Теория и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского Преступление и наказание

Дата: 12.01.2016

		

«Теория» и поведение
Раскольникова

в романе Ф.Достоевского
«Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» вырос
на почве русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писатель
воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и
человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь хищников,
хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.

В этом мире
нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников. Он крайне беден, худо
одет, озлоблен против людей, но душевное состояние его было таково, что он даже
не смущался своим видом. «Столько злобного презрения уже накопилось в душе
молодого человека», что «он менее всего совестился своих лохмотьев».

Болезненно
ощущая унизительность своего положения, Родион мучился сознанием бессилия
облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В таком душевном
состоянии у Раскольникова рождается протест против законов, моральных норм,
которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью, развивая теорию деления
людей на две категории: одни властвуют – это сильные личности, Наполеоны, удел
других – вечное подчинение. Герой рассуждает «о разрешении крови по совести».

И вот
Раскольников совершает преступление – убивает старуху-процентщицу. Исповедуясь
Соне, он заявляет: «Я сам хотел поскорее узнать, вошь ли я, как все, или
человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…» Разговор о старухе вызывает у
Раскольникова мысль о том, можно ли пожертвовать жизнью одного человека для
спасения многих, можно ли загладить добрыми делами преступление.

У
Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление помочь людям с
теорией «сильной личности».

Он полагал,
что сможет соединить в себе власть Наполеона с назначением благодетеля,
ведущего человечество к счастью, был уверен, что убийство ростовщицы окажется
той пробой, которая докажет правоту его идеи, возможность её претворения в
жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны Ивановны и тем более Лизаветы
превращало его в его же глазах в тирана и злодея. Раскольников потрясён,
страдает, временами замирает от ужаса. Его теория не выдерживает проверки, и он
сам сделать вывод: «Я себя убил, а не старушонку».

Проба
Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран и благодетель
рода человеческого, а задуманный им путь спасения не выдерживает суда совести.
Совершенное кровавое дело опустошило его душу. Раскольников хотел привести мир
к справедливости, но наполеоновский путь исключал равенство и братство.

Только поняв
антигуманность теории господства одним над другим, Раскольников становится на
путь новой жизни, которая заключается в единении с людьми, в желании примкнуть
к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий