Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии

Дата: 13.02.2016

		

Дипломная работа

По методике обучения
географии и краеведению

На тему:

«Формирование знаний о
русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии»

Санкт-Петербург 2008

Введение

Цели обучения
географии в средней школе и ее содержание определяются потребностями общества.
Социальный заказ школе, учитывающий достижения географической науки и изменения
в окружающем мире, предъявляет требования к школьному географическому
образованию, к повышению географической грамотности, географической культуре
подрастающего поколения.

В настоящее
время для школы вряд ли можно найти цель важнее, чем поиск путей образования и
воспитания Человека в гармоничном сочетании с условиями стремительно
меняющегося мира. Культурологический подход как педагогическое явление стал
особенно актуален в 90-е годы нашего столетия в связи с переосмыслением целей
общеобразовательной школы и переходом к личностно-ориентированному обучению.

Наиболее
эффективно, как считает И. Бестужев-Лада, изучение прикладной культурологии
и надо говорить «о более органичном включении культурологических сюжетов во все
существующие школьные предметы» [7]. И действительно, культурологический
потенциал ряда учебных предметов, в том числе школьной географии, довольно
значителен, но еще не осмыслен и его образовательные и развивающие возможности используются
пока еще явно недостаточно и бессистемно.

Формирование
всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего географической
культурой через познание окружающего мира, является целью географического
образования.

В результате
изучения географии у учащихся формируется нравственно-оценочное отношение к
окружающему миру. Как и другие науки, география формировалась в потоке
многогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирной
истории и культуры человеческой цивилизации в целом от представлений древнего
человека до понятий о геосистемах территориальной организации.

Чем глубже
географический кругозор народа, тем больше у него возможностей к полному и
глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и
общую культуру «путем географизации мышления и действия» [41].

В этом смысле
знания о русских исследователях-путешественниках как нельзя лучше соответствуют
задачам современного образования и способствуют формированию целостной картины
мира, развитию познавательного интереса у учащихся, обладая при этом большим
воспитательным потенциалом.

С другой
стороны сокращение часов на некоторые курсы географии заставляет учителей
перестраивать учебные планы, что приводит к снижению времени на изучение того
или иного материала в целом и к уменьшению внимания к знаниям о русских
исследователях-путешественниках в частности.

Сложность
данной проблемы также заключается и в том, что в настоящее время существует
большое число образовательных программ по географии, в которых содержание
знаний о русских исследователях-путешественниках сильно разнятся, что в свою
очередь отражается на формах изложения данного компонента географического
знания в учебных пособиях.

Все эти вышеперечисленные
факторы и создают дополнительные трудности для учителя при формировании у
учащихся знаний о русских исследователях-путешественниках.

Сказывается
также отсутствие литературы по данному вопросу. Наиболее близкая по смыслу –
работа В.П. Максаковского «Географическая культура», в которой рассматриваются
вопросы содержания учебников с точки зрения знаний о «научных персоналиях» как
одного из инструментов формирования географической культуры личности. Как
самостоятельный элемент в рамках школьной географии знания о русских
исследователях-путешественниках не освещены в научных работах.

Но
необходимость освоения этих знаний продиктована не только желанием общества
сформировать образованного и культурного Человека, но и самой насущной для
выпускников задачей – сдать ЕГЭ по географии, где в любом варианте тестового
задания, последним вопросом первой части присутствуют вопросы по истории
географических открытий.

В
методической литературе вопрос методики преподавания знаний о русских
исследователях-путешественниках в школьном курсе географии не нашел еще
достаточного отражения. Наконец, хочется подчеркнуть, что слабое освещение
данной проблемы в педагогической литературе отражается на практике преподавания
географии в массовой школе и объясняет падение интереса у учащихся к изучению
предмета в целом, а также низкий уровень качества знаний о русских
исследователях-путешественниках. В этом убеждает анализ констатирующего этапа
эксперимента, проведенного нами среди учащихся 8-х и 9-х классов школы города
Санкт-Петербурга.

Все это
подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования, поскольку
разработка методических рекомендаций по формированию знаний о русских
исследователях-путешественниках обусловлена недостаточной разработанностью в
методике места и роли данных знаний как средства достижения географической
грамотности учащихся в соответствии с формируемыми стандартами.

Цель
работы
заключается
в развитии географической грамотности учащихся при изучении русских
исследователей-путешественников в школьном курсе географии.

Задачи
работы:

1. 
Анализ
научной и методической литературы по проблеме.

2. 
Определение
места и роли знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании
географической грамотности личности.

3. 
Анализ
и сравнение действующих программ и учебников по курсу школьной географии.

4. 
Проведение
констатирующего эксперимента с целью определения состояние проблемы
формирования знаний о русских исследователях-путешественниках у учащихся при
изучении школьного курса географии 6–9 классов.

5. 
Отбор
и адаптация знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу
географии.

6. 
Создание
методических разработок по формированию знаний о русских
исследователях-путешественниках в школьном курсе географии.

исследователь
путешественник русский география

1. Проблема
формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в
психолого-педагогической, методической литературе и в практике

1.1 Место
и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического
кругозора учащихся

О роли и
значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и
писали очень многие известные ученые и писатели. Речь шла о географии как
явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой
культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о
том, что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и
явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и
социально-экономической основами общественного производства, ориентацию на
разумное и нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идет
о главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих основу
миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической
картине мира, как части общей научной картины мира» [25].

Географическая
культура возникает путем воспитания образованной, культурной личности,
владеющей основными элементами политической, экономической, экологической,
нравственной, физической культуры, культуры поведения, речи и т.п. Фундаментом
развития географической культуры служит географическая грамотность:
представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о
природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического мышления
школьников.

«Нам очень
важно создать целостную картину мира, причем желательно до того, как мы
разрушим все из-за собственного невежества…» – писал три десятилетия тому назад
замечательный шведский географ 30-х – 70-х гг. В. Вильям-Уолсон [5]. На
наш взгляд именно знания о русских исследователях-путешественниках, их
открытиях и дают возможность осознавать целостность природы, общества и
человека, целостность пространства, времени и истории мира – что возможно
является единственным путем, сберегающим от разрушения.

При изучении
педагогическую и методическую литературу по проблеме географической культуры,
выявилось, что нет прямого указания на знания о русских
исследователях-путешественниках, как на один из ее элементов. С другой стороны,
именно знания о русских исследователях-путешественниках, как часть школьного
географического образования, являются той базой, на основании которой
воспитывается общая культура и географическая грамотность личности.

Таким образом,
перед нами встала необходимость обосновать связь географической культуры и
грамотности со знаниями о русских исследователях-путешественниках. Для решения
этой задачи нужно:

– во-первых,
проанализировать компоненты географической культуры;

– во-вторых,
выявить структуру знания о русских исследователях-путешественниках;

– в-третьих,
проанализировать и выявить связи между ними.

Географическая
культура включает в себя четыре основных компонента:

– географическую
картину мира;

– географическое
мышление;

– методы
географии;

– язык
географии [25].

Географическая
картина мира – основополагающее понятие, элемент географической культуры,
который лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской
и практической работы в области современной географии, и отражает представления
человека о природе и обществе, его отношение к ним. В связи с этим,
«географическую картину мира» следует рассматривать как целостный образ мира,
имеющий исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты и
соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному
географическому познанию.

Однако в
науке до сих пор нет единого подхода к трактовке понятия «географическая
картина мира». Выбор той или иной трактовки рассматриваемого понятия обусловлен
необходимостью решения практической задачи – формирование у подростков
географической картины мира как компонента географической и общей культуры
человека.

Географическая
культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. По
утверждению Н.Н. Баранского, – «это мышление, во-первых, привязанное к
территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное,
комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли» [2].

Все
разнообразие географических методов сводится к трем категориям: общенаучные,
междисциплинарные и специфические для данной науки.

К
специфическим методам в географии относятся сравнительно-описательный,
экспедиционный, картографический, аэрокосмический.

Все
географические исследования отличает специфический географический подход – фундаментальное
представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взгляд
на природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом.

Каждая наука
и каждый школьный предмет обладают своим языком. Есть все основания говорить о
существовании «географического языка», который имеет определенный набор
терминов, географических имен, что придает ему индивидуальность и особый
колорит.

Следовательно,
язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географической
культуры. Овладение географической культурой предполагает хорошее владение
языком географии, который включает следующие компоненты:

– понятия
и термины

– факты,
цифры и даты;

– географические
названия и язык карты;

– географические
представления (образы) [46].

В знаниях о
русских исследователях-путешественниках можно выделить следующие компоненты:

– имена
исследователей и путешественников;

– даты;

– факты;

– научно-популярные
сведения.

Имена
исследователей и путешественников необходимы для самого существования знания
этого рода.

Даты являются
тем компонентом, который обуславливает историзм географического подхода к ним.

Под фактами в
этом виде знаний подразумеваются совершенные исследователями-путешественниками
экспедиции, походы, а также различные открытия и написанные ими труды.

Научно-популярные
сведения на наш взгляд один из наиболее важных компонентов знаний о русских
исследователях-путешественниках для формирования географической культуры
личности. Без них они остались бы сухим перечислением заслуг, не несли бы в
себе потенциал культурологического характера и не смогли бы соответствовать
цели популяризации научного географического знания. Эта цель, по мнению
некоторых ученых, реализовывает задачу «Учится должно быть интересно!» [26]. Проанализировав
все вышеперечисленные компоненты взаимосвязь между географической культурой и
знаниями о русских исследователях-путешественниках можно представить следующим
образом:

Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии

Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии

Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии

Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии

Целостный образ мира,
имеющий исторически обусловленный характер

научно-популярные
сведения

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий