещению святынь Мекки и Медины. Аль-Хаким
Ат-Термезий. История Узбекистана — великие люди  Великие люди Узбекистана. История
Узбекистана. Выдающиеся личности в истории Узбекистана Народы Средней Азии
способствовали всемирному научному и культурному
прогрессу. В течение столетий тысячи великих ученых прибыли из Средней Азии.
Один из них — Абу Абдалла Мохаммед бин Башир аль-Хаким ат-Термезий, который жил
в 9-10-ом вв. и был рожден в 810г. в Термезе. С самого детства Термезий
стремился к учёбе, он был способным студентом. До 25 лет он учился в различных
местах Мавероунахра. Наряду с естествознанием он охотно изучал религиозные
науки. Изучив все, что было доступно на его родной земле, он пошел в Багдад, чтобы
расширить свои знания. Багдад тогда был центром наук и просвещения. Много
выдающихся ученых того времени жили и работали в Багдаде. Позже Термезий
переехал в Басру. Он оставался там 3-4 года и затем сделал хадж в Мекку. После
хаджа он возвратился в Термез, где он работал как преподаватель и ученый. В
возрасте около 27-30 лет Ат-Термезий направил свое внимание к Суфизму, после
того, как он прочитал книгу известного Суфиста аль-Интикомия. Книга,
призывающая отвергнуть материальное благосостояние, глубоко впечатлила
Ат-Термезия. Это заставило его, начать жизнь отшельника и удалиться от мирских
дел. С тех пор он встречался только со своими студентами и учеными товарищами,
провел много времени за чтением. Преподаватель Ат-Термезия шейх Ахмад ибн
Хизрваи играл большую роль в его формировании, как великого Суфиста.
Ат-Термезий установил отношения с Суфистами Багдада и Египта. Он сделал
выдающийся вклад в продвижении Суфизма в Средней Азии. Согласно шейху
Абдулфатто Бакаре Ат-Термезий произвел более, чем 400 ценных научных и
религиозных работ, только 57 из них теперь доступны. Содержание этих уникальных
работ доказывает, что Ат-Термезий был великий философ и историк, эксперт в
мусульманском законодательстве, астрологии, математике и лингвистике своей
эпохи. Ат-Термезий был великий ученый и прогрессивно думающий человек. Он был,
очень эрудирован, наука была его главным интересом. Ат-Термезий его называли
«самым мудрым из мудрых». В течение всей его жизни он работал для
пользы людей, и вот почему люди обращались к нему «Термез-ата
(отец)». До сегодняшнего дня местные жители считают Ат-Термезия, как
основателя их города. Согласно книге египетского шейха Абдулфатто Бараки о
работах Ат-Термезия, он прожил долгую жизнь и умер в возрасте 115 лет в Термезе
в 932г.. Кусам ибн Аббас. Великие люди Узбекистана. История Узбекистана.
Выдающиеся личности в истории Узбекистана Кусам ибн Аббас — ближайший
сподвижник, двоюродный брат пророка Мухаммада — был одним из первых
проповедников ислама в Средней Азии. Пророк Кусам ибн Аббас принес в
Мавераннахр веру в единого Бога, а вместе с ней и законы шариата. Исламу почти
полторы тысячи лет. С тех пор как пророк Мухаммед возвестил миру о своей вере в
Аллаха, было много толкователей священного писания — Корана и Жития пророка.
Ислам в Бухаре и Самарканде не сразу стал верой всех жителей этих славных
городов. Древняя вера огнепоклонников — зороастризм — еще долго стояла на пути
ислама. И были еще семьи, в которых читали молитвы и из священного писания
мусульман Корана, и из доисторической Авесты. Имя этого «воителя за
веру» Кусама Ибн Аббаса окутано легендами и преданиями. Однако личность
эта вполне исторически реальна, как показывают различные источники, в том числе
письменные свидетельства IX века. Еще во второй половине VII века н.э., до окончательного
покорения городов войсками арабов он явился в Самарканд (по другим сведениям в
Мерв) и там умер. Легенды и предания повествуют о том, что Кусам ибн Аббас был
убит во время намаза (молитвы). Народный вымысел здесь чудесным образом
переплелся с действительными событиями. Вполне вероятно, что этот высокочтимый
среди мусульман своим родством с пророком газий (борец за веру) пал
«мученической смертью» во время своих проповедей или История Узбекистана — великие люди  молитв от рук
непримиримых в тот период с исламом самаркандцев. Хранители Шахи Зинда
обязательно расскажут туристам старинную легенду о том, что живший здесь Кусам
Ибн Аббас, закончив однажды проповедь, снял собственную голову с плеч, взял ее
под мышку и скрылся через узкую щель в пещере, где продолжает якобы, жить и
поныне. Отсюда и происходит название «Шахи — Зинда», что означает
«Живой Царь». Кусам ибн Аббас был современником пророка Мухаммеда. В
качестве двоюродного брата Мухаммеда Кусам во время правления эмира Алия был
хакимом Мекки, а после кончины Алия в правление халифатом Маовия был назначен с
небольшой частью войск в Самарканд для утверждения мусульманства и введения
основ шариата. По словам Ал-Белазури Кусам ибн ал-Аббас ибн Абд-ал-Мутталиб был
участником похода в Маувераннахр и скончался в Самарканде «или, как
говорят, был там убит». Легенда утверждает, что близ Самарканда Кусам
выдержал до семидесяти сражений с местным населением «неверными»,
которые дважды возвращались к вере «тарсо», но после многочисленных
казней оставшиеся жители были обращены в мусульманство. В 56 году хиджры
(676-677 гг.) «язычники», обитавшие в Пянджикентских горах,
неожиданно напали на Самарканд. Мусульмане, занятые отправлением намаза, не
оторвались от моления и все были перебиты в местности Намазгах. При этом погиб
Кусам ибн-Аббас, пораженный стрелой. По другой версии, Кусам в этот день не
испил вина мученичества, минбар под ним раскололся, и он, пройдя в
образовавшуюся щель, скрылся с глаз неверных. Еще по одной версии, Кусам,
отбиваясь от врагов и получив массу ран, д