Функції філософії

Дата: 13.02.2016

		

ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ


План

Вступление

Глава 1. Философия в системе культуры. Функции философии

1.1 Философия в системе культуры

1.2 Функции философии

Глава 2. Природа философских проблем

Вывод



Вступление

Формирование мнения марксиста привело к созданию качественно новой формы материализма, что обогатил диалектикой — учением о развитии. Принципиальным вкладом в новое диалектически-материалистическое мировоззрение появилось впервые осуществлено К. Марксом распространения материализма на общественную жизнь, на человеческую историю. Это повлекло за собой обстоятельное переосмысления самой сути, назначение философии.

Маркс высоко ценил традиции философской мысли. Ярмо вдохновляли сократовський образ философии как життєрозуміння, идеалы “высшей мудрости«, сформулированные представителями классической философии. Вместе с тем созданное им материалистическое учение об обществе внесло существенные изменения и понимание, что ранее сложилось. Суть этого изменения заключались в рассмотрении философии как особой формы суспільного. исторического развития. Такой подход отличался от сложившейся традиции, хотя и сохранил в себе все лучшее из наследия прошлого. Введение в философию.

Что же пришлось пересмотреть в складывавшегося веками образе философии? И историко-философської традиции до Маркса прочно закрепилось представление о философский ум как носители “высшей мудрости», как верховной интеллектуальной инстанции, что позволяет глубинно понять все існуюче. какие вечные его принципы. В свете новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представление о особое, надісторичну позицию философского ума стали принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе философское, появилось как выражение исторически изменяя гася бытия, именно вплетенные в исторический процесс и подвержено различным его действиям.

Мислителю. что живет в определенных исторических условиях, крайне трудно преодолеть их воздействие. Притязания на абсолютную позицию Маркс характеризовал как профессиональную иллюзию философов и других представителей духовного труда иллюзорными представлялись ему и идеалистические помыслы о активное действие абстрактной философской мысли, как таковой, на общественную жизнь, безоговорочное приписывание сознания роли главного двигателя истории. В традиционном образе философии (особенно в абстрактных идеалистических учениях) Маркса не удовлетворял значительный отрыв от реальной жизни, от проблем современности. Возможности воздействия на “земные дела” он связал с принципиально новым типом философии, что выражает самые передовые общественные тенденции и активно поставленной на службу истории«. Он пришел к убеждению: надісторичне, далекое от конкретной социальной практики, відвернуте философское мышление не позволяет рационально осмысливать, понимать, реальные жизненные проблемы. Введение в философию.

В абстрактной, позаісторичній форме философии Марксова болтовня симптом определенной убыточности традиционной философской сознания, которая в целом он высоко ценил, новым представлениям о философии как автономном царстве разума” противопоставил совсем другой взгляд: импульс, для теоретического мышления дает жизнь, практика: философия же должна осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеалы, цели на основе анализа этого опыта. Таким образом, материалистическая концепция общественного развития привела Маркса к переосмыслению традиционной оценки социальной роли философии, к отказу от укоренившихся в сознании философов завышенных претензий. Отсюда, однако, вовсе не следовало умаление роли философии. Просто новый подход позволил Марксу по-новому раскрыть ее сущность и место в общественной жизни людей, в истории.

В противовес традиционным представлениям К. Маркс и Ф. Энгельс включают философию в комплекс общественно-исторических дисциплин, что “относятся к обществу, а не просто к природе» ', к общественной жизни, понимаемой как исторический процесс. В новом марксовому видении философия появилась, таким образом, как форма социально-исторического знания. Это относилось прежде всего к предмету философского осмысления. Общественное сознание поняла как выражение общественного бытия. Философия же, будучи универсальной, самой емкой исторической формой общественного сознания, появилась как особый способ отражение общественно-исторического бытия во всей его полноте. (Заметим в связи с этим, что до сих пор сохраняются следы абстрактного, позаісторичного подхода к философии. Это проявляется, в частности, в акцентировании внимания при определении философии в общем — на универсальных закономерностях, принципах, категориальних схемах, абстрактных моделях бытия, тогда как в тени остается момент постоянном ее связи с конкретной исторической действительностью, с жизнью, с актуальными проблемами времени, эпохи, сегодняшнего дня)

В свете такого понимания ранее предложенное описание отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесена за рамки мира, он — внутри него; в ближайшее бытием для людей выступает общественное бытие, их отношение к природе косвенно общественным бытием — трудом, знанием; границы в системе “человек — общество — природа« подвижные.

Философия в новой интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем — практики, познания, политики, права, морали, искусства, наука, в том числе естествознание, на основе которого во многом воспроизводится научно-философская картина природы. Самое емкое выяснения общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействия, развития всех ее составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально историческом жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского світопрояснення.



Глава 1. Философия в системе культуры. Функции философии

1.1 Философия в системе культуры

Философия многогранна. Обширно поле, многообразные проблемные пласты, области философского исследования. Тем временем в различных учениях нередко односторонне выделяются только те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи “философия — наука» или “философия — религия« в отвлечении от остальных всего комплекса вопросов. В других случаях на единый и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир человека или язык и т.д. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему разнообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля, теоретического предшественника. Маркса, включала философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского світопрояснення вообще. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Схематично это можно представить в виде “ромашки», где “лепестки« — области философского изучения различных сфер культуры; число “лепестков» может быть, меньше (специализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции). Отражая открытый характер философского постижения мира культуры, схема позволяет неограниченно добавлять в нос новостью разделы философского мировоззрения.

Историко-материалистический подход дал возможность понять философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такой подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает острой современной потребности в широком, полноценному світопрояснення, которое не может быть достигнут на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее пройдем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами корреляций многообразных проявлений человеческой деятельности в различных исторически конкретных типах культур.

Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку такая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, К. Маркс имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории. Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующий на этой основе философско-теоретическое мировоззрение.

С исторической точки зрения, философия — не первичная, простейшая форма сознания. До момента возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накопленные различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии — это рождение особого, вторичного тина общественного сознания, направленной на осмысление форм практики, культуры, уже сложились. Не случайно воплощен в философии способ мышления, обращенный но всему нулю культуры, называют критически-рефлексивным.



1.2 Функции философии

Какие же функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей? Прежде всего, философия обнаруживает (експліцирує) самые общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческое жизни людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и др. Категории отражают самые общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого понимания интеллекта. Эти понятия приложены не к какой-то одной области явлений, а до каких-либо явлений. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельных оснований, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категории. В схеме “ромашка” сердцевина соответствует общему понятийном аппарате философии — системе категорий.

Много веков философы считали категории вечными формами “чистого разума”. Историко-материалистический подход обнаружил другую картину: категории формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в языковых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-исторической образовании, анализируя формы высказываний и действий людей, философы проявляют самые общие основания языкового мышления и практики.

В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействия. Поддавшись теоретическом проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии — онтологию (от греч. — сущее и обучения). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека — практические, познавательные и ценностные; отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиологія (от греч. — деятельный), гносеология (от греч. — познание) и аксиологія (от греч. — ценный).

Философская мысль проявляет не только интеллектуальные, но также этически-эмоциональные и другие “универсалии”, всегда относящиеся к конкретным исторических типов культур и вместе с тем что принадлежат человечеству в целом, всемирной истории.

Кроме функции экспликации «универсалий» философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации — перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входило в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Откуда же черпали философы материал для этой работы? В процессе исторического развития база философских обобщений меняла свой облик, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. Ну а на первых порах философская мысль обращалась к разным позанаукових и донаукових, в том числе обыденным, формам опыта. Например, разработанное в древнегреческой философии учение о атомистическую строение всего сущего, на много столетий что предусмотрело соответствующие конкретно-научные открытия, опиралось на такие практические наблюдения и навыки, как разделение материальных вещей на части (дробление камней, мельничная дело и другие). Кроме того, определенную пищу для обобщений давали и любопытные наблюдения самых разных явлений — пылинок в световом луче, растворение веществ в жидкостях и т.п. был привлечен и математический опыт делимости отрезков и др., что был в то время Широта охвата явлений, рассмотрение во единственной точкой зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимается над частковостями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли нередко служили толчком к открытию странных особенностей и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутреннего противоречия различных явлений и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика принимают участие во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогатил по мере развития, углубления конкретно — научных знаний.

Источником обобщенных философских идей, понятий служил и продолжает служить критика и рационализация нефілософських форм мировоззрения. Так, взяв от космогонической мифологии много ее тем, идеи, вопросы, ранняя философия переводила поэтические образы мифа на свой язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. Источником формирования общих философских представлений в последующие эпохи нередко была религия. Например, в этических концепциях немецкой классической философии в ряде случаев слышны мотивы христианства, преобразованные из религиозной их формы в теоретические умогляди. Дело заключается в общей ориентации философской мысли на рационализацию, выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. Выполняя эту функцию, философия в идеале как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. Введение в философию.

К этому примыкает также важна критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения обычно сопровождается критикой разного рода ошибок, заблуждений, ошибок, стереотипов, которые встают на пути к истинному познанию, правильного действия. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывание догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркнул Ф. Бекон, остро что осознал, что во все века философия встречала на своем пути “надоедливых и отягчающих противников«: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода препятствия. Бекон назвал их “призраками», обратив внимание на то, что среди “призраков«, парализующих познания и мудрую действие, всякий раз оказывается вечный враг живого, любознательного интеллекта — укоренившаяся привычка к догматического способа познания и соображения, приверженность заранее данным понятием, принципам, с которыми стремятся “согласовывать” все остальное.

По отношению к предыдущему и имеющегося культурно — исторического опыта философия выполняет роль своего рода мировоззренческого “сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы мировоззрения. Вместе с тем они стремятся не “выплеснуть вместе с водой и ребенка«, стремятся сохранить в відкиданих формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической “селекции”, аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему времени, но и к будущему. Как форма теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать в мыслях “проигрывать» различные варианты мировоззрения (“возможные миры”), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает вполне ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается, в частности, существованием в истории философии различных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.

Отталкиваясь от форм дофілософського, позафілософського или философского мировоззрения, ранее сложившихся подвергая их критике, рациональному переосмыслению, систематизации, философия формирует на этой основе обобщенный теоретический образ мира в его співвіднесеній с человеческой жизнью, сознанием и соответствующий данному этапу исторического развития. В мире философии переводятся на особую теоретическую язык и мировоззренческие идеи, рождаемые в политическом, юридическом, нравственной, религиозной, художественной, технической и других формах сознания. Усилиями философского интеллекта осуществляется также теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки — нарастающих массивов научного знания. Важнейшей функцией философии в культурно-историческом жизни людей является согласование, интеграция всех форм человеческого опыта — практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление — необходимое условие гармоничного и сбалансированного общественной жизни. Так, чтобы стать полноценной, политика должна быть скорельована с наукой и нравственностью. Она немыслима без правового обеспечения, научного обоснования, гуманистических нравственных ориентиров, внешне учета национальных, религиозных и других особенностей разных народов, наконец, без опоры на мировоззренческие ценности здравого смысла. Примечательно, что к ним сегодня нередко обращаются при обсуждении важнейших политических проблем. Соответствующая интересам человечества мировоззренческая ориентация требует интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их согласования посильно только для универсального мышления, обеспечиваемого той сложной духовной работой, которую в человеческой культуре взяла на себя философия. Введение в философию.

Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмет, цели, способы и результаты философской деятельности. Это не могло не сказаться и на понимании характера философских проблем.



Глава 2. Природа философских проблем

Корни мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Выявления К. Марксом их исторического характера, существенное изменение способов философского исследования обусловила, привело к переосмыслению этих вопросов. Так, что казалось вечным отношения “человек — природа« было переосмислене как исторически изменчивое, зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином этапе истории. Оказалось, что данная проблема в разные исторические периоды способна не просто менять свой характер, обостряться, становиться напряженной, но и перерасти в глобальную проблему, как это случилось в наши Дни.

Историко-материалисты толковали также все аспекты философской проблемы “мир — человек”. Классические философские вопросы (про отношения “человек — природа», “природа — история”, “личность — общество«, “свобода — несвобода”) и при новом подходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение. Они появились как выражение реальных диалектических “полярностей”, неустранимых из жизни людей и поэтому принципиально неустранимых по философии.

Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в разные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый вид. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новую общую концепцию философии, ее назначение. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление старой формы философских учений вовсе не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.

В свете историко-материалистического подхода классические философские проблемы потеряли вид неизменных, умозрительно решаемых проблем. Марксу удалось найти искомую “земную основу”: они появились как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, что имеют открытый, незавершенный характер. Отсюда их теоретическое решение мыслится не как окончательно снимая проблему. Динамическое, процессуальное, как сама история, содержание философских проблем накладывает печать на характер их решения, призванного резюмировать прошлое, определять конкретный вид проблемы в современных условиях и прогностически осмысливать будущее. В таком ключе была осмыслена, в частности, одна из важнейших философских проблем — проблема свободы. Маркс преодолел ее сугубо абстрактное решение, примером которого может служить, в частности, тезис Спинозы “свобода есть осознанная необходимость”. Получение свободы осмысляется им как длительный процесс, обусловленный закономерным развитием общества и приобретая в каждый период истории вместе с общими также особые, не предполагая стандартных решений черты. Введение в философию.

Новым было также понимание философских проблем не как “чистых проблем» сознания, а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике. Отсюда вытекало, что и философская мысль должна осмысливать такие проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане.

В больших философских проблем обращались и обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и исторической смене характера самих проблем все же в их содержании и смысле будет сохраняться определенная смысловая единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительный решение. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

Что же до отношения “мир — человек” (“бытие — сознание” и т.п.), то она тоже причастна к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. И стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что широкополые человеческие связи с миром разворачиваются в ходе истории. Они реализуются в формах труда, быта, изменяющиеся в изменении верований, развития знаний, в политическом, нравственном, художественном и другом опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, составляющих главный предмет философского осмысления, — явление вполне историческое.

Человеческая история — реальность особого рода. Это — сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных составляющих ее. Причем оба компонента переплетено, взаимодействуют, неразрывны. Отсюда и двоякая направленность философского исследования — на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на разные, в том числе теоретические, отражение этих реалий в человеческом сознании — с другой. Например, философский анализ проблем свободы предполагает, как объяснял Маркс, умение различать, что конкретно было, а что представлялось “свободой« (“несвободой”) людям разных исторических эпох и формаций. Аналогично обстоит дело со всеми философскими проблемами. Осмысление, с философской точки зрения, политики, права и т.д. предполагает разграничение соответствующих реалиям и отражающих их взглядов, учений.

Может показаться, однако, что на природу как на предмет философского интереса сказанное не распространяется, что до природы философский ум обращается прямым образом, вне всякой связи с человеческой историей, практикой, познанием. Это иллюзия. Вопрос, что представляет собой природа в ее самых общих чертах, по сути равнозначно вопросу, которые наши практические, научные и другие знания о природе, что дает их философское обобщение. А это значит, что философские концепции природы тоже формируются на основе критического анализа, сопоставлений, отбора, теоретической систематизации различных исторически возникающих сменяли, дополняющих друг друга образов природы в нефілософській сознании людей.

В общественно-исторической жизни людей в целом и в каждом из конкретных ее “пластов” тесно переплетены объективное и субъективное, бытие и сознание, материальная и духовная. Ведь все предметы, создаваемые людьми, будь то машины, архитектурные сооружения или полотна художников, является упредметненими человеческий труд, мысль, знания, творчество. Вот почему философское мышление, связанное с осмыслением истории, требует сложных процедур разграничения этих составляющих — мыслимого и реального. Этим и объясняется “биполярный, субъектно-объектный характер” всех типично философских размышлений. Не случайно важным долгом философов, как и других специалистов, изучающих общественно-историческое жизни людей, Маркс считал объяснения механизмов появления и существования не только настоящих, но и искаженных представлений о действительности, преодоление всяческих деформаций объективного содержания проблем. Отсюда необходимость для философа критической позиции, учета искажающих факторов. Одним слоном, и эта часть задачи связана с выяснением смыслового поля “мир — человек — человеческое сознание», то есть с тем или иным решением основного вопроса философии в его конкретных исторических проявлениях.



Вывод

Итак, классическая традиция связывала философию с збагненням ночных принципов понимания мира и человеческой жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни людей, склонных изменении, развитии. Отсюда следовало перетлумачення предмета, методов, результатов философии как исторических, принимающих различный вид в разные эпохи. Маркс стремился преодолеть традиционную обособленность философии от реальной действительности, а также претензии философов на окончательное мнение о ней. Сегодня в условиях интенсивного обновления советского общества на глазах меняются формы хозяйственного, политического, духовного жизни, что устояли, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, формируются свободные, демократические взгляды, позиции. Ясно, что замкнутая на себя именно философская мысль не способна отразить процесс таких быстрых изменений общественной реальности.

На том, что переживается нами сейчас серьезном переломном этапе истории возникла настоятельная необходимость более четко определить полномочия философии, ее отношение к действительности, к решению сложных современных проблем. С этой точки зрения представляется крайне важным выяснить мнения о назначении философии, к которым пришел Маркс в результате серьезных теоретических размышлений и преодоления спекулятивно-умозрительный, замкнутого в себе философствования. Важно відродити. ввести в действие разработанную Марксом интерпретацию философии как социально исторического знания, мировоззрения, но стояния связанного с жизнью, практикой, открытого новым ситуациям и проблемам.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий