Рецензия на произведение Бунина Господин из Сан-Франциско

Дата: 12.01.2016

		

«Господин из
Сан-Франциско»  И.А. Бунин

Начало
20 в., время, очень насыщенное для России такими событиями, как революции,
войны.

Уже
тогда Бунин называли одним из лучших мастеров слова в России. Он пишет такие
произведения, как «Сны Чанга», «Легкое дыхание», «Грамматика любви». В 1915
году Бунин пишет, пожалуй, одно из самых ярких своих произведений «Господин из
Сан-Франциско».

 Изначально
рассказ назывался «Смерть на Капри». Его замысел Бунин связывал с повестью
немецкого писателя Томаса Манна «Смерть в Венеции», но ещё больше с
воспоминаниями о неожиданной кончине одного американца, приехавшего на Капри.
Впрочем, как признавался сам Иван Алексеевич, «и «Сан-Франциско», и все прочее»
он выдумал, живя в имении своей двоюродной сестры в Елецком уезде Орловской
губернии. + Рассказ начинается на корабле «Атлантида». Главным героем является
господин из Сан-Франциско. Бунин не дает ему имени. Это объясняется тем, что
никто его так и не запомнил, что таких, как он, много. Господин едет «в Старый
Свет на целых два года, с женой и дочерь, единственно ради развлечения». У него
есть распланированный маршрут, деньги, желания. Он во всех отношениях чувствует
и ведет себя господином. Но так ли это на самом деле? Нет. За свои пятьдесят
восемь лет он так и не научился жить, любить, чувствовать, радоваться жизни,
поэтому как он ни старается, ни посещает все культурные и развлекательные
мероприятия, так никакого удовольствия он и не получает. Здесь ему «приятно, но
скучно, точно снегом освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей, в
которых повсюду одно и то же: величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой,
а внутри – огромная пустота, молчание…». Так и сам господин: снаружи элегантен,
ухожен, красив, а внутри пуст, бездушен. Для него не существует семьи, радостей
или неприятностей, любимой женщины. В его жизни нет неожиданностей или
сюрпризов, у него все размеренно, расписано по дням, часам и секундам. И он
притворяется, что счастлив. Очень символична та любовная пара, которой
заплатили, чтобы она изображала, играла в любовь за хорошие деньги то на одном,
то на другом корабле.

На
протяжении всего рассказа можно проследить, что Бунин использует в основном
черный, белый, красный, золотой цвета в описании жизни богатых людей. Это не
случайно. Ведь именно в такие цвета одевались королевские особы. Например,
красная мантия с вышитыми золотом лилиями и черно-белым горностаем. +Господин
из Сан-Франциско – один из многих пассажиров большого корабля «Атлантида»,
«громадного отеля со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с
собственной газетой», — на верху которого развлекаются и веселятся все сливки
общества, в том числе и сам господин из Сан-Франциско.

Все
это происходит посреди океана, символизирующего бесконечно текущую жизнь,
непредсказуемую в её поворотах. Он «был страшен, но о нем не думали», «на баке
поминутно взвывала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали
сирену, – её заглушали звуки прекрасного оркестра». Сирена – символ мирового
хаоса, «музыка» – спокойной гармонии.

Господин
приезжает в Неаполь, и сама природа начинает мешать его планам: солнце
«обманывало», сеял дождь, всюду происходило что-то ужасное. Но ничто не
колеблет господина, и он с семьей отправляется на Капри. И там, как и
полагается, все обходятся с ним как с господином. Его селят в самый изысканный
отель, «приставляют самую красивую и умелую горничную», «самого видного из
лакеев». Ему достается все самое-самое, но это пока он способен платить.

И
вот он умирает, умирает, только начав «жить». Но смерть совершенно не
вписывается в образ богатого отеля. «Не будь в читальне немца, быстро и ловко
сумели бы в гостинице замять это ужасное происшествие, мгновенно, задними
ходами, умчали бы за ноги и за голову господина из Сан-Франциско куда подальше
– и не единая душа из гостей не узнала бы, что натворил он». Господин умирает в
«самом маленьком, самом плохом, самом сыром и холодном» номере.

Рассказ
заканчивается на том же самом месте, где и начинался, — «Атлантиде». Здесь все
всё так же веселятся, танцуют и развлекаются, только нет нашего господина из
Сан-Франциско, он возвращается домой не в первом классе, теперь он скрыт от
людских глаз в утробе корабля – в трюме, он лежит в просмоленном гробе.
+Возникает видение Дьявола, наблюдающего «корабль, многоярусный, многотрубный,
созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем».

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий