Тема Революции в Творчестве Блока

Дата: 12.01.2016

		

Краткая  биография.

                Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в
Петербурге. Его дед по

матери 
А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.

Отец
поэта был  профессором философии и права  Варшавского универсетета .

Жена
Блока – дочь знаменитого  русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы

будущий
поэт провел в семье Бекетовых, жил в  дедовском имении Шахматово

(недалеко
от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе

и
искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными и

научными
переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых , способствовала

тому
, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством.  В 1906 году  Блок

закончил
историко-философский факультет Петербургского университета ,еще

будучи
студентом, он начал  писать стихи  .  В памяти Блока сохранился характерный

эпизод
из студеньческих лет .  Свои стихи , написанные по мотивам  картин

В.Васнецова
, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического   журнала

«Мир
божий »  .  «Пробежав стихи, — вспоминает Блок в позднейшей автобиографии  ,

—     
Он сказал : «Как вам не стыдно , 
молодой человек , когда в университете бог

знает 
что творится !» — и  выпроводил меня со свирепым равнодушием  .  Тогда это

было
обидно , а теперь  вспоминать об этом приятнее ,  чем обо многих  позднейших

похвалах
» .   Блок прожил сложную жизнь, в сложное время . 

Россия на рубеже XIX-XX-веков . 
Жизнь быстро меняется и усложняется .

Развитие
промышленности и транспорта , средств связи , технический прогрес делают

её
интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом , активными

поисками
в философии и религии . Навстречу новому веку в стране зарождается новое

искуство
, которое теперь мы называем  искусством «серебрянного века» . Наивный и

плоский
«реализм» , прописные истины «позитивизма»  перестают удовлетворять ; 

«гармонические»
средства стиха XIX века в  значительной мере стираются .

Дерзко-
с вызовом в литературу входят новые силы: Константин
Бальмонт,

Валерий
Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий

Мережковский
обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка

и
о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового

направления
в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».

            Десятилетием
позже явились и  «младшие». Два молодых поэта, никому не

Известные,
не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально

Всматривались, 
во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоим
необыкновенной  “эпохой зорь” и

Связывались  с мистическим ожиданием,предзнаменованием
чего-то нового,

Необычного, глобально- значительного.

            Один из этих людей – Александр Блок-
наблюдал эти закаты в Петербурге,

другой- Борис  Бугаев, вступивший в литературу под
псевдонимом “Андрей Белый”,

в Москве. Оба  испытывали влияние новейшей поэзии,
жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов
Достоевского,поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва.
А.Белый теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза,
имеющее не только

художественное, но и пророческое, жизнетворческое
значение.

            Стихи юного А.Блока , еще нигде не
печатались, и его мать пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художнице
О.Соловьевой, в то время там бывал

Андрей Белый,живший по соседству.  В письмах Зинаиде
Гиппиус- известной

Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что
Боря Бугаев (А.Белый)  от

стихов  Петербургского новоявленного поэта А.Блока в
восторге.

В январе 1903 года началась их переписка,
причем оба написали одновременно

так,что письма встретились и разминулись в дороге,
чему было придано мистическое

значение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок
приехал в Москву со своей

молодой женой состоялась их личная встреча.

            Белый в Москве стал главой кружка
“аргонавтов”,  члены кружка

познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к
сердцу и посчитали своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал
“греметь” в группе восторженных

его приверженцев.

            Писать стихи Блок стал очень рано, но как
поэт определился не сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста,он принял
участие в нескольких

любительских и полупрофессиональных
спектаклях.Лирические стихотворения

создавались попутно, как бы для себя,как средство
самовыражения. Блок не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколько
сотен. И когда в 1903 году

появились в печати две подборки стихотворений Блока, а
затем и первый сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют.
Блок сразу выступил не

как начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали
сопостовлять с Фетом.

Он входит в литературные круги обеих столиц,
знакомится с Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым  —
становится заметной фигурой

молодого в то время течения – символизма.

            Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был
механическим собранием всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), он
тщательно составлялся и

отличался единством темы и композиции,где каждое
стихотворение развивало общую

идею.  Эта идея была внушена Блоку поэтической
философией В.С.Соловьева: идея

Вечной
Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия

связывались
с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только

календарно,но
и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном

(чуждом
в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на

рубеже
двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильное
влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживания
человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт

сложился
в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним

поэтические
искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-

с
творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.

Идиалистическая
настроенность, служение  Женственности и Красоте, усадебные

мотивы,
сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевность
стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.

Отталкиваясь
отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой

символизма,
Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на

завораживающих
недоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливой
стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобное
затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о
Таинственной,

Непостижимой
Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основой
первой книги лирических

произведений Блока            ,которому сам поэт
придал вид и значение лирического дневника.

                        Одноко
эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята

            традиционной
либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в

            “Стихах
о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно
думать,что в ранних стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием

неблагополучия,
космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт
присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот

фабричного
труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются 

в
книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в поэте

сознание
гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир делится на

голодных
и сытых . В творчество  поэта врывается редкая у него открытая

политическая
лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом  всемирным…» ,

однако
революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-

как
личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .

             
В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907) .

Заглавие
указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» , связанного

с
движением народа  ,  социальных низов . В открывающем том програмном

стихотворении
та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без возврата» .

Сумятитца
городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов , изображающих

город
в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , — во всей его фабрично-

заводской
и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-романтического

трубадура
Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .

Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей
материальной плоскостью

также
разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок рассорился со

своими
друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим здесь

измену
канонам символизма .

Центральное стихотворение  сборника- 
«Незнакомка»(1906г) принесло Блоку

            громкую 
известность . Здесь женщина — видение , воплощение идиала, но в отличие

            от Прекрасной
Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный ,хотя

            и
противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокий
человек в состоянии

психологической
депрессии, причины которой социальные , заливает свое отчаяние

алкоголем.
Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и

«бродяжнической
жизни» поэта в эти годы.  Фигура бродяги, странника,

отрекающегося 
от традиционных ценностей городской кульры и находящегося

в
пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он беззаветно

любит.
Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только

датой
,но и местом  его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве

Блока
огромная тема Родины.       

            Третья
книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии

 Блока,здесь
поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы

прежнего
«декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой

простотой.
Главная тема книги – Россия, ее сложная  трагическая  история,

выражает 
боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.

            Россия
вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе

и
интеллигенции,  о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к

пошлости 
и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не только

лирики
Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества.

Именно
эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его

творческогонаследия
во всех жанрах.

            Февральскую
революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с надеждой

на
изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на  военной службе,он

писал
матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».

            Весной
1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть

одним
из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,

раследовавшей
деятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии

проходила
в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом

работы
в ней  Блока стала его документальная книга «Последние дни императорской

власти
(1921г).

            К
Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.

В
ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение

дневника
, но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.

В
несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое стихотворение

«Скифы»,
посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с

Западом,
и статья «Интеллигенция и революция»        

                        Поэма
«Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее

толкование
как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием

предупреждал
от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема революции

не
означала для поэта политической , агитационной направленности поэмы.

В
«Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.

Поэтическая
идеализация большевистского переворота,если она в какой- то мере и

присутствует
в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим

изображением 
революционного Петрограда и самих свершителей революции из

народных
низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределенной

позиции
поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но

в
то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в

произведении
–пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего.

С
1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший гибели» (запись

в
дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость  и слабость восприятия

революции
Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,

появляющегося
в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости

революции.

                        Характерно,что
не только писательская элитат в лице  А.Ахматовой,

Д.Мережсковского,
З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы

Блока,
но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно,

тем
более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных

органах
левых эсеров,с которыми поэт, не входя  организационно ни в какие партии

имел
литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко

временному
аресту и допросу в ЧК.

                        Блок
поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее

«музыкальный
напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-«страшного мира»

            неприязнь
к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес

            интеллигенции
и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,

состояние близкое к помешательству,могут служить
материалом для психопатолога.      

Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и
помогают нам только понять,

какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации”
толкала поэта в стихию

революции.

            Переворот в сознании Блока, его новые
произведения вызвали целую бурю

в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта
была для всех вне всяких

подозрений, но тем не простительнее было его “падение”
для тех и других.

Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в
реальной политике,

повинуясь только голосу собственных эмоций и
собственной совести.Блок

ждал от революции совсем не того, что она несла
реально. Скоро выяснилось,

что ожидаемая  очищающая “стихия” , “музыка”
революции, появление “человека

артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не
состоялись.Блок уповал

на культурно-преобразующую роль революции, а она
обернулась сугубым

бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и
невиданным падением

нравов.

                        Образ
Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.

            Все
последующее время ,до самой кончины – стало кресным путем для Блока.

            Блок
не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,

            в
которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся.Мне трудно

            дышать,
сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня

            1921
года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный

            отъезд
в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о

разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда
недорозумений и проволочек 

5 августа разрешение было получено ,но затерялись
анкеты, и нельзя было выписать

заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт
скончался, как познее написал

А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий