Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне в литературе

Дата: 12.01.2016

		

«Истина
заключается
в том, что, не
смотря на тяжелейшие
испытания, мы
победили»

А.
Чаковский

Мир
не должен забывать
ужасы войны,
разлуку, страдания
и смерть миллионов.
Это было бы
преступление
перед павшими,
преступление
перед будущим,
мы должны помнить
о войне, о героизме
и мужестве,
прошедших ее
дорогами, бороться
за мир — обязанность
всех живущих
на Земле, поэтому
одной из важнейших
тем нашей литературы
является тема
подвига советского
народа в Великой
Отечественной
войне.

Эта
тема сложна,
многообразна,
не исчерпаема.
Задачи современных
литераторов,
пишущих о войне
— огромны. Им
необходимо
показать значимость
борьбы и победы,
истоки героизма
советских
людей, их нравственную
силу, идейную
убежденность,
преданность
Родине;
показать трудности
борьбы с фашизмом;
донести до
современников
чувства и мысли
героев военных
лет, дать глубокий
анализ в один
из самых критических
периодов в
жизни страны
и их собственной
жизни.

Отсюда
жанровое разнообразие
произведений
о войне, большие
эпические
произведения,
в которых дается
осмысление
сложных
общественно-политических
процессов
периода войны
в их связях с
прошлым и будущим
страны, мировой
истории /Романы
К.Симонова. В.
Гроссмана, Ю.
Бондарева, В.
Богомолова
и др./;
психологическая
проза, раскрывающая
основы личности
в трагических
коллизиях войны
/В. Быков, Б. Васильева,
В. Астафьева,
В. Распутина
и др./;
художественно-документальные
произведения
/ Д.Гранин, К.Воробьев,
С.Смирнов и
др./;
драматургия
/пьесы К. Симонова,
Б. Корнейчука/;
поэзия /стихи
М. Джалиля, М.
Луконина, С.
Гудзенко/

Независимо
от жанра, все
произведения
объединены
одним — «памятью
сердца», страстным
желанием поведать
правду о пройденных
дорогах войны.

Автобиографическая
повесть — «Это
мы, господи!»
была написана
в 1943 году. Ровно
30 дней находясь
в подполье,
зная, что смертельная
опасность рядом
и надо успеть,
писал К.Воробьев
о том, что довелось
ему пережить
в фашистском
плену. Страшные
картины проходят
перед глазами
читателя: «Стриженые
головы, голые
ноги и руки
лесом торчат
из снега по
сторонам дорог.
Шли эти люди
к месту пыток
и мук — лагерям
военнопленных,
да не дошли,
полегли на пути
… и молчаливо
и грозно шлют
проклятья
убийцам, высунув
из-под снега
руку, словно
завещая — Мстить!
Мстить! Мстить!»

Откроем
лирическую
повесть В.Астафьева
«Пастух и пастушка
/Современная
пастораль/»

Ее
герой, двадцатилетний
лейтенант,
убивал фашистов,
хоронил товарищей,
слышал, как
«трещали кости
пехотинцев,
утюженные
гусеницами
танков», одним
словом, воевал,
а умер, именно
умер, от незначительной
раны. Причина?
Три дня любви.
Зачерствевшее
сердце вдруг
оттаяло, запело,
заговорило
стихами и … не
смогло находиться
среди крови,
насилия, смерти.

Своеобразно
разрабатывает
тему войны
белорусский
писатель В.Быков,
его произведения
отличает
нравственно-психологическая
проблематика.
Бескомпромиссность
нравственных
требований.
Основой его
сюжетов является
ситуация
нравственного
выбора. Писатель
дает художественное
исследование
моральных основ
человеческого
поведения в
их социальной
и идеологической
обусловленности.

Повесть
«Сотников»
Зима 1942 года.
Партизанский
отряд, обремененный
женщинами,
детьми, раненными,
окружен. Заканчиваются
боеприпасы,
нечем кормить
людей. На разведку
посылаются
двое — Сотников
и Рыбак. Они
попадают в руки
фашистов. Перенеся
пытки, Сотников
погибает, Рыбак
ценою предательства
остается жив.
Два типа жизненного
поведения, цена
подвига и позорный
финал нравственного
компромисса,
истоки героизма
и предательства
— вот главные
проблемы,
раскрывающиеся
через эти образы.
Рыбак — смелый
боец, когда за
его спиной
стоят свои,
оказавшись
же один на один
с врагом, он
идет сначала
на компромисс,
потом — на предательство
и убийство
товарища.

Анализируя
этот характер
В.Быков приходит
к выводу, что
истоки предательства
Рыбака выходят
из детства,
когда он шел
на, казалось
бы, мелкие жизненные
уловки.

Сотников
— скромный,
незаметный
человек, без
всяких внешних
признаков героя
и необыкновенной
личности, простой
учитель. Почему
же будучи больным
и слабым он
пошел на ответственное
задание?
Ведь одной из
причин того,
что они оказались
в руках врага,
явилась его
болезнь — он не
сдержал душивший
его кашель и
этим обнаружил
себя и Рыбака.

Измученный
пытками, шантажируемый
фашистами («Мы
все равно их
найдем, а тебя
запишем в
предатели»),
он остается
не сломленным.
Истоками его
мужества, героизма
явилась глубокая
убежденность
в справедливости
той борьбы,
которую ведет
народ, воспитавший
и вскормивший
его. Сотников
погибает физически,
но не духовно.
Перед казнью
он видит в толпе
мальчика, встречается
с ним и убеждается,
что честно
выполнил свой
долг.

Тема
повести В. Козько
«Скудный день»
— оборванное
войной детство,
душевная незаживающая
рана. Место
действия — небольшой
белорусский
городок;
время действия
— 10 лет спустя
после войны.
Основное, что
характеризует
произведение,
— это напряженный
тон повествования,
который зависит
не сколько от
сюжетного
развития событий,
сколько от
внутреннего
пафоса, психологического
накала. Этот
высокий трагедийный
пафос определяет
весь стиль
повести.

Колька
Летичка /это
имя дано ему
в детдоме, своего
он не помнит/,
маленьким
ребенком попал
в концлагерь,
где содержались
дети доноры,
у которых брали
кровь для немецких
солдат. Ни матери,
ни отца он не
помнит. А те
нечеловеческие
душевные и
физические
страдания,
которые он
испытал, вообще
отнимают у него
память о прошлом.

И
вот через 10 случайно
попав на судебное
заседание,
слушая показания
бывших полицейских-карателей,
мальчик вспоминает
все, что с ним
произошло.
Страшное прошлое
оживает — и убивает
Кольку Летичку.
Но смерть его
предопределена
теми событиями,
которым уже
больше 10 лет.
Он обречен:
никакие силы
не способны
восстановить
того, что у него
было отнято
в детстве.

Крик
Кольки, прозвучавший
в зале суда, —
это эхо зова
о помощи всех
детей, насильно
отторгнутых
от матерей:
«Мама, спаси
меня!» — закричал
он на весь зал,
как кричал на
всю землю в том
далеком 1943, как
кричали тысячи
и тысячи его
сверстников.

Невозможно
даже перечислить
все произведения,
воспевавшие
героизм народа
в Великой
Отечественной
войне. На могиле
Неизвестного
солдата в Москве
высечены слова:
«Имя твое неизвестно,
подвиг твой
бессмертен»
Книги о войне
тоже похожи
на памятник
погибшим. Они
решают одну
из проблем
воспитания
— учат молодое
поколение любви
к Родине, стойкости
в испытаниях,
учат высокой
нравственности
на примере
отцов и дедов.
Их значение
все более возрастает
в связи с огромной
актуальностью
темы войны и
мира в наши
дни. Оружие
писателя — вклад
в общее дело
борьбы за мир.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий